О некоторых миражах, фантомах и видениях, наблюдавшихся в Среднем Поволжье

Мираж, фантом и видения – современная смысловая грань между этими понятиями крайне тонка

Элиза увидела перед собой как бы повисшую в воздухе гористую страну со сверкающими снежными вершинами. Среди гор широко раскинулся замок, опоясанный воздушными колоннадами, ниже колыхались пальмовые леса и невиданные цветы величиной с мельничные колеса… Волшебный, вечно меняющийся облачный замок Фата-морганы, в который никто не может проникнуть… Вдруг горы, леса и замок рухнули, а на их месте появились двадцать совершенно одинаковых величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. Девушке почудилось даже, будто она слышит звуки органа, но это шумело море…
Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»

Мираж, фантом и видения – современная смысловая грань между этими понятиями крайне тонка.

Известно, что уже довольно давно было открыто такое явление как перенос изображения того или иного объекта/предмета – мираж (фр. mirage – буквально «видимость»). В настоящее время миражи условно подразделяются на простые и сложные. Первые – это простое преломление световых лучей в разнородно нагретых слоях воздуха. Второй тип для рассматриваемой темы более интересен. Например, к нему относятся миражи, получившие собственное красивое название – фата-моргана.

Также по теме
Видения призрачных армий и сражений стары, как само человечество. Упоминания о них можно найти в Библии и прочих источниках почтенной древности. Многие сообщения о «небесных сражениях» можно объяснить миражами или северными сияниями, искаженными суеверным разумом людей прошлого, но некоторые истории остаются необъяснимыми.

Фата-моргана – это редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, при котором отдаленные объекты/предметы видны в различных сочетаниях, и порой с сильным искажением формы. Иногда эти объекты неподвижны, но могут быть движущимися и/или изменяющимися. Из литературы известно, что во второй половине ХХ века миражи, в том числе фата-моргану, замечали довольно часто [1].

Как справедливо отметили авторы книги «Феномены Книги Чудес» Дж. Мичел и Р. Рикард: «Мираж виден тогда, когда он отличается от окружающей местности. Если на фоне поля и возникнет мираж луга, то человек его просто не воспримет. Привлекает и поражает необычное» [2].

В рамках рассматриваемой темы, в Поволжье особо интересны миражи типа фата-моргана, проявляющиеся в образе древних городов. Интересно, что еще в начале ХХ века американский исследователь Чарльз Форт писал о подобного рода явлении: «“Мираж города” не походил ни на один из современных городов, а выглядел, как “великий город из прошлого”» [3].

Любопытно отметить, что в художественной литературе это явление почему-то практически не получило должного отражения. Пожалуй, можно лишь назвать рассказ «Пламя из бездны/Обитатели бездны» (1918 год) Абрахам Меррит и ее же роман «Обитатели миража» (1932 год), а также роман советских писателей Александра и Сергея Абрамовых «Все дозволено» (1973 год). В романе «Все дозволено» основное действие происходит на другой планете, в группе взаимосвязанных миражей – пространственных фаз, устроенных иной цивилизацией.

Интересно, что автор помнит о том, что ранее упомянутый американский исследователь Ч. Форт писал об условном третьем классе миражей – так называемых миражах-следовиках. Такой мираж после своего «разрушения» якобы оставляет на месте «проявления» те или иные материальные следы. К сожалению, после пожара 2014 года, основательно проредившего авторские архив и библиотеку, данная книга была утрачена и в последствии в поле зрения больше не попадалась. Хотя, возможно, здесь имело место проявление так называемого информационного фантома. О последнем более подробно будет сказано чуть дальше.

Итак, третий условный класс миражей – «миражи-следовики» – внешне близки к миражам фата-морганы, но после своего исчезновения оставляют вполне материальные следы: камешки, кирпичи, веточки, листья, монеты и т.д.

Самое простое объяснение миражей-следовиков – разность температуры воздушных слоев приводит к образованию вихревого эффекта, засасывающего в атмосферу различный мусор. Например, движение воздушных потоков доставляет «поглощенное» вещество в область образования миража. После выравнивания температур небесная картина исчезает, а «поглощенный мусор» выпадает на землю.

Смерч над Жигулями или легендарная «трубка Степана Разина», 2007 год.
Смерч над Жигулями или легендарная «трубка Степана Разина», 2007 год.
 

Может быть, такие следы и вовсе не имеют к миражу непосредственного отношения. После этого – не значит вследствие этого. Хотя самое сложное –установление достоверности самих фактов подобных наблюдений, ведь иногда эти следы объявляют даже «подарками» от инопланетян.

В современной культуре сформировалось и такое понятие как фантом. Согласно словарному определению, «фантом – причудливое явление, призрак». «Призрак – образ кого/чего, представляющийся в воображении; видение, то, что мерещится». В отличие от миража, его вроде бы можно даже потрогать. Именно фантом способен непосредственно «обманывать» не только зрение, но и другие человеческие чувства. «Видение – призрак, приведение, морок, что-либо возникшее в воображении или во сне». Так определяет эти понятия популярный «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Известно, что сравнения всегда условны. Вместе с тем можно предположить, что существует явление, условно определяемое как информационный мираж (в чем-то он подобен классическому миражу фата-моргана) или информационный фантом. Только наблюдаются они не в материальном мире, а в информационных массивах. При определенных условиях вполне реальная информация (или ее часть), связанная с конкретными людьми, местами, событиями может искажаться, дробится, а затем проецироваться совершенно в другой источник информации. Иногда искаженная форма информации оказывается даже более известной и устойчивой во времени, чем та, что ее непосредственно породила. Представляется, что одно из основных свойств информационного фантома заключается в том, что он проявляется и фиксируется обычно лишь единожды, а также в том, что его смысловое содержание нельзя с полной уверенностью подтвердить или опровергнуть. Более того, часто информационный фантом остается зафиксирован только в памяти отдельных исследователей, а память вещь весьма и весьма ненадежная.

Пример информационного фантома, который может привести автор – история его первоначального знакомства с объектом, получившим в народе обозначение «Кругловушка». При всем разнообразии сюжетов рассказов об этом месте, оно долгое время не стояло в ряду подлежащих первоочередному исследованию. Прежде всего, данное обстоятельство определялось «расплывчатостью» указаний на точное местонахождение. Но в 1992 году автор ознакомился с книгой Е.А. Ахмедовой «Региональный ландшафт», содержащей описание объекта «Кругловушка» (якобы на тот момент вполне официально зафиксированного природного памятника).

Легендарная «Кругловушка» и её окрестности. Снято с параплана В. Пылявским в 2003 году.
Легендарная «Кругловушка» и её окрестности. Снято с параплана В. Пылявским в 2003 году.
 

В 2001 году, в ходе подготовки второй экспедиции на «Кругловушку», автору потребовалось освежить ранее полученные сведения. Вновь была найдена книга Е.А. Ахмедовой «Региональные ландшафты», но информации по изучаемому объекту в ней просто не оказалось. До настоящего времени автору, а также его добровольным помощникам, так и не удалось установить, откуда была извлечена исходная информация по месту нахождения «Кругловушки» (при крайне малом количестве литературных источников, вообще упоминающих это место) и почему данная информация оказалась приписана именно к работе Е.А. Ахмедовой.

Может быть, выходило два различных издания данной книги? Но такое предположение не подтвердилось. Возможно, обнаруженный автором источник и представлял собой типичный информационный фантом, помноженный на прямое вмешательство «ангела из библиотеки»? Так же интересно отметить, что по рассказам местных жителей именно в районе «Кругловушки» в январе 1958-го, в 1972-м и 1974-м годах наблюдалось небесное видение, воспринятое очевидцами как «Иерусалим небесный» [4].

