Призрак «белой дамы» как метафольклорный образ грядущей трагедии
Самая известная предвестница смерти в истории«Белая дама» – это один из самых известных фольклорных образов женского привидения, которое часто встречается в англосаксонской, немецкой, мексикано-американской, славянской и других фольклорных традициях. Обычно история и образ «белой дамы» (также называемой «белой женщиной») связаны с местными трагическими легендами, относящимися к потере или предательству женщины.
При этом ее образ может достаточно сильно отличаться в разных фольклорных традициях. Например, в немецком фольклоре образ «белой дамы» имеет ряд отличий в сравнении с кельтскими, английскими и швейцарскими легендами. Согласно немецкой традиции, «белая дама» часто появляется в заброшенных сельских местностях и бывает простолюдинкой, при этом в германских легендах этот призрак всегда связан с высшими сословиями и появляется только в фамильных замках. В таких историях появление «белой дамы» почти всегда рассматривается как предсказание смерти одного из членов семьи. В то же время она воспринимается как призрак прародительницы семьи, которая предупреждает о чем-то, а не представляет опасность. Похожие легенды с подобной сюжетной линией также присутствуют во французском фольклоре.
Происхождение и становление образа «белой дамы»
Можно сказать, что «белая дама» выступает как некий метафольклорный образ, который благодаря свой универсальности и простоте символа смог проникнуть в совершенно разные культуры. Вероятно, само поверье об этом призраке возникло еще в средние века, когда выражением «белая дама» обозначали вдову, облачившуюся в белые одежды в знак скорби о потерянном муже [14: 155]. Например, в германских землях, это относилось к овдовевшим женам именно знатных людей, которые в знак траура одевались в длинные белые одежды1 [8: 174]. Обычай этот иногда сохранялся еще и в XVII–XVIII веках. Так, Доротея, супруга курфюрста Бранденбургского2, в 1688 году провожала тело своего мужа, будучи одета во все белое. Столь торжественное белое одеяние знатной вдовы, вероятно, поражало народное воображение, и вскоре выражение «белая дама» стало в устах народа равнозначно слову «вдова» [18: 174].
Со временем в народном сознании образ «знатной вдовы» в белом постепенно трансформируется в зловещий, сверхъестественный символ. Скажем, когда тяжело заболевал какой-то властительный князь, его слуги, предвидя смерть своего господина, нередко говорили, что «скоро уже в доме появится белая дама». В результате этого постепенно сложилась и поговорка, связывавшая появление «белой дамы» с предстоящей смертью хозяина замка. Первые рассказы о появлении подобного зловещего призрака относятся еще к XIV веку и связаны с «франконскими владениями» Гогенцоллернов, одного из старейших и наиболее влиятельных немецких родов. Считалось, что призрак дамы нередко появлялся по ночам в их фамильных замках, прежде всего в Плассенбурге и Байрейте (ныне Байройт). Причем в Плассенбурге в 1540 году был даже зафиксирован эпизод с фальсификацией, когда канцлер будущего герцога Прусского, участвуя в заговоре, пытался в одеяниях «белой дамы» убить своего хозяина. Но герцог, не испугавшись «призрака», вступил с ним в бой, и сбросил его с высокой башни. При этом призрак привязан не к их шикарной недвижимости, а к самим Гогенцоллернам. И почти всегда «белая дама» – зловещий вестник ужасных новостей. В берлинском замке ее якобы часто видели в 1625–1628 годах и затем неоднократно до 1790 года, а согласно другим данным – в 1840–1850 годах [11: 640].
Существует несколько конкретных легенд происхождения прообраза «белой дамы». И несколько версий объясняют привязанность призрака к роду Гогенцоллернов. Так, первая гласит, что «белая дома» – вдова, графия Агнесса Орламнуд, которая ради брака c маркрафом Альбертом Красивым, одним из первых Гогенцоллернов, убила своих детей от первого брака. Впоследствии графиня сошла с ума, терзаемая раскаяньем, и ее неуспокоенная душа «была обречена на вечное скитание по резиденции Гогенцоллернов» [2: 10–11]. Считалось, что само преступление так и осталось безнаказанным, однако «Господь проклял детоубийцу и осудил ее скитаться в виде замогильного призрака» [8: 180].
