Дюрский «шумный дух»
Так был ли полтергейст в Новоузенском районе Саратовской области?Многие исследователи феномена полтергейста сходятся в том, что характерной тактикой «шумного духа» является провокация. Такой мотив действий полтергейста нацелен, прежде всего, на дестабилизацию психики потенциальных очевидцев с последующей возможностью ими манипулировать, постоянно вводить в заблуждение. Это известный подход, который используют тоталитарные секты, а также разведки разных стран, чтобы снизить уровень критического мышления своих жертв. Примечательно и то, что тактика провокации вполне характерна как для случаев, где действия «нечистой силы» явно имитируются людьми, так и для условно аутентичных вспышек феномена. Недавний случай активности «духа» в поселке Дюрский Саратовской области (неподалеку от границы с Казахстаном), широко растиражированный в сети интернет, стал характерным примером создания подобной провокационной атмосферы.
Предыстория события
В конце января – начале февраля этого года в социальных сетях стал активно обсуждаться короткий видеоролик, заснятый в одном из домов этого поселка. На нем неизвестная сила стучит по стене, так сильно, что даже заметны ее вибрации. По словам владельцев жилплощади, на Крещение (19 января 2022 года) тринадцатилетняя (по другим данным, пятнадцатилетняя) девочка-сирота по имени Раминка из вышеупомянутого поселка вызвала дух умершего отца, который позже «поселился» в стене между двух комнат. Хозяева уверяют, что они с ним разговаривают либо ударяют по стене, а «он» через несколько секунд отвечает сильным стуком. Явления ожидаемо происходили только в присутствии девочки. В итоге семья (девочка и ее бабушка) смогла находиться в доме только днем, а вечером уходила ночевать к родственникам.
Приведем здесь и сами ролики, которые первоначально можно было без труда найти на самых различных сайтах, в том числе нескольких социальных сетях. Все они выкладывались без подписи, поэтому большинство тех, кто находится в кадре нельзя опознать (кроме непосредственно девочки), можно сделать предположение, что это местные жители, которые пришли поддержать напуганную семью.
Девочка также утверждала, что может видеть и самого «духа». С ее слов, это «пожилой дедушка с бородой». По некоторым сообщениям, в доме стало раздаваться некое рычание. Один из таких предполагаемых фрагментов даже попал на диктофонную запись, которая оказалась в распоряжении «Уфокома», между тем утверждать достоверно, что это именно тот самый, выдаваемый за «рык духа», звук мы не можем. Тем не менее, размещаем эту запись, найденную нами в соцсетях 14 февраля 2022 года (см. 21–22 секунду записи).
Вероятно, высокая медийность случая связана с информацией о том, что «беспокойный» дом посетили представители различных ведомств: МЧС, полиция и даже прокуратура. Помимо официальных лиц, в дом, как сообщали некоторые издания, приезжали «священники и мулла». Последний даже якобы провел соответствующий обряд с чтением специальных молитв, вероятно, об изгнании «злых духов». По информации местных СМИ, «дух» в стене также взволновал значительную часть жителей поселка Дюрский. «Это все продолжается до сих пор. Весь поселок на ушах. Приходило много скептиков, но выходили они из этого дома в сильном шоке» – рассказали ИА «Регион 64» жители. Дошло до того, что некоторых исследователей полтергейстов стали разыгрывать неведомые шутники, утверждая, что на стенах той самой квартиры начали появляться их имена, написанные арабской вязью…
Такой необычный случай стал неординарным событием для небольшого поселка численностью 506 человек (по данным 2010 года). Тем более он произошел в семье старожилов, которые живут здесь с самого основания поселка в 1970 году и «пользуются уважением среди односельчан». Несмотря на мистические аргументы, некоторые пытались найти рациональное объяснение происходящего. В одной из местных групп Вконтакте появилось сообщение, что объяснением сильных стуков в стене стал якобы некий мальчик, который в ней прятался. По другим данным, звуки возникают из-за падения наледи или снега с крыши дома (когда сильно стучат в стену, снег или лед падает с характерным звуком) или это с таким звуком отваливается старая штукатурка.