Хочется указать, что интерес к теме загадочных местных миражей сформировался у самарских исследователей И.Л. Павловича и О.В. Ратника более трети века назад. Случилось так, что еще в начале 90-х годов ХХ века они лично наблюдали несколько местных миражей, возможно это были и фантомы. Подробное их описание и некоторые идеи о причинах появления, были опубликованы в ряде статей, например, в журнале «Техника – Молодежи» №7 за 1990 год («Миражи-призраки над Жигулями»), журнале «Уральский следопыт» №10 за 1991 год («Многоэтажная Вселенная»), а также в отдельных главах авторских книг «Миражи над Жигулями» (2007), «Неизвестная Самара» (2009 и 2012), «Утраченное Наследие» (2022), «Неучтенные рассказы…» (2023).

Следует указать, что «историческая глубина» интереса к вышеописанным явлениям у автора во многом определилась благодаря знакомству с уникальными материалами, собранными еще в начале ХХ века самарским краеведом Ф.Т. Яковлевым. К сожалению, большая часть собранных некогда Яковлевым материалов (так называемая «папка Ф.Т. Яковлева») к настоящему времени безвозвратно утрачена.

Федор Тимофеевич Яковлев (1875–1933).
Федор Тимофеевич Яковлев (1875–1933).
 

Вот, что в свое время по рассматриваемой теме заинтересовало Яковлева (к сожалению, это всего лишь разрозненные выписки):

В XVIII веке в Поволжье возник новый слух о невидимых городах и монастырях, колокольный звон которых бывает будто бы слышен в тихие летние ночи (см. «Самарские епархиальные ведомости», №10 за 1886 год).
В тибетской книге «Великого освобождения» о городах небожителей – гандхарвов сказано, что они подобны миражам, образам, оптическому обману, отражению Луны в воде. И они не реальны даже на миг.

Еще одна довольно малопонятная, но интригующая запись:

«К незримому городу». Религиозно-философская группа «Путь» 1910–1919 гг.

А.Ф. Леопольдов в своей работе «Исторические заметки о Самарском крае» (опубликована в «Журнале Министерства Внутренних Дел» за 1860 год) пишет: «В летнее или осеннее утро с Волги поднимаются огромные массы туманов, которые при сиянии Солнца тихо колеблются. Из-за чего представляются фантастические виды гор, городов, замков и многое другое».

А.В. Швыров (искусствовед и переводчик) в 1904 году записал следующее: «Где-то на самой границе обитаемых земель появился ужасный дракон. Один за другим уходили герои на битву с ним, но ни один не мог остановить его. И окружил дракон Мирный город, охватил своим телом. Спасаясь от гибели, ушел город на дно Волги и увлек за собой дракона. И там, в водах реки, схватившись в смертельной борьбе, они и пребудут до конца времен». Вероятно, именно отсюда впервые автор узнал название волшебного города – Мирный город.

Далее, запись самого Ф.Т. Яковлева, повествующая об ушедшем на дно Волги волшебном городе:

И когда встает над Волгой солнце, видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждет, когда богатства его людям понадобятся…
Мирный город подвижный, странствующий город, в котором скрываются и который скрывается… Народная традиция связывает его с именем Степана Разина…

Продолжая развивать тему необычного, Ф.Т. Яковлев записал: «В народе рассказывают, что в некоторых местах, где люди исчезают – особые свечи горят. Наступит человек на такое место и больше нет его… Также старики сказывают, что когда хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня выходит ночью погулять, то свет из ее подземной горницы всю ночь над лесом столбом стоит… А еще говорят, что особые фонари (огни) путь к «незримому городу» отмечают…».

В свое время бессменный руководитель куйбышевского молодежного клуба «Летящее крыло» В.И. Степанов считал местную легенду о невидимом «Мирном городе» одной из важнейших в современной мифологии Среднего Поволжья. Вот, что на эту тему ему удалось найти в конце ХХ века.

Некоторую законченную форму местный слух о невидимых городах и монастырях получил через распространение легенд о «Невидимом граде Китеже» и «Мирном городе». Хотя излагаемые в легендах истории имели как общие черты, так и определенные расхождения, скорее всего связанные с характером представляемой информации… Представляется, что основу легенды о «Невидимом граде Китеже» составляет история его сотворения. Сегодня наиболее известно предание, что этот город скрылся в водах озера Светлояр, ушел туда от ярости орд хана Батыя. «С тех пор Великий Китеж и стал невидимым…». Но не следует забывать и предание о ярости коня Девки-Турки… [5]

Непосредственно о «Мирном городе» известно значительно меньше. И если местонахождение «Невидимого града Китежа» оговаривается достаточно четко и однозначно – воды озера Светлояр, то с «Мирным городом» не все так определенно. Последний – является подвижным/странствующим городом, в котором скрываются и который скрывается.

Прошли годы, и сегодня по-прежнему остается совершенно непонятно, почему сюжет о невидимых городах и монастырях (в частности, о таинственном «Мирном городе») не был зафиксирован, например, таким исследователем старинного фольклора Среднего Поволжья как Д.Н. Садовников (в частности, в его капитальном труде «Сказки и предания Самарского края» 1884 года). Можно к этому добавить, что данный сюжет не попал, например, и в изданный в 2002 году сборник «Народная проза Самарской Луки», подготовленный ведущим тольяттинским краеведом Ю.К. Рощевским.

Вероятно, более широко о «Мирном городе» стало известно в Поволжье благодаря публикации писателя Н.А. Степного. Предание «Мирный город» попало в его собрание сочинений 1927 года (см. «Сказки Волги» в 1 томе), а впоследствии оказалось многократно растиражировано в различных сборниках (в частности, в местном многократно переизданном сборнике «Жемчужины Жигулей. Легенды, сказы, предания»). Вот так в свое время записал его писатель Н.А. Степной: «Это не острова. Это крыши Мирного города… Это ее (Княжны Волги) Мирный город, здесь ее и склады, и разные помещения… А в тех складах, чего она, княжна, не положила. Тут и кубки, и золото, и все те драгоценности, что Стенька бросал ей в подарок. …И все, что попадало вместе с утонувшими пароходами, баржами на Волге, – все собирала сюда… Княжна бережет накопленное в своем дворце, охраняет. И из дворца никогда не выходит… Ждет, когда богатства города Стеньке понадобятся» [6].

Легко видеть, что и тут на первое место выходит волшебный образ Степана Разина.

Помнится, что именно эта местная байка о старинном волшебном городе, окруженном змеем/драконом, вызвала большой интерес у посетившего в 1986 году город Куйбышев литературного критика В.Л. Гопмана (в то время в Союзе представлявшего интересы английского «Общества Г. Дж. Уэллса»). Помнится, что именно В.Л. Гопман в одной из личных бесед с В.И. Степановым выдвинул предположение, что здесь таким образом сохраняется один из вариантов на тот момент малоизвестного старинного «Сказания о Вавилонском царстве» (более подробно см. [7]). Для рассматриваемой темы, важно отметить, что о данном сказании в Куйбышеве/Самаре основная масса исследователей тогда вообще не чего не знала.

В ходе обсуждения этого предания В.И. Степанов и В.Л. Гопман особо сконцентрировали внимание на образе города, «в котором скрываются и который скрывается». Тогда даже прозвучало одно из названий скрывающегося города – Кир Углы, а также подробно обсуждалась фраза-указание – «войти в тень города, города теней», крайне удачно представленная в старом советском фильме «Волшебная лампа Аладдина» 1966 года.

Дополнительно В.Л. Гопман напомнил, что образ города, окруженного по своему периметру гигантским змеем/драконом, был крайне популярным в российской империи еще в начале ХХ века. В связи с чем, своеобразной вершиной этого айсберга являются две относительно малоизвестные картины художника Н.К. Рериха 1914 и 1918 годов, известных под названием «Град обреченный». Хотя более позднюю версию некоторые искусствоведы еще иногда именуют «Град умерший».

