Знамения времен апокалипсиса
Уроки и наследие несостоявшегося светопреставленияПрирода в страшном изумлении
Скорбит по светопреставлению,
Кровавые брызги пятнают Луну,
И Солнце погружается во тьму.
Гимн «Приуготовь нас к дню сему» [1]
Страх перед концом света, словно психическая эпидемия, не раз охватывал страны и народы. Одна из самых мощных вспышек этой заразы произошла в Америке в 1843–1844 годах. Вера, что миру скоро настанет конец, едва не повергла страну в хаос, став причиной больших и маленьких трагедий. В те годы люди всматривались в небеса, пытаясь увидеть «знамения Судного дня», и, конечно же, находили их.
Пророк последних дней
Искрой, разжегшей пожар, стала деятельность фермера Уильяма Миллера. Во время войны с Англией Миллер пошел добровольцем на фронт и дослужился до звания капитана армии США. На военной службе произошло несчастье, резко изменив его характер. Роковой инцидент был описан Миллером в письме к жене.
Лагерь в Берлингтоне, 13 июня 1813 г.
Дорогая Люси! Сейчас я нахожусь тут после утомительного марша. Ноги совсем измучены, тело очень болит. Во время марша сюда от Беннингтона я попал в аварию, чуть не лишившую меня жизни. В последний день марша я сильно хромал и занял место в фургоне с четырьмя или пятью собратьями-офицерами. Капитан Кларк и я забрались в заднюю часть фургона, и пока прилаживали сиденье, лошади тронулись с места и выбросили меня наружу. Я упал на затылок, и мне сказали, что я пролежал как мертвый 15–20 минут. Они положили меня в фургон и проехали пять или шесть миль, прежде чем я пришел в себя.
С тех пор произошло не так уж много такого, о чем стоит написать. Мы ожидаем появления британцев в Берлингтоне каждый час. Вчера из Беннингтона и Уиндзора прибыло около тысячи человек, и мы готовы встретить любую армию, которую они могут направить против нас. Мне больше нечего писать, кроме как подписаться.
Твой вечно любящий муж Уильям Миллер [2].
Травма головы не прошла бесследно. Миллер начал задумываться над религиозными проблемами и время от времени испытывал что-то вроде озарения. Выйдя в отставку после победы над англичанами, он стал чрезвычайно набожным, посвятив изучению Библии время, свободное от работы на ферме и обязанностей мирового судьи. Он пришел к выводу, что в Книге пророка Даниила указано в скрытом виде время до Второго пришествия Иисуса: «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан. 8:14). Миллер утверждал, что один день «по пророческому счету» означает год, в доказательство цитируя Библию: «по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» (Чис. 14:34) и «день за год Я определил тебе» (Иез. 4:6). «Святилище» – Земля, и ее «очищение» произойдет посредством огня во время Второго пришествия. Но откуда нужно отсчитывать 2300 лет?
Ответ на этот вопрос Миллер нашел в той же Книге Даниила: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» (Дан. 9:24-25).
Отсчитав назад 70 седьмин, или 490 лет, от года распятия Иисуса, Миллер получил 457 г. до Р. Х. В этом году Артаксеркс I дал разрешение на возобновление богослужений в Иерусалимском храме. Если отсчитать 2300 лет вперед от этой даты, получается, что Второе пришествие произойдет в 1843 году.
Натяжка тут видна сразу. Пророк Даниил говорит про «повеление о восстановлении Иерусалима», дата которого точно известна. Оно было даровано другим владыкой, Киром II Великим, в 538 г. до Р. Х. Но если начинать отсчет с этого года, у нас получится дата, во времена Миллера уже принадлежавшая прошлому – 1762 год! Есть ряд вопросов и насчет потерянной «седьмины» в последнем предложении, способной сместить расчеты на семь лет назад (62+7 = 69, а не 70). Уильям высчитал здесь 27 год от Р. Х., когда Иисус был крещен Иоанном Крестителем и помазан Духом Святым.
Миллер долго не решался предать гласности эти вычисления, делившись ими только в узком кругу друзей и родных. Но однажды утром в его голове раздался голос, показавшийся громче всех когда-либо слышанных: «Иди и расскажи это миру!».
Впечатление было настолько внезапным и таким сильным, что я откинулся на спинку стула, говоря: «Не могу я пойти, Господи». «Почему нет?» – казалось, прозвучало в ответ. В мозгу возникли все прежние отговорки: отсутствие у меня способностей и так далее. Но мое переживание стало настолько сильным, что я решил заключить с Богом прочный завет: если Он откроет передо мной путь, я пойду и исполню долг перед миром. «Что ты имеешь в виду под словами – открыть путь?» – казалось, прозвучало в ушах. «Ну, – сказал я, – если мне придет приглашение выступить публично, я пойду и расскажу им в любом месте о том, что обнаружил в Библии о пришествии Господа». В тот же миг как будто тяжелый груз спал с плеч, и я обрадовался, что, вероятно, меня никогда не позовут, потому что меня никто никогда не приглашал [3].
Не прошло и получаса, как в дверь постучали. Племянник Миллера сказал, что в соседнем городке нет проповедника для завтрашнего богослужения в церкви. Его отец хочет, чтобы Уильям пришел и поделился с прихожанами тем, что узнал о Втором пришествии.
Так началась пророческая карьера Миллера, которой он отдался с неимоверным рвением и фанатизмом. Баптистская община выдала ему лицензию, разрешающую читать проповеди в церквях. Хотя он не был рукоположен, люди стали называть его «преподобным» или «святым отцом». По мере того, как росло число его приверженцев, росли и возможности донести эти идеи до широких масс.
Для выступлений Миллера сделали самый большой шатер в Америке, вмещающий несколько тысяч человек. В разных городах начали выходить газеты миллеритов – «The Midnight Cry!» («Полуночный крик!» – намек на притчу о разумных и неразумных девах в Мф. 25:1-13), «Signs of the Times» («Знамения времени»), «The Advent Herald» («Вестник Пришествия») и десятки других изданий, не считая книг, агитационных листовок и плакатов. Страна была буквально наводнена их печатной продукцией. Весть, которую некогда нес один человек, теперь распространяли 200 священников и около 500 мирских проповедников. К 1843 году вряд ли можно было отыскать американца, не знающего о Уильяме Миллере и его пророчествах.
