Тайна «крестовых дождей»

Альбрехт Дюрер и европейская эпидемия сверхъестественного

Знаменитый немецкий художник и гравер Альбрехт Дюрер не только вел дневники, в основном не дошедшие до нас, но и записывал самые важные события в «памятную книжку». Единственный уцелевший лист из нее содержит четыре записи, среди которых есть описание увиденных им чудес.

Также по теме
История с выпадением красного дождя в индийском штате Керала в 2001 году получила широкую огласку в прессе и даже персональную страницу в википедии. За прошедшие девять лет в различных изданиях, в том числе рецензируемых, появилось несколько статей, посвященных анализу взятых проб. Последние данные прозвучали в августе этого года на конференции, проходившей в Сан-Диего (США, штат Калифорния). Согласно новым представленным результатам, частицы были занесены на Землю из космоса, предположительно с кометой.
Самое большое чудо, какое я видел за всю свою жизнь, случилось в 1503 году, когда на многих людей стали падать кресты, и особенно много на детей. Из них я видел один, такой формы, как я затем нарисовал. И упал он на служанку Эйера, которая сидела в задней части дома Пиркгеймера, прямо на рубашку, на льняную ткань. И она была так огорчена этим, что плакала и очень жаловалась, ибо она боялась, что умрет от этого. Также я видел в небе комету [1].

Рисунок странного креста помещен им ниже. Это не простая геометрическая фигура, а сцена распятия с двумя людьми, стоящими рядом с Иисусом. Традиционно на картинах c распятием изображается Дева Мария, стоящая по правую сторону креста, а святой Иоанн – по левую. Такая же композиция имеется на гравюре Дюрера «Распятие с Богородицей и святым Иоанном», нарисованной в 1493 году.

Копия чудесного изображения на рубашке служанки.
Копия чудесного изображения на рубашке служанки.
 

Судя по именам, чудо произошло в Нюрнберге – именно там проживал друг Дюрера Вилибальд Пиркгеймер. После смерти художника Пиркгеймер считал, что «потерял лучшего друга, какого я когда-либо имел на земле» [2]. Упоминание кометы тоже странно, поскольку в 1503 г. кометы не появлялись. Возможно, речь здесь идет о событии другого года или об ином явлении, которому Дюрер подобрал неудачное название. Историки до сих пор спорят, был ли Альбрехт Дюрер свидетелем падения метеорита 7 ноября 1492 г. у Энзисгейма, и не оно ли изображено на обороте картины «Кающийся св. Иероним». Художник тогда жил в Базеле, где явление было хорошо видно, но почему он не назвал его «громовой камень», как в летописях и «летучих листках» тех лет, остается непонятным.

Падение метеорита. Рисунок Альбрехта Дюрера.
Падение метеорита. Рисунок Альбрехта Дюрера.
 

Биографы Дюрера, словно сговорившись, обходят запись про чудеса молчанием или считают ее свидетельством суеверности великого художника. «Даже наиболее просвещенные люди разделяли наивность простолюдинов, – утверждал Марсель Брион. – Когда в 1503 году по Германии поползли невероятные слухи о «дождях из крестов», Дюрер поверил этому, тем более что были якобы непосредственные свидетели... В то время неистовствовала настоящая оргия фантазий и чудес. Человек, уставший от будничной заурядности, пытался вырваться из серости монотонной жизни, переносясь в волшебную, иррациональную обстановку» [3].

Пожалуй, вряд ли можно было предложить более неправильную трактовку событий тех лет. Запечатленная крестом служанка была не обрадована тем, что прикоснулась к тайне, а пришла в ужас, считая, что обречена на погибель. Крестовые дожди считались признаком неминуемого конца света наряду с другими чудесами тех лет. Одно из них, рождение свиньи-урода в 1496 году, Дюрер тоже зарисовал непосредственно с натуры.

Уродливая свинья из Ландсера. Гравюра Альбрехта Дюрера.
Уродливая свинья из Ландсера. Гравюра Альбрехта Дюрера.
 

