Господь – скала моя. Самыми первыми божествами человечества были метеориты?
В 1938 году, когда всемирное внимание к нацистскому режиму Гитлера вызывала его отвратительная деятельность в Европе, члены печально известных формирований СС совершили экспедицию в далекую страну. Возглавляемая выдающимся зоологом Эрнстом Шефером, исследовательская группа под эгидой Аненербе (Общества по изучению наследия предков) отправилась в Тибет, который в те годы признавался некоторыми людьми местом происхождения арийской расы. Утверждалось, что группа Шефера вернулась в Германию с рядом священных артефактов из таинственной страны, включая мантию, которую, как полагают, носил сам Далай-лама. Но наиболее интересным предметом оказалась религиозная статуэтка, изображающая, по-видимому, тибетского бога севера – Вайшравану. Причина интереса к статуэтке заключалась в вырезанной на груди Вайшраваны свастике – и, хотя это изображение символизировало солнце в тибетской культуре Бон, оно, несомненно, представляло интерес для нацистской экспедиции.
Сообщалось, что с началом Второй мировой войны эта статуэтка затерялась в собрании частного коллекционера до конца столетия, и лишь относительно недавно, в 2007 году, вновь оказалась на всеобщем обозрении. Затем, в 2012 году, статуэтка попала в заголовки газет по всему миру, когда исследование показало, что она, вероятно, вырезана из древнего железного метеорита, упавшего в Монголии около 15000 лет назад (да и как публикациям под заголовками вроде «Буддистский “Железный человек”, обнаруженный нацистами, прилетел из космоса», не набрать большую популярность?).
По словам исследователей, тот факт, что твердые железные метеориты являются «неподходящим материалом для изготовления скульптур», указывает на то, что создатель статуэтки, вероятно, был «осведомлен о необыкновенной (внеземной) природе объекта». Железо из метеоритов признавалось в древних культурах по всему миру священным материалом, и поэтому кажется вполне уместным использование его для создания религиозной скульптуры.
Но хотя в последующие годы возникли определенные опасения относительно того, что «нацистский Железный человек из космоса» на самом деле может оказаться современной подделкой, общеизвестным фактом является то, что в древних культурах из метеоритов не просто делали богов, а иногда считали, что это сами боги, упавшие с неба.
Каменные божества
Поставьте себя на место древнего человека, не имеющего современного понимания природы небесных тел. Вы занимаетесь своими делами ночью у костра, как вдруг одно из этих таинственных звездных существ, которые, как подозревают некоторые, являются самими богами, наблюдающими за человечеством с высоты, падает с неба в огне, издавая громоподобные звуки. Оно приземлилось неподалеку, зарывшись в песок – и, откопав его, вы обнаружили массивный кусок железа. Как вы думаете, это может быть божество, упавшее на Землю?
Свидетельства историков на протяжении веков говорят нам о том, что ответом на такой вопрос может быть «да». Действительно, еще христианский богослов и историк II века Климент Александрийский, пришел к выводу, опираясь на многочисленные исторические свидетельства, что «поклонение таким камням [представляет собой] первое и древнейшее идолопоклонничество в мире».
Следующие примеры исторических упоминаний о поклонении камням, упавшим с неба, приведены Эдвардом Кингом в его книге 1796 года «Замечания о камнях, которые, как говорят, падали с облаков, как в наши дни, так и в древние времена»:
Исследования Гривза ведут нас к заключению, что это [знаменитая статуя Дианы в Эфесе] ничто иное, как камень конической или пирамидальной формы, упавший с облаков. Ибо он сообщает нам, опираясь на неоспоримые доказательства, что многие другие изображения языческих божеств были именно таковы. Геродиан явно пишет о том, что у финикийцев был... некий большой камень, круглый снизу и заканчивающийся заострением вверху, в форме конуса, черного цвета. Согласно их письменным источникам, он упал с небес и изображает солнце. Также Тацит говорит, что на Кипре изваяние Венеры имело не человеческую форму, а фигуры, по всей своей высоте округлой, от широкого основания до узкой вершины, конической формы. И следует отметить, что Максимус Тириус (который, возможно, был более точным геометром) сообщает, что этот камень имел пирамидальную форму. А в Коринфе, как нам сообщает Павсаний, изваяния Юпитера Мейлихиоса и Дианы были изготовлены (если вообще являлись рукотворными) с минимальным мастерством или вовсе без оного. Первое представляло собой пирамиду, а второе – колонну.