«Знамения в солнце и луне и звездах»
Во время проповедей, которые Миллер читал по всей стране минимум четыре раза в неделю, оставив ферму на попечение уже выросших сыновей, он утверждал, что небесные знамения перед Судным днем (Мк. 13:24-25, Мф. 24:29-30, Лк. 21:25) уже произошли или происходят. Его соратники приводили конкретные примеры. Исполнением пророчества о том, что «солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил. 2:30-31), они считали странное явление, которое произошло в Новой Англии 19 мая 1780 г. Небо среди дня почернело настолько, что пришлось зажечь огни. На следующий день луна выглядела кроваво-красной. Пугающее явление, конечно, не было сверхъестественным: жители Новой Англии ощущали запах гари, а в дожде, выпавшем после «затемнения», содержался пепел. Современные исследования подтвердили, что весной 1780 года бушевали лесные пожары, выбрасывая в атмосферу огромное количество дыма и пепла [4]. «Звездный дождь» – метеорный поток Леонид, озаривший небо над Америкой 13 ноября 1833 г., миллериты посчитали исполнением пророчества о том, что «и звезды спадут с неба» (Мк. 13:25).
Все эти события произошли достаточно давно, но людям, жаждущим лично увидеть подтверждение пророчеств Миллера, хотелось лицезреть более свежие «знамения». Все, что происходило на небе, тут же связывали с грядущим светопреставлением. Вскоре очевидцы необычных явлений вынуждены были уверять, что не являются миллеритами, потому что в противном случае их слова никто не принимал всерьез.
«Знамения и чудеса стали очень распространенными в небе с момента появления миллеризма. Люди воображают, что каждый метеор, который вспыхивает в небесах, имеет некое зловещее значение, придавая ему необычную форму», – заметила газета «Kennebec Journal» [5]. Сама природа, казалось, подыгрывала религиозным фанатикам. Доктор А. М. Кроуфорд из Джексона, шт. Мичиган, много лет спустя вспоминал события зимы 1842–1843 г.
Зима тогда была настолько суровой, что с тех пор мы не видели ничего подобного. В первых числах ноября сильно подморозило, и до апреля погода оставалась холодной, без оттепели. Все время шел снег, и его было много. Мы даже в апреле ездили на городское собрание на санях. Не знаю, насколько было холодно, термометры были еще практически неизвестны горожанам, но снег не таял на крышах домов.
Той зимой мы видели много великолепных метеорологических явлений. Почти каждую ночь небеса освещались прекраснейшим северным сиянием, простирающимся до зенита, часто образуя там большой круг. Метеоры или огненные шары, как их называли, нередко пролетали по небу. Старина Уильям Миллер тогда проповедовал о конце света, вызвав большой религиозный энтузиазм. Он сказал, что снег превратится в нефть и Землю поглотит пламя, утверждая, что странные огни в небесах – верные признаки приближающегося конца всего сущего. Многие люди поверили словам Миллера и потом спятили. Их называли миллеритами. Я лично знал тех, кто раздавал всю собственность и одевался в длинные платья из белой ткани, думая, что они должны вознестись на небеса, когда настанет великое «светопреставление»... Я был совсем мальчишкой, но хорошо помню разыгрывавшиеся в то время сцены [6].
История про снег и нефть, возможно, не принадлежала самому Уильяму Миллеру, но имела широкое хождение среди миллеритов. Газеты писали, что один из них, выступая перед большой аудиторией, уверял, что лично слышал, как новорожденный ребенок не более часа от роду произнес: «15 апреля выпадет снег толщиной 15 футов [4,5 м], весь превратится в нефть, загорится и спалит мир» [7].
«Великая мартовская комета» С/1843 D1, озарившая небосклон накануне одной из предсказанных миллеритами дат светопреставления в 1843 году, также сыграла им на руку. Ее необычно длинный, яркий хвост был виден даже днем. За ней последовала другая комета. «Большой, чрезвычайно яркий меч», который увидели миллериты канадского города Глазго 19 мая 1843 г., был кометой Маво, она же С/1843 J1 [8].
Многие мирские газеты включились в поиск «знамений и чудес» энергичнее изданий миллеритов, размещая на своих страницах материалы разной степени сомнительности. Даже религиозные фанатики иной раз удивлялись их содержимому. Мервин Максвелл, автор одной из официальных историй адвентистов седьмого дня (эта секта была образована миллеритами после провала всех пророчеств), тоже обратил внимание на «волну таинственных явлений, буквально захлестнувшую все газеты».
Юпитер, окруженный кольцом. Лошадь с наездником на Луне. Черный крест на кроваво-красной луне. Пение в небе. Народ, идущий по небу. Три ангела, восклицающие: «Горе, горе, горе!» Все эти странные явления описывались отнюдь не проповедниками миллеризма... Неверующие только и говорили об этом и широко публиковали такие сообщения в прессе [9].
Современники тоже не прошли мимо этой тенденции. Передовица в «The Republican Compiler» от 13 марта 1843 г. стоит того, чтобы привести ее целиком.
Мы заметили во всех газетах, которые открыли с тех пор, как мистер Миллер опубликовал воззвание в Новой Англии о том, что мир будет уничтожен в апреле (с тех пор он получил отсрочку до апреля следующего года), публикацию статей о ряде чудесных знамений и знаков, которые якобы произошли в планетной системе, в атмосфере, в смене времен года и многих странных событиях в нашей земной обители. Сначала появилась пугающая статья в газете Линна, где от имени знаменитого немецкого астронома сообщалось о постепенном уходе главных светил из общества их звезд-соседок. Этому предшествовал зловещий ливень из плоти и крови в одном из отдаленных округов Теннесси. С тех пор едва ли проходит день без какого-нибудь нового знамения. То крест над Луной, то наблюдают, как неподвижные планеты горят, то, мол, Земля быстро приближается к Солнцу – мы забыли, на сколько миллионов миль она сейчас ближе, чем несколько месяцев назад (это причина холодной погоды, которая у нас была?) – то прекрасный на вид разноцветный свет окружает королеву ночи [Луну], то воздух потемнел и падает вещество, похожее на железные опилки, то найдено яйцо с пророческим предупреждением, как у оракула, о «конце света в 1843 году», написанное ужасно разборчивыми буквами на скорлупе, то некая женщина входит в транс и тем самым убеждается, что предсказанное событие произойдет в феврале (причем это было до февраля, который уже прошел).
