Наследие Конрада Ликостенеса

Самая знаменитая книга эпохи Возрождения о непознанном

Интерес протестантских авторов и теологов XVI в. к чудесам и знамениям увенчался появлением одного из величайших книжных проектов. Базельский священник, преподаватель и философ Конрад Ликостенес потратил свыше двадцати лет на то, чтобы собрать из хроник, книг и летучих листков сведения о всевозможных чудесах, начиная с библейских времен и до момента написания рукописи. Итоговый вариант этого труда, изданный в Базеле в 1557 году, содержит примерно полторы тысячи описаний всевозможных аномалий и свыше 700 гравюр. Некоторые рисунки были стандартными и повторялись, но многие были изготовлены в одном экземпляре, довольно точно копируя изображения в первоисточниках.

Конрад Ликостенес (1518–1561).
Конрад Ликостенес (1518–1561).
 

Такой проект стал возможным не в последнюю очередь благодаря тому, что Конрад был своим человеком среди базельских издателей и типографов. Он был женат на Кристиане Гербстер, сестре издателя Иоганна Гербстера, успешно совмещающего бизнес с должностью профессора Базельского университета. Гербстер, более известный нам под латинизированной в соответствии с тогдашней модой фамилией Опоринус, преподавал там греческий и латынь, а Конрад Вольфхарт, ставший на латинский манер Ликостенесом – грамматику и диалектику. В 1545 году 27-летний Ликостенес стал священником церкви св. Леонарда, но при этом не потерял интереса к науке. Именно тогда начали выходить его книги, посвященные вопросам классической греко-римской древности. Конрад одним из первых понял, что рукопись Юлия Обсеквенса о римских чудесах, сохранившаяся в единственном экземпляре с пробелами, без начала и конца, была сокращенной выпиской из дошедшего до нашего времени не полностью труда Тита Ливия «История Рима от основания города». Все это давало возможность отчасти понять, что содержалось в утраченных книгах Ливия и, наоборот, восстановить ряд пробелов в рукописи Обсеквенса. Подготовленное Ликостенесом издание Обсеквенса с дополнениями и комментариями оказалось столь хорошим, что печаталось без всяких изменений в течение четырех веков.

Титульный лист «Хроники знамений и чудес» (1557).
Титульный лист «Хроники знамений и чудес» (1557).
 

Слава, выпавшая на долю созданной им «Хроники знамений и чудес», оказалась еще более долгой. Эта книга стала источником вдохновения для многих подражателей, а сюжеты и рисунки из нее используются до сих пор. «Хроника...» была переведена на почти все языки Европы, включая русский, а ее сокращенные варианты печатались три века подряд в разных странах. Одна из рукописных копий древнерусского перевода сопровождалась восторженным предисловием: «Человек великой науки, философ и дохтор Кондрат, прозвище ему Ликостенес... писал книгу драгую, дивную... чудеса великие, которые явилися на небеси и на земли от начала света до Рождества Христова и до сего века. И недавно тому как ту книгу перестал писать, 1557 по римскому счету, да переписав он ту книгу, захвалил всему свету и тот час того города великого Базилии боляром болшим думным, самим собою живущим, меж себя выбирали людей добрых на власть монархии. Тот же философ Кондрат начало свое совершил теми словесы: послух на меня есть Господь Бог, который чудное дело делает, яко душа моя пред Богом есть, что есмь в тех книгах ничего не смыслил, из думы своей ничего не писал, от Адама первого человека с великою правдою и неложно ту книгу написал; и выбрал я ту книгу от великих и многих мудрецов...» [1]. Отрывки из Ликостенеса имеются во многих русских рукописях [2].

Немецкий вариант книги Ликостенеса.
Немецкий вариант книги Ликостенеса.
 