Ключевым моментом для признания того, что эти священные камни изначально были метеоритами, является то, что их часто не просто называют «упавшими с небес», но также обычно описывают как имеющие коническую или пирамидальную форму. В статье 1936 года «The image which fell down from Jupiter» [цитата из Библии короля Якова: «Идол, упавший от [бога] Юпитера» (Деяния апостолов 19:35) – прим. пер.] К. С. Уайли и Дж. Р. Нэйдена обсуждается изваяние Венеры на Кипре, упомянутое выше («статуя Афродиты/Венеры в святилище города Пафоса была просто белым конусом или пирамидой») наряду с рядом других случаев конических/пирамидальных камней, упавших с небес и ставших объектами поклонения:
Эмблемой Астарты в [городе] Библусе был конус; и изваяние Артемиды (Дианы) в [городе] Перге в Памфилии также было конусом. Упоминается, что статуя бога солнца Гелиогабала в [городе] Эмесе в Сирии представляла собой конус из черного камня с маленькими выступами на нем, и что он изображен на монетах Эмесы. Упоминается, что священный камень Кибелы, привезенный из [города] Пессина в Рим во время второй Пунической войны, был маленьким черным шероховатым камнем, но мы не знаем, был ли он конической формы. Также утверждалось, что конические камни, которые, по-видимому, считались священными, находились в [городе] Гольджи на Кипре, в финикийских храмах на Мальте и в святилище «Хозяйки бирюзы» [египетской богини неба Хатхор – прим. пер.] на Синае.
Точно так же черным коническим камням, по свидетельствам античных историков, поклонялись в храме города Баальбека/Гелиополиса, а набатейского бога Душару почитали в форме обелиска или «неотесанного четырехугольного черного камня».
И хотя мы не располагаем вещественными доказательствами существования этих почитаемых камней – известных как камни «байтил» [от семитского bet el – дом божий – прим. пер.], а иногда также как (схожие с ними) священные «омфалы» [от др.-греч. ὀμφαλός – пуп, в данном случае «пуп Земли» – прим. пер.] античных времен, – чтобы осмотреть их самостоятельно, поскольку с тех пор они были утеряны или уничтожены, нам не нужно полагаться только на описания древних историков чтобы узнать их форму, так как их изображения сохранились на монетах того времени, где они представлены стоящими внутри храмов.
Эта повторяющаяся пирамидальная или коническая форма, казалось, поставила в тупик известного антрополога Джеймса Фрейзера, который заявил, что «точное значение такой символики остается таким же неясным, как и во времена Тацита». Однако она не покажется такой странной, если учесть, что сходная коническая/пирамидальная форма характерна для некоторых реальных, упавших с небес, метеоритов, – и вызвана их прохождением через атмосферу с сохранением стабильной ориентации, в результате чего их передняя часть становится граненой или округлой.
Как предполагают Уайли и Нэйден:
Эти изображения демонстрируют, что камни имели форму типичных метеоритов... Хорошо известен факт, что тупой конус является наиболее распространенной и типичной формой для метеоритов. В первобытные времена, как и сейчас, изредка замечали реальные падения метеоритов. Падение с неба, естественно, считалось чудом, и камень часто помещали в святилище. Жрецы сообщали верующим, что это изваяние не рукотворное, а само упало с небес.
Дополнительные доказательства?
Упомянутый выше «некий великий камень», упавший с небес, на который ссылается Геродиан, был «Черным камнем Элагабала» (или Гелиогабала). Элагабал – местное финикийское название бога Солнца в Эмесе, где находился впечатляющий храм, посвященный этому богу, в котором находилась не рукотворная статуя божества, а вместо этого:
Имеется там некий огромный камень, снизу закругленный, кончающийся остриём, форма у него конусообразная, цвет же чёрный. Они торжественно заявляют, что он упал с неба, показывают какие-то незначительные выступы и вмятины от удара; они хотят, чтобы это было нерукотворное изображение солнца – так им хочется видеть.
Позже Черный камень был перевезен в Рим, после того как жрец храма Антонин – в возрасте всего пятнадцати лет – стал императором Римской империи «благодаря деньгам и интригам своей бабушки и убийству императора Макрина». Однако правление Антонина и его «каменного бога» было довольно коротким:
...к великому недовольству римского сената и народа, [Антонин] привез с собой из Сирии изображение своего бога, священный камень, и сам продолжил перед ним свое жреческое служение со всеми его эксцентричными формами и жестикуляциями... Он построил еще один храм в пригороде Рима, к которому каждый год процессией доставляли камень Эмеса, в то время как население развлекалось играми, представлениями, пирами и кутежами.
Геродиан так описывает это зрелище:
«Поставив самого бога на колесницу, разукрашенную золотом и драгоценными камнями, он вывозил его из города в предместье. Колесницу везла шестерка белых коней, огромных и без единого пятна, украшенных в изобилии золотом и разноцветными бляхами; вожжи никто не держал, и на колесницу не всходил человек, вожжи были наброшены на бога, как будто возничим был он сам. Антонин бежал перед колесницей, отступая перед ней, глядя на бога и держа узду коней; он совершал весь путь, пятясь назад и глядя вперед на бога. Чтобы он не споткнулся и не поскользнулся, не видя, где он ступает, было насыпано много золотого песка, а телохранители с обеих сторон удерживали коней, заботясь о его безопасности во время такого бега. Народ же бежал с обеих сторон, неся разнообразные факелы, бросая венки и цветы…» «Правление глупого мальчишки в этот период истории Рима было неизбежно недолгим, и в возрасте восемнадцати лет солдаты убили его и позволили римскому населению протащить тело по улицам города. Поклонение богу солнца сразу же прекратилось, и, без сомнения, камень тоже был выброшен».