Мы не претендуем на то, чтобы сказать, что любая из этих историй или все они являются ложными, вовсе нет. Мы также не собираемся сравнивать трудолюбивого собирателя чудес с проницательным Полонием, который вообразил облако китом только потому, что безумный принц побудил его к этому, сказав, что все эти знаки и знамения – лишь фантазия сбитого с толку воображения, или трусливых страхов, или религиозного энтузиазма. Если, однако, паникеры возьмут на себя труд изучить вопрос, они, без сомнения, обнаружат, что все эти чудеса вероятны и происходили с тех пор, как у мира появилось имя. Те, которые являются ложными, не будут нуждаться ни в ком, чтобы объявить их таковыми. Они несут в себе собственное опровержение, и про них достаточно заговорить, чтобы они лопнули.
Мы хотели бы добавить, что все эти простые факты понятны людям и им верят. Напротив, похоже, что сейчас столько же волнения по поводу предсказаний мистера Миллера и этих знаков и знамений, которые он, как и любой другой искусный фокусник, продолжает подчинять своим великим целям – подтверждению его теории, – как в старые времена, когда каждой битве предшествовали призрачные армии в небесах, каждый голод был предсказан огненными крестами и яростными штормами. Мужчины идут послушать мистера Миллера, или садятся читать о нем, и в своих умах приходят к выводу, что он прав; вполне возможно, что такие умы придают меньшее значение меньшей части вероучения мистера Миллера – знакам и знамениям – чем когда они приветствуют его как пророка грядущего.
Народные суеверия во все века были столь же обоснованны, как и то, что было построено на его теории. И мы видим перед собой необычайное зрелище многих людей эпохи, которая претендует на звание интеллектуальной и прогрессивной, которые так же глубоко верят в догмы мистера Миллера и следуют им с таким же диким рвением, с каким когда-то сражались фанатики прошлых лет. Делает ли все это нам честь? Не то чтобы мы осуждали веру или высмеивали искренность мистера Миллера. Нет! Мы верим, что он честен; ибо мы редко видели движение такого рода, которое не было бы основано на чистых, бескорыстных, но ошибочных мотивах. Мистер Миллер – последний представитель особого класса людей, пророков, которые начали свою деятельность в Х веке, чьи пророчества, основанные почти во всех случаях на одних и тех же библейских откровениях, со странным успехом апеллировали к народным предрассудкам. Паника, самоубийства и безумие до сих пор были единственными последствиями этих попыток вмешаться в Божественное Предопределение. Мы не верим в аргумент, выдвинутый Миллером и его друзьями, что даже если его вероучение окажется таким же ложным, как и все остальные, многие грешники будут спасены от греховной жизни и смерти грешника. Нет! Когда предсказания Миллера не сбудутся, его последователи пойдут теми же путями, с которых он их сбил, вдвойне утвердившись в своих изначальных мнениях, предопределив жизненный путь, который должен закончиться чем-то худшим, нежели неверием [10].
Многие «знамения» 1843–1844 годов были приведены в брошюрах миллеритов, другие остались только на страницах провинциальных газет. Исчерпать это богатство в одной статье невозможно, поэтому мы ограничимся самыми типичными сообщениями.
Метеоры и метеорные шлейфы
В газетах тех лет содержатся десятки заметок о пролетах метеоров и болидов, иногда со звуковыми эффектами. Есть они и в миллеритских газетах, причем без комментариев – их читатели без напоминаний считали, что это очередные предвестники светопреставления. Но самый большой ажиотаж вызывали рассказы о метеорных шлейфах, которые изгибались в вышине под воздействием ветров, образуя что-то похожее на знаки или буквы.
Самая красочная история такого рода привлекла внимание не только миллеритов, но и мормонов. Краткое ее изложение Джозеф Смит переписал в своем дневнике [11]. Впервые она была опубликована газетой «Cincinnati Sun» от 27 марта 1843 г. и не раз перепечатывалась в адвентистских сборниках рассказов о небесных чудесах. Свидетелями необычного явления стали лоцман и капитан парохода «William Penn», плывущего по реке Огайо в ночь с 20 на 21 марта 1843 г.
В субботу днем мистер Уильям Фрэнсис, лоцман парохода «William Penn», пакетбота, курсирующего между нашим городом и Райзинг Сан, Индиана, лично пришел в нашу редакцию, чтобы сообщить все подробности чудесного зрелища, увиденного той же ночью, полностью впечатленный серьезностью темы и ужасной ответственностью рассказывать только правду о подобных вещах. Мистер Фрэнсис сообщил, что является прихожанином церкви, и самым торжественным образом заверил: то, что он собирается рассказать, правда, и ничего, кроме правды, и что он готов убедить в этом любого джентльмена или леди, которые обратятся к нему лично.
Он утверждает, что, когда «Penn» направлялся в наш город и проплывал между Райзинг Сан и Ауророй, примерно в 11 часов вечера или в полночь он стоял за штурвалом. Была звездная ночь, кроме нескольких невысоких облаков на западе, небо чистое. Внезапно вспыхнул свет, настолько ослепив его, что он с трудом мог разглядеть даже самые близкие предметы. Ему показалось, что вся земля осветилась. Сперва он подумал, что внезапно рассвело, но то, что было дальше, убедило его, что это, должно быть, что-то другое, чего он не мог объяснить.
Капитан «Penn» Джеймс Пратцман в это время сидел в каюте с тремя или четырьмя свечами. Несмотря на это, он увидел свет, выбежал на мостик, стремясь узнать причину, и спросил мистера Фрэнсиса, видел ли тот что-то. Он ответил, что видел.
«Что это?» – спросил капитан.
«Бог знает, – ответил мистер Фрэнсис, – потому что я не знаю».
Услышав это, капитан покинул мостик и спустился вниз.
Мистер Фрэнсис, желая выяснить, откуда исходил яркий свет, далеко высунулся из рубки, держа курс на юго-запад, и увидел в небе почти над головой очертания изогнутой змеи, кроме хвоста, который был прямым, с головой, направленной на восток. Змея обрела насыщенный, жуткий ярко-красный цвет, оставаясь неподвижной среди звезд. Мистер Фрэнсис наблюдал за ней в течение двух или трех минут, когда часть ее исчезла почти до середины, а оставшаяся часть постепенно сформировалась в четкую латинскую букву «G».