Возможно, «Хроника...» оказалась бы еще толще, но в процессе ее написания Конрад тяжело заболел. Он упоминает, что 21 декабря 1554 г., «когда я уже готовил к печати издание своих «Апофтегмат» и выходил из кабинета, меня разбил страшный паралич. Я медленно сел на землю, в один момент потеряв не только голос, но и все ощущения правой стороны тела. Я не мог двигаться с головы до ног, только смотреть и слушать, не мог произнести ни единого слова в течение 12-ти дней, ни встать на ноги, не мог пошевелить ни одним пальцем, будучи прикованным к кровати целых три месяца. Конечности, казалось, превратились не в дерево, а в самые твердые камни и едва могли согреться ни трением, ни огнем, ни каким-либо другим способом... Все видевшие ужасную болезнь отчаялись насчет моей жизни. Но милосердный Бог, сила которого совершенствуется в нашей немощи, услышав мои постоянные молитвы и молитвы Своей церкви обо мне, частично восстановил здоровье трудами выдающегося врача Вильгельма Гратороли Бергоматиса» [3]. Правая сторона тела так и осталась парализованной, но Ликостенес научился писать левой рукой и закончил работу. Именно из-за этого последняя часть труда, посвященная чудесам при жизни автора, оказалась весьма краткой, хотя многое он видел своими глазами.

Популярность его книги не в последнюю очередь была обусловлена тем, что автор не слишком запугивал читателей грядущим Страшным судом и относил к чудесам самые разные истории, где каждый мог найти что-то на свой вкус. В «Хронике...» описывались природные катастрофы, необычные животные, уроды и патологии, странные происшествия, колдовство и магия. Немалая ее часть посвящена необычным явлениям на небе. Многие из них в наши дни легко опознаются как падения метеоритов, гало или северные сияния, другие были явно вымышлены в политических или религиозных целях и некритически подобраны Конрадом, но некоторые описания все еще представляют немалый интерес. Он признавал, что многие события в «Хронике...» имеют естественные причины, но предупредил, что человеческому разуму часто бывает сложно отличить естественное от сверхъестественного. Важны только последствия, которые вызывали подобные события, а не их точные причины; какими бы они ни были, знамения и чудеса созданы Богом для нашего вразумления. Они возвещают о Его силе и величии, вселяют страх в сердца грешников и становятся источником благочестивых размышлений для христиан. Кроме самих знамений, Конрад вкратце описывал современные им политические события. Читатель, лично столкнувшийся с какой-то аномалией, легко мог найти ее аналоги в книге Ликостенеса и прочесть, какие после этого произошли перемены в жизни государств и королей, а потом сделать собственный прогноз на будущее.

Также по теме
Для людей в эпоху Возрождения небо было экраном, на котором Бог демонстрировал чудеса и знамения. Все, что сколько-нибудь выходило за рамки обычного, тут же толковали в соответствии с Библией, не упуская возможности намекнуть всем на грядущий Судный день. Книгопечатание донесло эти идеи до широких масс, а люди образованные принялись писать трактаты о чудесах. Недавно обнаруженный красочный альбом, названный «Аугсбургской книгой чудес», и нарисованный в 1550–1552 годах, прекрасно вписывается в эту традицию.

К сожалению, латынь в наш век учить не престижно, и современные авторы, пытаясь процитировать Ликостенеса, постоянно делают более или менее грубые ошибки. Я старался сверить то, что понял из латинского текста, с немецким и староанглийским переводами, но и после этого не уверен в идеальной точности цитирования. Вдобавок ко всему рисунки в нем не всегда соответствуют тексту, и полагаться на них может быть опасно. Художники рисовали их не с натуры, а попытались изобразить описанное, не являясь большими знатоками латыни. Даты в книге тоже не всегда ясные: Ликостенес часто ссылается на церковные праздники или пользуется древнеримским календарем наряду с юлианским, причем не только при описании событий в Риме до Рождества Христова. Например, 19 июня 1550 г. «жители Саксонии из Трибиния, близ Виттенберга, оплота муз и хорошей учености, видели много знамений. В небе появился большой олень, окруженный двумя армиями, сражающихся с великим шумом. На землю текла кровь, словно дождь. Солнце выглядело ужасающе искаженным, оно как бы раскололось надвое, и одна из частей, казалось, склонилась вниз к земле. За двенадцать дней до июльских календ [21 июня] в Виттенберге в небе видели окровавленный меч и осадную машину на колесах, как пишет Иов Финцель. Там же в праздник св. Иоанна Крестителя [24 июня] между шестым и девятым часами на ясном небе был виден черный крест с изогнутым наподобие крюка дротиком в передней его части» [4].