Первые свидетельства о крестовых дождях датированы 1500 годом и, по-видимому, были перемешаны со слухами об эпидемиях. Нюрнбергский купец Зебальд Шрейер писал своему другу Конраду Цельтису 18 октября 1500 г.: «Христианская добродетель уничтожена. Порок уважается, и чем он хуже, тем больше, а добродетель презирается. Поэтому будет справедливо, если Бог поразит нас катастрофами, войнами, голодом, высокими ценами, эпидемиями и новыми болезнями, подобными тем, которые начинают свирепствовать в Италии и Франции. На теле появляются трехцветные, темные или синие кресты, от которых люди обычно умирают за два дня. Те, кто не умирают, страдают от депрессии настолько, что их считают безумцами. Эти кресты можно увидеть и на одежде. Так Бог предупреждает нас изменить свою жизнь». Дальше в письме речь идет о комете – по-видимому, яркой С/1500 H1, наблюдавшейся с 7 мая по 10 июля 1500 года [4].

Альбрехт мог иметь в виду и эту комету, воспринятую как очередное знамение конца света. Возможно, именно она нарисована в верхней части гравюры «Меланхолия».

«Меланхолия». Гравюра Альбрехта Дюрера.
«Меланхолия». Гравюра Альбрехта Дюрера.
 

Болезнь, которая свирепствовала во Франции и Италии, была чумой. Она пришла в Германию к 1502 году. Чумные пятна и бубоны, конечно, ничем не напоминали кресты, но в пересказе из третьих рук эпидемия смешалась с чудесными знамениями. В самой Германии слухи часто бывали еще более зловещими, намекая не только на связь явления с болезнями, но и на явные галлюцинации. Хроника бенедиктинского монастыря Нидеральтайх за 1503 год гласит: «На одеждах людей возникали знаки в форме креста цвета лимона, а некоторые даже кровавого цвета; они также покрывали голые тела некоторых людей и обжигали их, словно раскаленные угли. Были и умершие из-за них, но поклонявшиеся этим знакам не получили никакого вреда; те же, кто относился к ним без почтения, были наказаны. Знаки в виде змей появлялись на шеях людей; некоторые из этих знаков были живы и даже нуждались в пище» [5]. Нечто похожее есть и в одной из аугсбургских летописей, утверждавшей, что на тех, кто вырезал крестовидные знаки из одежды, несколько дней спустя нападала змея, прыгала на шею и душила насмерть [6]. Другие аугсбургские летописные источники не содержат ничего подобного. Нет сюжетов со змеями и в «Аугсбургской книге чудес», нарисованной в середине XVI в., хотя крестовый дождь там имеется.

«В 1503 году падали кресты, окрашивая одежду у многих людей, и в том же году в Риме за шесть недель сменилось трое пап» (Augsburger Wunderzeichebuch).
«В 1503 году падали кресты, окрашивая одежду у многих людей, и в том же году в Риме за шесть недель сменилось трое пап» (Augsburger Wunderzeichebuch).
 

Свидетельства о том, как возникали кресты на одежде, расходятся. Одни говорили, что с неба на них пролился цветной дождь, оставляя крестовидные пятна, другие замечали их «задним числом». Кресты возникали не только на одежде людей, побывавших на улице, но и на ткани, которая находилась внутри дома. Аббат Иоганн Тритемий в «Хронике Шпонхайма» упоминает невероятные детали, свидетельствующие скорее о психической эпидемии, чем об объективной реальности.

В семнадцатый год аббата Тритемия [т. е. 1500-й] и в следующие годы кресты появлялись на льняной одежде людей, а также на рубашках, женских юбках, скатертях и льняных изделиях, причем не только на бывших в употреблении, но и на тех, которые лежали запертыми в сундуках и не были подвержены какому-либо воздействию воздуха. Их также часто можно было увидеть на илитонах, алтарных пеленах и белых церковных одеяниях. В Зобернгейме и Майзенгейме их впервые видели так внезапно, к великому ужасу и страху толпы, что иногда, пока в церкви пели, их видели на себе до тридцати человек, на которых крестов раньше не было. Потом кресты появились в Кройцнахе и окрестных деревнях, затем в Бингене и Майнце, а затем и во многих местах Германии. Кресты были маленькими, разными и со сливающимися цветами, как если бы ткань была испачкана смешанной с жиром краской. Их нельзя было смыть, но через девять или десять дней они исчезали сами по себе. Два года спустя во многих местностях началась великая эпидемия [7].