У мистера Фрэнсиса теперь было время не только думать о русле реки, но и поразмыслить о величии буквы в небе! Как можно предположить, исходя из правильности ее очертаний, для него это было удивительно интересным зрелищем. Примерно через полторы минуты, пока он по очереди наблюдал за ней и пароходом, она изменилась, превратившись в отчетливую «О» идеальной формы, и снова застыла в этом положении. Мистер Фрэнсис заявил, что он был сильно удивлен, но ничуть не испуган или потрясен, и тут же нажал на звонок, чтобы капитан стал свидетелем этой сцены. Капитан пришел не сразу, а через минуту или две, и за это время фигура в небе изменилась на простую, отчетливую букву «D».
Капитан спросил мистера Фрэнсиса: «Что вам надо?».
«Идите сюда, быстро, – ответил он, – и посмотрите вон туда. Вы когда-нибудь видели такое?».
Капитан ответил: «Я вижу это», – и смотрел на небо, пока все не исчезло.
Мистер Фрэнсис утверждает, что, когда буква «О» превращалась в «D», она сначала вытянулась в овал, а потом у него выпрямилась одна сторона, как и положено букве «D». Исчезая, она снова превратилась в такой же овал, и постепенно небо вернулось в исходное состояние.
Мистер Фрэнсис говорит, что не бросал штурвал парохода и направил его прямо к нашему городу. Он заявляет: пусть другие думают и говорят, что им заблагорассудится, но то, что он рассказал, чистая правда. Он не миллерит, не сумасшедший и не в состоянии аффекта, и если джентльмены или леди обратятся к нему, он убедит их в правдивости своей истории [12].
Буквы G-O-D складываются в английское слово «Бог». Понятно, что это наблюдение было встречено насмешками. Одна из газет даже опубликовала пародию на него, где не было недостатка в намеках на пьянство [13].
На следующий день, 21 марта, явление повторилось. Жители Трои, штат Мичиган, в 19.40 увидели пролет яркого болида. Его шлейф сначала был прямым, потом изогнулся в дугу и, наконец, превратился в букву «S» [14].
Перед полным распадом шлейф метеора может разделиться на отдельные фрагменты причудливой формы. По-видимому, именно это произошло 27 марта 1843 г. в Хиллсборо, шт. Вирджиния. Очевидец, пожелавший остаться неизвестным, сообщил в редакцию «Genius of Liberty» (Лисбург, шт. Вирджиния) о странных письменах на небе.
Возвращаясь домой поздно вечером из сельской местности, я обратил внимание на прекраснейший блеск света, пробежавшего некоторое расстояние на западном небосклоне параллельно горизонту. Я тут же остановил лошадь и внимательно наблюдал за ним две минуты или больше. Спустя три или четыре минуты после его появления яркое мерцание исчезло, и он превратился в слабо сияющую дымку. Вскоре я обнаружил, что она также меняется. Через мгновение самым отчетливым образом стали видимы нижеследующие знаки. Я достал из кармана бумагу, карандаш и зарисовал их в точности так, как они предстали перед мною. Явление произвело на меня большое впечатление, и я склонен думать, что эти знаки имеют какой-то смысл. Буду премного благодарен, если вы сможете дать им объяснение.
Редакция газеты добавила к этому, что очевидец – «весьма уважаемый человек», а за расшифровкой знаков посоветовала обратиться к «преподобному Уильяму Миллеру» [15].
Лунные и солнечные гало
Гало, возникающие вокруг ярких небесных тел, часто принимают форму креста. Это позволило миллеритам без зазрения совести считать такие оптические явления «знамениями в солнце и луне» (Лк. 21:25), даже если они состояли из простых кругов.
15 января 1843 г. между 8 и 9 часами вечера луна в зените над Ньюарком, шт. Нью-Джерси, была «окруженной тремя концентрическими кругами, красиво украшенными всеми цветами радуги самого яркого оттенка, а пространство внутри кругов было красивым серебристо-белым». Миллеритская газета «The Midnight Cry!» так описала реакцию людей на увиденное:
Противники скорого пришествия Христа, похоже, были несколько взволнованы явлением и ожидали нашей реакции. Священник из Ньюарка, увидев его, сказал: «Я полагаю, миллериты увидят в этом что-то Миллеровское», – вероятно, он «предположил», что мы недостаточно философы, чтобы увидеть в этом Бога! Пожилая дама, презирающая «миллеризм», увидев его, сделала прекрасное пророческое замечание: «Господь обещал, что Он больше не затопит мир водой, и установил радугу в облаках в качестве знамения. Но теперь Он замкнул дугу и собирается сжечь мир огнем» [16].
Очевидец из Оберна, шт. Нью-Йорк, в анонимном письме от 27 февраля 1843 г. в редакцию той же газеты описал сложное лунное гало.
Я не видел публикаций о необычном явлении, замеченном нашими жителями, а также, как я понимаю, в соседних городах вечером 16 февраля. Я выходил из церкви около половины десятого вечера с несколькими друзьями (мы посещали лекцию брата Бича о Втором пришествии). Луна была почти полной, и при ее восхождении примерно наполовину над восточным горизонтом, в ясном небе, были замечены параллельно луне на том же расстоянии от горизонта два ярких образа луны, немного затемненные, имеющие цвета радуги. Эти ложные луны, как их называли, оставались видимыми примерно до десяти часов, причем северная луна исчезла первой.
Я понимаю, что они были видны некоторое время до того, как мы их заметили. Но самым необычным было то, что перед тем, как они исчезли, была отчетливо видна светлая или светящаяся линия, проходящая перпендикулярно через истинную луну, начинающаяся немного выше и спускающаяся почти к горизонту; затем другая, похожая полоса, пересекающая другую горизонтально через центр луны, создающая образ креста. На следующий день одного брата спросили, как он это объясняет. Он сказал, что это было отражение ложных лун на истинной луне. Когда его спросили, почему оба отражения не были горизонтальными или же перпендикулярными, он не смог объяснить причину. На вышесказанное вы можете положиться, как на истинное, поскольку это видели многие свидетели [17].