По другой версии, «белая дама» – эта несчастная девушка Анна Сидова, которую в XVI веке заточил в замке Шпандау принц Иоанн-Георг, где она и умерла. Интересен контекст этой трагической истории. Анна была большой любовью отца Ионна-Георга Иокима, который завещал ей все свое богатство. Однако после смерти Иокима в 1561 году сын не захотел делиться с Анной богатством отца и заключил ее в заточение в Шпандау. Народ в этом поступке Ионна-Георга увидел не только жестокость, но и вероломство, нарушение обета, данного отцу на его смертном одре. Это укоренило верование, что неповинная Анна Сидова явилась в первый раз в виде «белой дамы» накануне смерти своего гонителя и затем перед смертью его потомков [8: 175–176]. Народное предание гласит, что ее душа, не находя себе покоя, поселилась в пышном дворце Берлина, сохранив после смерти «ненависть к Гогенцоллернам» [2: 10–11].
Стоит отметить, что, в Баварии, богатой на замки, призраков «белых дам» в какой-то момент насчитывалось не менее дюжины, и не все они связаны с родом Гогенцоллернов. Одна из самых известных «штаб-квартир» призрака – крепость Вольфзегг, расположенная в Верхнем Пфальце. По одной из версий, рыцарь Ульрих фон Лаабер, хозяин крепости, узнав о изменах своей жены, графини Клары фон Хельфенштайн, нанял двух крестьян, чтобы они ее зарезали. По преданию, Клара вернулась в замок в первую же ночь после похорон, одетая в белое погребальное платье, и с тех пор никогда не покидала его стен. Не прошло и месяца, как сам Ульрих внезапно умер, за ним последовали и его сыновья – так в 1475 году род фон Лааберов полностью прекратил свое существование. Считается, что виной всему была именно «белая дама».
Помимо немецких, свои версии происхождения «белой дамы» можно найти и в других европейских легендах. Например, в Чехии ее называют «белой панной» и связывают с древним чешским родом Рожмберков. Считается, что душа неуспокоенной Перхты Рожмберк периодически появляется во владениях этого рода. «Белая панна» также является зловещим призраком, вестником печальных известий для вышеупомянутого рода. Так, если Перхта появляется в черных перчатках – значит, кого-то из членов семейства настигнет смерть, если в красных – жди пожара.
Интересно отметить, что в немецком и чешском фольклоре присутствует одноименное демоническое существо Перхта (нем. Frau Perchta, Pechtrababajagen – 'Баба-яга Пехтра', чеш. Perechta), которая описывается как злой женский дух в белой одежде [4: 18–20]. В фольклоре Баварии и Австрии сохранилось поверье, что на Святки (особенно в Двенадцатую ночь) Перхта бродит по домам и хочет узнать, были ли в уходящем году дети усердными и трудолюбивыми. Если они ленились, то она могла вскрыть их животы и набить их соломой и камнями.
Историк Е.В. Карнович также писал о появлении призрака, похожего на «белую даму», в бывшем королевском замке Варшавы [8]. В своей работе он приводит свидетельства князей Паскевича и Горчакова, которые в разное время бывали в этом замке и встречали «призрак таинственной дамы». Первоначально к нему в комнату вошла вполне живая «польская патриотка», причем князь Горчаков настойчиво обратился к ней за разъяснением позднего визита. После этого «дама», к ужасу князя, внезапно исчезла, и он «почувствовал одуряющий могильный и трупный запах» [8: 168].
Зловещие преследования «белой дамы»
Народное поверье относит появление «белой дамы» к разным причинам. Одной из таких причин может быть «страшное злодейство, как например, убийство мужа, сестры, брата и детей», за что преступница и бывает осуждена бродить по земле до тех пор, пока «Господь Бог простит ее и избавит душу от мытарств» [8: 171]. Иногда в «белую даму» после смерти обращается какая-нибудь несчастная страдалица или вовсе неповинная либо же совершившая какой-нибудь небольшой грех. Однако привелось ей за него поплатиться жизнью. Но бывает и иные причины превращения в «белую даму». В XV веке в Богемии3 Петра Розенберг всю жизнь собирала деньги, чтобы на них, как за церковный вклад, были совершены после ее смерти заупокойные о ней поминовения. Однако эти накопленные деньги были украдены, а потому душа этой женщины не нашла покоя и бродит в виде белого призрака по замку Нейгаузу.