Современник Дюрера, художник Йорг Глокендон зарисовал для «летучего листка» то, что немцы видели на своих одеждах. Некоторые знаки можно было отнести к христианской символике лишь с очень большой натяжкой. Историк Эберхард Готейн писал, что если форма пятна не напоминала крест даже для самого живого воображения, люди начинали сравнивать его с чем угодно вплоть до «холма Голгофа» [8].

«Летучий листок» с гравюрой Глокендона.
«Летучий листок» с гравюрой Глокендона.
 

Рисунки Йорга Глокендона были использованы и при оформлении письма епископа Льежского императору Максимилиану I от 18 мая 1501 года, изданному отдельной брошюрой под названием «Uslegung vn Betutnus der Crutz so yetzo fallen» («Толкование и значение нынче падающих крестов»). Епископ Либер утверждал, что чудесным крестам нужно торжественно поклоняться, что они являются знаками Божьего гнева на тех, кто противостоит церкви, и что Бог не одобряет вызывающую одежду женщин, которые чаще всех страдали от крестовых дождей. Под занавес Либер сравнил современные ему чудеса с видением креста императором Константином Великим и заявил, что Бог таким образом указал христианам – пора начинать войну против турков [9].

Титульный лист брошюры с текстом письма епископа.
Титульный лист брошюры с текстом письма епископа.
 

Император Максимилиан I, сторонник войны с турками, прекрасно воспользовался сложившейся ситуацией. Широкое распространение письма епископа Либера было одобрено им и, возможно, даже хорошо оплачено. Он часто упоминал о чудесах и показывал гостям коллекцию вещей, отмеченных крестами. По заказу императора итальянский гуманист Пико делла Мирандола написал поэму «Staurostichon», в которой говорилось то же самое – кресты являются божественным наставлением начать войну с мусульманами [10].

Планы Максимилиана не осуществились. Ему пришлось сражаться не с турками, а с христианскими соперниками, бороться за власть в Италии, жестоко подавлять крестьянские восстания. Не способствовали воинственным планам и эпидемии, нещадно косившие немцев во время его правления. После чумы Германию навестил тиф, сифилис, который был гораздо более смертельным, чем в наше время, и, наконец, болезнь, которая больше не существует. «Английский пот» иногда убивал зараженных за сутки. Считалось, что если дать больному им заснуть, он уже не проснется. Выздоровевшие не приобретали иммунитета и могли умереть от очередного заражения точно так же, как ранее им не болевшие. Вдобавок ко всему немцы страдали от эрготизма – хронического отравления спорыньей, способной вызвать гангрену или серьезные расстройства психики и галлюцинации. Хотя в начале XVI века не отмечено крупных эпидемий эрготизма, зловещий грибок постоянно присутствовал в пище. Госпитали ордена антонитов, специализирующиеся на лечении больных с тяжелой степенью эрготизма, в то время отнюдь не пустовали [11].

Кресты на одежде как символ Божьего гнева. Из рукописи Йозефа Меннеля «De Signis» («О знамениях», 1503).
Кресты на одежде как символ Божьего гнева. Из рукописи Йозефа Меннеля «De Signis» («О знамениях», 1503).
 

Там, где на одежде появлялись кресты, прихожане вели себя по-разному. Генрих Хуг в «Виллингерской хронике» описал своеобразный обряд очищения: человек должен был не снимать отмеченную ими одежду 9 дней и 9 ночей, повторяя по 15 раз молитвы «Отче наш» и «Богородица, дева, радуйся» [12]. Однако чаще всего волнение из-за чуда выплескивалось в виде масштабных крестных ходов.