Адвентист Джон Лоуборо в 1898 году разыскал двух свидетелей этого зрелища. Оба они утверждали, что анонимное письмо в миллеритскую газету было точным. Один из них, судья Биб из Санта-Барбары, шт. Калифорния, сказал: «Я жил в Оберне в то время. Мне было 13 лет. Я сам это видел, все было именно так».
Солнечные гало, которые наблюдались 9 сентября 1844 г. в Нью-Йорке, Норвиче и Нью-Хевене, шт. Коннектикут, тоже удостоились милленаристского комментария.
Приведя цитату из какой-то нью-йоркской газеты («миллериты, как мы понимаем, рассматривают это как признак конца всего сущего»), Джон Лоуборо далее пишет: «А почему бы и нет? Господь сказал, что когда приблизится великий день Господень, Он явит «чудеса на небе» и «знамения в солнце». Вера в Бога побуждает Его народ говорить: «Это то, что, по словам Господа, должно произойти, и вот знамения, исполняющие Его слова. Воистину, приближается великий день Господень» [18].
Люди и ангелы
Апокалиптическая лихорадка просто не могла обойтись без классических видений в небесах, порожденных чрезмерным религиозным энтузиазмом. Журналисты газеты «Boston Investigator», вспоминая времена миллеризма, приписали их исключительно субъективному фактору.
Существует одна стадия «сверхъестественного», которая все еще проявляется в наши дни, вырастая из энтузиазма, который нередко сопровождает сильное религиозное возбуждение. Это состояние транса или экстаза, субъект которого иногда посещает в воображении обители благословенных духов, слышит восхитительную музыку и взирает на Невыразимую Славу... Оно не ограничивается методистами, но иногда входит в число явлений пробужденного религиозного энтузиазма в других сектах. Учение о Втором пришествии Иисуса, которое ревностно проповедовалось почти во всех районах Новой Англии 15–20 лет назад, оказало мощное влияние на воображение его последователей. Один из наших соседей, достойный человек во многих отношениях, верит, что в 1840 году он увидел «знамение Сына Человеческого на небесах» в полдень – великолепную человеческую фигуру с цифрой 3 прямо под ней, указывающую, что светопреставление должно было состояться через три года, или в 1843 году. Никакие рассуждения не могли рассеять это странное заблуждение, и только после того, как прошел предсказанный год светопреставления (со значительной поправкой на вероятность просчета), наш сосед-адвентист допустил возможность ошибки и, несмотря на это, у него были странные сомнения в том, что, перестав ожидать «скорого пришествия», он ослушался святого видения [19].
Конечно, это объяснение гораздо хуже подходит к случаям, когда зрелище видит не один человек, а целая семья или толпа. Возможно, речь здесь может идти об иллюзиях, когда реальный визуальный стимул воспринимается в соответствии с текущими ожиданиями, или о благочестивой обработке рассказов очевидцев верующими авторами. В газете «The Midnight Cry!» их часто сопровождали подходящими библейскими аллюзиями, как в нижеприведенном примере.
«Брат Саутард, я копирую часть письма от брата Пинни, содержащую крайне интересные описания явлений в небе, которые, по словам Христа, должны предшествовать страшному концу мира сего. Они настолько хорошо удостоверены, что на них, несомненно, можно положиться. Я не вижу причин, по которым верующие во Второе пришествие должны медлить с принятием во внимание многочисленных свидетельств о замечательных явлениях в небесах, когда сам Христос сказал, что на небе будут «ужасные явления» [Лк. 21:11].
Брат Пинни, рассказав о своих трудах в Макдаффи-Корнерс, пишет: «Там я повстречал двух молодых леди, которые были свидетелями весьма замечательного явления на небесах. Они из респектабельных граждан, и на их слово можно положиться. Около 10 часов вечера они стояли, глядя на небо, когда увидели свет, похожий на пламя свечи. Он увеличивался в размерах, пока не стал размером с обычный обеденный стол, и затем изменился в точный образ человека («Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе», Мф. 24:30), держащего в руке нечто, похожее на молоток, которым начал бить, и так продолжалось некоторое время («Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника», Пс. 2:9). Ни одна из юных леди не верила во Второе пришествие и никогда ничего не слышала на эту тему.
Было еще одно замечательное явление, которое видели несколько человек (я полагаю, шесть или восемь). Это было видение обширной равнины, на которой появилась большая армия в идеальном порядке, и все их движения были совершенно правильными. Вскоре после этого появилось еще одна огромная толпа, без какого-либо порядка или правильности в движениях. Прошло немного времени, и армия, появившаяся первой, выступила против толпы и прогнала их с восточного края равнины, и вскоре все исчезли. («И воинства небесные следовали за Ним на конях белых» и т. д. Откр. 19:14.)».
Я не могу удержаться от мысли, что это некоторые из знамений, данных Богом из милости, чтобы пробудить сей грешный мир, и мне кажется, что они рассчитаны на то, чтобы испугать и пробудить ото сна людей, недоступных трудному усвоению пророчеств. Пусть они станут средством пробуждения душ, – об этом молится ваш брат во Христе.
Л. Делос Мэнсфилд» [20].
Эти истории без точных дат и имен очевидцев были настолько невразумительны, что с тех пор ни разу не использовались в миллеритских и адвентистских брошюрах. Зато другая необычная история, где очевидец не скрывал свое имя, перепечатывалась в них почти сто лет подряд. Она произошла в округе Пенола, шт. Миссисипи, 2 мая 1843 г.
Мистер Джеймс Д. Кинг, уважаемый гражданин нашего округа и джентльмен, отличающийся несомненной правдивостью, пришел в нашу редакцию в среду и сообщил следующие подробности о замечательнейшем явлении с Луной в течение примерно часа между семью и девятью часами вечера в прошлый вторник.
Он заявил, что, имея привычку наблюдать за Луной в это время года, чтобы предсказать, будет ли погода «влажной или сухой», во вторник вечером заметил, что сначала она стала намного больше, почти в три раза крупнее обычного размера, скорее напоминая круглый огненный лист, чем обычную луну. Через несколько мгновений в центре лунного диска стало отчетливо различимо очень черное пятно, которое немедленно начало двигаться вверх и вниз, взад и вперед по поверхности; и по мере того, как пятно приближалось к верхнему краю, оно становилось меньше, и сквозь него отчетливо пробивался слабый свет. Это пятно стало неподвижным в центре, когда луна разделилась на три отдельных фрагмента, каждый из которых давал отчетливый и отдельный свет, был неправильной формы и выглядел так, как будто пятно разделило их. Затем луна постепенно вернулась к своему первоначальному виду, и с этого момента снова выглядела естественно.
