Марш призрачных армий
Грозные видения на земле и в небе – неизвестная грань феномена НЛО или сбой в «матрице»?
На небосклоне так порой встают
Видения: две рати в облаках,
Вещая войны гордым городам,
Сражаются. В побоище сперва
Вступают, с копьями наперевес,
Наездники воздушные; потом,
Перемешавшись в рукопашной схватке,
Когорты рубятся; вся твердь в огне
От ярого сверкания клинков.
(Мильтон Дж. Потерянный рай. II, 533–538)
Видения призрачных армий и сражений стары, как само человечество. Упоминания о них можно найти в Библии и прочих источниках почтенной древности. Многие сообщения о «небесных сражениях» можно объяснить миражами или северными сияниями, искаженными суеверным разумом людей прошлого, но некоторые истории остаются необъяснимыми. Они обладают специфическими чертами, характерными для феномена НЛО и странных видений в море, вроде «горящих кораблей» Северной Атлантики.
Призрачные армии обычно одеты и вооружены соответственно своей эпохе, и детали видения не вызывают вопросов у очевидцев. Но у любых правил есть исключения. Известны случаи, когда форма и оружие фантомных солдат принадлежали далекому прошлому или ни с чем известным не сравнимы. Движение призрачных войск и сражения могут происходить в воздухе или на земле: феномен игнорирует высоту и может менять ее на глазах у очевидцев. Одно из таких наблюдений, которое произошло в 1608 г. в Ангулеме, Франция, произвело на всех большое впечатление. Пьер Робер записал в своей «Хронике»:
День был ясным и безветренным, и вдруг появилось множество маленьких густых облачков. Они сели на землю и превратились в воинов. Их было тысяч 10–12, все рослые и красивые, в голубой броне, стоящие строем за развернутыми красно-синими стягами... Это зрелище встревожило крестьян и даже знать. Множество людей собралось, чтобы посмотреть за маневрами; они заметили, что когда воины подошли к густому лесу, сохраняя строй, то поднялись над деревьями, едва касаясь листьев ступнями, и, миновав лес, снова сошли на землю, где и исчезли. Я описываю это, основываясь на рукописном отчете покойного месье Прево, кюре из Люссак-ле-Эгли [1].
Вскоре в Париже вышла брошюра, посвященная видению. В ней есть любопытные подробности.
В землях Ангулема всего месяца два назад видели ужасающее зрелище призраков и духов. Видение явилось при дневном свете, и небо было ясным повсюду, кроме той части небосклона, где появилось множество маленьких облачков. Они спускались к земле и там превращались в фигуры людей, коих было до 12 тысяч. Все они были рослые, красивые и вооружены голубым оружием, с частично развернутыми знаменами наполовину красного, наполовину синего цвета, и барабанщики держали барабаны так, словно готовились к бою. Во главе этой армии, в десяти шагах впереди, шел полководец величественного облика; армия маршировала по полям с большой поспешностью, но тем не менее сохраняла строй с разделением на полки и отряды. Это показалось самым ужасным всем очевидцам, и ряд крестьян, подумавших, что это настоящая армия, бросились по домам, чтобы укрыть свои ценности в близлежащих замках. Несколько джентльменов сели на коней и последовали за ней; они заметили, что когда армия приблизилась к густому лесу, она, чтобы не ломать строй, поднялась над деревьями, только касаясь ногами листьев, и, пересекши лес, снова опустилась на землю и продолжила движение к следующему лесу, в то время как знатные люди по-прежнему следовали за нею, чтобы посмотреть, что будет дальше. На сей раз все вошли в лес, где и исчезли, и их больше не видели... Свыше трехста знатных особ из числа очевидцев подписались на отчете, который они послали королю [2].