Слухи и факты
Проект «Уфоком» и сектор по изучению полтергейста при «Космопоиске» имеет все необходимое оборудование для изучения подобных случаев, однако важное условие такого «вмешательства» – запрос на наш приезд должен исходить от самих жильцов. Здесь же, наоборот, хозяева после излишнего интереса со стороны зевак и прессы, полностью закрылись, перестав пускать в свой дом вообще кого бы то ни было, хоть черта лысого, хотя последний, возможно, уже находился внутри. Тем не менее, в начале февраля в проект «Уфоком» обратилось несколько местных жителей Новоузенского района (в котором и расположен поселок Дюрский) с предложением помочь в исследовании данного случая. Благодаря им удалось выяснить некоторые, не попавшие в СМИ детали произошедшего. А вот глава Дюрского муниципального образования Алена Витальевна Горбенко в телефонном разговоре сообщила нам, что «никакого случая в их поселке нет», и что «это все фейк».
Одни из первых сообщений о случае появились в соцсетях «Саратов 64 ЧП» и «Новостях Александрово-Гая» еще в самом конце января 2022 года. Мало ли что там пишут, думали мы, но интересно, что скоро подобные записи стали исчезать со стен групп и из комментариев в пабликах и новостях. А такого раньше при исследовании других, даже достаточно резонансных вспышек, мы не видели.
Итак, первое сообщение, от которого позже пошли все новости, гласило, что в одном их домов Дюрского поселился барабашка, который навел страха на весь поселок: и полиция и МЧС ничего сделать не смогли, вызывали муллу (исламского священнослужителя, знатока Корана и религиозных обрядов у мусульман) и православного священника, а кроме этого даже стреляли в стену, а «оттуда крик мужской был». Местные мужики и на крышу залезали, и стреляли, и молитвы читали, но безрезультатно. Явление якобы начиналось вечером и продолжалось всю ночь (хотя на видео – явно день). Мулла попросил поставить на стол молоко и традиционное местное блюдо в виде небольших пончиков – баурсак. Но когда он повернулся, то увидел, что «молока нет и один баурс», потом еще налили, снова отвернулись, а «он [невидимка – прим. авт.] все забрал и молоко и баурс». Также говорилось о том, что муниципальные службы зачем-то планируют разбирать злосчастную стену. Все это вкупе вызвало сильную шумиху, пик которой пришелся на 29–30 января. Ажиотаж был огромный, причем на ушах стояло как минимум и два соседних района – Питерский и Александрово-Гайский.
Очевидно, что сразу после выезда «спасателей и прокуратуры» главредам кто-то позвонил и попросил подчистить эти новости. Причем, что интересно, редакция того же «Саратов 64 ЧП» не рискнула (на момент написания этой статьи) вернуться к этой теме даже после того, как аналогичные новости стали публиковаться в других СМИ! Похоже, некую индульгенцию на поездку на место смогли выбить лишь журналисты «Комсомольской правды», которые побывали в поселке в середине февраля и немного прояснили всю картину произошедшего. Аналогично и глава местной администрации А. В. Горбенко поначалу подтверждала историю, но позже, как она сама уверяла в разговоре с корреспондентом «Комсомолки», после звонков из областного правительства, полностью прекратила комментировать слухи об этом событии. Мы также обратили внимание, что сообщения пропали и из других групп, а местные жители внезапно стали куда как менее охотно все комментировать.
Тем не менее, несмотря на все давление на СМИ, кто-то выложил в социальные сети записи якобы переговоров представителей прокуратуры, выехавших на место. Эти аудиофайлы без труда можно найти во Вконтакте, поэтому мы не приводим их здесь, но условно придаем сообщенным в них подробностям больше достоверности, чем анонимным рассказам. При этом само ведомство отрицает свое участие в этой истории. В своем официальном комментарии они сообщают, что «прокуратурой Новоузенского района по факту происхождения аномальных явлений в пос. Дюрском Новоузенского района Саратовской области проверочные мероприятия не проводились» [1].