То, что он уже видел, было настолько замечательным, что мистер Кинг со своей семьей продолжил наблюдение. Прошло всего несколько мгновений, прежде чем снова появилось черное пятно, и снова луна разделилась – на этот раз на четыре отчетливые неправильные части или фрагменты; и сразу же появился свет, напоминающий хвост кометы, исходящий из нижнего фрагмента в юго-восточном углу, по-видимому, примерно на три или четыре фута вниз, в то время как другой, гораздо более крупный, свет пошел вертикально вверх на длину 5–6 футов [1,5–1,8 м] из верхней части, или северо-западного угла. Затем свет отошел от части, по-видимому, на 4 фута [1,2 м] или больше, и превратился в фигуру прямо стоящего человека самой совершенной симметрии, какую только можно вообразить. Он был среднего размера и роста, одетый в чистейшую белоснежную одежду, причем была видна только спина. Через несколько мгновений фигура постепенно сменилась простым светом, свет вернулся к фрагментам, они снова собрались вместе, и луна приобрела естественный облик.
Жена мистера Кинга, его дочь 13 лет и другая молодая леди были свидетелями того, что описано выше. Мистер Кинг живет примерно в 5 милях к востоку от города. Он уверяет, что, призывая нас обнародовать эти факты, у него нет иного мотива, кроме как рассказать простую, без прикрас правду, и предоставляет другим судить о ее значении. Наблюдая это, он ни в малейшей степени не был встревожен или взволнован, пребывая в здравом уме, как и всегда в своей жизни. Для того, чтобы ни у кого не было повода усомниться в искренности рассказа, он уполномочил нас назвать его имя и сослаться на его семью как на свидетелей явления [21].
Одно из многочисленных видений тех лет пробило путь в уфологическую литературу благодаря тому, что его упомянул Чарльз Форт, предположив, что фигуры в небе могли быть подвешены к летательному аппарату [22]. Исследователи, найдя адвентистскую брошюру, на которую ссылался Форт, аккуратно вырезали видение из религиозного контекста и не стали искать первоисточник [23]. Восполним этот пробел.
Мы часто получаем письма, в подлинности которых, как представляется, нет никаких разумных сомнений, и в которых описываются события самого удивительного характера. Мы знаем, что толпа будет относиться к ним с презрением, как и ко всем страшным зрелищам и великим знамениям последних дней, о которых говорит Господь. Брата А. А. Сэйвина мы знаем, и полностью доверяем его словам.
«Уорвик (Западная Канада), 1 ноября 1843 г.
Дорогой брат Саутард. – Следующее замечательное явление видело несколько человек в этом районе.
Показания мистера Чарльза Купера.
«Третьего октября, работая в поле после небольшого дождя, я увидел замечательную радугу. Вскоре ее дуга исчезла и небо стало ясным. Я услышал отдаленный грохочущий звук, вроде грома, отвлекся от работы и посмотрел на запад, откуда шел звук, но ничего не увидел и снова принялся за работу. Звук продолжал усиливаться, пока не стал очень громким, и, казалось, приближался. Я снова отложил работу и, посмотрев еще раз на запад, чтобы выяснить причину звука, увидел приближающееся очень странное облако и под ним трех человек, совершенно белых, летящих по воздуху друг за другом. Первый человек выглядел меньше остальных. Я очень удивился и, думая, что мне показалось, принялся внимательно наблюдать. Люди по-прежнему приближались ко мне под облаком и оказались прямо над головой чуть выше крон деревьев, так что я мог разглядеть все детали так же хорошо, как если бы они стояли прямо передо мной. Я не увидел ничего, кроме молочно-белых тел с неподвижными, распростертыми руками. Они продолжали испускать скорбные стоны, которые, как я понял по мере их приближения, и создавали тот самый далекий шум, привлекший мое внимание. Их стоны звучали примерно так: Wo-Wo-Wo! Я смотрел на них, пока они не скрылись из вида. Произведенное ими впечатление легче представить, чем описать. Вдали трудились два человека; я позвал их посмотреть на людей в воздухе, но они сказали, что не видят их».
Эти люди видели облако, но ничего не слышали; странный вид облака привлек их внимание, и из-за его необычности один из них непросвещенно заявил, что скоро будет война. Они свидетельствуют об этом, а также о том, что мистер Купер выглядел, как и следовало ожидать, ошеломленным весьма удивительным зрелищем на небесах. Купер также добавил: «Я до сих пор никогда не верил в такие явления».
Второй свидетель.
Сегодня утром я посетил парня, Роберта Менерея-младшего, сына мистера Роберта Менерея, живущего в четырех милях к западу от мистера Купера, который утверждает, что видел то же самое явление, когда рубил дрова в поле рядом с домом. Он говорит, что они летели бок о бок, когда он увидел их, издавая очень громкий скорбный звук, который он не мог отчетливо понять. Он рассказал об этом родителям и товарищам за некоторое время до того, как они услышали это от других. Его повествование почти во всем совпадает с рассказами г-на Купера.
Г-н Чарльз Демстер из Адалаиды видел то же самое. Он живет в шести милях к востоку от дома мистера Менерея и в двух милях к востоку от мистера Купера. Он видел облака, людей и слышал звук. Ему показалось, что на телах людей были пояса.
Все они видели это примерно в середине дня во вторник, 3 октября. Находясь у мистера Менерея, мы позвали его соседа, который заявил, что в тот же день (сразу после упомянутой выше радуги, на которую он обратил особое внимание) он услышал очень громкий раскатистый звук, как описывал и мистер Купер, и увидел, как поднялось очень примечательное облако, которое на некоторое время заставило его ожидать сильного ливня. Все вышеупомянутые свидетели видели, как оно улетело на восток.
Я знаю, что его видели несколько других людей поблизости, а звук был слышен в нескольких городах в округе. Я думаю, что этих свидетелей достаточно, поскольку они хорошо известны, и, как мне сообщили их соседи, вполне заслуживают доверия. Один из них – прихожанин пресвитерианской церкви. Возможно, стоит отметить, что ни один из них не слышал лекции о скором Втором пришествии Христа, поскольку в радиусе тридцати миль не было ни одной такой лекции.