Видение фантомной армии может быть беззвучным или «озвученным». В «Хронике» Мачея Стрыйковского упоминается, что в 1269 г. над Польшей «на облаках были видны две сражающиеся армии и даже был слышен лязг оружия» [3]. Когда в арсенале войск появилось огнестрельное оружие, с мест призрачных сражений тоже стал доноситься грохот пушечных выстрелов и треск мушкетов. В декабре 1517 г. в районе Бергамо, Италия, видение сражения со всеми сопутствующими звуками повторилось три или четыре раза в течение восьми дней. Современная этим событиям брошюра «Littera de le maragliose battaglie apparse novamente in Bergamasca» (Cesena, 1517/8) сообщает, что в Верделло видели грозные батальоны пехоты, кавалерии и артиллерии, наступающие в боевом порядке «с величайшей организованностью и в идеальном порядке». Перед ними ехали три или четыре царственные фигуры во главе с еще одним правителем, который казался самым великим среди них. Все они отправились на переговоры с другим королем, стоявшим перед своим войском и ожидавшим их, окруженный баронами, на полпути между двумя армиями.
И там, после долгих переговоров, можно было увидеть, как однорукий король с самым свирепым видом и нетерпением снимает железную перчатку с руки, бросает ее в воздух, и тут же с обеспокоенным выражением лица качает головой, поворачиваясь к своим людям, стоящим в боевом строю. В это мгновение раздается так много звуков труб, барабанов и трещоток, а также самый ужасный грохот артиллерии... Множество знамен и штандартов вступают в бой, и [солдаты] с величайшей яростью и силой нападают друг на друга, рубя всех на куски в жесточайшей битве... Через полчаса все стихает, и больше ничего не видно. И любой, у кого хватит смелости остаться недалеко от того места, видит множество свиней, которые остаются ненадолго, а затем уходят в лес.
Автор брошюры Бартоломео де Виллачиара добавляет, что хотел лично убедиться в этих событиях, поэтому отправился туда с другими джентльменами. Они подтвердили, что по окончании видений «в том самом месте не находили ничего, кроме следов лошадиных копыт, телег, человеческих следов, выжженных пятен и множества деревьев, разбитых в щепки» [4].
Призрачные битвы в Италии обсуждилась по всей Европе. Секретарь дожа Венеции Джан Джакомо Карольдо в письме своему брату от 12 января 1517/8 г. высказал скептическое мнение на сей счет: «В Бергамо некоторые простаки видели поднимающиеся над навозными кучами пары и, охваченные великим страхом, подумали, что это вооруженные солдаты». Звуки сражения дипломат просто проигнорировал [5].
К призрачным воинствам, сражающимся на небесах, приблизиться невозможно, но с фантомными армиями на земле ситуация была иной. Оказалось, что при попытке подойти к ним на определенное расстояние люди перестают видеть эффектное зрелище, а те, что следят за смельчаками издали, видят и их, и фантомы. При этом призрачные солдаты реагируют на появление людей, обходя их, а не проходят насквозь. В 1886 г. в Ломжинской губернии люди наблюдали маневры многотысячного фантомного воинства. Владелец фольварка в Рациборах Густав Домбковский «...вместе с некоторыми другими отважился побежать на то место луга, где виднелись войска, но там ничего не видели и на снегу не было никаких следов. Между тем смотревшие из деревень продолжали видеть явление и в середине его пана Домбковского с другими, побежавшими с ним» [7]. Интересно, что тогда же в другой губернии российской Польши, Петроковской, призрачные войска наблюдались в небе. На горизонте «...показались две быстро сходящиеся колонны войск; над ними возвышался, поднимаясь кверху, какой-то рыцарь. Явление продолжалось около получаса, в течение которого отлично можно было видеть лошадей, пушки и сопровождавших их солдат» [8].
Пожалуй, самый интересный случай «взаимодействия» между призрачной армией и людьми произошел зимой 1785 г. в Уйесте, Верхняя Саксония (ныне Уязд, Польша). Первое видение произошло 27 января между 3 и 4 часами дня. Около 50 человек, работавших в поле, вдруг увидели корпус пехоты, выстроенный в три шеренги. Перед ним шли два знаменосца с красными флагами. Подойдя поближе к крестьянам, войско остановилось и первая шеренга открыла огонь в их сторону, встав на колено. Люди ясно видели густой дым от выстрелов, поднявшийся над шеренгой, но не слышали звука выстрелов или пуль, которые должны были бы просвистеть мимо их ушей. Когда дым рассеялся, пехота исчезла, а на ее месте появились конные гусары, которые в свою очередь внезапно исчезли.