Николай Рерих. «Град обречённый». Холст, масло, 1914 год.
Николай Рерих. «Град обречённый». Холст, масло, 1914 год.
 

Также В.Л. Гопман проинформировал членов клуба «Летящее крыло», что сюжет города, окруженного драконом, задействован в готовящемся к изданию (на тот момент времени) романе братьев Стругацких «Хромая Судьба/Град обреченный». Вот отрывок из этого романа: «Я неторопливо развязал тесемки и откинул крышку папки… И была наклеена на титульный лист дрянная фоторепродукция: под нависшими ночными тучами замерший от ужаса город на холме, а вокруг города и вокруг холма обвился исполинский спящий змей с мокро отсвечивающей гладкой кожей…». Годом завершения работы над романом сейчас считается 1984-й, а вторая половина 1986 года – началом его публикаций в журналах. Первая книжная публикация романа – сборник «Волны гасят ветер» 1989 года.

По утверждению В.Л. Гопмана также сюжет с городом, окруженным драконом, был задействован в разрабатываемом братьями Стругацкими романе «Белый Ферзь» (этот роман так и не был ими написан).

Во второй половине ХХ века в местных байках относительно широко оказался представлен образ периодически наблюдаемых и весьма необычных (для Поволжья) ландшафтов и объектов. Так, необычное явление, очень напоминающее северное сияние, запечатлено на картине «Мираж» самарского художника В.В. Булгакова, написанной в 1990 году. Данная картина лишь один из элементов фиксации местного необычного, но совокупно их все-таки не так уж и много.

Интересно отметить, что несмотря на крайнюю обедненность местных данных исторической информацией об необычном, отдельные фантастические описания прошлого каким-то чудом сохранились. В частности, сегодня относительно широко известны записи арабского путешественника Ибн Фадлана, побывавшего с посольством багдадского халифа у булгарского царя в Среднем Поволжье в далеком 922 году [8]. В рамках рассматриваемой темы важно, что описание далекой страны булгар у Ибн Фадлана начинается с рассказа о том, как в первую же ночь по прибытию посольства сам Ибн Фадлан, а также его спутники, увидели на небе как бы два сражающихся отряда всадников. Интересно, что местные жители утверждали, что эти «духи/джины» сражаются здесь между собой каждый вечер с тех пор, как существуют. Впрочем, местное население не обращало на «сражение» никакого внимания. Любопытно отметить, что исследователи конца ХIХ века это описание объяснили как «отражение» в поэтическом восприятии северного сияния, несказанно поразившего жителя южной страны [9].

Также по теме
На протяжении всей человеческой истории полярные сияния часто воспринимали не просто как что-то редкое, необычное и пугающее очевидцев, а как заготовку для рисования в своем воображении фигур и образов. Само явление давало лишь толчок, а благочестивое или встревоженное воображение проецировало на небо то, что занимало в то время ум очевидца.

Еще более любопытны другие наблюдения из путевых заметок Ибн Фадлана, извлеченные из перевода еще в 1881 году В. Рагозиным, на которые обычно не обращают внимания. В частности: «Ночь так коротка, что, если поставить котел на огонь во время первой вечерней молитвы, в нем еще ничего не успеет свариться, как уже надобно звать на утреннюю… Восходящее солнце огромно, как облако, и краснота его исчезает только когда оно достигает высших областей неба… Грозы случаются очень часто, и если молния ударит в дом, то его бросают…» [9].

Вероятно, что следующее по времени интригующее свидетельство о миражах, фантомах, видениях – это открывшееся в 1358 году митрополиту Алексию «видение» славного города Самары. С точки зрения автора, очень удачно это «событие» было запечатлено, например, на картине самарского художника Н.С. Панфильцева.

Картина самарского художника Н.С. Панфильцева «Видение митрополиту Алексию славного города Самары в 1358 году». Холст, масло, 2023 год.
Картина самарского художника Н.С. Панфильцева «Видение митрополиту Алексию славного города Самары в 1358 году». Холст, масло, 2023 год.
 

Впрочем, здесь источники несколько разнятся, и некоторые исследователи, в частности бывший голова дореволюционной Самары П.А. Алабин, говорят не о видении, а о сбывшемся пророчестве [10].

Наиболее распространена именно та форма фиксации необычного, где просто сохраняются рассказы, сообщения о наблюдениях, которые в лучшем случае публикуется в СМИ, литературе, интернете и т.д.

Например, массовое туристическое издание – путеводитель «По Куйбышевской области» сообщало читателям: «Примерно посредине между п. Мордово и п. Брусяны, на Волге иногда (чаще всего в начале лета или весной в жаркую погоду) можно наблюдать удивительное явление – мираж. От берега неожиданно накатывается огромная волна. И с лодки, кажется, что она все смоет на своем пути. Но проходит две-три минуты, и на водной глади воцаряется полный покой. Волна исчезает» [11].

Еще один способ фиксации необычного (более продвинутый) – привлечение художественных средств, зарисовка открывшегося/проявившегося или даже работа с уникальной информацией профессиональных художников.

В этом плане особо интересно «открытие/проявление» другого миража. Куйбышевский исследователь С.А. Самаров 10–11 июня 1989 года примерно в двух километрах от села Подгоры (Самарская Лука) с 20:10 до 20:20 наблюдал изображение некой ступенчатой пирамиды. Она была неяркой, как Луна днем, и располагалась на каком-то неизвестном плоскогорье, круто обрывавшемся вниз. Развернувшееся изображение демонстрировало некую долину, разделенную рекой. Представляется, что условная линия наблюдения была наклонена к плоскости этой долины примерно на 15°, словно наблюдатель находился на борту самолета, летящего где-то на высоте 8–10 км.

8 июня 1990 года примерно в том же месте С.А. Самаров вновь наблюдал похожую картину, но более бледную и всего четыре минуты с 20:45 до 20:49 местного времени. В июне 1991 года ему опять повезло наблюдать эту (или крайне похожую на нее) «пирамиду». В этот раз особенно четко был виден «дым», стекающий по обрыву к далекой роще.

Важно то, что наблюдение в то время вызвало относительно сильный информационный резонанс, попало во многие местные СМИ, а один из местных ведущих художников Сергей Цидилов, по описанию очевидца сделал несколько очень хороших зарисовок. Одна из них гармонично вошла в книгу Игоря Муханова «Сказы и байки Жигулей» [12].

Зарисовка наблюдавшейся С.А. Самаровым «ступенчатой пирамиды», сделанная самарским художником Сергеем Цидиловым по непосредственному описанию очевидца в 1990 году.
Зарисовка наблюдавшейся С.А. Самаровым «ступенчатой пирамиды», сделанная самарским художником Сергеем Цидиловым по непосредственному описанию очевидца в 1990 году.
 

Другое сообщение. В июле 1955 года утром после дождя на южной оконечности острова Зелененький на реке Волга случайные наблюдатели видели огромное строение, воспринятое ими как «собор». Описывается большое здание прямоугольной формы. Казалось, что все строение сложено из крупноразмерного красного кирпича. Фантомное здание полностью закрывало противоположный берег. Большие окна его не светились.

Данная картина сохраняла устойчивость в течение 5–10 минут, хотя отдельные детали и скрадывались легкой дымкой. Затем изображение начало таять (или гаснуть), что продолжалось в течение еще минут пяти. Постепенно сквозь строение стали слабо проглядывать контуры острова, а затем «призрак» как бы померцал и полностью исчез.