Что интересно в рассказах о Черном камне – помимо того, что он имеет коническую форму, – так это его цвет (черная поверхность являются общей чертой метеоритов, вызванной сильным нагреванием при прохождении через атмосферу Земли), а также тот факт, что его поверхность была покрыта «выступами», и «вмятинами». Некоторые исследователи предположили, что это еще одно подтверждение метеоритной природы «Черного камня», поскольку подобное описание хорошо согласуется с другой типичной особенностью метеоритов, известной как регмаглипты.
Регмаглипты – это вогнутые следы на поверхности достаточно крупных метеоритов, которые образуются из-за завихрений раскаленного воздуха при прохождении метеорита через атмосферу Земли, придавая ему бугристую, эродированную поверхность к моменту столкновения с земной поверхностью.
Это предположение может помочь объяснить еще один пример древней иконографии, который часто ставил в тупик антропологов, таких как Джеймс Фрейзер. Например, оригинальная статуя Артемиды/Дианы в храме города Эфеса (одно из древних «Семи чудес света»; святилище Эфесского храма даже греческими историками II века до нашей эры называлось чрезвычайно древним, утверждалось, что сами амазонки установили там почитание богини), также описывался некоторыми как камень, упавший с небес и имевший коническую или пирамидальную форму, что наводило на мысль о том, что это был метеорит. Это также кратко упоминается в христианском Новом Завете (Деяния апостолов 19:35), когда «городской чиновник» Эфеса отмечает, что «город Эфес является хранителем храма великой богини Артемиды и ее священного изображения, упавшего с неба» [В русском Синодальном переводе Библии греческое «διοπετους» – «упавший с небес» или, дословно, «упавший от Зевса» ошибочно переведено как имя собственное «Диопет» – прим. пер.].
Однако, хотя в ходе современных раскопок в районе храма не удалось отыскать оригинальную статую, более поздние ее копии (1-го и 2-го веков нашей эры), изготовленные из камня, металла и глины, а также изображения на монетах (датируемые примерно 85 годом до нашей эры), нашлись в других местах Эфеса. Эти изваяния изображают «женскую гуманоидную фигуру, стоящую прямо, согнув руки и вытянув их вперед, как будто она свободно держит что-то вертикально в каждой руке». Но отличительной чертой этого изображения Дианы является то, что «верхняя часть ее торса украшена рядом неких яйцевидных предметов, часто двумя или тремя их горизонтальными рядами. Они интерпретировались как многочисленные груди, яйца, фрукты, мешочки с подношениями, и даже как бычьи или человеческие яички».
Эти статуи и их изображения на монетах различаются деталями в разные исторические периоды, но схожи в главном. По словам Фрейзера, они изображают богиню с множеством выступающих грудей. Головы многих видов животных, как диких, так и домашних, выступают из передней части ее тела, образуя нескольких поясов, которые простираются от груди до ног. Исследователи предположили, что если оригинал статуи на самом деле был метеоритом, то – подобно «маленьким выступающим частицам и отметинам» на черном камне, о которых говорилось выше, – это «множество выступающих грудей» на самом деле могло первоначально представлять из себя регмаглипты (сравните статую Дианы Эфесской ниже с изображением метеорита выше).
Железные кости египетских богов
Коническая или пирамидальная форма, приписываемая этим древним предметам, «упавшим с неба», также напоминает о другом священном камне, почитаемом древними египтянами: черном конусообразном камне «Бен-Бен», хранившемся в храме Ра в Гелиополисе. Влиятельный египтолог Э.А. Уоллис-Бадж в 1920-х годах указал на это сходство, а другие исследователи сопоставляли их в последующие десятилетия (кроме того, Г.А. Уэйнрайт утверждал, что и священный предмет Амона, почитаемый в Фивах, «имел много признаков метеорита»). Учитывая, что форма камня Бен-Бен, как полагают, стала образцом для наверший-пирамидионов многих известных египетских пирамид и обелисков, возможно ли, что и сами пирамиды изначально строились в подражание метеоритам, «богам, упавшим с неба»?
Древние египтяне, безусловно, знали о метеоритах и считали их священными. В 1922 году Говард Картер ошеломил мир своим открытием все еще нетронутой «затерянной гробницы» египетского царя Тутанхамона (18-я династия; XIV век до нашей эры). Внутри ткани, в которую завёрнута мумия Тутанхамона, нашли два кинжала: один с золотым лезвием, другой с железным, сделанным из метеорита. И это был не просто случай, когда египтяне наткнулись на железный метеоритный «камень» и использовали экзотический материал, не ведая о внеземном происхождении объекта, поскольку в их языке явным образом указано, что они были об этом осведомлены: для описания этого материала использовалось выражение «bja n pt» («железо неба»). Учитывая возраст кинжала, отрезвляюще вспомнить, что всего 300 лет назад «современные» европейские ученые опровергали идею о том, что метеориты могут падать с неба.