Во второй раз призрачное войско появилось 3 февраля около 8 часов утра. Среди тех, кто их увидел, был отставной сборщик податей. Он взял лошадь и поскакал к cолдатам, но, прибыв туда, не увидел никого и ничего, хотя в это время другие крестьяне видели его среди одетых в разные мундиры призраков. Когда смелый крестьянин, возвращаясь, оглянулся, то увидел все войска на месте. На сей раз на поле было не менее трех полков. Шеренги пришли в движение и скрылись в лесу по направлению к Козелу.
15 февраля призрачные солдаты появились в третий раз примерно перед тридцатью людьми. Это переполнило чашу терпения властей, и генерал фон Засс послал в Уйест отряд с приказом разобраться, в чем дело. Восемь дней спустя командующий отрядом узнал о новом появлении призраков и, пришпорив коня, помчался в их сторону. От призрачной армии тоже отделился офицер и поехал ему навстречу. Они отсалютовали друг другу, и прусский офицер спросил, кто он такой и что они здесь делают. Не получив ответа, он выхватил свой пистолет и собирался выстрелить, как вдруг все исчезло! [9].
Как и в случае с НЛО и «огненными кораблями» в море, призрачные армии способны видеть не все. В Англии и Шотландии считают, что такие зрелища могут видеть только люди, обладающие даром «второго зрения», то есть ясновидения. Примеры, когда одни люди видят необычное явление, а другие – нет, часто приводятся как пример массовой галлюцинации, но это объяснение слишком простое и вряд ли применимо к случаям, когда одно и то же видели из разных мест до изобретения телефона. В 1686 году английский пресвитерианец Патрик Уолкер застал очень необычное зрелище:
В июне и июле 1686 года, как многие из еще оставшихся в живых могут засвидетельствовать, около Кроссфорд-Боут, в двух милях ниже Ланарка, особенно в Мейнсе, на берегу Клайда, в течение нескольких дней после полудня собиралось множество народу; они видели падение с неба шляп, киверов, ружей и сабель, которые покрывали деревья и землю; полки вооруженных людей строем маршировали по берегу реки, сражались друг с другом, проходили строй сквозь строй, а затем падали на землю и исчезали; тут же появлялись другие полки, маршировавшие таким же образом. Я ходил туда три раза подряд после полудня и заметил, что две трети из присутствующих видели все это, а треть не видела. Хотя я сам не мог ничего увидеть, все видевшие были так напуганы и тряслись от страха, что это было заметно тем, кто не видел марширующих. Около меня стоял джентльмен, который, как и многие другие джентльмены и люди простого звания, говорил: «Куча чертовых ведьм и колдунов имеют второе зрение! Черт меня побери, я тоже должен это увидеть!» И тут же в его лице что-то изменилось. С дрожью и страхом, как те женщины, которых я видел, он закричал: «Эй, все вы, которые не видят, молчите; уверяю вас, что это существует и видно для всех, кто не слеп, как камень!» И те, кто видели, заговорили о том, какие замки были у ружей, об их длине и калибре, какие рукояти у сабель, были ли ружья маленькие, трехствольные или как у шотландской гвардии, голубые или черные были банты на шляпах, и все видевшие это смотрели, как падают шляпы и сабли, пока те не исчезли [10].
Перед появлением фантомных армий на земле в небе зачастую видят огненные шары и другие летающие объекты. Шотландский епископ Роберт Форбс приводит письмо одного из своих прихожан о призрачной битве, наблюдавшейся 5 августа 1748 г. в нескольких милях от Абердина:
Это реальный факт, засвидетельствованный более чем тридцатью очевидцами одновременно. Армия в коричневой и темной одежде с белыми развевающимися флагами, пересеченными Андреевским крестом, дважды атаковала в одном и том же месте армию в красном с флагом «Юнион Джек»; та дважды сплотилась, но в третий раз оказалась столь разгромлена, что была полностью разбита и рассеяна. В рассказах разных зрителей об этом фантастическом сражении нет даже мелких различий, большинство из них находились не очень далеко от места действия, видели флаги, дым, оружие и т. д., но не слышали никакого шума. Я забыл упомянуть, что за четыре часа до битвы те же зрители наблюдали около двух часов дня в небе три маленьких светящихся шара, которые они приняли за то, что мы на севере называем «weather gall» [т. е. неполная радуга], но те постепенно увеличились до величины солнца, и что незадолго до появления армий двенадцать человек в очень чистой и яркой одежде, казалось, очень осторожно пересекли и хорошо осмотрели местность, где происходило действие, но отступили до появления армий [11].