Наиболее известен этот призрачный образ в Германии. «Белая дама» там появляется в нескольких замках – Нейгаузском в Богемии, в Берлинском, в Дармштадском, в Барейтском, в Карлсруском и др. Она описывается следующим образом: «Довольно высокая, одетая в белое платье, она носит на себе покрывало; но через него удобно видеть можно лицо ее» [13: 147]. Однако в Берлине «Белая дама» впервые появилась в 1598 году, незадолго перед смертью курфюрста Иогана-Георга. Появление ее повторилось здесь же 1 декабря 1619 года, за двадцать три дня перед смертью курфюрста Иогана-Сигизмунда. Рассказывали, что привидение имело грозный и мертвенный вид.
В 1651 году прусскому обер-шталмейстеру Бургсдорфу удалось даже вступить с «Белой дамой» в самую настоящую схватку. Когда Бургсдорф гостил в Берлинском замке, он умудрился нелестно высказаться о призраке следующей фразой: «хотел бы я посмотреть в лицо этой старухи». И в одну из ночей призрак подкараулил его на лестнице и громко сказал: «Ах, ты негодный старикашка!». Но обер-шталмейстер не испугался и кинулся на «Белую даму», толкнув ее с лестницы, так «что у ней лопнула кофта и затрещали ребра» [8: 174]. Однако «дама» пропала, а ровно через год Бургсдорф умер. Это была не единственная попытка вступить в бой с призраком. Так, в начале марта 1864 года призрак побеспокоил сына Людвига I и Терезы короля Максимилиана II4. При этом «Белую даму» король не видел, но ее встретил накануне в дворцовых покоях дежурный офицер и попытался задержать незнакомку, вытащив саблю. Однако та, ловко увернувшись, пропала. Офицер вспомнил про легенду о «белой даме» лишь назавтра, когда врач объявил, что бессилен перед смертельно тяжелым заболеванием короля.
Стоит заметить, что в Берлине появление «Белой дамы» считалось более зловещим предзнаменованием, так как было замечено, что она появлялась не просто перед смертью одного из членов Гогенцолернского дома, а преимущественно перед смертью «такого его члена, который находится еще в детском возрасте» [8: 174]. Например, в 1879 году призрака видели перед смертью малолетнего принца Вольдемара, сына Фридриха-Вильгельма. Кроме того, в этот период при появлении «белой дамы» в Берлине стали замечать перемену в ее прежних нарядах, а именно, что иногда она являлась в черных перчатках и башмаках. Некоторыми придворными во дворце было высказано предположение, что «Белая дама» является предвестницей несчастья только в случаях, когда в ее гардеробе есть эти черные элементы одежды [8: 182]. Хотя многие считали, что этот факт придумали лишь для утешения тех несчастных, кому, в принципе, являлся призрак в классическом белом варианте.
В этом контексте также интересен один случай. Известно, что за две недели до смерти прусского короля Фридриха 25 февраля 1713 года «белая дама» явилась в самом ужасном виде: «волосы ее были растрепаны, а руки облиты кровью». Испуг короля был так силен, что он впал в горячку и слег в постель, с которой уже не встал. Между тем в этот раз в ужасном образе «белой дамы» выступал вполне реальный человек из плоти и крови. Дело в том, что жена короля София-Луиза долгое время страдала от психического недуга и в одну из ночей служанки не усмотрели за ней. Она в припадке сумасшествия ударилась о стеклянную дверь, поранилась и в таком виде «белой дамы» (одета она была в легкое белое одеяние) явилась задремавшему супругу [2: 10]. В царствование Фридриха-Вильгельма I «белая дама» появлялась всего два раза и за этим стояли живые люди. Первый раз оказалось, что «белая дама» была поваренком. Другой раз в виде «дамы» был пойман какой-то солдат, которого король приказал посадить на деревянного осла, «также в уборе “Белой дамы”» [8: 182].
Однако сыну Фридриха, Фридриху II, к своему несчастью, «посчастливилось» повстречаться с аутентичной «белой дамой». С июня 1786 года здоровье престарелого Фридриха II стало ухудшаться. Вместо сиделки за больным королем присматривал один из его сподвижников – старый гусар Росбах. Первый раз «дама» пришла 3 августа 1786 года, о чем сообщил один из часовых этому гусару. Когда последний доложил о происшествии королю, то тот не поверил, считая все это вздором и выдумкой [3]. Однако на следующий вечер, 4 августа, «белая дама» материализовалась непосредственно в покоях короля. Ее наблюдали как сам гусар, так и проснувшийся Фридрих II. В этот раз король сказал: «Видно, камрад, бабьи сказки правду говорят». Меньше, чем через две недели Фридрих скончался.
