Земля вызывает Марс
Три века попыток изучения «красной планеты» без зондов, ракет и телескоповТомят мою мечту заветные каналы,
О существах иных твердят безвольно сны...
Марс, давний, старый друг! наш брат!
двойник наш алый!
Ужели мы с тобой вовек разлучены!
Валерий Брюсов. «При электричестве» (1912)
В конце XIX – начале ХХ века мало кто оставался в стороне от повального увлечения Марсом. Астрономы спорили, есть ли на нем каналы, и если есть, вырыты они техникой или созданы природой. Фантасты изображали марсиан то чудовищами, то воплощением разума, добра и красоты. Но были и те, кто не ведал никаких сомнений. Они верили, что знают все о Марсе или находятся на связи с его жителями.
Марс по Сведенборгу
Шведский мистик Эммануил Сведенборг (1688–1772) первым заявил, что получил из мира духов знания о жителях других планет. В небольшом труде «Земли нашей Солнечной системы», вышедшем в 1758 г., он описал как духов Марса, так и еще пребывающих во плоти его обитателей.
Духи Марса – одни из лучших среди всех духов всех миров нашей солнечной системы... Ангельские духи Марса рассказывали мне о том, как живут обитатели их мира. На их планете нет царств, и все жители разделены на общества, большие и меньшие, в каждом из которых объединены представители какого-то одного качества. Они узнают друг друга по лицам и речи, и редко ошибаются на этот счет. Поэтому они сразу становятся друзьями. Также они сказали, что получают огромное удовольствие от встреч, на которых они обсуждают все, что происходит в их обществе, и особенно то, что происходит на небе, ибо многие из их наслаждаются открытым общением с небесными ангелами...
Мне был показан один из жителей этого мира, вернее, не реальный житель, а дух, который был похож на него. Его лицо было подобно лицу жителей нашего мира, но нижняя часть его лица была черная, но не от бороды, поскольку у него ее не было, а из-за черной области, находящейся на ее месте. Эта чернота доходила до его ушей с обеих сторон. Верхняя часть его лица была желтоватой, как у не совсем белых людей в нашем мире.
Духи Марса далее сказали, что в своем мире они питаются плодами деревьев, особенно некоторыми круглыми плодами, которые выращивают на их земле, а также овощами. Свою одежду они делают из волокон коры некоторых деревьев. Они имеют такую прочность, что из них можно ткать, а также склеивать своего рода резиной, которая есть у них. Кроме того, они сообщили, что знают, как делать жидкие огни, обеспечивающие их светом вечером и ночью [1].
Влияние Сведенборга легко заметить в трудах многих «ясновидящих» и «медиумов» следующего века, касавшихся вопроса жизни на Марсе и других планетах. Эндрю Джексон Дэвис (1826–1910), американский ясновидец и один из основателей спиритизма, взял у него даже наполовину черное лицо марсианина. В книге «Принципы Природы, ее Божественные Откровения и Глас к Человечеству», которая впервые вышла в 1847 году и с тех пор не раз переиздавалась, он описал цивилизацию марсиан.
На этой планете есть три обширные сообщества или нации. Но они управляются общими принципами благодаря превосходным знаниям и чувству справедливости... Тела их почти такие же, как у землян, за исключением более совершенной симметрии... Они невысоки и имеют лица, отличающиеся от лиц земных людей, что заслуживает особого внимания. Я обнаружил, что верхняя часть их лиц имеет живой желтоватый оттенок, и что излучения исходят как бы от лба, глаз и румянца на щеках. Нижняя часть их лиц другого цвета, довольно темная... У них нет бороды на лице, но есть нечто похожее; охватывая нижнюю часть лица, шею (особенно заднюю часть) и уши, это темноватое вещество идет далее на спину, где соединяется с волосами на шее... Их осанка скромна и совершенна, а у женщин очень деликатны и красивы формы. Ростом женщины не сильно отличаются от мужчин, но, будучи чрезвычайно стройны, демонстрируют совершенную симметрию, и в манере, в которой они подходят и обращаются друг к другу, чувствуется большая приветливость и учтивость... Обитатели Марса по физическому и умственному развитию настолько совершеннее нас, насколько мы превосходим жителей Венеры и Меркурия [2].
Дэвис отрицал, что читал Сведенборга, но для всех образованных критиков плагиат, осознанный или подсознательный, был несомненным [3].
По мере того, как спиритизм обретал признание в Америке, многие медиумы начали принимать послания от «духов с Марса» или даже демонстрировать в темноте их очертания – так называемую «материализацию». Интеллектуальный уровень таких откровений всегда был невысоким, демонстрируя невежество, неприличное даже по меркам XIX века. Вот типичный репортаж о спиритическом сеансе, написанный журналистами в 1858 году.
Однажды вечером мы оказались в спиритическом кружке, где среди нескольких бестелесных духов, говорящих в материализованной форме, был один с планеты Марс. Никогда прежде не встречая материализованного духа, тем более с этого огненного шара, мы с замиранием сердца слушали его сообщения. Он сказал, что находился в стране духов двенадцать тысяч пятьсот шестьдесят три года, как мы считаем время на Земле, что он из высшей сферы, как и большинство бестелесных духов, оставивших свои телесные формы на этой далекой планете. Он сказал, что Марс так же сильно опередил Землю по пути развития, как взрослый цыпленок опережает яйцо, из которого он вылупился, что люди той планеты настолько продвинулись духовно, что видят духов, встречают их на улицах, ходят и разговаривают с ними так же запросто, как когда они были во плоти.
Мы попросили гостя с Марса в первую очередь рассказать нам, в чем именно они как народ и планета превосходят землян с нашими претензиями. Он сказал, что мы не в состоянии понять эту разницу, что он с большим трудом может опуститься до наших способностей и заставить нас понять самые простые рудиментарные истины.
Мы попросили его дать географическое описание своей планеты, различных рас людей, населяющих ее, их языка и манер. Он сказал, что наши астрономы в своих расчетах недооценивают реальные размеры Марса, и чтобы дать нам представление о его величине, он сказал, что Земля рядом с ним – просто пруд с лягушками. Его сияние таково, что будь он так же близко к нам, как Солнце, он сжег бы Землю огнем. На нем живут люди трех различных рас, средним ростом 9–10 футов [2,7–3 м] по нашим мерам длины.
Мы спросили его, какая религия преобладает там. Дух сказал: «У нас есть только одна религия, и она от Бога. У нас нет церквей. Нам они не нужны. Мы общаемся с духами и учимся у духов».
Какой язык используется? «Универсальный язык, в котором слова представляют истину, а истина – везде одна и та же».
Есть ли у духов особый язык? «Вовсе нет, скорее как у взрослого человека речь отличается от детского лепета. Это более совершенный, нежели особый язык».
Мы спросили, идут ли изобретения и усовершенствования в механических искусствах в ногу с духовным развитием людей, используют ли они пар в качестве движущей силы и электричество как средство сообщения. Дух сказал: «Пар – устаревшее и позабытое средство передвижения, электричество и атмосферное давление заменили его тысячи лет тому назад».
Мы спросили его, какие средства используются в мире духов для передвижения. – «Мысль. Вы можете силой воли мгновенно направить мысли в любую часть Земли. Так и мы перемещаемся от планеты к планете через необъятное пространство, не обращая внимания ни на время, ни на расстояние».
Дух пожелал нам спокойной ночи, и мы ушли уж точно более удивленными, если не более мудрыми, чем раньше [4].