Небесная битва над Требинием.
Небесная битва над Требинием.
 

На приложенном рисунке солнце действительно расколото, но обе части одинаковы и ни одна из них не склоняется к земле. Еще хуже дело обстоит с последним наблюдением из вышеприведенной записи: дротик был нарисован совершенно прямым, хотя в тексте описано нечто противоположное. Я сверял перевод с немецкой и староанглийской версиями, но и там речь идет о чем-то изогнутом.

Крест и дротик в небе над Виттенбергом.
Крест и дротик в небе над Виттенбергом.
 

В еще одной истории из книги Ликостенеса дротик был настоящий, а не видением на небе. Он пишет, что в 1076 г. «в то время как Харальд, король Дании, вел войну с Харкином, и оба войска были готовы к бою, над головами был замечен дротик, который летал вверх и вниз по воздуху удивительным и хаотичным образом, казалось, отыскивая подходящее место, чтобы нанести удар. Все люди смотрели с большим изумлением на это великое чудо, не зная, что оно может предвещать, но его падение навлекло беду, как все они и подозревали, только на голову Харкина, который был сражен, убитый наповал этим дротиком» [5]. Кто на самом деле метнул смертоносный дротик, история умалчивает – видимо, легенда про божественное вмешательство оказалась выгоднее правды.

Не все рисунки в книге вводят в заблуждение. Некоторые оказались выполненными настолько мастерски, что по ним можно восстановить подлинную астрономическую картину явления и выяснить, что же на самом деле наблюдалось. Астроном Даниил Святский обратил внимание на одно из кратких сообщений, гласивших, что в 192 г. перед смертью императора Коммода в Риме «появилось много чудесных знамений, среди дня светились звезды и были видны возле Солнца со многими лунами». Запись сопровождалась очень сложным рисунком, по-видимому, скопированным из какого-то первоисточника.

Знамение перед смертью императора Коммода. Рисунок из издания 1737 года.
Знамение перед смертью императора Коммода. Рисунок из издания 1737 года.
 

Астрономические вычисления показали, что в конце октября 192 г., действительно, к востоку от Солнца находилась близкая к наибольшему блеску Венера, а возле самого Солнца и тоже к востоку Юпитер. Кроме того, здесь же должна была находиться яркая комета этого года, наблюдавшаяся китайцами и описаннная как «белая, с хвостом в 100 локтей длины». В октябре китайцы ее видели к югу от Колоса Девы недалеко от Солнца, которое в это время переходило из созвездия Девы в Весы. Однако в это время не было не только полного, но и частичного солнечного затмения. По мнению Д. Святского, остается допустить, что какие-то необычайно благоприятные атмосферные условия позволили наблюдать Венеру, Юпитер и комету днем возле Солнца. Явление осложнялось гало, возможно, пересекающим Солнце, если в этом смысле понимать два полумесяца на рисунке. Если же это указание на положение лунного серпа перед новолунием и после него, то можно точно определить дату рисунка: 23 октября 192 г. [6]

Указание на видимость звезд днем в Италии для этого времени не единично. У Геродиана, историка римской империи, кроме того указывается на видимость звезд днем в 190 г., у Диона Кассия – в конце марта или начале апреля 193 г., перед смертью Юлиана (Венера была в западной элонгации по вычислению Н. И. Идельсона) и у Ликостенеса – в 195 г. Таким образом весь конец II века нашей эры отмечен частыми случаями наступления необычайно благоприятных условий в состоянии нашей атмосферы для видимости звезд днем. В истории известны также случаи видимости звезд днем в течение трех дней 20–22 апреля 1547 г., когда Солнце казалось огненным шаром и вокруг на небе были видны звезды. Этот случай приведен также у Ликостенеса. В Черниговской летописи под 1703 г. записан случай видимости в полдень 6-го июня двух звезд и молодого серпа месяца около Солнца. Этот случай был уже исследован нами («Астрономические явления в русских летописях», стр. 212 и «Известия Р. О. Л. М.» 1915 г. № 4 (16) стр. 153), причем оказалось, что около Солнца, к востоку от него находилась, действительно, молодая Луна в соединении с Венерой, близкой к элонгации. Из других ярких светил был Марс между Солнцем и Венерой (в 22° от Солнца). Если понимать слова летописца – «и две звезды были близко него» буквально, то необходимо допустить, что и Марс был виден. Таким образом атмосферические условия в полдень 6 июня 1703 г. были, действительно, какие-то особенные, вроде тех, которые вызвали римское явление 192 г. В общем, случаи такие чрезвычайно редки. Не вызываются ли они образованием каких-либо прорывов в нашей атмосфере, когда верхние ее слои делаются, в силу каких-либо причин, на некоторое время абсолютно свободными от частиц паров, отражающих солнечный свет и вызывающих в обычных условиях голубой цвет неба? [7]