Особенно беспощадна «белая дама» была к незваным гостям и даже могла проявить более агрессивное поведение, сродни полтергейсту. Например, когда в 1806 году при открытии похода против Германии французская армия «стала производить в Пруссии разные бесчинства», «белая дама» стала появляться уже в Байрейтском замке в довольно мрачном виде [8: 183]. Французские генералы, останавливавшиеся в Байрейтском замке, испытывали немало беспокойств и неприятностей от исторического привидения. Например, дивизионный командир французской армии д'Эспань, проведший здесь в 1809 г. одну ночь, едва не был убит «белой дамой»: привидение с не женской силой вытащило его из кровати на середину комнаты и, наверное, покончило бы с ним, если бы генерал не успел позвать на помощь [18: 174]. Генерал отмечал, что «дама» была не совсем белой, а скорее черно-белой [8: 183]. Она вошла в комнату неспешными шагами и погрозила ему пальцем, после чего военный был уже выброшен из кровати какой-то неведомой силой. Д'Эспань среди ночи покинул негостеприимный замок с мрачной уверенностью в близкой смерти, которая действительно вскоре его настигла, так как в том же году 21 мая он был убит в сражении с австрийцами при Аспене.
Когда 14 мая 1812 года Наполеон во время своего похода на Россию приехал в первый раз в Байрет, то сделал несколько распоряжений. Во-первых, чтобы ему ни в коем случае не давали в замке покои, в которых появляется «белая дама». Во-вторых, его комната должна охраняться, и солдаты никого не должны были туда пускать. Однако проведя в замке ночь, император утром выехал в мрачном и грустном настроении, повторяя несколько раз: «Ce maudit chateau», т.е. «это проклятый замок», и заявил окружающим его лицам, что он в другой раз ни за что в нем не остановится [8: 174]. И действительно, когда он снова был в Байрейте 2 августа 1813 года, то ни за что не хотел останавливаться здесь и уехал в замок Плауэнь.
Важно заметить, что «белая дама», конечно, преследовала не только династию Гогенцоллернов. Проклятие призрачной дамы висело также и над другим знаменитым домом Европы – австрийской династией Габсбургов. Их фамильный старинный замок Гофбург стал частым местом появления этого аристократического призрака. Каждый раз, когда над Габсбургским домом сгущались темные тучи, здесь появлялся призрак «белой дамы». Предания о ее появлениях здесь относятся еще к XV–XVI веках. Согласно придворной хроники, «белая дама» входила в покои последнего Габсбурга Карла V накануне его кончины. Она также являлась и Марии-Терезе, его дочери. Особенно частые посещения «белой дамы» приходятся на царствование Франца Иосифа, который запомнился чередой политических интриг, жестокостей и клятвопреступлений. Видели ее и перед получением известия, что эрцгерцог Иоанн Орт пропал без вести. Ее появление также предшествовало гибели юной эрцгерцогини, сгоревшей заживо от спрятанной в карман сигареты [5: 5].
Известно, что «белая дама» Габсбургов стала часто появляться в январе 1889 года, что, по мнению многих, было предзнаменованием известной Мейрлингской трагедии5. Однако и после этой трагедии ее появления не прекратились. Поэтому наследник убитого Рудольфа эрцгерцог Франц Фердинанд решил фактически сбежать от «белой дамы», обитавшей в старом замке Хофбург. Он приказал возвести новый дворец, строительство которого продолжалось порядка десяти лет. Но когда Франц Фердинанд со своей супругой Софией в первый раз в него вошли, чтобы осмотреть дворец, на лестнице, соединяющей новое крыло со старым Хофбургом, жена увидела «белую даму». В итоге герцогиня наотрез отказалась жить в новом дворце [5: 6].
Родственник эрцгерцога Вильгельм II, последний император Германии, среди глубокой ночи повстречался с «белой дамой» в своих покоях. Приближенные Вильгельма застали его в состоянии, близком к обмороку, и на расспросы окружающих бледный взволнованный император мог только ответить: «Я видел бранденбургскую Альму»6 [6: 12]. Этот случай произвел на Вильгельма крайне сильное впечатление. Появление «белой дамы» предвещало неминуемую беду. Однако, вероятно, по злой иронии, кайзер Вильгельм II остался в итоге в живых, хотя и жил в изгнании, но его родственник Франц Фердинанд, старавшийся «убежать» от «белой дамы», был застрелен в Сараево, что послужило толчком к началу Первой мировой войны.