И примерно за 2000 лет до того, как Тутанхамона похоронили со своим «внеземным кинжалом», на заре древнеегипетской цивилизации (около 33 века до нашей эры) в другом захоронении оказались погребены железные бусы, сделанные из метеорита. По словам Джойс Тилдесли, египтолога из Манчестерского университета, изучавшей данное украшение, это очередное подтверждение того, что «небо было очень важно для древних египтян», и поэтому «нечто, упавшее с неба, рассматривалось ими как дар богов». И тот факт, что предметы, изготовленные из метеоритного железа, до сих пор в основном находили в гробницах высокостатусных персон, свидетельствует о том, что этот материал был очень тесно связан с царской семьей и властью.
Более того, Кэмпбелл Прайс, куратор отдела Египта и Судана в Манчестерском музее, отметил, что во времена фараонов кости богов считались железными – и предположил, что формированию этого представления могли способствовать метеориты, поскольку «небесные камни интерпретировались как физические останки богов, падающие на Землю». Роберт Бьювэл и Эдриан Гилберт писали о почитании железных метеоритов и их использовании древними египтянами в своей книге 1994 года «Тайна Ориона» (в более ранних публикациях Бьювэл уже приводил довод о том, что коническая/пирамидальная форма камня Бен-Бен, возможно, основана на аналогичной форме метеоритов), и обращают внимание на многочисленные упоминания в древних «Текстах пирамид» костей царя как «bja» (железа) и их связи со звездами. Например, в тексте PT1454 мы находим отрывок «Мои кости – железо (bja), и мои члены – неугасимые звезды».
Как показывают эти отрывки, существовало убеждение, что ушедшие цари перевоплощались в звезды, а их кости превращались в “бья”, то есть железным «небесным материалом», из которого некогда были сотворены звездные боги. Такие космические железные объекты, как метеориты, являлись единственным материальным свидетельством реальности в небесах земель, населенных звездами-душами царей, и легко понять, почему, по мнению древних, звезды состояли из “бья”. Поскольку души ушедших царей – звезды, то их кости должны быть тоже из железа.
Интересным, но малоизвестным фактом о древних египтянах является то, что они собирали окаменелости доисторических животных – несколько тонн таких останков, состоящих из тысяч черных, отполированных песком окаменевших костей, извлекли из святилищ, посвященных богу Сету. Некоторые исследователи отметили, что эти темные, тяжелые, окаменелые кости имеют сильное внешнее сходство с выветренными в пустыне железными метеоритами, и поэтому предположили, что «они могли быть источником, подтолкнувшим к упоминанию в текстах пирамид “железных костей богов”». Кроме того, учитывая, что значительная часть этих останков представлена костями гиппопотамов и найдена в местах почитания бога Сета, которого часто изображали на росписях в виде гиппопотама – мы можем предположить их связь с церемониальным теслом, используемым в ходе ритуала «Отверзение уст» во время похорон фараонов. По словам доктора Бернда Шееля, эксперта по древнеегипетской металлообработке и инструментам:
Железо являлось металлом мифического характера... Согласно легенде, скелет (т.е. кости) Сета... были Железом, [оно] использовалось, в частности, для изготовления защитных амулетов и магических моделей инструментов, которые требовались для ритуала, называемого “Отверзение уст”, церемонии, которая была необходима для подготовки мумии умершего к жизни после смерти.
Итак, стоит отметить, что египтологи Г.А. Уэйнрайт и Сэмюэл Мерсер оба заметили, что тесло, используемое для открывания рта, имело форму северного полярного созвездия Большой Медведицы, которое египтяне называли «mshtyw» («бедро»), и которое на изображениях египетского неба на самом деле означало Сета в образе бегемота. Может ли это любопытное сочетание инструментов, сделанных из упавших звезд, в форме лап животных, видимых в качестве созвездий на небесах, указывать на то, что древние египтяне (ошибочно) думали, что почерневшие, отполированные окаменевшие кости животных, которые они собрали, также упали с неба, как найденные ими почерневшие железные метеориты, и таким образом, являлись священными «железными костями» самих небесных богов?
Аналогичным образом, Роберт Бьювэл утверждал, что древние египтяне, возможно, также путали или, по крайней мере, символически приравнивали к кускам железных метеоритов черные твердые камни, из таких горных пород как диорит, базальт и темно-серый гранит, обладающих “блестящей черной поверхностью”, поскольку “сходство может быть поразительным”. Это могло бы объяснить, по его словам, использование этих материалов в облицовке некоторых пирамид. Не вызывает удивления, что черный базальт называли “Bja-Kam” (“черное железо”), если допустить, что базальт, а возможно, и другие похожие черные твердые камни, диорит и темный гранит, ассоциировались с метеоритным железом и, следовательно, с “костями” звездных богов. Большинство вершин монументальных пирамид, вероятно, были сделаны из гранита. Прекрасным примером этого является почти черная гранитная вершина пирамиды Аменемхета III в Каирском музее. Ее обнаружил в 1902 году Масперо, который заметил, что ее поверхность была “зеркально” отполирована (“poli a miroir”). Такое описание типично для внешнего вида недавно упавшего железного метеорита. Вершина пирамиды Аменемхета III вполне могла быть стилизованной искусственной версией ориентированного железного метеорита, символизирующего материализованную звездную душу фараона.