Наблюдались в Жигулях и другие «картины», например, большая красноватая равнина (согласно одной из быличек именно на такой равнине якобы и предпочитает появляться легендарный Мирный город), поросшая негустой травой, ограниченная на горизонте высокими заснеженными горами…

Еще один пример: в конце 60-х годов ХХ века группа туристов наблюдала в районе поселка Сосновый Солонец необычный мираж. Вот как это им запомнилось:

Был теплый солнечный день. Внезапно начал сгущаться туман. Когда он разошелся, люди увидели, что они стоят на небольшом каменистом пятачке. А впереди простиралась пустыня: барханы песка, верблюжьи колючки, веточки саксаула, и какое-то странное застывшее («косое») солнце сбоку. А у самого горизонта бесконечная стена. И все это казалось полностью реальным.

Затем туман сгустился опять. А когда вновь разошелся – картина разительно сменилась. Теперь впереди было множество озер, целая «страна озер», разделенных каменными перешейками. Но и этот мир исчез также быстро, как и появился. Окружающее пространство как бы дрогнуло, воздух пошел маревом, и вскоре вокруг была опять привычная каменистая равнина без каких-либо следов тумана».

Про «видение/мираж» некой башни периодически «проявляющейся» над Чувашским бугром автор уже писал в статье о бестелесных голосах [13].

Также по теме
В мировой литературе давно известны рассказы о бестелесных голосах в тех или иных местах, порой многократно повторяющих ту или иную фразу (при этом иногда искажая ее до полной неузнаваемости). Что о них известно на сегодняшний день?

Ниже приводится описание двух неизвестных городов. Эти «видения» зарисовал самарский художник Дмитрий Широков по рассказам очевидцев и с учетом их поправок.

В конце 80-х годов ХХ века на Самарскую Луку посмотреть различные «волжские чудеса» приехала большая группа сибирских исследователей. Они во многих местах тут побывали и много чего интересного увидели. Но особо их впечатлило открывшееся тогда в районе Верблюд-горы в водах реки Волги «видение» неизвестного древнего города. Помнится, что в ходе той поездки погода исследователей как-то не баловала. Постоянно дул холодный пронизывающий ветер. Высокие волны взбаламучивали основательно остывшие воды реки. Но в том месте, где расположили свои палатки сибиряки, оставалось удивительно тихо, а поверхность вод здесь казалась словно залитой маслом. Именно на этом пятачке внезапно проявилось словно перевернутое отражение старинного города. Были хорошо видны многочисленные купола церквей, вычурные терема, фрагменты крепостной стены. А над всем этим старинным великолепием «парил» большой диск, увенчанный куполом. В то время диск некоторыми очевидцами был воспринят как видение таинственного летающего острова Лапуты, некогда описанного Дж. Свифтом в одном из путешествий Гулливера.

Здесь важно отметить, что с берега или примыкающих к нему скал ничего не было видно. А вот «проявившееся» отражение оказалось весьма устойчиво и продержалось довольно долго. Исследователи даже успели неспешно достать и установить штатив с профессиональной кинокамерой и довольно долго фиксировать увиденное.

Перед отъездом сибиряков домой, самарский художник Дмитрий Широков, долго и обстоятельно беседовал со многими из тех, кто видел «отражение» старинного города и даже по «горячим следам» сделал несколько набросков.

Рисунок самарского художника Д.Ю. Широкова, сделанный со слов очевидцев, наблюдавших «отражение» неизвестного города на реке Волга в районе п. Ширяево осенью 1986 года.
Рисунок самарского художника Д.Ю. Широкова, сделанный со слов очевидцев, наблюдавших «отражение» неизвестного города на реке Волга в районе п. Ширяево осенью 1986 года.
 

Уезжая, сибиряки обещали поддерживать связь и прислать нам свои отпечатанные фотографии, а также сообщить, что на кинопленку запечатлела их походная кинокамера. Мы же в свою очередь обещали им высылать новые местные материалы о необычном, а также передать копию рисунков Дмитрия Широкова. Но связь с этой группой как-то быстро и основательно оборвалась (впрочем, такое случается не в первый, а скорее всего и не в последний раз).

Ниже приведена еще одна зарисовка, сделанная по описаниям очевидцев в начале 90-х годов ХХ века самарским художником Дмитрием Широковым.

Зарисовка «миража» неизвестного города, сделанная по описаниям очевидцев самарским художником Д.Ю. Широковым в начале 90-х годов ХХ века.
Зарисовка «миража» неизвестного города, сделанная по описаниям очевидцев самарским художником Д.Ю. Широковым в начале 90-х годов ХХ века.
 

Вот описание того группового панорамного наблюдения:

Большая красноватая равнина на севере и северо-востоке ограничена горным хребтом. Вдоль него на юго-запад течет большая река. По обе стороны от нее простираются заливные луга. На юге они незаметно переходят в каменистую равнину, густо поросшую ковылем. У горизонта равнина ограничена горной грядой. При этом складывается впечатление, что точка обзора наблюдателя словно находится на выступающей скальной площадке некоего горного склона, откуда хорошо виден город. Он занимает почти все пространство на северо-западе, между рекой и горами. На севере город ограничивается оборонительной системой: огромными черными квадратными башнями, соединенными белой стеной. На юге от реки его отделяют заливные луга и невысокий пологий вал…
Город имеет ярко выраженную кольцевую планировку. По ее осям проложены две широкие центральные улицы. Одна сориентирована параллельно течению реки, другая расположена под углом к первой строго в направлении север-юг. Улицы сходятся на большой площади, наводящей на мысль о замершем озере. Сам город можно условно разделить на четыре сектора. Непосредственно к площади примыкает зона «дворцов» в стиле архитектуры юго-восточной Азии. На северо-востоке раскинулись великолепные сады, простирающиеся до его стен. Густым покровом они укрывают прозрачные шестигранные башни (чем-то они напоминают энергетические станции современных фантастических фильмов). На западе города преобладает архитектура минаретов. «Культовые здания» перемежаются строениями, напоминающими современные небоскребы (возможно, какие-то хранилища?).
Над всеми строениями города возносится грандиозное здание внешне чем-то напоминающее современный суперминарет. Напротив него через центральную улицу расположился огромный небоскреб, не уступающий минарету размерами. Весь город имеет цвет сухой глины, в окраске домов, улиц преобладают светло-коричневые тона.
И было непонятно, есть ли в этом городе жители. Но что-то подсказывало, что он давно и безнадежно пуст.
Условная карта «Мифы Самарской Луки» с изображениями некогда проявлявшихся миражей/видений, сделанная по описаниям очевидцев самарским художником Дмитрием Широковым в конце 80-х годов ХХ века.
Условная карта «Мифы Самарской Луки» с изображениями некогда проявлявшихся миражей/видений, сделанная по описаниям очевидцев самарским художником Дмитрием Широковым в конце 80-х годов ХХ века.
 

По совокупности известных тогда сообщений самарский художник Дмитрий Широков составил карту «Мифы Самарской Луки», разместив на ней большую часть городов-фантомов. Так, в левой части карты в Усинских горах изображен силуэт призрачного «Мирного города» (впрочем, последний проявлялся и к западу от поселка Сосновый Солонец и в окрестностях Васильевских островов). По другую сторону от реки Уса порой появляется мираж (или хрономираж) древнего города, который обычно соотносится с древним Муромским городком. Из центральной части Самарской Луки порой приходят байки о фантомных объектах – Атамановом озере и Водопаде слез. А в одном из отвершков Ширяевского (иногда Аскульского) оврага порой проявляется «Храм зеленой Луны». На юго-востоке от Самарской Луки, относительно недалеко от основного русла реки Самарка порой появляется фантомная «Крепость пяти лун». Так что в конце ХХ века в нашей зоне внимания оказалось большое разнообразие фантомных объектов или их отражений (миражей).