Астроном Камилл Фламмарион, известный мистик и поклонник спиритизма, вскоре был вынужден признать, что путешествия духов на другие планеты «в угоду ли любопытным медиумам, либо под влиянием медиумов, находящихся в экстазе», дали науке не больше, чем фантастические романы [5]. То же самое можно сказать и о людях, утверждавших, что сами летали на Марс во время астрального выхода, психической проекции или просто видели его благодаря дару ясновидения.
Летающие марсиане
Геолог Уильям Дентон из Бостона (1823–1883) и его сын Шерман утверждали, что одарены психометрией – способностью узнавать природу и историю вещей, подержав в руках или сосредоточив на них внимание. Сначала они упражнялись с земными предметами, потом перешли к метеоритам и, наконец, стали зондировать небо.
В третьем томе книги «Дух вещей, или психометрические исследования и открытия», вышедшей в 1874 году, Шерман описал марсианскую цивилизацию. Существа, населяющие Марс, похожи на нас, но имеют кошачьи глаза и «четыре пальца вместо пяти, один большой, три рабочих».
Физически марсиане не кажутся такими тяжелыми, как мы. В них есть легкость, которую я не понимаю. Цвет лиц более белый, чем у англо-саксонской расы; глаза обычно ярко-голубого цвета; а волосы различаются по оттенку от ярко-соломенного до темно-золотого цвета. По умственному развитию они кажутся способными выполнить любое дело, за которое берутся. Они изучили нашу планету и хорошо с ней знакомы. Я считаю, что марсиане следят за нами, за людьми в целом. Я не знаю, как они это сделали, но они, кажется, знают многое о нас. Марсиане, похоже, знакомы и с другими планетами. Я верю, что со временем мы сможем научиться поддерживать с ними общение [6].
Техника марсиан сделана из алюминия, в то время очень редкого и дорогого металла для землян. Многие из них летают на индивидуальных аппаратах, похожих на велосипеды, в то время как другие прыгают, прикрепив пружины к рукам и ногам.
Несколько раз я видел различные воздушные транспортные средства. Одни из них большие, другие маленькие. Они бывают нескольких видов. В одном из них, который я вижу сейчас, находится, я думаю, от 20 до 30 человек, и он, по-видимому, предназначен для гораздо большего количества пассажиров. Эти люди, по-видимому, так же ничего не опасаются, как и любой землянин в различных видах транспорта, используемых нами. Я не понимаю всех принципов, по которым построены аппараты и приборы, регулирующие их движение и направление, но воздушные навигаторы понимают их так же хорошо, как моряки нашей планеты понимают то, что плавает по воде [7].
Другой автор тех лет, некто Генри Гастон, впервые смог растянуть свою историю про полет на Марс в «психической проекции» до целой книги. Его труд «Откровение Марса, или Семь дней в духовном мире» вышел в 1880 году. Гастон утверждал, что путешествие было совершено при помощи духа Иоанна Богослова, автора библейского «Откровения» о конце света. Книга вышла скучной и пафосной, по количеству упоминаний Бога не уступая Библии. Марс, «мир в рубине, изумруде и серебре», изображен как планета изобильная и полная воды, с реками, озерами, морями и водопадами. Эта пастораль не омрачалась развитием техники – вместо аппаратов из алюминия марсиане перемещались на крылатых конях и ничем, кроме совершенства и красоты, не отличались от людей.
Кто может описать дочь Марса? Перо дрожит от этой восхитительной, но невыполнимой задачи. И между тем она мало чем отличалась от некоторых прекрасных дочерей земли... Темно-каштановые волосы ниспадали грациозными волнами, как богатая мантия, почти до самых ног. Из лба, чистого, как алебастр, исходили прекрасные лучи света, освещая все вокруг. Карие глаза сияли от восторга, а внутри отражался искрящийся разум. Щеки ее были, словно булат, переходящий в белизну, и коралловые губы обнажали идеальные зубы, соперничающие с жемчугом по белизне и чистоте. Подбородок был совершенен, а овал лица выражал совершенную добрую волю и спокойствие. Ее тело было как у феи, и двигалась она с неописуемой грацией [8].
Вся эта неописуемая ерунда, в которой тоже заметно влияние Сведенборга, достойно увенчивается заявлением, что марсиане утром «тщательно чистят зубы и рот» и «расчесывают волосы, как это делают все порядочные люди на Земле» [9]. Большая часть его марсианских откровений, по-видимому, восходит к визионерским описаниям Града Небесного. Есть там и другие ясно видимые аллюзии на Апокалипсис. Астрономия и теология небрежно смешаны в книге: так, марсианские храмы увенчаны гигантскими телескопами (один из них имеет линзу диаметром 44 метра!) и хорошо охраняются, поскольку надо иметь образцовую добродетель, чтобы посмотреть в один из них.
Под занавес Гастон заявил, что дальше он хотел бы отправиться на Сатурн, но только в том случае, если читатели должным образом оценят рассказ о Марсе. Он призвал обсудить книгу с другими потенциальными читателями, а затем «написать издателям и поощрить их многочисленными покупками» [10]. Эта кампания, похоже, не увенчалась успехом, поскольку «сатурнианского» продолжения не было.
Камилл Фламмарион в одном из трудов предположил, что марсиане должны обладать крыльями благодаря условиям окружающей среды.
Восходя мысленно ко временам возникновения всей зоологической лестницы существ, мы можем предугадывать, что столь слабое напряжение тяжести должно было оказать там совершенно иное влияние на последовательное развитие живых существ. На Земле большая часть видов животного царства остались пригвожденными к поверхности почвы благодаря могучему действию притяжения, и лишь сравнительно малая часть воспользовалась преимуществами летания, получив крылья; между тем на Марсе вследствие совершенно особенных условий жизни мы с большой вероятностью можем предположить, что развитие и совершенствование зоологических существ совершалось по преимуществу в ряде крылатых созданий. Отсюда естественно заключить, что высшие из животных видов могут быть снабжены там крыльями. В нашем подлунном мире царями воздуха остаются кондоры и орлы, а там этим завидным преимуществом воздушного передвижения могут пользоваться многие виды высших позвоночных и даже самый человеческий род, как последний член в ряду животных существ [11].
Эта гипотеза, высказанная без всяких притязаний на истину, была хорошо принята многими медиумами и экстрасенсами. С тех пор крылатые марсиане стали частыми гостями в спиритических и оккультных трудах. Медиум Джон Зуриселлер из Колумбуса, шт. Индиана, даже заявил, что марсиане похожи на канюков как по очертаниям, так и размерам. Они живут в домиках размером 2,5 на 3,5 м и отдыхают в постелях, похожих на коробки, привинченные к стене на высоте 45 сантиметров. Остальное место занимает кухонная плита, работающая на газолине, всевозможная утварь и книги [12].
Еще большее влияние на содержимое откровений разных духов и медиумов оказало открытие марсианских каналов. Сейчас мы знаем, что каналы были оптической иллюзией, но для большинства людей тех лет они стали решающим доказательством разумной жизни на Марсе. После нашумевшего открытия ни один уважающий себя медиум или ясновидящий не упустил возможности рассказать людям про каналы, тогда как в упомянутых ранее трудах никаких каналов нет.
Пожалуй, самую оригинальную трактовку каналам дала миссис Бербанк, экстрасенс и медиум из Брисбена, Австралия. Посетив однажды ночью планету в астральном теле, она была встревожена, увидев, что на Марсе идет кровопролитная война.
Каждый десятый его житель погиб в гражданской войне, которая началась в 1891 году. Войска перестали хоронить своих мертвецов, и бойцы лежат там, где упали, замороженные сильным холодом или развеянные ледяными ветрами, словно пыль по пустыне. О причине войны не сообщается, но из того, что это классовая война, следует, что Люцифер, первый агитатор, ведет свои обширные дела на других планетах, помимо нашей. Что касается каналов, это земляные оборонительные сооружения, и их удвоение только показывает, что другая сторона тоже занята их возведением [14].