Наблюдению призрачной армии близ Льюисбурга (шт. Западная Вирджиния, США) 1 сентября 1863 г. в 3 часа дня предшествовало появление в небе множества цилиндров цвета хлопка или дыма «размером с дверь». Только после того, как они скрылись из виду, на земле в долине появились первые марширующие призраки. Они шли в четком строю, но ни у одного из «солдат» не было винтовок или какого-либо оружия [12].
При появлении призрачной армии мотор оказавшегося поблизости автомобиля может заглохнуть, как и при пролете НЛО. Так произошло, например, в ноябре 1960 г. в Оттерберне, Нортумберленд, Великобритания. «Внезапно мотор заглох, стрелка спидометра заметалась и возникло впечатление, что автомобиль врезался в невидимую стену, – поведала г-жа Дороти Стронг, ехавшая в этот момент на такси. – Казалось, что солдаты окружают нас, но затем все растворилось в воздухе» [14].
Вопрос, насколько материальны призрачные войска, обсуждался не раз, но пока все доказательства их плотности и материальности крайне сомнительны. Чаще всего упоминают, что после видения фантомной армии на земле остались следы ног, копыт и колес повозок, но при этом никто не может поручиться, что следов не было раньше или что подобная деталь не является литературным украшением, особенно в трудах авторов вроде св. Августина [15]. В других случаях, наоборот, свидетели подчеркивают, что видение не оставило никаких следов. Вопреки мнению ряда авторов, на месте сражения фантомов не остается крови или какие бы то ни было предметы [16].
Призрачные марши и сражения не являются классическими призраками, потому что они очень редко повторяют некогда происшедшие события. Битва фантомов 5 августа 1748 г. под Абердином, где победили шотландские военные под флагом с Андреевским крестом, не имеет аналога в нашей истории. На самом деле восстание шотландцев в 1745 г., подавленное англичанами, положило конец их мечтам о независимости. Невероятные детали ряда видений тоже заставляют задуматься. В августе 1888 года в Венгрии видели марш пехотных дивизий по равнине, причем их командир держал в руках пылающий меч [17].
В некоторых случаях создается впечатление, что процесс, создающий рати фантомов, остался незаконченным, причем идущие фигуры не набрали нужного размера и не приобрели цветную окраску. Видения «заготовок» заставляли очевидцев искренне недоумевать, как это произошло 31 июля 1806 г. в округе Рутерфорд, штат Северная Каролина, США.
Записано 7 августа 1806 года в присутствии Дэвида Дики, эсквайра из округа Рутерфорд, Джесси Андерсона и преподобного Джорджа Ньютона из округа Банкомб, и мисс Бетси Ньютон из Джорджии, которые согласились с тем, что г-н Ньютон должен сообщить об этом мистеру Дж. Гейлсу, редактору газеты «Raleigh Register».