Камни по всему миру
Хотя многие из приведенных выше примеров относятся к древним местам по всему Средиземноморью, поклонение метеоритам и использование метеоритного железа для изготовления инструментов и оружия, по-видимому, было общемировым явлением.
В Новом Свете известно множество примеров явного почитания камней, упавших с неба. Например, большой (1500 кг) метеорит нашли в разрушенном храме в Касас Грандес в Мексике, а также железный метеорит меньшего размера, завернутый и похороненный как сверток с человеческой мумией и, как утверждается, «напоминающий изображения и описания ацтекского бога Уицилопочтли». Другие находки такого рода в Северной и Южной Америке позволяют предположить, что это, возможно, являлось некоторого рода традицией: в 1915 году при раскопках жилища культуры индейцев пуэбло в Кэмп-Верде, штат Аризона, обнаружили метеорит, завернутый в пуховое одеяло, внутри чего-то напоминающего детскую могилу под полом; севернее, в Вайноне, штат Аризона, в похожей каменной гробнице под полом жилища был найден еще один метеорит.
По свидетельству антрополога, индейцы племени пауни (следует отметить, что они жили в Небраске, что довольно далеко от находок в Аризоне) называли метеориты «детьми Тиравахат» (их главного божества), и одна из индейских легенд предсказывала, что чудесное существо по имени Пахокатава однажды спустится с неба в виде камня в форме черепахи. Историк метеоритики Аластер Мак-Бит отметил, что «регмаглиптические отметины, часто встречающиеся на более крупных метеоритах..., безусловно, могли бы сформировать узор, напоминающий тот, который можно увидеть на панцире черепахи, причём... коническая или линзовидная форма, нечто вроде черепахи, не является для метеорита чем-то необычайным». Метеорит схожей формы весом 175 кг почитался местными племенами из Айрон-Крик в Альберте, Канада, как «целебный камень», и им было известно, что он упал с небес.
Метеорит Кейп-Йорк в Гренландии, один из крупнейших железных метеоритов в мире, был местом паломничества эскимосов этого региона. Огромный метеорит, который столкнулся с Землей почти десять тысяч лет назад, распался при падении на множество фрагментов, крупнейшими среди найденных являются: «Анигито» (он же «Палатка») весом в 31 тонну; «Мужчина» весом около 20 тонн; «Женщина» весом 3 тонны; и «Собака» весом 400 килограммов. Эскимосы шли пешком в течение трех суток, чтобы добраться до метеоритов, и веками использовали их в качестве источника железа для своих инструментов и гарпунов – настолько активно, что метеорит под названием «Женщина» окружила «каменная стена», состоящая из тысяч булыжников, оставшихся там после обработки ими внеземного железа.
В начале 19 века истории об этих массивных метеоритах спровоцировали ряд экспедиций жителей Запада, и в 1894 году Роберт Э. Пири в конце концов нашел и вывез несколько из них, продав за 40 тысяч долларов Американскому музею естественной истории в Нью-Йорке, где они выставлены до сих пор.
Есть некоторые свидетельства того, что коренные австралийцы также сохранили сведения о падениях метеоритов в своих устных преданиях и рассматривали их как сверхъестественные события. Например, традиционное название для местности с кратерным полем Хенбери (образовавшимся в результате столкновения <4700 лет до нашей эры) на Северной территории – «chindu china waru chingi yabu» (приблизительный перевод: «солнечный путь камня огненного дьявола»).
Исследователь астрономических представлений коренных народов Дуэйн Хатмахер отмечает, что когда путешественник по имени Джеймс М. Митчелл посетил место падения в 1921 году, то его проводник абориген:
«...отказался приближаться к ним, говоря, что это место, где огненный “debil-debil” [дьявол] спустился с неба и уничтожил все в окрестностях. Он вновь посетил кратеры в 1934 году и взял с собой другого проводника-аборигена. Проводник сказал, что аборигены не стали бы разбивать лагерь ближе, чем в двух милях от кратеров и даже не рискнули бы приблизиться к ним на расстояние полумили, охарактеризовав их как место, где обитает огненный дьявол. Он утверждал, что аборигены не собирали воду, которая заполняла некоторые кратеры, опасаясь, что огненный дьявол обрушит на них кусок железа. В марте 1932 года неназванный житель этого района провел независимое исследование и поговорил со старейшинами местных аборигенов. По словам старейшин, всем молодым аборигенам запрещалось приближаться к кратерам. Старейшины описывали их как место, где «огненный дьявол спустился с солнца и устроил себе дом на Земле». ...Имеющиеся данные указывают на то, что аборигены были свидетелями этого события, зафиксировали инцидент в устных преданиях, и эти предания сохранялись неизменными до 1930-х годов (и, возможно, позднее)».
Известно, что в Японии 19 мая 861 года в Ногате обнаружили метеорит, упавший в сад синтоистского храма. С тех пор этот покрытый черной коркой метеорит, помещенный в маленькую деревянную шкатулку с выгравированной на ней датой его падения, хранят в храме. А путешественник, посетивший сибирский город Красноярск, в 1771 году сообщил о метеорите массой около 700 кг, который долгое время считался татарами региона «святыней, упавшей с небес».