Другой ясновидец, д-р Джозеф Чарльз Стрит из Нью-Йорка, утверждал, что посетил Марс не в астральном теле, а с помощью психической проекции «истинного Я». В этой задаче ему помогали монахи-буддисты из монастыря близ Бомбея, которые молитвами, мантрами и пением привели его дух в нужное состояние. Он тоже считал, что на Марсе идут войны, но при этом у него каналы оставались просто каналами.
Рассказ доктора Стрита о людях и растениях Марса достаточно изумителен. Он оказался там неспособным говорить, и это, возможно, было к лучшему, потому что люди Марса не разговаривают в нашей манере, но мгновенно передают мысли от одного разума к другому без необходимости прямого общения.Про жителей верхнего полушария Юпитера д-р Джозеф Стрит ничего не рассказал, или, быть может, у журналистов не хватило на них места.
«Я провел, – говорит доктор Стрит, – целый месяц на планете Марс и, вероятно, остался бы там и по сей день, если бы монахи снова не запели мистические песнопения, которые привели меня обратно в плоть, лежащую в монастыре.
Жители Марса во многом более высоко развиты, чем мы. Они имеют то же строение тела, но уродливы, воистину отвратительны. Мужчины почти одинакового роста, около 8 футов [2,4 м], их тела совершенно лишены волос. У них нет ни бороды, ни бровей, ни ресниц, и вообще никаких волос на голове. Женщины также безволосые и некрасивые. У всех людей красная кожа – не медного цвета, как у индейцев, а огненно-красная, как полосы на американском флаге. Их глаза круглые, а не овальные, как у нас, и это, по-видимому, позволяет им видеть в пять раз дальше, чем мы.
Они живут семьями, как и мы, но брак и заведение детей осуществляются под надзором государства. Ни один мужчина не может жениться без согласия главы района, и любую женщину, которая родит более трех детей, сожгут вместе с мужем на костре. О детях заботятся родители до 7 лет, затем правительство обучает их до 19 лет, после чего им разрешается вернуться к родителям».
Если на Марсе для женщин иметь больше трех детей считается преступлением, караемым смертной казнью, то удивительно, что планета не обезлюдела, потому что, как утверждает доктор Стрит, марсиане почти все время воюют друг с другом... Они не пашут землю и питаются в основном мясом и дикорастущими фруктами. У них незначительная промышленность, в основном ограничивающаяся военным снаряжением, производством ткани и транспортных средств. Для передвижения они используют пневматические трубы вместо железных дорог и подводные лодки в форме сигары.
Планета Марс очень странная, или же «истинное Я» д-ра Стрита было без очков, потому что там все красное, даже трава, которая с возрастом становится желтовато-коричневой. На Марсе есть каналы для орошения, но д-р Стрит считает, что они слишком малы, чтобы их можно было увидеть в телескоп Скиапарелли.
«Последние 500 лет жители Марса поддерживали постоянную связь с жителями северной половины Юпитера, – говорит д-р Стрит. – Я посетил эту планету. Она разделена одним огромным океаном на верхнее и нижнее полушария. Нижнее полушарие населено расой черных буйных гигантов высотой 18 футов [5,5 м], с привычками и образом жизни, отдаленно напоминающими расы африканских дикарей» [15].
Первые фотографии марсиан
Британский медиум мистер Уэст утверждал, что во время транса в его тело входит «дух леди с Марса по имени Серебряная Жемчужина». Леди поведала, что марсиане ничем не отличаются от землян, кроме маленького роста, и живут по 160 лет. У них нет войн, денег и частной собственности. Планета разделена на 12 штатов во главе с королями, получающими инструкции «из мира ангелов». Марсиане могут летать, но «благодаря магии и на короткие расстояния».
Один из спутников Марса находится близко к планете и вращается так быстро, что создает «штормовую зону». В ней постоянно бушуют бури, ветры и молнии, поэтому никто там не живет. Приближающиеся к «зоне» должны предпринимать особые меры, чтобы их не унесло ветром. Марс и его внутренний спутник так заряжают атмосферу электричеством, что для наблюдающих снаружи планета имеет странный красный цвет. Для марсиан атмосфера не красная, а ярко-голубая.
Марсиане используют мамонтов для перевозки грузов, а их лошади похожи на пони синевато-фиолетового цвета. Скот низкорослый, с одним рогом. Жители не едят мяса (кроме рыбы), но убивают животных ради шкуры и жира, а туши сжигают разрядами электричества. Каждый марсианин работает по «два часа и три минуты в день» на благо планеты. За это он может иметь все, что хочет, как при коммунизме. Страсти и преступления почти исчезли. На Марсе осталась только одна тюрьма, стоящая около «штормовой зоны». Почти все на Марсе делается электричеством, и Серебряная Жемчужина отважно заявила, что все изобретения Эдисона – итог внушений, переданных в его мозг марсианами.
Этот набор банальностей и нелепиц не стоил бы даже краткого пересказа, если бы не одна деталь. Мистер Уэст не просто рассказал о том, что ему поведал дух, но и приложил фотографии. Серебряная Жемчужина якобы с помощью марсианских духов «при содействии некоторых духов земной сферы» запечатлела на пленке портреты двух марсианских королей – «Хериеса, короля Алгатонона», крупнейшего из 12 штатов планеты, и его сына по прозвищу Неспящий. Снимки двух «марсиан», скорее напоминающих индусов, в 1897 году опубликовал лондонский журнал «Borderland».
Редактора журнала Уильяма Стэда снимки не впечатлили: «Будь то вина фотографа или его моделей, вряд ли можно сказать, что портреты марсиан увеличивают наше желание пообщаться с их планетой. Они очень похожи на другие спиритические фотографии». Рассказ Уэста о жизни марсиан, по его мнению, представляет собой «образец сообщения, не редкого в спиритических кругах».
Доказательной ценности оно, конечно, не имеет, но что мы можем думать об источнике, который создает такое подробное повествование? Если это бессознательный ум медиума, то он полностью отличается от разума медиума, каким он известен ему и его друзьям. Если это элементал или, как полагает Теннисон, некий шаловливый дух, то какой мотив может быть у подобного разума в том, чтобы ночь за ночью плести такую замысловатую историю? В чем выгода от этого? Кажущаяся бесцельность сообщений, получаемых в трансе, – одна из первых вещей, с которыми сталкивается исследователь, и одна из последних вещей, которые его озадачивают [16].
Поскольку Уэст увлекался фотографией, он мог сам сделать снимки королей Марса с помощью элементарного монтажа или отретушировать фотоснимки случайных иностранцев в экзотических одеждах. Похоже, что Уэст, который жил тихой, скромной и совершенно неинтересной жизнью мелкого клерка, таким образом привлекал к себе внимание. Выступая в роли инопланетного медиума, он получал то, чего ему не хватало в повседневном земном существовании.
Игры подсознания
Самый знаменитый случай «общения с марсианами» на рубеже веков, дело медиума Катерины Элизы Мюллер (1861–1929), расследовал психолог Теодор Флурнуа из Женевского университета. Он описал полученные результаты в книге, изданной на английском языке в 1900 году под названием «От Индии до планеты Марс» [17].