Таким образом, появление «белой дамы» считалось исключительно принадлежностью дворцов знатных королевских родов и было предвестником вероятной кончины кого-либо из членов этих родов. При этом кончина таких особ могла иметь важное политическое значение. Так как в прежнее время в Германии (да и других странах Европы) существовало множество более мелких знатных родов – графских, княжеских, герцогских и даже баронских, то каждый такой род «хотел поднять свое значение уверением о существовании в его семействе призрака «белой дамы» [8: 166]. Такими рассказами, как полагали, возвышалось понятие о знатности того или иного рода.
Некоторые современные появления призрака «Белой дамы» и попытки изучения феномена
Сегодня многие королевские дома Европы, конечно, уже являются частью истории с точки зрения их былого величия. Так, Габсбург-Лотарингский дом потерял все свои земли и титулы в 1918 году, хотя многие представители этого дома, живущие вне Австрии, используют свои титулы до сих пор. То же касается и дома Гогенцоллернов, имущество которых было конфисковано дважды: после поражения Германской империи в Первой мировой войне (что повлекло за собой заключение договоренностей с домом в 1926 году) и после 1945 года. Однако последние, судя по ряду сообщений, пытаются вернуть свою власть в Германии. В 2019 году текущий глава немецкого императорского дома Гогенцоллернов Георг Фридрих Фердинанд начал переговоры с федеральным правительством и правительством земли Бранденбург о возращении их всевозможного имущества и земель назад. Поэтому с точки зрения общепринятой мифологии «белой дамы» ее зловещая миссия уже не столь актуальна как это было в прошлые века. Однако несмотря на то, что дворцы бывших знатных домов давно стали государственной или частной собственностью, а сами потомки великих династий прошлого утратили былое влияние, сообщения о встречах с «призраком в белом» изредка приходят из старых замков. Например, нынешний владелец замка Вольфзегга Георг Раухенбергер сообщал о встречи с «белой дамой» в квадратной башне замка «в одну из летних ночей 1973 года» [12: 37]. О встречах с «белой дамой» также рассказывала Ядвига Пильмайер, которая долгое время работала в крепости Вольфзегг, представляющей сегодня популярный туристический объект.
Как уже отмечалось выше, образ «белой дамы» – эта своего рода метафольклорный нарратив, который встречается в разных культурах в разные временные эпохи. Но при этом не всегда их злонамеренные функции совпадают с традиционным образом «белой дамы». Например, на Филиппинах есть легенды об особых опасных духах «каперосах» – женских призраках в белых платьях, встречающихся на дорогах и кладбищах [26]. Схожие истории о «дорожном» призраке «Белой дамы» имеются и в Англии, где ее также называют «бегущая леди» за то, что внезапно появляется на участке дороги между Бифордом и Брандесбертоном (Восточный Йокшир) [25]. Валлийская «Y Ladi Wen» (Белая Леди) или «Dynes Mewn Gwyn» (Женщина в белом) является распространенным явлением в кельтской мифологии Уэльса7 [23], представляя собой злонамеренного призрака, одетого в белое, который может преследовать детей за их плохое поведение. В Эстонии легенда о «белой даме» прочно связана с замком Хаапсалу. В России известна легенда о призраке «белой дамы», которая появляется в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге. В Нидерландах бытуют мифы о «witte joffers» («белых девушках»), призраках, которые похищают или подменяют новорожденных [21]. В США истории о призраках «белой дамы» распространены во многих штатах, хотя и в большинстве своем относятся к категории «городских легенд»: «Белая леди из Авенела» (Белфорд, Вирджиния) [27], «Белая женщина» (Истон, Коннектикут) [28], «Белая леди Вупси» (Алтун, Пенсильвания), «Белая ведьма» (Фремонт, Калифорния), «Леди с озера Уайт-Рок» (Даллая, Техас) и др.
Как хорошо видно, истории о призраке «белой дамы» не всегда были связаны с какими-то большими замками и дворцами. Например, в одном из первых задокументированных свидетельств появление этого призрака относится к 1268 году и произошло в черте поселения Гогенштаунфеского городища (в Швабии)8 и якобы привело к остановке городских часов [10: 4].