Продолжая разрабатывать тему необычного в наши дни и воспользовавшись нейросетью «Шедеврум», уральский путешественник Игорь Черкашин попробовал визуализировать еще несколько рассказов о волжских миражах и видениях. Начал Черкашин с попытки изобразить фантомный «Мирный город», который во время своих многочисленных приездов в город Самару и на Волгу, он неоднократно пытался увидеть. При этом для создания рисунка были задействованы совсем другие описания, чем в свое время использовал Дмитрий Широков.

Реконструкция видения «Храма зеленой Луны», сделанная по описаниям очевидцев Игорем Черкашиным в 2023 году.
Реконструкция видения «Храма зеленой Луны», сделанная по описаниям очевидцев Игорем Черкашиным в 2023 году.
 

Легко можно заметить, что в отличие от ранее описанного фантомного города, – «Храм зеленой Луны» архитектурно совершенно иной. Внешне он чем-то напоминает перевернутую воронку и словно собран из множества тесно примыкающих друг к другу высоких башен. Весьма условно он может восприниматься как единое здание. И над всем этим великолепием в небесах светит большая зеленая Луна. Интересно отметить, что в конце 2024 года ожидается появление мистической компьютерной игры «Храм зеленой Луны», действие которой разворачивается непосредственно в Жигулевских горах.

Выше были описаны два первичных простых способа регистрации необычного. Третий – наблюдение с попыткой непосредственной фиксацией проявившегося объекта на фото-, кинопленку и цифровые носители.

Как уже отмечалось ранее, Ф.Т. Яковлев в своих записках упоминал «особые фонари (огни)», отмечающие путь к «незримому городу». Можно предположить, что именно с чем-то подобным в свое время столкнулся самарский краевед и журналист Михаил Николаевич Кроз.

М.Н. Кроз был большим любителем зимних лыжных походов. И когда река Волга зимой замерзала, он частенько на лыжах бегал из города от Маяковского спуска по уже накатанной лыжне на другой берег, а порой даже до самого села Ширяево или Чурокайского кордона (в Ширяевском овраге). И вот в одну из зим 1990-х годов наш лыжник несколько припозднился с началом привычной пробежки и к знакомому развороту лыжни подъезжал уже в сумерках. Тот памятный день выдался хоть и морозный, но совершенно безветренный и какой-то очень спокойный. Бежит Михаил Николаевич по укатанной, хорошо знакомой лыжне и вдруг видит – слева что-то такое светится. Подъехал. Присмотрелся. Оказалось, что это группа белых, почти матовых цилиндров метра два высотой и примерно полметра в диаметре. Сами собой светятся, а вокруг ничего не освещают. Не поленился, подъехал поближе. И еще подумал, а кто это такой забавный фонарь на загородной лыжне так ловко установил?

Реконструкция «фантома/видения» светящихся цилиндров в Жигулевских горах, сделанная Игорем Черкашиным по описанию М.Н. Кроза в 2023 году.
Реконструкция «фантома/видения» светящихся цилиндров в Жигулевских горах, сделанная Игорем Черкашиным по описанию М.Н. Кроза в 2023 году.
 

Снег вокруг чистый, никем не потревоженный. Каких-либо проводов или еще чего-либо вокруг совершенно не видно… На ощупь цилиндры казались довольно теплыми, хотя сугробы вокруг совсем не подтаяли. Михаил Николаевич еще как старый инженер прикинул, какая мощность тут должна быть задействована. И почему-то ему представилось, что там внутри множество маленьких жучков-светлячков, которые всей массой ползают то вверх, то вниз. Были в девяностых такие экзотические лампы светильники, где разноцветная вязкая масса, нагретая снизу лампой, меняла свою окраску и поднималась вверх, а потом, остыв, опять опускалась вниз. Хотел наш лыжник все эту красоту сфотографировать. Да на морозе батарейки у его карманного китайского фотоаппарата-мыльницы (ведь лучше хоть что-то, чем ничего) замерзли. Так и не включился. Постоял, подивился и дальше поехал. Потом местных, да и других спортсменов-лыжников спрашивал про эту штуковину, что кто-то на лыжне установил. Те только удивлялись. Не знают, никогда не видели. Впрочем, и сам Михаил Николаевич эту штуковину больше не видел. Но в память ему она очень крепко запала. Возможно, что это была встреча с одним или группой легендарных местных «столбов жесткого света».

Также по теме
В уфологической литературе и многочисленных бульварных публикациях о «космических пришельцах» тема загадочного «луча» с необычными свойствами, противоречащими известным законам физики, всплывала неоднократно. Даже делались попытки статистического и типологического анализа собранных по этому вопросу сообщений. Рассказы о таких лучах встретились и среди белорусских материалов.

Еще раз о более поздних наблюдениях самарских миражей. Где-то в конце ковидного сентября 2021 года двое приятелей, прогуливаясь по волжскому склону в районе здания старого городского цирка, обратили внимание на остров интересной конфигурации, похожий на подводную лодку. Ну, прямо «Белая субмарина» (подводная лодка из Островной империи, описанная в «Обитаемом острове» братьев Стругацких) почему-то севшая на местную мель. Все на месте – высокая рубка, две орудийные площадки, кормовая башенка, только окрашена не в белый цвет…

Постояли, посмотрели, даже сделали несколько снимков на смартфон… Потом ушли. Через какое-то время первый, заметивший «субмарину», вернулся на этот склон с биноклем, чтобы получше рассмотреть очертания того весьма причудливого острова. Но последнего не было и в помине. Складывалось впечатление, что в этом месте речной рельеф претерпел существенные изменения и теперь странному острову в текущей реальности просто не было места. На этом «открыватель» не успокоился, вновь притащил на это место приятеля, чтобы тот помог точнее указать точку наблюдения. Тот тоже удивился, не обнаружив искомый остров. Но потом стал говорить, что помнит ту прогулку весьма плохо. Фотографии того дня он почти сразу же почему-то удалил. И даже насчет сравнения с «Белой субмариной» стал возмущаться, с чего это она ему тогда припомнилась…

Насколько известно автору, даже в мировых масштабах хороших фотографий сложных миражей нет. И, вероятно, тут следует высказать несколько замечаний, касающихся рассматриваемой темы. Автор несколько раз лично сталкивался с ситуацией, когда фотоаппараты (главным образом цифровые) фиксируют «то, чего нет» (или просто не видно невооруженному глазу). Такой, например, снимок «заката, которого не было» был сделан в Самаре на улице Полевая в 2018 году. Этот «закат» просто вписан в серию кадров, сделанных на один и тот же фотоаппарат в интервале нескольких секунд. Где условно первый кадр фиксирует обычную реальность с нормальной для этого времени освещенностью, а потом словно поздний вечер и «закат». И затем снова нормальная по времени освещенность [14].

13 июня 2018 года, около 18 часов, автора снимали на фоне фонтана, зафиксировав и «закат», которого не оказалось на серии последующих снимков. Это редкий момент, когда «искажение реальности» (чем бы оно не вызывалось) оказывается зафиксированным и доступн
13 июня 2018 года, около 18 часов, автора снимали на фоне фонтана, зафиксировав и «закат», которого не оказалось на серии последующих снимков. Это редкий момент, когда «искажение реальности» (чем бы оно не вызывалось) оказывается зафиксированным и доступным для последующей разработки…
 

Отдельный интерес вызывает также фото глобально нависающего «промышленного пейзажа», случайно запечатленного на цифровой фотоаппарат одного из участников августовской поездки 2023 года, совершенной в ходе поисков дореволюционного железнодорожного тоннеля. Так вот, это оказалась весьма удачная, и во многом совершенно случайная фиксация (если конечно не предполагать более сложной сцепки обстоятельств), проявления неких крайне редких оптических эффектов. Поскольку этот впечатляющий промышленный пейзаж не был виден невооруженным глазом (возможно там и было что-то, но очень далеко на другом берегу реки Волга) и уж конечно совершенно не привлекал внимание. Данный кадр привлек внимание лишь потому, что автор статьи (И.Л. Павлович) просмотрел всю совокупность сделанных снимков. Тогда я показал его фотографу и спросил, не обрабатывал ли он его в графических программах? Этой запечатленной промышленной панорамы фотограф не помнил совершенно, а насчет обработки заверил меня, что подобными программами просто не владеет, да и компьютер у него довольно старый.