Мюллер, описанная в книге под псевдонимом «Хелен Смит», выросла в мистически настроенной семье и сама имела опыт столкновения с чем-то странным. В конце концов, как главная фигура в спиритическом кружке, она начала передавать сообщения от знаменитых покойников, а потом перешла к драматическим видениям Марса. Элиза часто обнаруживала себя на «красной планете». Марс стал для нее настолько живым, что, как заметил Флурнуа, она в любой момент могла легко переключаться в различных состояниях сознания от земной реальности к воображаемой. Элиза якобы подружилась с марсианами и даже говорила время от времени на «марсианском языке».
Флурнуа смог доказать, что источником сведений от «духов» стали книги, которые фрау Мюллер читала в детстве и прочно забыла. Во время транса ее мозг извлекал куски забытых воспоминаний и строил из них сюжеты, – конечно, без ведома здравого сознания. Перед учеными предстала фантастическая игра разума и подсознания, превосходящая все, с чем они сталкивались. Процесс, когда осколки от давно забытых воспоминаний всплывают наружу и воспринимаются самим субъектом как нечто чуждое, потустороннее, Теодор назвал «криптомнезией».
Научный штурм «марсианского языка» был недолгим. Лингвисты сказали, что язык марсиан полностью копирует грамматику французского языка. Это был язык, который мог бы сочинить ребенок, заменив каждое слово в французском словаре произвольным сочетанием букв, и каждую его букву произвольным знаком. Удивительным было только то, как Мюллер умудрялась все это помнить и не путаться.
Подсознание Элизы пыталось вылезать наружу не только во время трансов, но и в нормальном состоянии. Иногда она переходила на «марсианский язык», не замечая, что люди ее не понимают. Таких «перебоев» могло быть несколько в течение одного разговора. Даже в деловой переписке Мюллер часто вставляла фразы или отдельные буквы на «марсианском», не замечая ошибки.
Прочитав книгу «От Индии до планеты Марс», Элиза пришла в ярость. С тех пор ни один специалист не получил разрешения побывать на ее сеансах.
Другой случай разбушевавшегося подсознания в те годы изучал будущий психиатр и психоаналитик Карл Густав Юнг. Субъект исследования был у него под рукой. Им стала 15–летняя кузина Юнга Хелен Прейсверк, описанная в монографии «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» под псевдонимом «Мисс С. У.» Во время транса она посещала Марс, вполне соответствующий представлениям тех лет.
На Марсе уже давно существуют летательные машины, каналы на Марсе – это искусственно выкопанные моря, и служат они для орошения. Эти каналы представляют собой весьма неглубокие рвы, вода в них мелкая. Копание каналов не представляет особых трудностей для жителей Марса, так как почва на Марсе легче, чем на Земле. Через каналы нигде не переброшены мосты, однако передвижению это не мешает, так как все путешествуют на летательных машинах. Войн на планетах не бывает, так как нет различия в мнениях. Обитатели планет не имеют человеческого образа, но носят многообразные смешные обличья, которые невозможно и представить себе. Духам людей, получившим разрешение на путешествия в потустороннем мире, нельзя появляться на планетах. Точно так же и путешествующим обитателям планет не разрешается ступать на Землю: они должны оставаться примерно в 25 метрах от земной поверхности [18].
Американский парапсихолог Джеймс Хислоп тоже наткнулся на случай, похожий на игры разума Элизы Мюллер и Хелен Прейсверк. Здесь главной героиней контактов с Марсом стала жена священника Уиллиса Кливленда, выведенная в трудах Хислопа под псевдонимом «миссис Смид». Во время занятий спиритизмом она записывала послания от трех умерших детей и покойного зятя. Покойная дочь Мод сказала, что некоторые духи остаются на Земле, а другие отправляются к иным планетам. Вскоре Уиллис узнала от другого ребенка, что Мод и ее дядя живут на Марсе. Записи полученных сообщений, включая сведения про Марс, Уиллисы отдали в распоряжение Хислопа. На него произвели впечатление и сам Кливленд, и его жена как честные и добросовестные люди. Вот одно из сообщений, полученных Уиллис в 1895 году от родственников на Марсе.
«Люди здесь выше и их не так много, как на нашей Земле. Люди там могли бы говорить с людьми здесь, если бы знали их язык, но они не знают».
– Есть ли у людей на Марсе плоть и кровь, как у нас? – «Да».
– Они похожи на нас? – «Некоторые».
– Там есть большие города? – «Нет. Жители больше всего похожи на индейцев».
– Американских индейцев? – «Да».
– Они высоко цивилизованы? – «Да, некоторые, в некоторых отношениях».
– Каких? – «Управление водой».
– Каким образом? – «Делают так, чтобы ее было легко получить».
– Как они это делают? – «Они прокладывают большие каналы от океана к океану и огромные водоемы» [19].
За следующие пять лет ею не было получено ни одного «марсианского откровения», но в сентябре 1900 года Марс снова вышел на связь. Уиллис стала рисовать марсиан, их дома, корабли и прочую технику, подписывая наброски марсианскими иероглифами. Некоторые ее рисунки были очень изобретательны, а другие, вроде марсианского дирижабля с машущими вверх и вниз крыльями, были своеобразными, но неубедительными.
Теодор Флурнуа пришел к выводу, что марсианские откровения и рисунки «миссис Смид» представляют собой «тот же характер ребячества и наивного воображения», что и у его бывшей подопечной Элизы Мюллер [20]. Однажды она заявила, что видела, как марсиане ели «хлеб, пирожные, что-то вроде воды, фрукты и курицу». На следующий день спиритическая планшетка в руках миссис Уиллис нарисовала изображение марсианской курицы и написала, что «эта курица не такая большая, как земная». Судя по странной грамматике марсианского языка, на этой планете строили фразы как магистр Йода из «Звездных войн»: так, фраза «Это великий человек» произносилась как «Человек великий это».
Количество сообщений c Марса продолжало расти, пока новая личность, назвавшая себя «Харрисон Кларк», внезапно не появилась в разуме миссис Уиллис и не отключила всех, кто ранее с ней общался. «Кларк» даже написал свою автобиографию. Хислоп проверил все, что в ней содержалось, и пришел к выводу, что такой личности никогда не существовало, это была очередная игра разума миссис Уиллис.
Исследования Теодора Флурнуа и других психологов не утратили своего значения по сей день, помогая пролить свет на современных «контактеров». Они тоже обожают рисовать внеземную жизнь, заполнять тетради изощренными иероглифами и сообщать откровения от инопланетян, которые всегда оказываются полной ерундой. Откровения контактеров тоже не сходятся друг с другом, как не сходился образ Марса у разных медиумов на рубеже XIX–ХХ веков.
Теософский Марс
Один из трудов теософа Чарльза Ледбитера (1847–1934) никогда не был полностью переведен на русский язык. И это неудивительно: в книге «Внутренняя жизнь», вышедшей в 1911 году, он описал полеты на Марс в астральном теле. Его Марс тоже вполне соответствует представлениям того времени. На нем есть каналы, построенные предыдущей цивилизацией Марса – выходцами с нашей Луны.
Было замечено, что некоторые каналы двойные, но двойная линия видна лишь изредка; это связано с предусмотрительностью марсианских инженеров. Вся сельская местность находится на одном уровне, и они очень боялись наводнения; везде, где они думали, что есть основания опасаться слишком большого выброса воды в чрезвычайных обстоятельствах, построен второй параллельный канал, чтобы принять любой возможный разлив и безопасно отвести его.