Пэтси Ривз, вдова, живущая возле Аппалачской горы, заявила, что 31 июля около 6 часов вечера ее дочь Элизабет, примерно восьми лет, находилась на хлопковом поле, примерно в 10 родах [50 м] от жилого дома, который, по расчетам, стоит в 6 фурлонгах [1200 м] от скалы Чимни, и что Элизабет сказала своему брату Моргану, 11 лет, что на горе есть человек. Сначала Морган был недоверчив; но маленькая девочка подтвердила это и сказала, что видела, как он катал камни или собирал палки, добавив, что она видела кучу людей. Затем Морган подошел к тому месту, где она находилась, и закричал, что видит тысячу или десять тысяч предметов, летающих в воздухе. Услышав крик, Полли, дочь миссис Ривз, 14 лет, и негритянка подбежали к детям. Они позвали миссис Ривз, чтобы та пришла и посмотрела на это зрелище. По словам миссис Ривз, она прошла около 8 родов [40 м] по направлению к ним; не испытывая никакой ощутимой тревоги или испуга, повернулась в сторону скалы Чимни и обнаружила очень многочисленную толпу существ, похожих на людей, но не могла различить ни отдельных членов человеческого тела, ни их полов; что они были всех размеров, от самых высоких мужчин до самых маленьких младенцев; что среди них было больше маленьких, чем взрослых. Все они были одеты в блестящие белые одежды, но миссис Ривз не могла описать форму одеяний. Казалось, что они поднимаются из-за горы к югу от вышеупомянутой скалы примерно на такую же высоту. Значительная часть вершины была видна над этим сияющим воинством, движущимся в северном направлении и собирающимся около вершины скалы Чимни. Когда все, за исключением нескольких человек, достигли скалы, поднялись еще двое, а за ними, примерно в двух футах [60 см], поднялся третий. Эти трое с большой ловкостью двигались к толпе и были больше всего похожи на людей из всех, кого они видели. Наблюдая за этими тремя, они увидели еще трех человек, поднимающихся из того же места и движущиеся в том же порядке и направлении. Затем еще несколько человек поднялись и направились к скале.
Во время этого зрелища, которое, по мнению всех зрителей, длилось около часа, она послала за г-ном Робертом Сирси, который сначала не пришел; он пришел, когда его позвали во второй раз примерно через пятнадцать минут, и находясь сейчас перед нами, он дает следующие показания, с сутью которых миссис Ривз согласна.
Г-н Сирси сказал, что когда он шел, то не ожидал увидеть ничего необычного. Когда он пришел, его спросили, видит ли он людей на горе, он ответил: «Нет»; но он сказал, что, посмотрев во второй раз, увидел больше сверкающих белых человеческих фигур, чем когда-либо видел людей на любом общем смотре; что они были разного размера – от мужчин до младенцев; что они толпой двигались вокруг большой скалы, недалеко от скалы Чимни, описывая полукруг между ним и скалой, и так прошли к югу между ним и горой, к месту, где миссис Ривз сказала, что они поднялись; и что двое человек полного роста шли перед толпой на расстоянии около 20 ярдов [18 м]; подойдя один за другим к тому месту, они исчезли из виду, оставив торжественное и приятное впечатление, сопровождаемое ослаблением телесной силы [18].
В 1811 г. над той же скалой видели более качественное зрелище – небесное сражение между всадниками. Очевидцы уверяли, что сверху доносились крики, команды и лязг сабель. Сражение продолжалось 10 минут, после чего один отряд обратился в бегство, а победители помчались за ними. Видение исчезло в наступившей темноте [19].
Такие зрелища не могут быть проекцией заранее записанной картинки, даже если не принимать во внимание истории про разумное реагирование отдельных фигур на очевидцев. Создается впечатление, что каждая фигура призрачного зрелища автономна или управляется независимо от других фигур, как в продвинутой компьютерной симуляции. Наличие разума, скрывающегося за внешне бессмысленными явлениями, не может не вызывать тревогу, хотя мы знаем другие явления, сочетающие разумность и абсурдность проявлений: феномен НЛО, призрачные корабли, возникающие даже там, где судоходство невозможно, огненные шары в «аномальных зонах», привидения и т. п. Возможно, мы имеем дело не с отдельным явлением, а с одной из граней единого феномена, который может порождать зрелища любого масштаба в неизвестных нам целях. Жак Валле в прошлом веке сравнил то, что мы испытываем при столкновении с непознанным, с кинотеатром:
Как после просмотра фильма, который привел вас в ужас или заставил плакать, смеяться или потеть от страха, пережитое становится составной частью реальности очевидца. Уфологи ведут себя так, как если бы социологи, пытаясь понять феномен кинематографа, опрашивали людей, выходящих из кинотеатра, принимая каждое свидетельство за чистую монету. Как и очевидцы, видевшие НЛО, эти люди не лгут. Некоторые видели Годзиллу, другие – Бемби. В каждом случае пережитое было для свидетеля абсолютной реальностью. Но реальность, о которой следовало бы расспросить, реальность, которую игнорируют исследователи, это тот самый кинопроектор... Как и технология кинематографа, технология НЛО – это метасистема. Она порождает феномен, в каждую эпоху наилучшим образом соответствующий нашему уровню восприятия, определенному состоянию некоего «рынка», которому все это адресовано [21].