Вызванное крестами волнение повсюду выражалось одинаково. Как только чудо происходило, жители городов или деревень во главе с советом объединялись в процессии, неся отмеченные ими предметы крестным ходом. Но однажды стимулированное желание паломничества искало дальнейшего удовлетворения. Процессии перемещались с места на место по окрестностям, и вид их вызывал ту же радость и, вероятно, те же чудеса. Для самых возбужденных местными паломничествами предлагался другой вид религиозной практики. Под впечатлением ужасного политического положения и тех же эпидемий, что опустошали Германию, среди низших классов итальянского народа распространились самые отчаянные аскетические настроения. Многие мужчины приняли строгие обеты паломничества сроком до семи лет. В число мест, которые они поклялись посетить, всегда входили три священных города Германии: Трир, Ахен и Кельн. Так они появлялись к северу от Альп небольшими группами, максимум по 30–40 человек, одетые в серое, с веревкой из ивового лыка вокруг тела, у каждого в руке деревянный крест. Их образ жизни был суровым; раз в неделю они полностью постились, а все остальное время обходились водой, хлебом и овощами, которые им давали крестьяне как милостыню. Как только им по пути попадалась церковь, они входили и бросались на землю с раскинутыми крест-накрест руками для молитвы. Нигде они не оставались дольше дня и ночи. В спутники они принимали всех, кроме женщин и монахов. Интерес, который вызывали эти «крестоносцы», где бы они ни шли, в первую очередь оставался любопытством, но к ним присоединялось множество людей... Паломники из Нидерландов несли с собой как святое знамя девичью рубашку, покрытую крестами. Когда они появились перед лотарингскими городами, то предъявили письмо епископа Льежа, которое призывало все христианские власти предоставить им проход и поддержку в походе против турок [13].

Крестовый поход против мусульман не состоялся. Началась война за Ландсхутское наследство, и средства, собранные Максимилианом I на кампанию против турков, пришлось использовать не по назначению. В 1504 году крестовые дожди закончились так же внезапно, как и начались. Даже если чудеса где-то продолжались, церковная пропаганда их больше не поддерживала.

Астролог Йозеф Грюнпек истолковывает знамения императорскому секретарю Блазиусу Хельцелю. В верхнем правом углу – падение метеорита у Энзисгейма.
Астролог Йозеф Грюнпек истолковывает знамения императорскому секретарю Блазиусу Хельцелю. В верхнем правом углу – падение метеорита у Энзисгейма.
 

О том, что именно положило начало религиозной панике, можно лишь догадываться. Возможно, в некоторых местностях Германии и Нидерландов действительно шли «кровавые дожди» – красные осадки, окрашенные пылью пустыни Сахара. В составе дождя могли быть и другие примеси, оставляющие следы, похожие на жир. Аугсбургский купец Вильгельм Рем записал в дневнике за 1502 г., что в городе возник всеобщий слух о крестах, которые падают на женские рубашки и покрывала. Кресты, которые видел сам Рем, были похожи на следы от сала или фекалий. Скептики говорили, что если что-то сальное упадет на льняную ткань с ее крестообразным плетением, то след тоже будет похож на крест. Трезвомыслящий купец Рем, похоже, предпочитал именно такую трактовку случившегося [14]. О том, что кресты были на вид жирными, упоминал и Иоганн Тритемий.

Красный дождь оставляет крестовидные следы. Рисунок Йозефа Меннеля.
Красный дождь оставляет крестовидные следы. Рисунок Йозефа Меннеля.
 

Становится понятным и то, почему женщины чаще замечали на себе кресты, нежели мужчины. Женские головные уборы тех лет не всегда ограничивались скромным чепцом и чаще всего были белого цвета. На таких уборах любое пятно хорошо заметно, в отличие от шляп или беретов мужчин.

Также по теме
В статье о возможной причастности жизнедеятельности микроскопических грибов к феномену известному под названием «мироточение», мы уже отмечали, что тема взаимосвязи между АЯ и сопутствующими им очагами роста плесени может оказаться значительно шире. Ниже мы рассмотрим как известные гипотезы такого рода, так и ряд свидетельств очевидцев, наводящих на мысли о том, что подобные подозрения в отношении плесени высказываются небезосновательно.