В одной из основных мировых религий, возможно, присутствует элемент почитания метеорита: многие утверждают, что исламская реликвия, известная как «аль-Хаджар аль-Асвад» («Черный камень»), которая, по преданию, передана ангелом Джибрилем [отождествляется с библейским архангелом Гавриилом – прим. пер.] Ибрахиму [отождествляется с библейским пророком Авраамом – прим. пер.] и установлена им в восточном углу Каабы в Мекке, представляет собой фрагменты метеорита. Описанный как материал, имеющий металлический блеск и «серебристо-серую мелкозернистую внутреннюю структуру, в которой видны мелкие кубики бутылочно-зеленого материала», Черный камень – согласно другим свидетельствам – также первоначально почитался набатеями, посещавшими Каабу как место паломничества в доисламский период.
Учитывая священную природу Черного камня, он не изучался научными методами и поэтому его метеоритное происхождение никогда не было подтверждено. Кроме того, в рамках ритуала таваф во время паломничества (хаджа), когда мусульмане обходят Каабу, многие пытаются прикоснуться и поцеловать Черный камень – и поэтому его почерневшая гладкая поверхность может быть следствием прикосновений людей (миллионов людей на протяжении многих веков), а не следом оплавления из-за атмосферного трения при падении на Землю.
Однако, несмотря на все еще неясное происхождение черного камня Каабы, даже за последние пять столетий со всего мира набирается множество сообщений о том, что метеориты почитались или хранились как священные предметы. В Энсисхайме, Германия, камень весом почти 150 кг упал с неба 16 ноября 1492 года. Говорят, что император Максимилиан приказал доставить камень в близлежащий замок, «и был созван государственный совет, чтобы обсудить, какое послание с небес доставил им упавший камень». В конце концов он оказался в местной церкви, где его подвесили со строгим приказом хранить в целости и сохранности.
В Дурале, Индия, 18 февраля 1815 года упал 10-килограммовый метеорит и местные жители уже начали строительство специального храма над ним из-за его небесного происхождения, когда Ост-Индская компания завладела камнем и отправила его в Британский музей.
А два камня, упавших в 1744 году в японском княжестве Оги провинции Хидзен, более 150 лет использовались храмом богини Шокуджо на фестивалях в ее честь, поскольку местные жители верили, что камни «упали с берегов Небесной реки, или Млечного пути, после того, как богиня использовала их в качестве грузов для придания устойчивости своему ткацкому станку» (один из этих камней также отправили в Британский музей).
И если вы думаете, что к XXI веку мы далеко ушли от «примитивной» идеи поклоняться камням, упавшим с неба, стоит отметить, что после взрыва над Россией знаменитого болида 2013 года, ранившего около 1600 человек и попавшего в новости по всему миру, возникла «Церковь Челябинского метеорита». Основатель церкви Андрей Брейва [настоящее имя Алексей Морошкин – прим. пер.] утверждал, что, по его мнению, метеорит содержит «информацию», которая «поможет людям жить на новом этапе развития духовных знаний». Он (и около полусотни его последователей) умоляли власти передавать им любые фрагменты найденного метеорита, поскольку они хотели разместить их в строящемся храме в Челябинске. Брейва прокомментировал этот план так: «Я думаю, Челябинску не повредит стать по-настоящему святым городом, домом для великого храма, который станет объектом паломничества миллионов людей со всего мира».
С учетом похожих историй со всего древнего мира о храмах, в которых хранились священные камни, упавшие с небес, кажется, что на самом деле с тех времен изменилось не так уж много.
Об авторе: Грег Тейлор – владелец и редактор онлайн-портала альтернативных новостей «The Daily Grail», а также редактор журнала «Darklore». Интересуется широким кругом тем, которые бросают вызов ортодоксальному мировоззрению, от альтернативной истории до тайн человеческого сознания. В настоящее время Грег проживает в Брисбене, Австралия.