Фотография проявившегося «промышленного пейзажа», фотограф Сергей Афонин, юго-западная часть Самарской Луки, сентябрь 2023 года.
Фотография проявившегося «промышленного пейзажа», фотограф Сергей Афонин, юго-западная часть Самарской Луки, сентябрь 2023 года.
 

При этом следует отметить, нечто подобное мне доводилось наблюдать, но совершенно в других местах. И те промышленные панорамы так никогда и не были как-либо зафиксированы.

Из местных баек известны и прямо противоположные истории. Так, например, в последней трети ХХ века отдельные группы туристов совершали походы по Самарской Луке и в окрестностях сельского поселения Сосновый Солонец часто выходили к большому фигурному камню. По своей форме он напоминал крупного медведя, плотно прижавшегося к земле и уткнувшего голову в передние лапы. Обычный отдельный крупный валун, омытый дождями и вешними водами. Его можно было потрогать, взобраться или даже просто попинать ногами.

Так вот, на его фоне очень любили фотографироваться, особенно группами... Фотоаппараты тогда в основном были пленочные. Вследствие чего от момента съемки до проявления пленки, а уж тем более печати с нее фотографий проходило довольно много времени. И тут выяснилось (если, конечно, используемая пленка не была испорчена на каком-то из многих этапов работы с ней), что на кадре все есть. А вот огромный камень-медведь напрочь отсутствует. На том месте, где он вроде бы должен «проявиться», оказывался запечатленным закрытый камнем в съемочной реальности ландшафт. Район этот был тогда довольно активно посещаем и потому от совершенно различных людей данную историю в той или иной вариации автор слышал неоднократно. Как повели бы себя с фиксацией «медведь-камня» цифровые фото- и видеокамеры, судить не берусь. За прошедшее время туристические маршруты весьма ощутимо поменялись. А многие «фигурные камни» и культовые камни просто пропали с привычных мест своего нахождения. Какая судьба постигла конкретный «камень-медведь», я просто не знаю.

Далее, вероятно, следует представить описание тех миражей/фантомов и видений, что в свое время лично наблюдал автор.

Примерно в 21:15 местного времени 26 июня 1989 года исследователь Игорь Павлович и историк Олег Ратник с балкона одного из жилых домов старой Самары наблюдали над Жигулями, как в черных грозовых тучах ползущих низко над вершинами гор, появилось аккуратное, почти правильное квадратное отверстие. По его периметру пробежал красный луч, затем он словно развернулся веером и погас. После этого в «небесном окне» появился пейзаж морского залива, ограниченного грядой невысоких холмов, поросших негустым лесом. Цепочка светлых песчаных дюн сбегала к воде.

И над этим неизвестным морем существовало еще одно, свое собственное небо. Любопытно отметить, что проявившаяся картина была устойчива и доступна наблюдению в течение, примерно, пятнадцати минут. За это время сектор доступного обзора медленно разворачивался в горизонтальной плоскости, двигаясь по часовой стрелке. Холмы уходили в левый нижний угол, залив наползал на наблюдателя – открывая вторую линию прибоя. Было ясно видно, как кипели белые буруны на прибрежной отмели или барьерном рифе.

В открывшемся небесном мире был яркий солнечный день (а у нас в текущей базовой реальности уже вечер). Казалось, что в том мире дул слабый ветер. Было видно, как по небу лениво двигались маленькие белые облачка. В какой-то момент времени над холмами появилось множество черных точек, построенных в виде ромба.

Казалось, что эти черные точки двигались из того «мира» в нашу сторону. Постепенно они росли и приобретали вполне отчетливые очертания ромбов. Среди них явно выделялась самая первая. Складывалось впечатление, что это огромный воздушный корабль или что-то ему подобное, летит к нам в сопровождении своих спутников. В этот момент окружавшие окно грозовые тучи вновь пришли в движение и вскоре затянули удивительное видение. Можно даже предположить, что наблюдаемый объект перешел в наш мир, и это сопровождалось закрытием «окна». На фоне темных туч, темные летающие объекты оказались просто неразличимы или, возможно, замаскированы под их цвет. Почему-то тогда увиденное заставило нас припомнить строку из Библии: «И увидел я новое небо и новую землю…» (Иоанн Богослов, «Апокалипсис», глава 21).

Припоминается, что тогда за спиной «наблюдателей» лежал заряженный пленочный фотоаппарат. Но сходить за ним во время наблюдения того миража нам просто не пришло в голову.

Считаю важным отметить, что вскоре после данного наблюдения ранее упомянутый самарец и бессменный руководитель молодежного городского клуба «Летящее крыло» В.И. Степанов нашел в окрестностях останца Царев Курган довольно большой обломок известняка. У него была неправильная форма, грубая шероховатая поверхность и только одна ровная грань – словно специальный спил. На этой грани виделась «картина», очень похожая на ранее продемонстрированный миражом пейзаж неизвестного морского залива, окруженного округлыми холмами. В.И. Степанов, воспользовавшись небольшой тележкой, оттащил этот тяжеленный камень на свой дачный участок, где он потом и находился несколько сезонов. Однако после смерти Степанова и продажи его дачного участка дальнейшая судьба камня с «рисунком» автору неизвестна.

Справедливости ради стоит указать, что небесные картины порой наблюдаются в Среднем Поволжье и за пределами Самарской Луки.

Так, 25 июля 1990 года автор статьи (И. Павлович) и несколько других случайных прохожих в районе поселка Сергиевск наблюдали следующую небесную картину.

В 20:50, когда Солнце опустилось за склон одного из отрогов холмов Сокского Сырта, на западе возник мираж. Три горные вершины, покрытые снегом, занимали обзорную плоскость, наклоненную градусов на 30° к горизонту. Местность за горами прослеживалась менее четко, но можно было различить, что дальше идет понижение и плато спускается к морю. Через все открывшееся пространство, от границы снегов центральной горы к морю, была проложена широкая ярко освещенная серпантинная дорога. Ее продолжение уходило в туман, нависший над морем. В этом небесном мире наблюдалось и свое солнце. Удивительно быстро, словно время там текло по-иному, двигалось в том мире солнце, совершая возвратное движение с запада на восток. Данный мираж сохранял устойчивость в течение почти четырех минут. Еще какое-то время можно было наблюдать, как в том месте, где висела небесная картина, мерцают какие-то размытые цветные пятна, но потом пропали и они.

Позже нечто подобное автор наблюдал с крыши одного из домов в исторической части Самары, о чем уже сообщалось в авторском материале «Темные маяки Среднего Поволжья» [15].

Также по теме
Начало ХХ века ознаменовалось случайной находкой на территории Самарской Луки группы каменных столбов. Обнаружение этих столбов породило множество вопросов и вновь всколыхнуло интерес к байкам о местных фантомных башнях.

Еще один важный элемент работы с необычным – это попытки фотореконструкции, которые, впрочем, сами по себе вызывают множество споров и нареканий.

Так, в местечке Савран-лог (название Савран, вероятно, чувашское, а, возможно, старинное булгурское слово, означающее «крутиться/вертеться») различные исследователи довольно давно фиксируют весьма необычные субъективные ощущения (отсюда и наименование данного местечка). И не удивительно, что проявлению миража, наблюдавшегося здесь автором в июле 2000 года, также предшествовали необычные ощущения у очевидцев.