История показывает, что данная категория привидений не чурается появляться и в менее масштабных исторических зданиях. Примером такого объекта может служить усадьба купцов Ассановых, построенная в 1914 году в Бийске, где сегодня расположен местный краеведческий музей. Дело в том, что потрясения первых лет советской власти и Вторая мировая война полностью уничтожили род Ассановых. Последней в 1959 году умерла супруга купца Ассанова – Мария Андреевна, которая была критически настроена в отношении местных властей касательно того, как они эксплуатируют здание ее семьи. Уже в настоящее время работники этого музея неоднократно сообщали о встречах с призраком «женщины в белом». Помимо этого, ночами в музее не раз беспричинно срабатывала сигнализация, а среди бела дня внезапно открывалась тяжелая дверь или внезапно падала картина.
Сообщалось о встречах с призраком «белой дамы» и в других старинных «купеческих домах» России, например, в городе Иркутске призрак «дамы в белом» появлялся в доме купцов Бревновых, где ныне располагается Иркутский дом литераторов. Работники библиотеки неоднократно упоминали о встречах с «дамой в белом» в различных местах здания. Директор Дома литераторов сообщал, что призрак был замечен «рядом с зеркалом на входе в гостиную, на лестнице и у входа в бывший будуар хозяйки дома» [16]. Интересно заметить, что «белую даму» также видели музыканты, которые снимали помещения под репетиционную во дворе Дома литераторов.
В период с 2010 по 2011 годы автор этой статьи участвовал в исследованиях появления призраков в бывшем здании купцов Бревновых. В частности, была проведена серия приборных исследований в местах появления «белой дамы» в Доме литераторов [15], прежде всего, в районе старинной лестницы здания. Одни из проведенных исследований были связаны с генерацией случайных чисел (ГСЧ). Подобный экспериментальный подход базируется на гипотезе, что некие аномальные факторы, присутствующие в месте локализации аномальных явлений, могут оказать влияние на работу ГСЧ, что будет зафиксировано при статистической обработке сгенерированных случайных последовательностей [17: 10–17]. В результате серии экспериментов были выявлены статистически значимые изменения режима работы ГСЧ, что косвенно может свидетельствовать о влиянии в этом месте некоего аномального фактора.
Интересно отметить, что во многих историях появления «белой дамы» можно выделить нарратив появления призрака именно на лестнице. Например, в венском Гофбурге, старинном дворце Габсбургов, зловещим местом встреч с «белой дамой» была так называемая Богородичная лестница. Это место описывалось следующим образом: «маленькая ниша в конце узкой лестницы. Над ней часы. В ней – образ Богородицы… Не только каждый Габсбург, но и каждый служащий или приходящий во дворец проходит с особым трепетом сердца мимо этого рокового места. Здесь является “Белая дама”» [5: 5]. Вероятно, этот нарратив может быть связан с более древним образом, так называемой «лестницей Иакова», которая описана в Библии. Однажды Праведный Иаков увидел во сне лестницу, протянувшуюся до небес: «Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28:12–13). В более общем контексте вера в существование некой «небесной лестницы», которой пользуются боги и духи умерших людей, встречается и во многих других источниках и культурах. Например, некоторые древние и современные народы считали, что души умерших поднимаются по лестнице с земли на небеса, и даже ставили на могиле миниатюрные лестницы (как скажем в Египте или Непале), дабы духи «могли всходить по ним в блаженную обитель» [19: 286].
Также стоит отметить, что сам образ «преследующего призрака» может иметь более глубокие корни, чем простая мифология отдельного знатного рода. Например, историк А. Пуле считает, что на более раннем этапе истории образ «белой дамы» мог отождествляться с банши [24], фигурой ирландского фольклора, под которой понимали особую разновидность фей, предвещающих смерть. В работе поэта Г. Гейне «О Германии» описывались вилы (или вилисы), герои преимущественно славянского фольклора, представляющие собой мстительные духи девушек в белых платьях, умерших до свадьбы9 [7: 236]. В англосаксонской, германской и других традициях существует множество легенд с участием «белой дамы», в которых нередко повторяется сюжет о том, что этот персонаж является призраком юной девушки, погибшей после заключения неугодной семье помолвки [9]. В Восточной Сибири в селе Улей Иркутской области существует миф о девушке Бульжухай Дуухай, которая не хотела выходить замуж и покончила жизнь самоубийством. После этого она превратилась в злой дух заян, который преследуют женихов в день свадьбы, завораживая их своей красотой и утаскивая в преисподнюю10 [20].