Известны и другие примеры наблюдения звезд и комет днем без всяких затмений [8]. Д. Святский, в частности, пропустил сообщение Ликостенеса, датированное 1106 г.: «В 50-й год правления императора Генриха IV, в первый день февральских нон [6 февраля] комета была видна с 3 до 9 часов дня на расстоянии локтя от Солнца. Вскоре после этого в первый день февральских ид [14 февраля] в Баруме, Италия, днем на небе заметили звезды; они то как бы боролись, то как бы падали на землю» [9]. Речь здесь идет о яркой комете Х/1106 С1, хорошо описанной в европейских и азиатских летописях. В Азии аномальной прозрачности неба не было, поэтому комету там впервые увидели только 9 февраля [10].

За два года до этих событий, если верить Ликостенесу, «очень много звезд падало на землю; в воздухе часто видели горящие факелы, огненные стрелы, летящие огоньки; помимо того новые звезды, рои бабочек и странные огненные червячки летали по небу, словно затянутому облачностью и лишенному солнечного света. Церкви, постройки, хижины, люди, звери, поля, плоды, фрукты и пшеница истреблялись молниями, градом, ветрами и вихрями; в небе бились друг с другом огненные армии, отряды всадников и пехотинцев, мечи, копья, окровавленное оружие...» и т. д. [11]

Под «огненными армиями» обычно подразумевалось то, что мы называем северным сиянием. Современник Ликостенеса Иоганн Шютц, профессор богословия из Виттенберга, писал, что на самом деле армий в воздухе нет: «небо кажется огненным и кроваво-красным, и в облаках люди видят, будто световые лучи вступают в схватку, как две противоборствующие армии» [12]. О природе летящих огоньков можно только догадываться, но не исключено, что речь может идти о вспышке размножения светлячков или о массовом заражении ночных птиц светящимися грибками.

Северное сияние 1104 г., изображенное как сражающееся в небе оружие.
Северное сияние 1104 г., изображенное как сражающееся в небе оружие.
 

Конечно, для некоторых сообщений искать естественные объяснения бессмысленно, поскольку небесные знамения с участием геральдических зверей и прочие тонкие намеки на политические события в лучшем случае являются галлюцинациями, а в худшем практически не замаскированной пропагандой. В книге Ликостенеса можно найти много примеров такого рода творчества.

В третий день июля [1534 г.] в городе Шлезвиге в ясную погоду на юге в воздухе были замечены львы, сходившиеся для сражения из разных мест, и рядом с ними всадник в доспехах, размахивающий смертоносным копьем. Неподалеку от всадника лежала человеческая голова без туловища, украшенная императорской короной. Вскоре после этого была видна голова кабана с клыками и два дракона, извергающие огонь; затем засиял образ очень большого города, стоящего у большой воды, осажденного войсками с моря и с суши, а над ним кровавый крест, который постепенно стал черным. Вперед выступил еще один всадник цвета пламени с императорской короной на голове, а за ним шел конь без седока. После этого появились два горящих замка на большой равнине рядом с высоким холмом, на котором стоял огромный орел, спрятав половину тела за склоном. Там же появились несколько орлят ярко-белого цвета, а также лежащий на земле труп льва в короне; петух клевал и рвал его голову клювом, пока она не оторвалась от трупа и не исчезла, а тело еще долго оставалось на месте. Там же стояли и другие львы, а у головы кабана – единорог, который мало-помалу превратился в дракона, и многие другие животные необычной формы и размера. На высокой скале полыхал замок, окруженный двумя армиями, и была видна целая страна со многими городами, замками и деревнями, но сразу же вся эта местность была охвачена огнем и сгорела, а потом великие руины залила высокая вода, и над ней остались торчать только башни. Там, где прежде стоял большой город, на берегу обширной воды остановился верблюд, словно на водопой. Так пишет Каспар Пецер в своей книге «Тератоскопия» [13].