Историк медицины Юстус Фридрих Геккер, посвятивший немало страниц эпидемии «английского пота», не прошел мимо загадочных крестов. Он считал, что природные условия тех лет, особенно сильная жара, сопровождавшаяся неурожаем, способствовали заражению одежды цветной плесенью [15]. Это объясняет то, что кресты видели на одежде, спрятанной в сундуке, или алтарных пеленах, которые не выносятся на открытый воздух. Редкие случаи, когда знаки появлялись на коже, могли быть вызваны споротрихозом – заражением грибком из рода Sporothrix, который вызывает красные пятна, а затем, если ничего не предпринимать, язвы и рубцы. В наши дни споротрихоз обычно встречается в тропиках или субтропиках, но летняя жара могла способствовать его появлению среди немцев, ослабленных голодом или другими болезнями. Это же может объяснить и знаки в виде змей – при споротрихозе красные пятна обычно идут вдоль лимфатических сосудов. Нет ничего удивительного в том, что люди, зараженные грибком или с тифозными пятнами на коже, умирали. Не исключено и то, что люди, искренне верящие, что умрут из-за необычных знаков, могли загнать себя в гроб силой самовнушения.

Крузелер – женский головной убор начала XVI в.
Крузелер – женский головной убор начала XVI в.
 

В летописях тех лет встречаются упоминания и про мошенников, которые рисовали на своей одежде или теле знаки страстей Христовых. Мельник Матис Фуртмюллер, который нарисовал их на теле, утверждал, что слышит голоса с небес. Он собрал много сторонников, но был разоблачен и поплатился жизнью. Граф Андреас фон Зонненберг приказал его сжечь на костре. Мошенница Анна Ламинит из Аугсбурга, изображавшая святую, не нуждающуюся в пище и уборной, в 1502 г. нарисовала на платье кресты и искусно разыграла удивление, когда их увидели другие люди. В 1503 г. она повторила проделку и настояла на проведении по такому случаю крестного хода. Летописцы уверяют, что с ней шло 60000 человек, включая императрицу Марию Бьянку Сфорца, вторую жену Максимилиана I. Разоблачение Ламинит затянулось, но в 1518 году Анна была посажена в мешок и утоплена в реке, а ее сообщника повесили [16].

Самой известной мошенницей тех лет стала изображенная на десятках рисунков и в «летучих листках» 14-летняя Маргарита Брух. Ее тело, кроме левой ноги, было изрисовано красными крестами и орудиями страстей Господних. Летописец Генрих Хуг сообщил, что она всюду ходила обнаженной, прикрывая только интимные места [17]. Люди со всей Германии приезжали в Лейдринген, чтобы увидеть ее воочию, многие художники зарисовывали знаки и их расположение на теле.

«Летучий листок» с изображением Маргариты Брух из Лейдрингена.
«Летучий листок» с изображением Маргариты Брух из Лейдрингена.
 

Бернский летописец Валерий Аншельм утверждал, что знаки были нарисованы на ее теле неким пастухом и разоблачены как поддельные [18]. Марино Сануто, посол Венеции при императорском дворе, доложил в рапорте от 30 июля 1503 г., что девушка умерла из-за этих знаков. Возможно, речь здесь идет о том, что мошенницу тайно казнили, чтобы не вызывать религиозных волнений, или она скончалась от любой из ходивших в те времена страшных болезней.

Современник этих событий Альбрехт Дюрер не мог оставаться в стороне. Он болел и, вероятно, поэтому не мог ездить по стране, чтобы зарисовать Маргариту Брух или другие события времен крестовых дождей, но атмосфера тех лет наложила неизбежный отпечаток на творчество. На многих его гравюрах с небес истекают кровавые или огненные дожди, падают камни, персонажи носят на одежде кресты, горят ложные солнца, зловещие звезды освещают жуткие изломанные пейзажи. Смерть является там во всех видах – открыто, в виде скелетов и черепов, или замаскированная весьма прозрачными символами. Такой и была жизнь на грани смерти и безумия, породившая тайну крестовых дождей.