Нынешний «рынок» уже успел отвыкнуть от порожденного войнами страха. Зрелища милитаристского характера, вроде небесных сражений или марша войск, перестали вызывать бурные эмоции после Второй мировой войны и в 1960-е годы почти сошли на нет. Мы можем лишь гадать, что придет на их место в XXI веке – видения ангелов, глобальных катастроф или что-то еще неведомое. Пока киномеханик меняет пленку, может, стоит попытаться заглянуть в будку и посмотреть, кто прячется в темноте.
Литература и примечания
1. Chronique de Pierre Robert. Цит. по: Leroux A. Chartes, chroniques et mémoriaux pour servir à l'histoire de la Marche et du Limousin. Tulle, 1886. P. 292.
2. L'espouvantable et prodigieuse vision des fantosmes au nombre de douze mille. Paris, 1608. Pp. 5–8.
3. Теобальд. Литовско-языческие очерки. Вильна, 1890. С. 182–183.
4. Niccoli O. Prophecy and People in Renaissance Italy. Princeton, 1990. Рp. 65–66.
5. Там же, рp. 61–62.
6. Copia delle stupende et horribile cose che ne boschi di Bergamo... [1517/8].
7. Разные известия // Петербургская газета. 1886. 23 мая. C. 3.
8. Атмосферическое явление // Ребус. 1886. №29. 20 июля. C. 284.
9. Journal von und fur Deutschland. 1785. Pp. 241–242; Cornu G. Pour une politique de la porte ouverte en ufology // Lumieres dans la Nuit. 1985. № 247–248 (Jan–Feb.). Pp. 12–13.
10. Patrick W. Biographia Presbyteriana. Edinburgh, 1827. Vol. I. Pp. XXXII–XXXIII; Scott W. Demonology and Witchcraft. L., 1830. Рp. 14–15.
11. The Lyon in mourning. A collection of speeches, letters, journals, etc. relative to the affairs of Prince Charles Edward Stuart, by the Rev. Robert Forbes, A. M., Bishop of Ross and Caithness, 1746–1775. Vol. II. Edinburgh, 1895. Pp. 181–182.
12. A Strange Story // Daily Constitutionalist, Augusta (GA). 1863. Oct. 3; A Remarkable Phenomenon // North Carolina Standard, Raleigh. 1863. Oct. 7; Moore F. Anecdotes, Poetry and Incidents of the War: North and South 1860-1865. NY, 1866. P. 373 (в этой книге дата приведена с ошибкой – 1 октября, а не 1 сентября).
13. Drake R. Gods and Spacemen throughout history. Chicago, 1975. P. 215; Lycosthenes C. Prodigiorum ac ostentorum chronicon. Basel, 1557. Pp. 482–483.
14. Spencer J., Spencer A. The Encyclopedia of Ghosts and Spirits. L., 1992. P. 124.
15. Св. Августин. О граде Божьем, XXV, 1 (Наблюдение следов людей и лошадей на поле зачастую приписывают автору, однако из контекста ясно, что он пересказывает легенду многовековой давности).
16. Мичелл Дж., Рикард Р. Феномены книги чудес. М., 1988. С. 142. (Авторы выдают за пример обнаружения крови на месте призрачной битвы фольклорный рассказ про фей, не имеющий отношения к данной теме. Ср. Wood-Martin W. The Elder Faiths of Ireland. L., 1901. Vol. 2. P. 21–22.
17. Mirages? // L'Astronomie. 1888. Vol. 7. P. 396.
18. Newton G. Extraordinary Phenomenon // The Raleigh Register and North Carolina State Gazette, Sept. 15, 1806. Цит. по: Shining Figures on Chimney Rock // North Carolina Folklore. Vol. VIII. 1960. №1 (July). Pp. 27–28.
19. Dunbar G. A Spectre Cavalry Fight // North Carolina Folklore. 1961. Vol. IX. №2 (Dec.). Pp. 23–26.
20. Фламмарион К. Атмосфера. СПб, 1910. С. 158.
21. Vallee J. Confrontations. NY, 1990. P. 161.