Сами каналы не видны в земные телескопы; то, что мы видим, – это полоса зелени, которая появляется на участке земли по обеим сторонам канала только в то время, когда в него вливается вода. Как Египет существует только благодаря Нилу, так и большие районы на Марсе существуют только потому, что там есть каналы. От каждого из них расходятся каналы поменьше, которые проходят на несколько миль в окружающую местность и затем подразделяются на тысячи крошечных ручейков, так что полоса земли шириной в сто миль полностью орошается. В этой области есть леса и возделываемые поля, а растительность всех видов произрастает в величайшем изобилии, образуя на поверхности планеты темный пояс, видимый нам даже за сорок миллионов миль, когда планета находится на ближайшем и благоприятном расстоянии.
Марс находится гораздо дальше от центра Солнечной системы, чем Земля, и, следовательно, Солнце кажется его обитателям более чем в два раза меньшим, чем нам. Тем не менее климат обитаемых частей планеты очень хорош, дневная температура на экваторе обычно составляет около 70 градусов по Фаренгейту [+21°С], хотя не так много ночей в году, когда не бывает мороза. Облаков почти не бывает, небо большую часть года совершенно чистое. Таким образом, обитаемая зона в значительной степени избавлена от неприятностей дождя или снега. Марсианский день на несколько минут длиннее нашего, их год почти в два раза длиннее нашего, а смена времен года в обитаемой части очень незначительна.
Внешне марсиане мало чем отличаются от нас, кроме того, что они значительно меньше. Самые высокие мужчины не выше пяти футов ростом [1,5 м], а большинство на два-три дюйма [5–7,5 см] ниже. По нашим меркам они несколько широки в пропорциях, имеют очень большую вместимость грудной клетки – факт, который может быть связан с разреженностью воздуха и, как следствие, с необходимостью глубокого дыхания для полного насыщения крови кислородом. Цивилизованное население Марса представляет собой одну расу, и практически нет разницы в чертах или в цвете лица, за исключением того, что, как и у нас, есть блондины и брюнеты, причем у некоторых людей слегка желтоватая кожа и черные волосы, а у большинства желтые волосы и голубые или лиловые глаза – немного норвежская внешность. Они одеваются большей частью в яркие цвета, и оба пола носят почти бесформенную одежду из какого-то очень мягкого материала, которая ниспадает прямо с плеч до ног. Обычно ноги босые, хотя иногда они носят что-то вроде металлических сандалий или тапочек с ремешком вокруг лодыжки.
Они очень любят цветы, которых великое множество, и их города построены по общему плану города-сада, причем дома обычно одноэтажные, но построены вокруг внутренних дворов и размещены на большой площади. Дома выглядят снаружи так, как будто построены из цветного стекла, и действительно, материал, который используется, прозрачен, но он сделан таким образом, что в то время как люди внутри наслаждаются почти беспрепятственным видом на свои сады, никто снаружи не может видеть, что происходит в доме.
Дома строят не из блоков, а расплавляют материал и заливают в формы; при постройке дома сначала из металла, облицованного цементом, изготавливается своего рода двойная форма, а затем плавится и заливается в форму любопытное стекловидное вещество. Когда оно остынет и затвердеет, формы снимаются, и дом закончен, кроме некоторой полировки поверхности. Двери не совсем такие, как у нас, так как у них нет ни петель, ни засовов, и они открываются и закрываются путем наступания на определенные места в земле снаружи или внутри. Они не качаются на петлях, а входят в стены с каждой стороны. Все двери, вся мебель и фурнитура металлические. Похоже, что дерево почти не используется.
На всей планете используется только один язык, за исключением нескольких диких племен, и этот язык, как и все в их мире, появился не так, как наш, а был создан для экономии времени и усилий. Он упрощен до последней мыслимой степени, и в нем нет никаких исключений. У них есть два метода для записи своих мыслей. Один из них – говорить в маленькую коробочку с рупором на одной стороне, что-то вроде телефона. Каждое произнесенное таким образом слово наносится механизмом в виде сложного знака на маленькой металлической пластине, и когда сообщение произнесено, пластина выпадает. На ней отчетливо видны малиновые знаки, которые легко прочитать тем, кто с ними знаком. Другой способ состоит в том, чтобы писать от руки, но это гораздо более сложное действие, поскольку используется очень непростой вид стенографии, которым можно писать так же быстро, как и говорить. Этим шрифтом напечатаны все их книги, которые обычно имеют форму свитков из очень тонкого гибкого металла. Значки на них чрезвычайно мелки, и читать их принято через лупу, удобно закрепленную на подставке. В ней есть механизм, который разворачивает свиток перед лупой с любой желаемой скоростью, так что можно читать, вообще не прикасаясь к книге [21].
Всю работу выполняют машины или прирученные животные, позволяя наслаждаться долгой жизнью без болезней. Однако Марс – не райский сад. Там царствует самодержавная монархия, правящая железной рукой, а вместо религии процветает доведенный до крайности материализм. Несколько сотен лет назад марсиане бросили вызов такому положению, создав тайное общество. Его участники изучали месмеризм и спиритизм, и некоторые из них смогли развить недюжинные экстрасенсорные способности.
По крайней мере, некоторые из членов тайного общества научились без особого труда пересекать пространство, отделяющее нас от Марса, и поэтому в разное время пытались проявить себя через медиумов на спиритических сеансах или смогли методами, которым они научились, запечатлевать идеи в умах поэтов и писателей. Информация, которую я дал выше, основана на наблюдениях и исследованиях во время различных визитов на планету; однако почти все это можно было найти в произведениях писателей за последние тридцать-сорок лет, и во всех таких случаях оно было внушено кем-то с Марса, хотя сам факт такого внушения был (по крайней мере, в ряде случаев) совершенно неизвестен земному писателю.
О нашем будущем доме, Меркурии, мы знаем гораздо меньше, чем о Марсе, поскольку посещения его были поспешными и нечастыми. Многим покажется невероятным, что жизнь, подобная нашей, может существовать на Меркурии, где солнце выглядит как минимум в семь раз больше, чем у нас. Однако жара вовсе не такая сильная, как можно было бы предположить. Мне сообщили, что это происходит из-за слоя газа на окраине атмосферы Меркурия, который препятствует проникновению большей части тепла. Самая разрушительная из всех возможных бурь на Меркурии – та, которая хотя бы на мгновение нарушает устойчивость этой газовой оболочки. Когда это случается, на ней создается что-то вроде водоворота, и на мгновение через него проходит луч прямого солнечного света. Такой луч мгновенно уничтожает все живое на своем пути и сжигает все горючее. К счастью, такие бури случаются редко. Жители, которых я там видел, очень похожи на нас, хотя опять-таки несколько меньше.
Сила тяготения как на Марсе, так и на Меркурии более чем вдвое меньше, нежели на Земле, но, находясь на Марсе, я не заметил, чтобы это преимущество каким-то особым образом использовалось. Я заметил на Меркурии, что двери домов находились на значительной высоте над почвой, и чтобы до них добраться, требовалось то, что для нас было бы впечатляющим гимнастическим подвигом, а на Меркурии нужен лишь легкий прыжок. Все жители этой планеты от рождения наделены эфирным зрением. Помню, что впервые я обратил на это внимание, наблюдая за ребенком, следившим за движениями какого-то ползающего существа; я увидел, что, когда он вошел в свое жилище, он все еще мог следить за его движениями, даже когда был глубоко под землей [22].
Ледбитер, которого не любят вспоминать нынешние теософы, в то время не вылезал из скандалов один другого хуже. Однако предосудительная любовь к маленьким мальчикам и явное шарлатанство не делают его рассказ менее интересным.