Литература и примечания

1. Альбрехт Дюрер. Трактаты, дневники, письма. СПб., 2000. C. 387.

2. Там же, с. 594. Известны как минимум два портрета Пиркгеймера, выполненные Дюрером.

3. Брион М. Дюрер. М., 2006. C. 148.

4. Bohmer F. Ausgewahlte Regesten des Kaiserreiches unter Maximilian I, 1493–1519. Vol. 3. Teil 2. 1499–1501. Wien, 1998. P. 925.

5. Die Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit in deutscher Bearbeitung. Vol. 9. Berlin, 1871. P. 115.

6. Roth F. Die geistliche Betrugerin Anna Laminit von Augsburg (ca. 1480–1518). Zeitschrift fur Kirchengeschichte. Vol. 43, 1924. P. 383.

7. Trithemius I. Chronikon Sponheimense. Frankfurt, 1601. P. 219. «Великая эпидемия» – чума 1502 г.

8. Gothein E. Politische und religiose Volksbewegungen vor der Reformation. Breslau, 1878. P. 89.

9. Valiance J. The Durer Stain: The Kreuzwunder of 1503 // Fortean Times, 2018. № 3. P. 48–51.

10. Waas G. The legendary character of Kaiser Maximilian. NY, 1941. P. 100.

11. Sudhoff K. Eine Antoniter-Urkunde aus Memmingen vom Jahre 1503 und ein therapeutischer Traktat uber das Sankt Antonius-Feuer // Archiv fur Geschichte der Medizin. Vol. 6. № 4 (Nov. 1912). Pp. 270–280. В документах тех лет упоминается и «hauptkranckheitt», дословно «болезнь головы» – возможно, разновидность энцефалита.

12. Heinrich Hugs Villinger Chronik von 1495 bis 1533. Tubingen, 1883. P. 20–22.

13. Gothein E. Politische und religiose Volksbewegungen... P. 90–92.

14. Die Chroniken der deutschen Stadte. Vol. 25. Leipzig, 1896. P. 275.

15. Hecker J. The Epidemics of the Middle Ages. L., 1859. P. 190–191.

16. Roth F. Die geistliche Betrugerin Anna Laminit... Р. 355–417.

17. Heinrich Hugs Villinger Chronik... Р. 21.

18. Die Berner-Chronik des Valerius Anshelm. Vol. 2. Bern, 1886, p. 322.

 

Комментарий Ильи Бутова, координатора проекта «Уфоком».

Блестящий материал Михаила Герштейна снова актуализирует внимание к загадке, которая встречается в «Могилевской хронике» и «Записках игумена Ореста». Из «Могилевской хроники» мы узнаем, что в 1670 году: «Как в Короне Польской и в Великом княжестве Литовском, так и в разных краях и городах, и в Могилеве неизвестно кем были сделаны надписи красным мелом на церквях и костелах настолько высоко, аж до нескольких саженей [1 сажень примерно равно 2,1 м] вверх, в сундуках замкнутых, что никто написанного не мог прочесть» [1]. У игумена Ореста читаем под 1670 годом практически тоже самое: «В то же время […] были страхи в Польше и Литве по разным городам, и в Могилеве, неизвестно кем, было писано краскою на костелах и церквах высоко на несколько саженей вверх по стенам, а также в сундуках замкнутых, и никто оного письма не мог читать» [2]. Исследователи, как правило, терялись в догадках, что это могло быть и связывали эти знаки даже со случаями полтергейста [3] или локальными отголосками чудес одного из лжепророков того времени – Сапсая Гершановича [4]. В то же время упоминание о появлении знаков «крестовой эпидемии» начала 1500-х годов в сундуках может свидетельствовать о генетической связи этих событий между собой. В данном случае, спустя почти 170 лет повторно могли сложиться условия для развития цветной плесени. И год действительно оказался не совсем типичным. Зимой 1670 года в Могилеве замерзали деревья, птицы, люди и скот [2], но погода явно оказалась суровее, чем обычно не только здесь. Очевидно, что это также могло усилить в обществе распространение различных слухов и оживить разговоры на различные эсхатологические темы. Обнаружение похожих на какие-то буквы бесформенных образований на ткани хорошо вписалось бы в этот контекст. В данном случае обращает на себя также внимание и появление буквоподобных знаков на значительной высоте, что для 1500-х годов, по-видимому, было не характерно. Возможно, это также отголоски одного из красных дождей, прошедших здесь и попавших на верхние части различных построек, а может быть, и принесших сюда споры этой плесени. Территория, где фиксировались эти слухи, достаточно большая и очевидно, что в будущем нам вполне могут встретиться источники, которые помогут пролить еще больше света на эти события.