Было полнейшее безветрие. Ярко и совершенно по-летнему светило солнце. Вокруг невероятно тихо. Даже окружавшие местные скалы высокие сосны стояли совершенно неподвижно. Неподвижен был и низкорослый кустарник –не колыхался ни один листочек, не трепыхалась ни одна веточка. И при всем этом хорошо был слышен шум, шум которого просто не могло быть в этом месте и в это время. Казалось, что неподвижные сосны крайне громко шумят, причем шумят так, словно их ломает неистовый ураган. И было еще одно ощущение, что совсем рядом могучие морские волны налетают на скалы, разбиваются мельчайшими брызгами, после чего густыми шапками несутся вглубь скального массива. Это ощущали практически все участники данного похода. Казалось, еще немного, всего несколько небольших шагов, и за крайним рядом сосен на обрыве откроется безграничный водный простор. С каждым пройденным метром, присутствие волнующегося моря ощущалось все явственнее, а разгоряченные лица даже ощущали соленую водяную пыль…

А потом сквозь сосны действительно проступил пейзаж некоего неизвестного нам морского залива. Восхищенные, да и просто очарованные открывшейся панорамой, почти все члены группы попытались зафиксировать ее на всю имеющуюся у них фото- и видеоаппаратуру. Хорошо помню, что тогда особое рвение в этом плане проявил наш тогдашний руководитель М.Н. Кроз (как раз в ходе данной, а также в ряде других поездок, собиравший материал для цикла фильмов посвященных чудесам Самарского края). Но тогда на цифровых фотоаппаратах открывшийся сквозь сосны вид на «морскую даль» не получался совсем. Фиксировался либо ближний ряд деревьев, либо где-то там вдали, за расплывчатыми силуэтами кустов и сосен, порой «прорисовывались» какие-то мутные пятна, некая разноцветная муть. Несколько лучше (ненамного) дело обстояло при видеосъемке открывшейся панорамы. Вероятно, какую-то положительную роль играла динамика быстроменяющихся кадров, обеспечивающих наилучший эффект фиксации проявившегося миража. К сожалению, довольно скоро кассеты с этими видеоматериалами оказались достаточно загадочным образом утрачены.

Потом помню, что морской залив и все связанные с ним ощущения просто как-то одномоментно взяли и пропали.

Значительно позже, почти через четверть века, используя современные графические программы и отдельные сохранившиеся фрагменты старых фотоснимков, удалось произвести реконструкцию того давнего наблюдения. Ее результат представлен на суд общественности ниже.

Реконструкция миража в урочище Савран-лог. О.В. Ратник (в центре) и И.Л. Павлович (справа) в районе Рачейской гряды наблюдают пейзаж морского залива (июль 2000 года).
Реконструкция миража в урочище Савран-лог. О.В. Ратник (в центре) и И.Л. Павлович (справа) в районе Рачейской гряды наблюдают пейзаж морского залива (июль 2000 года).
 

Следующий «мираж» автор наблюдал в окрестностях местечка с романтическим названием Сонная лощина. Она находится на северо-западе от Самарской Луки в районе Белые скалы/камни (там, по записям Ф.Т. Яковлева, в одной из пещер долгое время скрывался колдун Степан Разин). И это место относительно недалеко от горы Светелка… Данный район, согласно местным байкам, также таит много потенциальных археологических памятников и здесь часто наблюдаются различные необычные явления, в том числе и НЛО.

В той поездке, в августе 2007 года, для автора интересное началось, практически сразу после пересечения группой некой условной границы, отмечавшей территорию Сонной лощины. На пути к ней необходимо было преодолеть довольно сложный рельеф, все время двигаясь то вверх, то вниз. Овражек, взгорок и снова овражек… Все довольно сильно устали. И тут, то у одного, то у другого участника похода начали звонить телефоны (до этого связи просто не было). При этом чаще всего неконтролируемые звонки шли с незнакомых номеров и телефон воспроизводил либо шуршащую тишину, либо странную какофонию звуков, наводящих на мысль о работе каких-то электронных синтезаторов. Но также приходили звонки и с ранее уже зафиксированных в памяти телефона номеров. Вот только «абонент» на другой стороне линии поддерживал такую странную беседу, что можно было только развести руками… Потом уже, по возвращению в город, эти «определившиеся звонившие» от своих «странных звонков» категорически отреклись. Не звонили они! И все! Дальше было еще интереснее. На телефоны участников похода стали приходить различной продолжительности обрывки разговоров между членами группы, причем разговоров прозвучавших непосредственно во время того похода.

Все это продолжалось довольно долго и постепенно вместо интереса стало вызывать раздражение и вообще негативные эмоции. Вместе с тем просто накапливалась усталость. И когда группа достигла дна лощины, решили сделать незапланированный привал. Расселись, кто где пристроился. Вроде безлюдное, тихое и спокойное место. Впереди склон круто поднимается. Сидим. И какими-то невидимыми, но вполне ощутимыми волнами накатывается дремота, начинает ощутимо клонить в сон. А потом в какой-то момент меж деревьев и кустов засверкали световые лучики, поразительно напоминающие лучи лазерных целеуказателей. Возникло стойкое ощущение, что какой-то довольно крупный отряд, взял и решил в этом районе провести большую «Зарницу». Но вокруг нас не было никого. Да и большая часть участников нашего похода продолжала равнодушно сидеть на выбранных местах. Вскоре и эти странные будоражащие воображение «лучики» пропали. И тут началось самое интересное. Впереди на месте склона внезапно «прорисовалась» панорама морского залива. Залив «проявился» в полнейшей тишине (в отличие от ранее описанного миража «залива», наблюдавшегося в 2000 году в местечке Савран-лог).

Но все продолжали сидеть. И как-то совершенно равнодушно смотрели на вновь открывшейся чудесный пейзаж. Я лично тоже просто сидел...

Лишь руководитель того достопамятного похода М.Н. Кроз проявил какую-то минимальную активность. Вероятно, тут сказался его профессионализм, годами наработанный в многочисленных командировках. Он поднялся, распаковал переносной треножник, установил на него свой фотоаппарат и принялся фотографировать. Аппарат цифровой. Сразу видно, что и как получается. А получалось весьма плохо. И Михаил Николаевич довольно быстро прекратил свои попытки.

Как эта ситуация завершилась автор просто не помнит, а поговорить об этом с кем-то из участников того похода в настоящее время уже не представляется возможным. Кто-то умер, кто-то уехал в дальние края, а кто-то просто эмоционально «перегорел» к необычному.

Только в 2023 году по сохранившемся фотоснимкам М.Н. Кроза была создана реконструкция миража «морского залива». Правая часть представляет собой реконструированный пейзаж с проявившемся миражом морского залива и наблюдающий его исследователь И.Л. Павлович. Левая часть – это панорама «Сонной лощины», какой она была до возникшего «искажения».

Реконструкция «миража», наблюдавшегося в августе 2007 года в районе Белой горы/камня – урочище Сонная лощина, сделанная на основе фотографий М.Н. Кроза 2007 года.
Реконструкция «миража», наблюдавшегося в августе 2007 года в районе Белой горы/камня – урочище Сонная лощина, сделанная на основе фотографий М.Н. Кроза 2007 года.
 

«Мираж» урочища Каменики автор лично не наблюдал, хотя и воспринял несколько примечательных косвенных ощущений именно от этого места. Речь тут идет об окрестностях Рудного оврага, территории крайне сложной в эмоциональном восприятии. Здесь одно из первых ярких субъективных ощущений – это словно плотный, густой-прегустой, почти видимый воздушный кисель каким-то образом разлит в застоявшемся воздухе.