Оригинальная публикация: Taylor, G. God is my rock. Were meteorites the earliest gods of humanity? / G. Taylor // Darklore. – Vol. 10. – 2019. – Pp. 148–170. Перевод с английского Елизаветы Доренской и Романа Соложеницына.Комментарий Романа Соложеницына Бегло описанный в начале статьи «Железный человек» заслуживает более пристального внимания читателей, не только из-за уникальности использованного для изготовления материала, но и потому, что зарубежные исследователи видят отчетливый «русский след» в его происхождении, связывая со знаменитым Николаем Константиновичем Рерихом, 150 лет со дня рождения которого отмечают в этом году. Продавцом «Железного человека» оказался некий россиянин Игорь Каледин, в то время гостивший у русского друга в Штутгарте. Мужчины пытались оказать давление на Эльмара Бюхнера, основного автора статьи о метеоритной природе скульптуры, чтобы тот выкупил ее, угрожая, что в противном случае она «отправится обратно», причем не в Австралию, предполагаемую страну проживания Каледина, а «обратно в Россию». В итоге в 2009 году статую выкупил в частном порядке Геро Курат, геолог Венского музея естественной истории, потому что она показалась слишком дорогой для самого музея. К тому времени с Калединым уже нельзя было связаться по указанному им адресу в Австралии. Примечательно, что о скульптуре сразу сообщил журнал «Meteoritics & Planetary Science», и даже немецкое издание «National Geographic» опубликовало в ноябре 2009 года заметку с фотографией статуи под заглавием «Космология: Будда из космоса». Однако, ни в одной из этих публикаций не упоминалась связь находки с нацистами и экспедицией Шефера, и журналисты массовых изданий в тот год проигнорировали открытие. Результаты изучения геохимии, структуры и минерального состава «Железного человека» не оставили никаких сомнений, что статуэтка вырезана из куска метеорита Чинге. Первые фрагменты этого метеорита были собраны вдоль ручья Чинге в Туве при промывке золота еще в 1909–1912 годах. По структуре метеорит Чинге относится к атакситам – к одной из самых богатых никелем групп железных метеоритов. Любопытно, что в то же время к этой очень редкой группе (около 2% от всех железных метеоритов) относится найденный в 1920 году в Намибии метеорит Гоба – самый большой найденный на Земле фрагмент метеорита (весом более 60 тонн). По возрасту отложений долины Чинге время падения метеорита оценивают в 12–20 тыс. лет назад. В коллекциях России и мира находится всего два фрагмента Чинге, масса которых превышает 10 кг: 20,5 кг в коллекции РАН и 10,1 кг в Санкт-Петербургском университете. Фрагмент, из которого была вырезана скульптура, – третий кусок этого метеорита, обладавший по разным оценкам до обработки массой от 11 до 20 кг. Обратная сторона скульптуры размерами около 24×13×10 см оставлена необработанной. Боковые части и основание сформированы ковкой, а доспехи сохранили следы нанесенной при создании позолоты.
Таким образом, научные дебаты свелись главным образом к вопросам истории искусства и выяснению фактического возраста статуи и того, кого она могла изображать. Хотя геологи приложили все усилия, чтобы собрать мнения экспертов перед публикацией своей статьи, эти мнения сильно расходились или даже противоречили друг другу. Предполагалось, что «Железный человек» – это ранний портрет Вайшраваны, и стиль скульптуры является переходным между добуддийской традицией Бон и последующим буддийским искусством. Также статуя могла представлять собой портрет некоего высокопоставленного религиозного сановника или военачальника, который был изображён с регалиями и в позе Вайшраваны. В соответствии с этой интерпретацией, возможным местом происхождения «Железного человека» является Западный Тибет или какой-нибудь другой район распространения буддизма, например, Монголия, а возраст её может быть ориентировочно датирован от восьмого до десятого века. Место находки куска метеорита, использованного для статуи, установлено: это Тува, отроги хребта Танну-Ола, т. е. приграничный район Южной Сибири и Монголии. В связи с этим скульптура могла быть изготовлена в Тибете, либо создана в Монголии и впоследствии доставлена в Тибет. Ярким примером альтернативной точки зрения является публикация Ахима Байера, специалиста по буддизму из Сеула. В своей статье «Лама в брюках», написанной в октябре 2012 года для Гамбургского центра по изучению буддизма, Байер, не отрицая внеземное происхождение материала, утверждает, что скульптура изготовлена не в Азии, а в Европе, причём, скорее всего, в период 1920–1970-х годов. Кроме того, он предположил, что «статуя была изготовлена в Германии либо для общего рынка антиквариата и редкостей, либо даже для прибыльного рынка нацистских вещей». Однако Байер, по-видимому, зашел слишком далеко в этом предположении; такой редкий материал, как крупный фрагмент метеорита Чинге, слишком ценен, чтобы его решились использовать для рядовой подделки. Исрун Энгельгардт (1941–2022), историк и тибетолог из Боннского университета в 2017 году опубликовала статью «Странное дело “Будды из космоса”» в которой выдвинула куда более экзотическую версию происхождения скульптуры. По мнению Энгельгардт, крайне маловероятно, что статую приобрел Шефер в 1939 году. Хотя в Лхасе экспедиция действительно закупила несколько небольших буддийских статуэток, этой статуи из метеорита, очевидно, среди них не было. Кроме того, у экспедиции Шефера не имелось средств на такую дорогостоящую статую, поскольку тибетцы, по-видимому, были хорошо осведомлены о редкости метеоритов. А приобретение более чем двух тысяч экспонатов и так оказалось второй по величине статьей расходов для экспедиции. Эти предметы перечислены в подробных отчетах, включая дату, место и цену приобретения каждого. Кроме того, сомнительно, что энтузиазм Шефера по поводу национал-социализма был настолько велик, что он купил бы – не говоря уже о краже – статую с изображением «неправильной» для нацистов свастики. Отбросив версию о «нацистском следе», Энгельгардт далее пишет: «Друзья и коллеги давали туманные намеки, касающиеся эзотерики и теософии. Вскоре имя Николая Рериха всплыло в качестве потенциальной отправной точки для дальнейших исследований». Изучая «огромное количество картин, написанных Рерихом, доступных в Интернете», Энгельгардт нашла набросок 1926 года, который послужил основой для написания картины «Приказ Ригден Джапо». Картина «Приказ Ригден Джапо» (Н.К. Рерих, 1926). Ригден Джапо (Владыка Шамбалы) изображён в недрах огненной горы. Со всех сторон стремятся к нему всадники, чтобы в глубоком почтении принять Приказ, а затем понестись по всему миру, неся заветы Великой Мудрости.