Более реалистичное изображение «крестов» из «Außlegung und bedeutnuß der kreutz so ytzo fallen» (Аугсбург, около 1504 года). Все знаки сориентированы в одном направлении, а черты пересекаются строго под прямым углом. Вероятно, красящее вещество из точечны
Более реалистичное изображение «крестов» из «Außlegung und bedeutnuß der kreutz so ytzo fallen» (Аугсбург, около 1504 года). Все знаки сориентированы в одном направлении, а черты пересекаются строго под прямым углом. Вероятно, красящее вещество из точечных загрязнений распространялось по волокнам ткани под влиянием капиллярного эффекта.
 

«Буквоподобные знаки» и «меловые надписи» фактически могли представлять сплетения трещин или швов каменной кладки, окрасившихся продуктами жизнедеятельности поселившихся в них микроорганизмов, что и сделало их заметными с земли. Помимо цветной плесени под подозрение попадают и некоторые виды литофитных микроводорослей. Можно предположить, что такие водоросли оказались занесены с осадками в обычно нехарактерные для них местности и при наступлении благоприятных погодных условий размножились. В 2015 году группа индийских и австрийских ученых сообщила, что за нашумевшие осенью 2001 года в мировых СМИ «кровавые» дожди индийского штата Керала ответственны европейские водоросли Trentepohlia annulata, о существовании которых в Индии ранее не сообщалось. Предполагается, что перенос клеток европейских микроводорослей на расстояние в 7000 километров произошел по воздуху, «с облаками через океан».

Свободноживущие виды зеленых водорослей из рода Trentepohlia в основном имеют желтую, оранжевую или красно-коричневую окраску из-за пигмента гематохрома, который обычно скрывает зеленый цвет хлорофилла. Род является наземным и часто встречается в Европе на камнях, стенах и коре деревьев. В частности, Западная Ирландия относится к региону с умеренно-холодным климатом и высоким уровнем осадков и влажности, поэтому здесь произрастает очень богатая и разнообразная водорослевая флора. Фабио Ринди и Майкл Д. Гуири в 2002 году идентифицировали несколько микроводорослей из рода Trentepohlia на различных субстратах в городских местообитаниях Западной Ирландии. На стенах многих старых зданий обнаружились виды T. aurea и T. iolithus, формирующие характерные обширные пятна и разводы темно-красного цвета.

Типичный случай заражения здания водорослями красного цвета в Шотландии. Характерно, что водоросли, растущие на западной стене, не развились на южной вследствие различных условий освещения и нагрева Солнцем.
Типичный случай заражения здания водорослями красного цвета в Шотландии. Характерно, что водоросли, растущие на западной стене, не развились на южной вследствие различных условий освещения и нагрева Солнцем.
 

Уместно вспомнить и впервые описанный Дж. фон Флотовым в 1844 году гематококк дождевой (Haematococcus pluvialis). Осенью 2014 года жители некоторых деревень провинции Самора, Испания, были озадачены выпадением похожего на кровь вещества. В отличие от ситуации в Керале, причиной этого кровавого дождя был назван Haematococcus pluvialis. Согласно исследованию испанских ученых из Университета Саламанки, в местных водоемах этот вид не обнаружен и предположительно водоросль была занесена из Северной Америки.