Радио, спиритизм и телепатия
Радиосвязь, едва появившись на свет, породила множество слухов о радиосигналах с Марса. Знаменитый изобретатель Никола Тесла утверждал, что лично принимал сигналы c «красной планеты» в 1899 году [23]. Спириты также заинтересовались новинкой. Принцесса Д'Антуни в 1907 году заявила, что получила спиритическое послание, в котором говорилось, что она должна убедить изобретателя радио Гульельмо Маркони попытаться вступить в связь с Марсом. Марсиане пробуют связаться с Землей, но их сигналы не замечают [24].
Пожалуй, самым известным персонажем, который пытался совместить телепатию, спиритизм и «астральный выход» с радио, был адвокат Хью Мэнсфилд Робинсон из Лондона. До «контакта» с Марсом он увлекался восточными религиями и христианским мистицизмом. Как-то вечером в 1918 году его сын спросил, как марсиане могут передать сигнал на Землю, и в этот миг Робинсон ощутил чье-то присутствие. Это была марсианка, которую, как Робинсон позднее выяснил, звали Умаруру (по-марсиански «возлюбленная»). Она сказала: «Пошли со мной, я покажу тебе». Адвокат почувствовал, что выходит из тела.
Я схватил сына за руку, чтобы остаться привязанным к Земле. Другой рукой, которая принадлежала астральному телу, я взял за руку Умаруру. Мы летели со скоростью света. На полпути я ощутил рывок назад. Это было место, где сталкиваются радиоволны с Марса и Земли, образуя хаос. Но милость Божья позволила мне его миновать. Я увидел громадный красный свет перед собой – Марс. Мы приближались, все ближе и ближе, и спустились внутри радиостанции. Умаруру крикнула: «Этот человек – медиум, войди в его тело». Я так и сделал и увидел все его глазами. Я увидел множество радиовышек со вспыхивающими искрами и приемные антенны. Но вращение Марса вызвало ужасное натяжение эфирного пояса, связывающего меня с оставленным телом. Я почувствовал, что нахожусь в большой опасности. Словно вырванный туго натянувшейся резиной, я почувствовал, что мчусь обратно на Землю. Через четыре минуты я вернулся и рассказал сыну о случившемся [25].
По словам Робинсона, марсиане пытались сигналить Земле примерно с 1900 года. Теперь у них есть он, помощник на Земле.
В 1921 году Робинсон и радиоинженер Эрнст Роджерс попросили персонал одной из лондонских радиостанций принять в назначенное время сигнал марсиан. Сигнал был принят. Робинсон сказал операторам, что восемь букв «UM GA WA NA» – не бессмыслица, а фраза на марсианском, означающая «Бог есть Все во Всем».
«Умаруру хотела поздравить меня в день рождения, – добавил он. – Я попросил для опыта передать сигнал, который продолжался бы четверть часа. Мы получили его два раза подряд, с огромной силой» [26].
Просьба была передана марсианам не по радио, а телепатически. Робинсон ощущал приближение очередного сеанса связи по боли в левом виске. Во время задушевных бесед он выяснил, что Умаруру дама замужняя, у нее есть сын. Прошлую жизнь она провела на Земле, в Египте. Земляне ее знали под именем Клеопатра. Марсиане хотят помочь нам, но не будут говорить ничего «сверх того, что мы способны воспринять при нынешнем уровне науки и морали».
Судя по рисункам и скульптурам Робинсона, у цивилизованных марсиан заостренные головы с огромными ушами, высокие прически и китайские черты лица. Мужчины ростом больше двух метров, женщины чуть ниже. Они «курят трубки и пьют чай из носика чайника», питаясь тремя «электризованными» яблоками в день.
Рассказы Робинсона привлекали к себе мало внимания до октября 1926 года, когда он получил телепатическое послание от марсиан, обещавших послать три слова на марсианском, «opesti nipitia secombra», на радиостанцию в Лондоне в назначенное время. Робинсон вложил заранее известные слова в запечатанный конверт. Когда история попала в прессу и начались насмешки, радиостанция отказалась с ним сотрудничать. Если сигнал с Марса и был, его не услышали. Другая лондонская радиостанция, предупрежденная адвокатом, дважды приняла первую букву слова «Марс».
«Среди свидетелей было несколько опытных телеграфистов, – писал об этом опыте журнал «Popular Wireless». – Они не сомневаются в загадочной природе сигналов. Две буквы азбуки Морзе, полученные без позывных, сами по себе были делом необычным. Но столь же необъяснимо жуткое молчание перед посланием. Громкая работа коммерческих станций вдруг заглохла и полностью исчезла, и на фоне странной тишины пришли буквы «М». Все это было таинственным и озадачивающим, создав сенсацию среди заполнившей комнату критически настроенной толпы» [27].
Робинсон снова прославился два года спустя. В октябре 1928 года адвокат послал в космос радиограмму со станции Рагби. Фраза «Марсу от Земли, с любовью» обошлась ему по 36 центов за слово. Робинсон и другие свидетели собрались в доме А. М. Лоу, ожидая ответ с Марса. Вдруг Робинсон, как бы войдя в транс, забормотал: «Они сказали, что посылают его сейчас. Все в порядке».
Спустя восемь минут по радио пришло длинное сообщение, а через несколько минут – еще одно. «Это было очень загадочно, – сказал Лоу, – но вряд ли было посланием с Марса. Однако я должен признаться, что не знаю, кто его передал. Это было не обычное сообщение, а длинная серия не поддающихся прочтению точек и тире. Например, в одном месте там было 11 точек, за которыми следовали три тире».
Сама Умаруру отрицала, что это марсианский сигнал. Она телепатически ответила Робинсону: «Марс никакого сообщения не получил. Не пытайся использовать станцию Рагби снова, сделай следующую попытку в Америке. Теперь иди домой в кровать и не падай духом. На сегодня ты сделал достаточно».
Репортеры поинтересовались, что думает его жена о внеземной сопернице. Миссис Робинсон в выражениях не стеснялась: «Ничего не знаю про марсианские дела. Я запретила проводить эксперименты в доме в моем присутствии. Не знаю, поддерживает ли кто-то моего мужа, но здесь больше этой глупости не будет» [28].
В это же время Робинсон заявил, что обладает полученной через медиума записью национального гимна Марса. Парапсихолог Нандор Фодор отправился с ним к медиуму, жене священника из Лондона миссис Сент-Джон Джеймс, но не был особо впечатлен. Все, что он услышал, было «громкой белибердой... худшей имитацией медиумизма из всех, что я видел». Фодор присутствовал и на неудачной попытке радиоконтакта в 1929 году, когда Робинсон должен был принять марсианскую «праздничную песнь». В декабре Робинсон снова посылал сообщения в космос с радиостанции в Рио-де-Жанейро. То, что и так было комично, стало фарсом, когда он заявил, что ему помогает собака-ясновидец.
В последний раз газеты вспомнили о нем в 1933 году. Он сказал журналистам, что контакт продолжается. Вчера вечером он говорил через миссис Джеймс с Умаруру и двумя другими марсианами. Робинсон проиграл аудиозапись, где Умаруру голосом миссис Джеймс говорит, по-видимому, обращаясь к измученным Великой депрессией людям: «Откажитесь от денег, страстей и роскоши. Обратитесь к Богу со своими проблемами. Вернитесь к простой жизни, и ваше былое величие возвратится» [29].
Вспоминая о своих встречах с Робинсоном четверть века спустя, Фодор назвал его «скользким, как угорь в человеческом обличии» [30]. Возможно, у предприимчивого адвоката были помощники, способные послать в назначенное время сигнал из более близких мест, чем Марс, или же радиопередачу, закодированную перфолентой, включал заранее установленный им часовой механизм.