В славной надежде на воскресение мертвых,
Аддисон А. Сэйвин
Пусть Бог в великой милости запечатает покаяние для всех, кто читает вышеизложенное, и подготовит их драгоценные души к пришествию и царству нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа [24].
Библейских аллюзий здесь нет, потому что для миллеритов они были очевидны, но в наши дни приходится их напоминать. «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» (Откр. 8:13). Звуки «Wo-Wo-Wo» и есть «горе, горе, горе» в старом варианте английской Библии. Такая символика неоднократно использовалась на страницах «The Midnight Cry!» до появления письма Сэйвина.
В этих историях слишком чувствуется миллеритский Zeitgeist («дух времени»), чтобы принимать их всерьез. Даже если они основаны на каких-то настоящих природных явлениях вроде миражей, взгляд через религиозные очки сделал их неузнаваемыми.
НЛО времен миллеризма
Если из большого разнообразия материалов тех лет отсеять те, что хорошо опознаны или чрезвычайно сомнительны, в нашем распоряжении остается около десятка сообщений о действительно неопознанных объектах в небе. Почти все они появились в мирских газетах и не имеют ни малейших признаков религиозного подтекста. Люди искренне недоумевали, что им довелось увидеть, и делились этим с соотечественниками.
9 апреля 1843 г. в Гренвилле, шт. Теннеси, заметили странный светящийся шар. Он на глазах у очевидцев совершал резкие маневры, испуская объекты поменьше.
Около 8 часов вечера в субботу на юго-западной части небосклона наблюдался светящийся шар, с виду фута два диаметром [60 см], постоянно испускающий маленькие метеоры то из одного, то из другого конца. Его яркость превосходила самый яркий день. Во время первого появления он завис на две минуты, затем мгновенно взлетел футов на 30 [9 м], снова завис, после чего упал на место, откуда стартовал, и продолжал совершать такие маневры раз пятнадцать. Затем он переместился горизонтально на то же расстояние и почти на то же время. Наконец, он вернулся к первоначальному положению, снова поднялся футов на 12 [3,6 м] перпендикулярно горизонту, завис, постоянно уменьшаясь в течение часа и 15 минут, после чего окончательно исчез [25].
Не менее странный шар видели 29 апреля 1843 г. жители Патчоге, Лонг-Айленд, шт. Нью-Йорк. Хотя письмо поступило в миллеритскую газету, в нем нет религиозных оттенков и библейских аллюзий.
Несколько заслуживающих доверия свидетелей недавно сообщили мне, что они и другие люди видели в субботу вечером, 29 апреля между 9 и 10 часами на северо-западе очень яркий свет, ярче луны, который, увеличиваясь и уменьшаясь, иногда достигал размеров лунного диска. Он находился на высоте 30–45 градусов и наблюдался примерно три четверти часа. Самым странным, по их словам, было то, что из него вверх и вниз на большое расстояние шли полосы огненного света, напоминающие раскаленные железные прутья; некоторые из них держались около минуты, а потом исчезали. Исчезновение света было неожиданным и внезапным, причем во время, когда он был наиболее ярким.
Эти же очевидцы рассказали, что шесть или восемь недель назад видели почти такой же образ или подобие луны на западе невысоко над горизонтом в течение, как они полагают, примерно часа. Его странности отличались от увиденного 29 апреля, поскольку его световые полосы были более красными, чем само тело, с виду шириной три дюйма. Они шли прямо через центр, образуя правильный крест, и простирались за пределы краев на расстояние, вдвое превышающее диаметр тела, а на его поверхности было несколько пятен, похожих на кровь. Размер самого тела, как и в предыдущем случае, увеличивался и уменьшался. Иногда из него в разные стороны летело что-то вроде огненных искр. Оно также исчезло неожиданно и сразу.
Если потребуется, пастор Конгрегациональной Церкви в Патчоге Барнет Матиас может подтвердить правдивость вышеизложенного [26].
Упоминание о конгрегационалистском священнике очень интересно, потому что эта церковь не разделяла миллеритские взгляды на конец света.
Похожие истории приходили и из других частей Америки. 13 мая 1843 г. в Мобайле, шт. Алабама, горожане видели огненный шар, который держался в небе 45 минут и, наконец, скрылся за облаком [27]. Шар размером почти с диск Луны был замечен 11 сентября 1844 г. с борта шлюпа «Mount Vernon» у берегов Флориды. Он продержался на небе почти весь день и исчез «только по мере того, как начали сгущаться сумерки и все ожидали лучше и более отчетливо рассмотреть это блестящее и, по-видимому, блуждающее небесное тело» [28].
Разнообразие неопознанных объектов в небе, конечно, не исчерпывалось шарами. 22 августа 1842 г. жители Уинчестера, шт. Вирджиния, наблюдали нечто вроде звездного дождя, но не ночью, а между часом и двумя часами дня при полном солнечном свете. Это исключает обычные метеоры [29]. В Кливленде, шт. Огайо, видели «блуждающую звезду», которая резко меняла положение на небе, а в Ковингтоне, шт. Индиана, увидели зависший в небе «кровавый серп» [30, 31]. Над Берлингтоном, шт. Нью-Джерси, видели свет, который расширялся и снова сжимался, напоминая работающий маяк [32].
С чисто количественной точки зрения число наблюдений настоящих НЛО за времена апокалиптической лихорадки не превышает таковых в предыдущие и последующие годы. Мы можем с уверенностью сказать, что неблагоприятный психологический фон отразился только на количестве сомнительных сообщений.
Горькое похмелье
После нескольких неудачных предсказаний миллериты назначили конец света на 22 октября 1844 года. «В умах миллеритов существовала, если только это возможно, еще более твердая уверенность в истине их учения, чем прежде; число обращенных увеличилось и все элементы удивительного и распространенного движения готовились к данному событию, – писал американский психиатр Борис Сидис. – Происходившие тогда сцены далеко оставляли за собой прежние» [33].
Психическая эпидемия достигла апогея. Десятки, если не сотни тысяч людей в белых одеждах вылезали на крыши домов, поднимались на высокие холмы и забирались на деревья, чтобы первыми увидеть Спасителя. Некоторые из них чувствовали, что возносятся в небеса, и прыгали, ломая себе кости. Тонкие одежды не спасали от холода. Старики и дети замерзали насмерть. Крики, стоны, молитвы напрасно возносились к равнодушным небесам: в тот день не было отмечено никаких необычных атмосферных явлений.