Помимо анализа феномена «белой дамы» в контексте истории и фольклористики, также встречались попытки осмыслить это явление физически и психологически. В одном из номеров журнала «Возрождение» за 1927 год приводится мнение, что призрак «белой дамы» можно отнести к явлению так называемых «флуидальных тел», которые связаны с «живым, умирающим и умершим – в форме дымчато-снежных женских образов» [10: 4]. Подчеркнуто, что явление «белой женщины» проецируется «магическим путем» во внешний реальный мир из мира психического и становится таким образом привидением. При этом привидение несет некий символический «знак», который в контексте «белой дамы» «есть смерть и все то, что связано со смертью» [10: 4]. Данный «знак» способен время от времени проявляться в течение столетий и связан с неким умершим в конкретном месте, например, в родовом замке. Подчеркивается, что если его «чувства достаточно сильны, время от времени как бы пробуждаются, т.е. переходят из замершего и потенциального в деятельное состояние» [10: 4]. Можно сказать, что представленная в журнале «Возрождение» гипотеза являет собой определенное совмещение популярной в современной парапсихологии теории «спонтанного возвратного психокинеза», объясняющей проявления феномена «шумного духа» [1: 1–19] и чисто спиритуалистической концепции физического медиумизма, связанной с материализаций фантомов. При этом, на мой взгляд, достаточно точно выделен принцип метафольклорного «символического знака» призрака «белой дамы», который долгое время способен сохраняться и нести собой смерть или предвестие смерти.
Примечания
1. В те времена в Пруссии, как и во многих других германских землях, траурным придворным цветом считался не черный, а белый.
2. Фридрих Вильгельм I Бранденбургский – курфюрст бранденбургский, прозванный Великим курфюрстом, и герцог Пруссии из династии Гогенцоллернов.
3. Богемия – историческая область в Центральной Европе, занимающая западную часть современной Чешской Республики.
4. Максимилиан II (28 ноября 1811 – 10 марта 1864) – король Баварии с 1848 года, из династии Виттельсбахов.
5. Майерлингская трагедия – название событий, приведших к самоубийству (а по мнению некоторых исследователей, убийству) Рудольфа, кронпринца Австрии, и его любовницы, баронессы Марии Вечеры.
6. В мифологии дома Габсбургов «белая дама» – это призрак Альмы, сестры одного из курфюрстов Барндербурга, которая влюбилась в своего брата и от этой связи родился ребенок. Этот грех не давал Альме покоя и вскоре она скончалась в церкви во время пасхального богослужения. С тех пор считалась, что ее тень в белом пасхальном наряде блуждает по свету и всегда предвещает несчастье, чаще смерть [6: 12].
7. Топографию Уэльса, вдохновленную наблюдениями и рассказами об Y Ladi Wen, можно найти по всему Уэльсу. Например, в деревне Юэнни есть Луг Белой Леди и Переулок Белой Леди.
8. Герцогство Швабия – племенное герцогство Восточно-Франкского королевства (Германии), существовавшее в X–XII веках.
9. У южных славян и отчасти словаков образ вилы также близок к мифологическим феям, хотя и имеет положительное значение.
10. Интересно отметить, что в венгерской мифологии «белая дама» являлась призраком девушки (или молодой женщины), которая покончила жизнь именно самоубийством.
Литература
1. Агеенкова, Е. К. Социально-психологические аспекты поведения «фокальных лиц» при полтергейстных явлениях / Е. К. Агеенкова, Н. В. Томин, И. С. Бутов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №6. – Т. 7. – С. 1–19.
2. Белая дама Гогенцоллернов // Новое время. – 1915. – №13941. – С. 10–11.
3. Битнер, В. В. Верить или не верить? Экскурсия в области таинственного / [Соч.] В.В. Битнера. – СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1899. – XII, 405 с.
4. Валенцова, М. М. Перхта / М. М. Валенцова // Славянские древности: этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Междунар. отношения, 2009. – Т. 4: П (Переправа через воду) – С (Сито). – С. 18–20.