Даннингер против марсиан
Известный фокусник Джозеф Даннингер разоблачил сотни шарлатанов, называющих себя медиумами. Сначала он работал вместе с Гарри Гудини, а после его смерти продолжил «крестовый поход» против мошенников. В его практике были и разоблачения тех, кто пытался эксплуатировать громкую славу марсиан.
Помните, как несколько лет назад слушатели были в панике из-за драматической радиопередачи воображаемого «Вторжения с Марса?» Что же, мошеннические медиумы-спиритуалисты тоже помнят передачу, эксплуатируя доверчивость публики. Людей, уже размягченных суевериями, легко обмануть. Знание этого – главная уловка шарлатана. Так что вскоре материализующие медиумы начали использовать все марсианское, разумеется, на строго «научной» основе.
Так я познакомился с Марксой, марсианским медиумом, которая утверждала, что может воплощать странных существ с Красной планеты и возвращать их обратно. Надежные информаторы рассказали мне, что в ее комнате для сеансов появлялись живые диковинки, чтобы бесследно исчезнуть. Поэтому, когда ее менеджер пригласил меня посетить одну из материализаций, я с готовностью согласился.
У Марксы был обычный спиритический салон, но сама медиум была молода и привлекательна, резко контрастируя с грузными дамами средних лет, которые обычно занимаются материализацией.
В комнате был «кабинет» в углу с занавесками спереди и тонкой внутренней занавеской с эластичными шнурами, закрывавшей щель в центре – гарантия грядущего мошенничества. Зрители сидели полукругом снаружи. В «кабинете» стояло единственное кресло, к которому должна была быть привязана медиум.
Чтобы доказать, что она не пользуется никакими приспособлениями, Маркса спокойно разделась. Повесив одежду на кресло возле «кабинета», Маркса заверила, что теперь на ней слишком мало ткани, чтобы что-то в ней спрятать, и никто не осмелился ей возразить. После того, как она осталась в туфлях, чулках и нижнем белье, ее привязали к креслу предоставленными менеджером веревками. Мне дали самую длинную веревку из всех, но клиенты настаивали, что она и так достаточно связана, поэтому мы удалились на кресла снаружи, и менеджер задернул шторы.
Вдруг комнату для сеансов охватил холод. Менеджер заявил, что марсианский дух, привыкший к полярной температуре, вынужден понизить температуру здесь, чтобы пережить свое краткое посещение.
Внешние занавески зашевелились, и из «кабинета» вышло самое диковинное существо, которого я когда-либо видел. На первый взгляд это не могла быть Маркса, потому что изящный медиум была вдвое выше отвратительного чудовища. Существо с Марса было круглым и приземистым, с головой, которая казалась выпуклым выступом на теле. Оно прыгало на ступнях, растущих практически из тела, без ног, и даже в красном свете его ужасные черты казались чересчур отчетливыми. Лицо было уродливого желтого цвета, глаза и губы – тонкие и широкие, нос как раздавленная дыня. Женщины кричали, а мужчины отшатывались, когда живой ужас прыгал по кругу. Я был у самого края, и когда существо посмотрело на меня, тоже шарахнулся вместе с креслом. С торжествующим взглядом чудовище повернулось и двинулось назад к «кабинету». На втором прыжке оно споткнулось и растянулось с очень человеческим воплем, после которого я произнес одно слово: «Свет!» Существо вытянулось почти до человеческого размера, пытаясь встать. Я растянул его еще больше, схватив за хохолок над головой. Когда оно потеряло необычную мантию, в которую было одето, свидетели увидели самое удивительное превращение, когда-либо происходившее в комнате для сеансов.
Существо с Марса стало Марксой. Ее маскировка была простой, но удивительно эффектной, когда ее видели в красном свете. Она взяла внутреннюю занавеску шкафа, ту, что с эластичными шнурами, и обернула вокруг себя. Сидя внутри на корточках, она выглядела действительно ужасно. Согнув плечи до колен, она уменьшила свой рост. Маркса была акробаткой и «человеком-змеей», и ее резвые прыжки по полу напоминали русский танец. Желтое лицо с раскосыми глазами и приплюснутым носом было сделано с помощью одного из ее чулок, натянутых на голову. Шелк растянулся в желтую пленку, и натянутая ткань исказила лицо девушки в безобразную гримасу. Все это пропало, когда я потянул за хохолок, образованный носком чулка, и сорвал его.
Мошенники были в долгу перед наукой за холодную атмосферу. Менеджер Марксы тайно откупорил колбу с двойными стенками, содержащую жидкий воздух, который понизил температуру в комнате, в то время как медиум выскользнула из веревок и быстро замаскировалась.
Разоблачение Марксы было делом моих рук. Они оставили меня с длинным куском веревки, не дав связать медиума. Поэтому я привязал один ее конец к дальнему креслу, а другой конец – к своему. Лежащая на полу веревка не была видна в красном свете. Когда медиум прыгнула глубоко в круг, я отпрянул в притворном ужасе. Веревка туго натянулась, мнимое чудовище споткнулось, возвращаясь к «кабинету», и Маркса растянулась на полу.
В «кабинете» мы нашли веревки, свисающие с подлокотников и ножек кресла. Она просто выскользнула из них, намереваясь снова влезть туда после того, как вернется в «кабинет». Конечно, она надела бы свой чулок и повесила внутреннюю занавеску там, где ей и место. Мы могли обыскать помещение и не найти никого, кто бы там прятался, и никто не подумал бы, что существом была Маркса [31].
Другие «марсианские» мошенники, которым не повезло столкнуться с Даннингером, пытались сорвать куш пожирнее, чем деньги, заплаченные за вход клиентами спиритического салона Марксы.
Как далеко зашел марсианский рэкет, стало ясно, когда группа финансистов недавно спросила у меня совета насчет инопланетного двигателя. Его сконструировал один изобретатель по инструкциям медиума, который, как предполагалось, общался с выдающимися умами Марса...
Мы пошли в лабораторию и нашли изобретателя, демонстрирующего модель, по которой он надеялся построить полноразмерную машину. Перед нами был замысловатый набор шестеренок, звездочек и поршней на квадратном листе стекла, стоящем на четырех стеклянных ножках и большом деревянном основании. Устройство было закрыто съемным стеклянным колпаком. Этот блестящий механизм плавно приводил в движение вертикальный стержень с металлическими шарами, описывающими широкий круг под углом 45 градусов.
Машина беспрерывно работала целый месяц под пристальным вниманием частных детективов, работающих круглосуточно. По словам изобретателя, он получал энергию прямо с Марса благодаря так называемому межпланетному проектору.
Изучив устройство, я попросил 24 часа, чтобы высказать свое мнение. За это время я принял меры, которые, как я был уверен, разоблачат обман. Когда мы вернулись заключить сделку, машина все еще работала, а медиум в трансе переводил сообщения с марсианского языка.
Изобретатель просиял, когда один из финансистов вытащил чековую книжку, но в этот решающий момент я указал на машину, и она внезапно остановилась, к изумлению всех, кроме меня. Моим сигналом был просто электрический свет в коридоре; когда он выключился, я знал, что машина остановится, когда я сделаю свой жест. Я договорился с электрической компанией о временном отключении тока, и «инопланетный двигатель» вышел из строя, когда освещение перестало работать.
Мошенники неохотно открыли секрет трюка, когда мы пообещали не возбуждать уголовное дело. Одна из стеклянных ножек подставки была полой. Внутри находился стеклянный стержень, идущий под основание, где его вращал небольшой электромотор. Стержень был соединен с видимым механизмом, обеспечивая его энергией [31].