Многие из тех, кто ждали в белых одеяниях, распродали все имущество или не стали убирать урожай в преддверии конца света. После «великого разочарования» (так адвентисты назвали день крушения всех надежд) страну захлестнула волна самоубийств и сумасшествия. Люди со слабой психикой не выдержали переход от религиозной экзальтации к отчаянию или депрессии. Психиатры, вынужденные лечить невменяемых миллеритов, не лезли в карман за суровыми выражениями.
Страна пока видела лишь малую часть зла, которое породила эта доктрина. У тысяч людей, которые еще не стали невменяемыми, здоровье ухудшилось до такой степени, что они навсегда стали непригодны к обыденной жизни; особенно это относится к женщинам. Нервная система многих из тех, кого месяцами держали в состоянии возбуждения и тревоги, получила шок, который предрасполагает их к различным мучительным формам нервных заболеваний и безумию, сделав их будущее потомство подверженным тому же. Мы без колебаний заявляем, что, по нашему мнению, желтая лихорадка или холера оказались бы меньшим бедствием для страны [34].
Невзирая на разочарование, Уильям Миллер продолжал настаивать, что Судный день вот-вот грядет. На вопрос про очередную дату «конца света» он письменно ответил: «Сегодня, сегодня, и еще раз сегодня» [35]. Правда, его уже мало кто воспринимал всерьез: масштабное движение миллеритов за считанные дни сократилось до горстки упертых фанатиков, любой ценой старающихся найти оправдание несбывшемуся пророчеству.
Адвентисты седьмого дня, прямые наследники миллеритов, продолжали настаивать на скором конце света. Они внесли небольшую поправку в расчеты Миллера: 22 октября 1844 года Христос очистил не земное, а небесное святилище, начав «следственный суд» по грехам нашим, и Второе пришествие не заставит себя ждать [36]. Все ранее сказанное о «знамениях в солнце и луне и звездах», таким образом, оставалось в силе. Адвентисты продолжали сбор информации о необычных небесных явлениях, публикуя их в своих изданиях и сборниках о неизбежности светопреставления. Исследователи должны быть им благодарны за то, что они сохранили немало ценной информации. Религиозные заблуждения не всегда приносят только вред и могут обернуться неожиданным благом для человечества даже без ведома людей, их разделяющих.
Литература
1. Himes J. Millennial Harp: Designed for Meetings on the Second Coming of Christ. Part I. Boston, 1843, p. 87.
2. Sears C. Days of Delusion. Boston, 1924, p. 11–12.
3. Там же, р. 32.
4. Sprengel M. 1780 Accounts of the Dark Day // Adventist Review, June 5, 1980, p. 11–14; McMurry R. et al. Fire scars reveal source of New England's 1780 Dark Day // International Journal of Wildland Fire, 2007, Vol. 16, p. 266–270.
5. Kennebec Journal, Augusta, April 28, 1843. Цит. по: Nichol F. The Midnight Cry. Wash., 1945, р. 136.
6. Long, cold winter // Jackson Citizen Patriot, January 31, 1895.
7. Creoulity // The Port-Gibson Correspondent, April 15, 1843.
8. Kronk G. Cometography. A Catalog of Comets. Vol. 2, 1800–1899. Cambridge, 2003, p. 129–138.
9. Maxwell M. Tell it to the World: The Story of Seventh-day Adventists. Pacific Press, 1976, p. 25.
10. Signs and Tokens // The Republican Compiler, Gettysburg, March 13, 1843.
11. History of the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, Vol. 5. Salt Lake City, 1909, p. 309.
12. Loughborough J. Last Day Tokens. Oakland, 1904, p. 62–67.
13. Another Sign // The Radical, Bowling Green, May 13, 1843.
14. The Comet // Vermont Phoenix, March 24, 1843.
15. Signs – men's heart's failing // The Midnight Cry!, April 13, 1843.
16. The Lunar Phenomenon // The Midnight Cry!, February 3, 1843.
17. Strange Appearance // The Midnight Cry!, March 10, 1843.
18. Loughborough J. Last Day Tokens. Oakland, 1904, p. 80.
19. Supernatural Visions // Boston Investigator, September 14, 1859.
20. Remarkable Sights in the Heaven // The Midnight Cry!, November 30, 1843.
21. Wonderful Phenomena // Penola Weekly Register, May 6, 1843. В книге Лоуборо – с неправильной датой и по вторичному источнику: Loughborough J. Last Day Tokens. Oakland, 1904, p. 111–116.
22. Complete books of Charles Fort. NY, 1974, p. 419.
23. Curtis E. Wonderful Phenomena, Wonders of the Age! A Thrilling Narrative of the Facts Relating to the Dixboro Ghost... Also, the Wonderful Appearance of Three Angels... NY, 1850, p. 11–12; Vallee J., Aubeck C. Wonders in the Sky. NY, 2009 (case 427).
24. Sawin A. Signs in the Heavens // The Midnight Cry!, December 7, 1843.
25. A Singular Phenomenon // Daily Atlas, Boston, May 9, 1843.
26. Jones H. Signs in the Heavens // The Midnight Cry!, May 18, 1843.
27. Another Phenomenon // Sentinel and Democrat, Burlington, May 19, 1843.
28. Singular Phenomenon // Lorain Republican, Elyria, October 30, 1844.
29. Account of an Exibition of Shooting Stars, seen in the day time // Southern Patriot, Charleston, April 27, 1843.
30. More Wonderful Phenomena // Public Ledger, Philadelphia, May 26, 1843.
31. Jones H. Modern Phenomena of the Heavens. Exeter, 1847, p. 36.
32. Singular Phenomenon // Albany Argus, November 8, 1844.
33. Sidis B. The Psychology of Suggestion. NY, 1919, p. 358–359.
34. Millerism // American Journal of Psychiatry, Vol. 1, № 3 (Jan. 1845), p. 250.
35. Letter from Wm. Miller // Advent Herald, Boston, November 27, 1844.
36. Финли М. Великие пророчества Библии. Цикл проповедей. М., 1992, с. 130–135.