Летом в полдень обычно здесь над почвой дрожит марево. Редкие, но выразительно фигурные, облака кажутся намертво вписанными в окружающую гряду холмов, прорезанных многочисленными оврагами и овражками. Издалека они напоминают основательно разрушенные древние здания и башни…

И в какой-то момент тут начинает казаться, что меж холмов, а также в их распадках, становятся отчетливо видны какие-то фрагменты старинных построек. Кажется, что впереди проявляются покосившиеся колонны, элементы разрушенных стен, сложенные из разновеликих камней. Еще дальше проступает арочный портал, открывающий вход, ведущий в какие-то темные глубины холма. Потом набегает легкий ветерок. Дрожит марево. И такая, казалось бы, вполне реальная картина, тускнеет, а потом и вовсе исчезает.

В этой местности господствует уникальное ощущение глубокой древности, где одна картинка пейзажа наползает, наслаивается на другую.

Еще более интересно, как этот эффект проявляется во время движения. Пройдешь несколько десятков шагов и словно в старом слайд-проекторе, один кадр щелчком быстро сменяет другой. И опять впереди проступает что-то похожее на древние руины…

Еще раз отдельно хочется сказать о попытках запечатлеть все это великолепие. В большинстве своем цифровые фото и видео аппараты просто не фиксировали эти картины или совсем не срабатывали.

В отличие от них пленочные аппараты добротно фиксировали окружающий ландшафт, но наполняли его не фантастическими руинами, а набором каких-то размытых разноцветных пятен неясной природы.

Представленная реконструкция выполнена путем соединения отдельных основательно очищенных фрагментов наиболее удачных снимков, запечатленных в ходе авторской поездки в урочище Каменики в июле 2007 года. По центру кадра виден летящий на своем параплане самарский исследователь Виктор Пылявский, а на заднем плане – огромный «мираж» руин некоего древнего здания, украшенного скульптурами не то древних богов, не то героев, а также открытый вход в загадочный древний тоннель.

Реконструкция по описаниям очевидцев панорамы одного из миражей апериодически наблюдающегося в урочище Каменики, сделанная на основе фотографий И.Л. Павловича 2007 года.
Реконструкция по описаниям очевидцев панорамы одного из миражей апериодически наблюдающегося в урочище Каменики, сделанная на основе фотографий И.Л. Павловича 2007 года.
 

За прошедшие годы неоднократно предпринималась попытка осознать, а что представляют из себя местные миражи? Конечно, самое простое объяснение состоит в том, что это действительно простой перенос изображения где-то реально существующих ландшафтов/объектов.

Вероятно, частично так оно и есть. Но довольно большая группа наблюдений наводит на другие мысли. Например, миражи (особенно миражи фата-моргана) это проявление «скрытых земель», относительно хорошо известных из сказок.

Эти идеи восходят к архаическому представлению о многоэтажности мира. Считается, что существует, по меньшей мере три взаимосвязанных мира, в свою очередь подразделяющихся на взаимосвязанные зоны – тени. Эти тени ухудшенные (солнце светит слабее, пищи не так много, и она не так вкусна) или улучшенные (яркое теплое солнце, тучные пастбища, богатая охота) копии земного мира. Все миры связаны между собой особыми проходами – «дырами», «воротами», порталами, роль которых могут играть ямы, пещеры, отдельные камни и т.д. Иногда между мирами возникала та или иная, иногда весьма экзотическая, связь. Например, как в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое»: «царства свернулись клубочками да за ними ж покатилися» [16].

Другое объяснение – миражи есть проявления системы «параллельных миров». В начале ХХ века архаические представления древних народов о «многоэтажности» Земли в какой-то степени получили развитие в контексте становления гипотез существования параллельных миров (концепция существования которых стала относительно популярной в конце ХХ начале ХХI века). В упрощенном представлении можно сказать, что параллельные миры занимают один и тот же объем трехмерного пространства, но они раздвинуты по дополнительной координате, иногда ее называли четвертым измерением.

Третье объяснение – миражи есть своеобразный «сбой» в мировой Матрице. Но так как, что такое Матрица, никто толком не знает, то и ее сбой может не быть сбоем… К последнему объяснению примыкает предположение о том, что наблюдаемые миражи являются лишь своеобразными видениями-фантазиями, почему-то порой возникающими у людей то там, то тут.

Список литературы

1. Колчинский, И. П. Что можно увидеть на небе. Справочник / И. П. Колчинский. – Киев: Наукова Думка, 1982. – С. 113–115.

2. Мичелл, Дж. Феномены книги чудес / Дж. Мичелл, Р. Рикард. – М.: Политиздат, 1988. – С. 135.

3. Форт, Ч. Пророк с Луны, ангел с Венеры. Новые земли / Ч. Форт. – М.: Эксмо, СПб.: Мидгард, 2007. – С. 148.

4. Павлович, И. Л. Утраченное наследие. Информационные миражи и фантомы в современных байках Самары, 1979–2022 годы / И. Л. Павлович. – М.: Евроазиатская научно-промышленная палата, 2022. – С. 23–24.

5. Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов,обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В. И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996. – С. 401–402.

6. Жемчужины Жигулей. Легенды, сказы, предания / сост. С. Кузменко. – Куйбышев: Куйбышевское кн. изд-во., 1978. – С. 130–133.

7. Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко: [в 4 вып.] – СПб.: Тип. Кулиша, 1860–1862. – Вып. 2: Сказания, легенды, повести, сказки и притчи; под ред. Н. Костомарова. – С. 394–396.

8. Ковалевский, А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. / статьи, переводы и комментарии. – Харьков: Изд-во ХГУ, 1956. – 347 с.

9. Мифы древней Волги… С. 150–154.

10. Алабин, П. В. Трехъ вековая годовщина города Самара / П. В. Алабин. – Самара: Губернская типография, 1887. – С. 3.

11. Криволуцкая, Л. И. По куйбышевской области / Л. И. Криволуцкая. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 130.

12. Сказы и байки Жигулей / сост. И. Л. Муханов. – Самара: Самарская Гуманитарная Академия, 1996. – С. 275–276.

13. Павлович, И. Л. Бестелесные голоса / И. Л. Павлович // Уфоком [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-13689-bestelesnye-golosa.html. – Дата обращения: 06.02.2024.

14. Параллельная Самара // KRUGA.NET [Электронный ресурс]. – URL: http://kruga.net/threads/Параллельная-Самара.1467/page-3#post-57025. – Дата обращения: 08.03.2024.

15. Павлович, И. Л. Темные Маяки Среднего Поволжья / И. Л. Павлович // Уфоком [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-13763-temnye-mayiaki-srednego-povoljia.html. – Дата обращения: 11.02.2024.

16. Три царства – медное, серебряное и золотое: [Текст сказки] № 130 // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: [в 3 т.] – М.: Наука, 1984–1985. – Т. 1. – С. 197.

17. Павлович, И. Л. Неучтенные рассказы. Космическая тематика в байках Самары, 1987–2022 годы / И. Л. Павлович. – Самара: Павлович И. Л., 2023. – 128 с.


Игорь Павлович 08.10.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Человек из параллельного мира
Курьезы 1
Человек из параллельного мира
В середине прошлого века в Японию приехал таинственный человек с паспортом на неизвестном языке, выданном несуществующим государством. Его историю часто приводят как доказательство существования параллельных миров или альтернативных вселенных, как в комиксах «Марвел». Судьбой этого человека интересовались в ЦРУ и парламенте Британии, о нем писали газеты всего мира, но никто не захотел или просто не смог сложить все детали старой загадки.
Звуки пылающего неба
НЛО и АЯ 1
Звуки пылающего неба
Всего пять процентов жителей Земли могут похвастаться, что хотя бы раз в жизни видели северное сияние. Тех, кто наблюдал тесно связанные с пылающим небом аномалии, еще меньше, и до недавних пор это помогало ученым отрицать то, что было хорошо известно жителям крайнего Севера.