Конечно, в те годы были и люди, которые искренне верили, что находятся в контакте с Марсом. Их было столько, что «охотник за привидениями» Гарри Прайс посвятил подобным личностям целую главу в своих мемуарах. Один из них уверял, что марсиане похожи на амеб и размножаются делением. Через два года Прайс получил от него письмо из психиатрической больницы. Несчастный пациент просил прислать редкий минерал, о котором Гарри никогда не слышал [32].
Летающие тарелки с Марса
С наступлением эры НЛО марсианская тема расцвела как никогда. Многочисленные «эксперты» уверенно указывали на Марс, а когда статистика показала, что волны наблюдений НЛО совпадают с противостояниями Марса, предположение превратилось в уверенность. Теперь контактеры стали говорить, что за ними прилетали марсиане в «летающей тарелке» и устроили экскурсию на родную планету.
Впрочем, остались и те, кто по старинке летал на Марс «в астральном теле». Уильям Фергюсон утверждал, что шумиха 1947 года вокруг НЛО не застала его врасплох, так как он видел «тарелки» во время предыдущих визитов на Марс. Зацикленность Фергюсона на теме «расширения» всего что можно впечатляет не меньше инопланетных откровений.
Когда марсианская экспедиция наконец достигла Земли, я был одним из граждан, который ничуть не испугался и не взволновался. «Летающие тарелки», «летающие диски», – конечно, я должен был их знать, поскольку катался на них. Это были маленькие корабли, отправленные с огромного корабля-матки, парящего на высоте 10 000 миль над земной атмосферой. Метеорный дождь, вспышки света и другие странные явления, которые происходили в 1947 г., были расширяющими веществами, которые марсиане выпускали в атмосферу Земли. В моей лаборатории в то время отмечено стопроцентное увеличение расширения воды, с которой я работал, что для меня было абсолютным доказательством присутствия расширяющих веществ, выпущенных марсианами в ходе визита «летающих дисков» на Землю.
Грядет большое, грандиозное событие, в котором мы все хотим участвовать, и я уверен, что оно произойдет в 1956 году... Я могу заверить всех землян, что мы сейчас находимся в замечательном периоде развития Земли. Мы вступили в фазу ее расширения, и в результате все станет новым и прекрасным для наслаждения и счастья каждого существа [33].
Другой астральный путешественник, Эрнст Норман, летал на Марс в сопровождении личного гида – марсианина по имени Нур Эль. На планете он увидел всевозможных ящериц и муравьев-мутантов, которые, по словам Нур Эля, появились после атомных экспериментов. Марсианские города находятся под землей и связаны друг с другом тоннелями диаметром в сотни метров. Иногда эти тоннели выходят на поверхность, как трубы; именно их астрономы с Земли принимают за каналы [34].
Все это нагромождение вымыслов и фантазий рухнуло в одночасье, когда «Маринер-4» в 1965 году прислал на Землю первые снимки Марса. Вместо лесов, городов и каналов на них запечатлелись безжизненные пустыни и кратеры, где ученые не рассчитывают найти что-то крупнее червей. С тех пор контактерам пришлось искать для фантазий места подальше, до которых человечество еще не скоро доберется. Нынешние инопланетяне прилетают со звезд, до которых десятки и сотни световых лет.
Информационный шум из выдумок, обманов, шарлатанства, тихого помешательства и искренних заблуждений сопровождает все проблемы, волнующие народ, особенно там, где наука не сказала свое последнее слово. Фильтровать шум очень сложно, но если мы хотим иметь дело не с фольклором, где содержимое рассказов важнее их достоверности, нам придется потратить время на отсеивание всевозможной ерунды, при этом не исключая, что на дне фильтра ничего не останется. Современное контактерство и «ченнелинг» скорее говорят о психологических проблемах отдельных людей и общества в целом, чем об инопланетянах и «возвышенных мастерах». Спиритизм так и не дал человечеству доказательств жизни после смерти, криптозоология не смогла раздобыть убедительных свидетельств наличия неведомых науке существ, о которых уверенно говорили очевидцы, парапсихология тоже буксует из года в год, предпочитая тратить гранты на статистическую обработку миллионов бессмысленных тестов с картами Зенера и костями. Человеческий фактор, забивающий все информационным шумом – самое слабое звено любого исследования. Возможно, в будущем свободный от всех слабостей искусственный интеллект сможет поставить точку там, где не справился уязвимый и склонный к самообману человеческий разум.
Литература
1. Swedenborg E. De Telluribus in Mundo Nostro Solari. L., 1758, § 85, 89–90, 93. Англ. перевод: /https://newchristianbiblestudy.org/exposition/translation/earths-in-the-universe-chadwick/ См. также: Фламмарион К. Многочисленность обитаемых миров. СПб., 1896. С. 366.
2. Davis A. The Principles of Nature, Her Divine Revelations, and a Voice to Mankind. NY, 1851. Pp. 198–200.
3. Подмор Ф. Спиритизм. Т. 1. СПб., 1904. С. 185–186.
4. The Latest from Mars // Daily Plain Dealer [Cleveland]. Jan. 13, 1858.
5. Фламмарион К. Миры действительные и воображаемые. СПб., 1896. С. 190.
6. Denton W. The Soul of Things, or, Psychometric researches and discoveries. Vol. 3. Boston, 1874. P. 241.
7. Там же, р. 255.
8. Gaston H. Mars Revealed, or Seven Days in the Spirit World. San Francisco, 1880. Pp. 34–35.
9. Там же, рp. 200–201.
10. Там же, р. 208.
11. Фламмарион К. Живописная астрономия. СПб., 1900. С. 400.
12. An Eccentric Man // Grand Valley Times, May 17, 1901.
13. Torquet Ch. L'Appel d'un autre monde // Je sais tout, Nov. 15, 1906. Р. 405.
14. Now We’ve Got It // Darling Downs Gazette [Qld]. May 8. 1897. P. 3.
15. Man Who Says He Visited Mars // The World [NY]. Dec. 5. 1897.
16. News from Mars // Borderland. Vol. 4. № 4. 1897. Рp. 406–409.
17. Flournoy Th. From India to the Planet Mars. NY-L., 1900.
18. Jung C. Zur Psychologie und Pathologie sogenannter occulter Phanomene. Leipzig, 1902. P. 46.
19. Hyslop J. The Smead Case // The Annals of Psychical Science. Aug. 1906. P. 69–105.
20. Flournoy Th. Spiritism and Psychology. NY-L., 1911. Pp. 138–139.
21. Leadbeater C. The Inner Life. Vol. 2. Chicago, 1922. Pp. 276–279.
22. Там же, рp. 283–285.
23. Nicola Tesla Promises Communication With Mars // The Times [Richmond]. Jan. 13, 1901. P. 8.
24. Message to Mars // Fort Worth Telegram. Feb. 3. 1907.
25. Fodor N. The Haunted Mind. NY, 1959. P. 265.
26. Там же, р. 266.
27. Там же, pp. 260–261.
28. Psychic's Wife Sets Foot Down Upon Further Attempt To Communicate With Martian Maiden // Warren Tribune. Oct. 24, 1928.
29. Clark J. Psychic Martians // Fate. Vol. 61. №4. 2008. Pp. 14–16.
30. Fodor N. The Haunted Mind. NY, 1959. P. 263.
31. Dunninger J. Seers and Suckers // San Antonio Light. July 9. 1944. Pp. 22–23.
32. Price H. Confession of a Ghost-Hunter. L., 1936. P. 117–130.
33. Ferguson W. My Trip to Mars. Chicago, 1954. P. 14.
34. Norman E. The Truth about Mars. Los Angeles, 1956. Pp. 19–21.