Сравнение картины с «подозрительными» деталями, перечисленными Ахимом Байером, сразу же выявляет ряд сходств:
Положение рук также соответствует. Правая рука сложена в знак милосердия (вара-мудра). В левой руке, по мнению Энгельгардт, может быть изображен знаменитый сияющий камень Чинтамани, упавший с неба и исполняющий желания, который Рерих рисовал несколько раз. В 1923 году, когда Рерихи были в Париже, они «по сомнительным каналам» получили таинственную посылку, в которой якобы содержался этот самый камень, предположительно осколок метеорита. По словам Александра Андреева, «Рериху, по-видимому, задолго до этого пришла в голову идея завладеть священным камнем и носить его с собой», и он испытывал «необычайное влечение ко всему каменному». Об истории камня Н.К. Рерих писал в своей книге «Сердце Азии»: «Камень обычно приносится совершенно неожиданными людьми. Тем же неожиданным путём в должное время исчезает, чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно в другой стране. Главная часть этого камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем…». Как эскиз, так и картина, которая, вероятно, послужила отправной точкой для работы над статуей, написаны в 1926 году в Урге, именно в то время, когда Рерих был особенно увлечен этим предметом. Предположительно и насколько можно определить по их маршруту, направляясь в Ургу, Рерихи проезжали через Танну-Туву (недалеко от того места, где был найден метеорит Чинга). Там они могли каким-то образом завладеть фрагментом метеорита Чинга. В поисках письменных свидетельств, которые помогли бы уверенно приписать происхождение статуи Рериху, Энгельгардт «наткнулась на различные русские дневники, написанные участниками Центральноазиатской экспедиции». Особый интерес в этом контексте у нее вызвала книга Константина Рябинина, врача экспедиции, который скрупулезно вел официальный и объемистый дневник экспедиции в Тибете. В этом источнике рассказывается о том, как увлечение Рериха Шамбалой и ее будущим царем постепенно переросло в одержимость. Он стал называть себя двадцать пятым и последним царем Шамбалы, о чем свидетельствует следующий инцидент. Советский востоковед и дипломат Борис Панкратов вспоминал о встрече с Рерихом после его тибетской экспедиции в Пекине, предположительно в 1934–1935 годах, в доме барона Александра фон Сталь-Гольштейна. Там Рерих упоминал, что он «хотел войти в Тибет в качестве 25-го царя Шамбалы, о котором люди говорили, что он придет с Севера, чтобы принести спасение человечеству, и станет правителем мира. По этому случаю он наденет церемониальное ламаистское одеяние». Рерих и его сын заказывали великолепные образцы этих церемониальных одеяний в Дарджилинге в 1924 году. Фотопортрет Н.К. Рериха. Чикаго, 1921 год.
Таким образом, статуя из метеорита, возможно, изображает самого Рериха в образе будущего царя Шамбалы. Но где и когда она могла быть изготовлена? В 1926–1927 годах Рерихи провели шесть месяцев в Урге, ожидая разрешения продолжить свое путешествие в Тибет. В этом городе работало много мастеров по металлу, хотя и не таких искусных, как в Непале и Тибете. Таким образом, статуя могла быть изготовлена именно в Урге – времени пребывания Рерихов там было достаточно для этой цели. Это также может объяснить ее довольно грубое исполнение. По словам Эльмара Бюхнера, однажды в Улан-Баторе немецкий специалист по метеоритам показал монгольскому коллеге фотографию статуи. Коллега воскликнул: «Но это было сделано в наших краях!» К сожалению, все приведенные выше соображения, несмотря на их занимательность, остаются весьма спекулятивными. В заключении своей статьи Энгельгардт пишет: «До тех пор, пока рериховские институты в Москве, обладающие многими тибетскими документами, продолжают блокировать запросы иностранных ученых и открыты только для приверженцев Рериха, подлинные документы не могут быть изучены, и, следовательно, никакого прогресса достигнуто быть не может. Доступ к оригинальному отчету Рериха о путешествии также закрыт. Поскольку печатная версия была сильно отредактирована, особенно та ее часть, которая касается Тибета, в оригинале вполне могут содержаться некоторые новые данные». Наконец, можно было бы определить инструменты, которые использовались для обработки скульптуры и сделать более точные выводы о том, когда и где она была изготовлена – или, по крайней мере, когда и где она определенно не могла была изготовлена. К сожалению, безвременная кончина геолога Геро Курата в ноябре 2009 года помешала этой уникальной статуе найти пристанище в музее. В настоящее время скульптура остается в частной коллекции, недоступная для дальнейшего изучения. |