5. Вергун, Д. «Белая дама» Габсбургов / Д. Вергун // Новое время. – 1916. – №14624. – С. 5–7.
6. Видение Вильгельма // Огонек. – 1915. – №1. – С. 12.
7. Иванов, В. В. Вилы / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия. – М., 1991. – Т. 1. – С. 236.
8. Карнович, Е. В. Белая дама / Е. В. Карнович // Исторический вестник. –1886. – Т. XXIV. – C. 161–186.
9. Колосова, Е. И. Подлинная мистика, правдивая история: баллады, легенды и образ белой дамы в романах «Ламмермурская невеста» и «Монастырь» В. Скотта / Е. И. Колосова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. – 2022. – Вып. 6 (861). – С. 144–150.
10. М.Э. Белая дама / М.Э. // Возрождение. – 1927. – №932 (22 декабря). – С. 4.
11. Малый энциклопедический словарь. – Т. 1. – Вып. 1: Гальванохромия – Кившенко. – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1907. – 1056 стб.
12. Меламед, А. Белая дама – черная драма / А. Меламед // Тайны XX века. – 2014. – №7. – С. 36–37.
13. Некоторые любопытные приключения и сны из древних и новых времен. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2022. – 100 c.
14. Пестрядь // Новое слово. – 1910. – №11. – С. 155.
15. Рахимова, Р. Женщина в белом и мужчина в цилиндре / Р. Рахимова [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. – 2019. – Режим доступа: https://www.irk.kp.ru/daily/27470.5/4725779/. – Дата доступа: 01.03.23.
16. Санжиева, Е. Дом со львами – легенды Иркутского Дома литераторов / Е. Санжиева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://culture38.ru/dom-so-lvami-legendy-irkutskogo-doma-literatorov/. – Дата доступа: 01.03.23.
17. Скворцов, В. Новый подход к измерению активности аномальных зон и аномальных явлений: генераторы случайных чисел / В. Скворцов // Аномалия. – 2010. – №2. – С. 10–17.
18. Сосновский, Н. Поэзия и правда «белой дамы» / Н. Сосновский // Мир приключений. – 1914. – С. 173–178.
19. Фрейзер, Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете: пер. с англ. / Дж. Дж. Фрейзер. – М.: Политиздат, 1985. – 511 с.
20. Хангалов, М.Н. Предания и поверья унгинских бурят: шаманские поверья инородцев Восточной Сибири / М.Н. Хангалов // Записки ВСОРГО по этнографии. – Иркутск: Тип. К. И. Витковской, 1890. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 17–25.
21. Grimm, J. Deutsche Mythologie (German Mythology) / J. Grimm / From English released version Grimm's Teutonic Mythology (1888). – 1835. – Chapter 32. P. 3.
22. Labeauce et Minne. Apparation dame blanche au chevet d'un mourrant // La Lecture Journal de Roman. – 1857. – №121. – P. 31.
23. MacKillop, J. A dictionary of Celtic mythology / J. MacKillop. Oxford University Press, 2006. – P. 291.
24. Puhle, A. Mit Shakespeare durch die Welt der Geister: Geisterberichte aus England, Schottland, Irland Wales und Cornwell / A. Puhle, O. Reichl. Der Leuchter, 2009. – P. 162.
25. Robinson, P. Ghosts and Hauntings in Beverley and East Riding / P. Robinson. – Hutton Press, 1987. – 76 p.
26. Spike, J. The Tragic History of the White Lady in Filipino Folklore / J. Spike [Electronic resource] // Exemplore. – 2024. – Access mode: https://exemplore.com/paranormal/The-Tragic-History-of-the-White-Lady-in-Filipino-Folklore. – Access date: 03.04.2024.
27. Stevens, T. «Ghosts of Avenel» Discover History and Heritage // Roanoke Times. – 2016. – Pp. 82–87.
28. Warren, E. True Hauntings from an Old New England Cemetery (Ed & Lorraine Warren) / E. Warren, L. Warren, David Ch. R. – St. Martin's Press, 2015. – 240 p.
29. Zibrt, Č. Masopust držíme... / Č. Zibrt [Electronic resource] – Access mode: https://www.nulk.cz/ek-obsah/veselechvile/sv2/. – Access date: 03.04.2024.
Доклад представлен в заочной форме для конференции «Таинственная Беларусь VIII» (г. Минск, 10 июня 2023 года).