Обычно водоросль имеет зеленую окраску, но в неблагоприятных для нормального роста клеток условиях окружающей среды (в частности, воздействия яркого света, высокой солености и низкой доступности питательных веществ), клетки начинают переходить в покоящуюся фазу и интенсивно вырабатывают большое количество каротиноидов, в частности антиоксиданта астаксантина кроваво-красного цвета (до 4% в расчете на сухое вещество). Новый арктический штамм H. pluvialis был выделен в 2013 году на острове Бломстрандхалвёйа (Шпицберген, Норвегия). Этот штамм обладает способностью выживать и производить астаксантин при температурах 4–10 °C, тогда как обычно H. pluvialis растет при температуре 20–27 °C.

Haematococcus pluvialis, обнаруженный Йоханом Сирнесом в углублении скалы в Норвегии.
Haematococcus pluvialis, обнаруженный Йоханом Сирнесом в углублении скалы в Норвегии.
 

Тем не менее, обнаружение пугающих знаков в «сундуках замкнутых» (на поверхности самих сундуков или вещей там хранившихся?), попаданием на них водорослей объяснить сложнее и здесь версия с цветной плесенью выглядит убедительнее. Однако, набольшее недоумение в загадке «крестовых дождей» вызывает то, что несмотря на масштабность явления и сложившиеся практики почитания «крестов», до наших дней не дошло в качестве религиозной реликвии ни одного клочка ткани, покрытого знаками, пусть даже рукотворной подделки. Возможно, со временем люди от них избавлялись по политическим и религиозным соображениям, а может быть сам пигмент оказался не стойким на воздухе и «крестики» постепенно поблекли, исчезли в силу естественных причин или сгорели в пожарах. Если мы не обнаружим каких-либо письменных свидетельств современников событий, причины утраты всех предметов, покрывшихся «крестами», останутся для нас столь же таинственными, как и причины их появления.

1. Беларускія летапісы і хронікі / уклад. У. Арлоў. Мінск: «Беларускі кнігазбор», 1997. С. 298.

2. Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Т. 2: Приложение. Вильна: Печатная типография правления, 1867. С. XXIV.

3. Кандыба В. Чудеса и тайны. СПб.: Лань, 2000. С. 567.

4. Балбераў Я. С. Катаклізмы і анамаліі старажытнага Магілёва (паводле запісаў «Магілёўскай хронікі») // Таинственная Беларусь VI: материалы конференции (г. Минск, 14 марта 2020 г.). Минск: Регистр, 2020. С. 68–69.

5. Blood Rain, Blood Snow: Curse or Science? URL: https://www.internationalmicroorganismday.org/blogs/blood-rain-blood-snow-curse-or-science. Date of access: 14.09.2022.

6. Building Pathology: Removal of Red Algae. URL: https://themaintenancecorner.wordpress.com/2019/07/12/building-pathology-removal-of-red-algae-from-render/. Date of access: 12.07.2019.


Михаил Герштейн 25.09.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Звуки пылающего неба
НЛО и АЯ 1
Звуки пылающего неба
Всего пять процентов жителей Земли могут похвастаться, что хотя бы раз в жизни видели северное сияние. Тех, кто наблюдал тесно связанные с пылающим небом аномалии, еще меньше, и до недавних пор это помогало ученым отрицать то, что было хорошо известно жителям крайнего Севера.
Мадридское проклятие: реальные события испанского хоррора «Malasana 32»
Обзоры 3
Мадридское проклятие: реальные события испанского хоррора «Malasana 32»
В 2020 году на экраны вышел испанский хоррор о нехорошей квартире «Заклятье. Дом 32» режиссера Альберта Пинто. Фильм рассказывает о том, как переезд из провинции в столицу оборачивается кошмаром для целой семьи. Действие фильма происходит в середине 1970-х годов. Испания все еще страдает от напряжения и тревоги, вызванных окончанием тиранического правления Франсиско Франко.