Если не вдаваться в подробности, тут очевидны намеки на Реформацию и битву при Лауфене, а под пожаром и наводнением подразумевалась угроза мусульманского нашествия, которое положит конец спорам протестантов и католиков. В символике того времени верблюд обычно обозначал Турцию, главного врага христиан в Европе.

В том же году, «как сообщает Финцель, накануне Рождества Христова в Штасфорде, городке в Саксонии, дьявол в человеческом обличии пришел к исповедающему прихожан священнику городской церкви Лаврентию Донару, умоляя, чтобы тот выслушал и его. Будучи допущенным к исповеди, он изрыгнул ужасные хулы на Бога, но, побежденный истинным словом Божьим, был вынужден удалиться». [14] Возможно, это был какой-то сектант вроде анабаптистов, захвативших в 1534 г. власть в Мюнстере и устроивших там ужасное царство террора. Жителям, которые отказывались повторно креститься по их вере, грозила смертная казнь. Большинство католиков и протестантов вынуждены были бежать из города, спасаясь от фанатиков. [15]

Даже если отбросить все сомнительные истории, в книге Ликостенеса остается еще много известий о странных событиях, так и не получивших объяснения. Например, 16 января 1537 г. «во Франконии между Пабенбергом и Тюрингским лесом видели звезду удивительной величины; постепенно расширяясь, она превратилась в белый круг. Из него из-за сильных ветров снизошло пламя. Падая на землю, оно сжигало только предметы, которые обычно не горят – наконечники копий, стремена, конские мундштуки и т. п., но не повредило ни людям, ни зданиям». [16] Что именно спалило или расплавило металл, остается лишь догадываться, но это не был классический «дикий огонь», идущий с неба и поджигающий все на своем пути – деревья, дома, посевы и не успевших убежать очевидцев.

В «Хронике знамений и чудес» каждый может найти истории по своему вкусу – врачи с интересом прочитают рассказы об уродствах, болезнях и необычных родах, астрономы – о кометах, падениях метеоритов и вспышках сверхновых звезд, метеорологам будут интересны рассказы про наводнения, грозы, удары молний и ложные солнца, геологи найдут там немало историй о землетрясениях, извержениях вулканов и разверзшейся земле, историки церкви – о религиозных чудесах, исцелениях, действиях потусторонних сил, и так далее. Уфологи тоже могут поискать сообщения о загадочных объектах, хотя их там не очень много – в основном Ликостенеса интересовали видения и красочные картины в небе, а не полеты шаров и дисков, трудно поддающиеся религиозной интерпретации. Впрочем, при желании и такие сообщения привязывались к христианству, как в 1143 г., когда «в разных местах были видны огненные шары, которые затем скрывались в какой-то другой части неба; многие истолковали их как ангельские силы, побуждающие людей к крестовому походу». [17]

Можно лишь пожалеть, что книга Ликостенеса, востребованная по сей день, не была переведена на современный русский или английский языки специалистами по средневековой латыни и снабжена необходимыми комментариями. В ряде случаев источники историй из нее легко узнаваемы и доступны для исследователей, которые могут привести их полностью или отметить имеющиеся расхождения. Например, автор пишет, что 24 июля 1554 г. «близ Рейна в области, известной как Верхний Палатинат, в 10 часов вечера в воздухе по направлению к Богемскому лесу появились два человека в полных доспехах, один значительно выше второго. На груди у него была ярко сияющая звезда и в руке меч пламенный, как и у того, что меньше ростом. Они принялись ожесточенно сражаться, и наконец тот, что меньше, был повержен и не мог двигаться, а победитель сел в кресло, не прекращая угрожать мечом в руке тому, кто лежал у ног, словно бы в любой момент мог его ударить. В конце концов оба они исчезли». [18]

Две фазы небесного сражения над Верхним Палатинатом.
Две фазы небесного сражения над Верхним Палатинатом.
 

Оригинал «летучего листка», из которого Ликостенес заимствовал эту историю, был сохранен в коллекции швейцарского священника Иоганна Вика. Текст в ней более подробный и изобилует деталями, но старонемецкий для меня сложнее латыни. Помощь специалистов тут явно не была бы лишней.

Иллюстратор Ликостенеса сделал почти точную копию с «летучего листка».
Иллюстратор Ликостенеса сделал почти точную копию с «летучего листка».
 

Если найдутся ученые, способные по-новому оценить старые подборки «знамений и чудес», возможно, их усилия помогут выявить неизведанные аспекты окружающего нас мира и указать на существование проблем, ожидающих решения. Когда-то молния была чудом, но развитие науки сняло с нее покров таинственности. Такая же судьба ожидает и другие чудеса, пока не имеющие разгадки.

Литература и примечания

1. Соболевский А. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII веков. СПб., 1903. С. 102–103.

2. Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. С. 111–116.

3. Lycosthenes C. Prodigiorum ac ostentorum Chronicon. Basel, 1557. P. 640–641. Апофтегмата – сборник апофтегм, т. е. кратких остроумных изречений или нравоучительных историй, обычно греко-римского происхождения. Книга, о которой идет речь, вышла в свет в следующем году: Apophthegmatum sive responsorum memorabilium, ex probatissimis quibusque tam graecis quam latinis auctoribus... Basel, 1555.

4. Там же, р. 608. Иов Финцель – автор бестселлера тех лет, книги «Wunderzeichen» («Чудесные знамения»), впервые вышедшей в 1556 г.

5. Там же, р. 383. Имеется в виду Харальд III (1040–1080).

6. Святский Д. Небесное явление, наблюдавшееся в Риме перед смертью Коммода в 192 г. нашей эры // Известия Петроградского научного института имени П. Ф. Лесгафта. Т. 1. Пг., 1919. С. 178–183.

7. Святский Д. К вопросу о появлении звезд днем помимо солнечного затмения // Мироведение. 1919. № 1. С. 59–60.

8. Архипов А. Предтечи «Черного облака» // Техника-молодежи. 1983. №12. С. 58–59; Архипов А. Неразгаданные тайны Вселенной. М., 2004. С. 306–316.

9. Lycosthenes, р. 394. Летописец Сигиберт из Жамблу датирует эти события 2 и 12 февраля 1106 г.

10. Kronk G. Cometography. Vol. 1. Ancient-1799. Cambridge, 1999. P. 188–193.

11. Lycosthenes, р. 391–392.

12. Kurihara K. Celestial wonders in Reformation Germany. NY, 2016, p. 24.

13. Lycosthenes, р. 554–555.

14. Lycosthenes, р. 555.

15. Прохоров К. Мюнстерское царство в 1534–1535 гг. // Богословские размышления, 2004, № 3, с. 145–160.

16. Lycosthenes, р. 563.

17. Lycosthenes, р. 408.

18. Lycosthenes, р. 638–639.


Михаил Герштейн 23.10.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Человек из параллельного мира
Курьезы 1
Человек из параллельного мира
В середине прошлого века в Японию приехал таинственный человек с паспортом на неизвестном языке, выданном несуществующим государством. Его историю часто приводят как доказательство существования параллельных миров или альтернативных вселенных, как в комиксах «Марвел». Судьбой этого человека интересовались в ЦРУ и парламенте Британии, о нем писали газеты всего мира, но никто не захотел или просто не смог сложить все детали старой загадки.
Звуки пылающего неба
НЛО и АЯ 1
Звуки пылающего неба
Всего пять процентов жителей Земли могут похвастаться, что хотя бы раз в жизни видели северное сияние. Тех, кто наблюдал тесно связанные с пылающим небом аномалии, еще меньше, и до недавних пор это помогало ученым отрицать то, что было хорошо известно жителям крайнего Севера.