В переговорах в общем и целом подтверждаются сведения, приведенные в первоначально удаленных сообщениях, с некоторыми интригующими уточнениями. Оказалось, что «прокурорские работники» также стали свидетелями мощного стука в стену, причем такого, что сами, по их словам, «охренели» и вышли из дома. «Дух», как называют его люди на записи, слушал только девочку, хотя это вступает в небольшое противоречие с выложенным выше видео, где в стену стучит какая-то женщина (впрочем, девочка Раминка также была рядом). Коммуникация продолжалась таким же образом, как в классическом случае с «барабашкой», только этот импровизированный «стукашка» еще и пророчествовал всем окружающем. «Прокурор» даже в шутку спрашивал у стены, доработает ли до пенсии, а один из «оперативников» – станет ли он прокурором. Последовали ли осмысленные ответы на эти вопросы, из записи непонятно, зато сами стуки люди на записи описывают как удары кувалдой, от которых шла такая вибрация, что пробирало до пяток. Версию о том, что била девочка они серьезно не воспринимают, говоря в шутку, что поверили бы в это, если бы она была чемпионом Европы по метанию молота…
Однако упоминаются на записях и удачные примеры общения с «духом», например, когда девочка спросила, слышит ли он ее, некто так «мотанул» в стену что весь дом затрясся. Когда «стукашку» спросили, хочет ли он есть, тот стукнул в стену. Стали перечислять, что именно, и он остановился на сладостях. Однако история с молоком и бурсаками проходит в этих переговорах как слух или эпизод, имевший место при первоначальном посещении дома муллой. Попросили «духа», сообщить пятью ударами, хочет ли он дружить с девочкой – он стукнул пять раз, условленными двумя стуками сообщил, что у девочки есть некий дар и т. д.
Интересно также и то, что один из людей на записи заметил, что перед активной фазой явления девочка открывает тумбочку и выставляет фотографию определенного человека (имя и фамилия есть в распоряжении «Уфокома»). Когда девочка убирает фотографию – стуки прекращаются. Один раз «дух» также открыл трильяж, а там было фото умершего отца Раминки. Вообще, покойный отец девочки не раз упоминается в разговоре между следователями. То есть, возможно, перед нами единственная запись в истории, когда в качестве одного из подозреваемых выступил совершенно точно умерший человек!
Обряд
Дом посетило достаточно много представителей различных конфессий. В связи с этим происходит путаница: действия одного приписываются другому и наоборот. Участие православных священников то подтверждалось, то опровергалось. Появились даже сведения о том, что православный священник отказался приезжать по причине того, что село мусульманское и «дух, судя по всему, его не послушает». Мы вышли на связь с одним из местных батюшек, который также сказал нам, что никуда не ездил и даже не собирается. По его мнению, это все «массовый психоз». Тем не менее, на записях прокурорских работников, они переговариваются о том, что на стену по чьему-то совету даже повесили «православные четки», но это не помогло и эти четки аж подпрыгивали во время ударов.
Изначально говорилось о том, что дом посетил как минимум один мулла и тогда же было сказано, что семья подверглась агрессии со стороны джиннов (персонаж местной мифологии, аналогичный бесам). Представители прокуратуры также упоминают, что некий мулла сказал, что он бессилен, при этом есть информация, что при нем джинн «только бился в стене еще сильнее». В другой записи утверждается, что после муллы в дом приехал сам имам, который заявил, что именно девочка вызвала джина на спиритическом сеансе. После проведения некого обряда, он заявил семье о том, что в этот день читал «легкие суры», а если все продолжится, то будет читать «тяжелые» и вслед за этим возможны самовозгорания в доме, ибо «они просто так не уйдут». Имам также сообщил, что это испытание им всем, их селу и всем людям.
По всей вероятности, легкие суры все же не помогли. Журналисты «Комсомолки» пишут, что местные жители рассказали им о последующем визите в этот дом имамов сразу четырех районов, которые знают «специальные суры против джиннов». Знание этих глав Корана необходимо, так как бывает, что джинны вселяются и в человека (кстати, оказалось, что имам из Новоузенского района как раз был сведущ в этом вопросе). В течение трех дней эти четыре имама читали нужные суры и, как говорят, «дух ушел». Хотя, по словам имамов, если «не быть благочестивым», то обитатель стены может и вернуться. Информацию о том, что все прекратилось, сложно подтвердить, но выглядит это некой припиской, которую попросили сделать в обмен на разрешение журналистам все же напечатать материал. Ведь когда мы изначально связались с местным саратовским филиалом «Комсомолки» и попросили выяснить на месте подробности, то они ответили, что им это совершенно не интересно. А тут вдруг воспылали интересном к черт знает чему…
Хотя некая статья, даже разоблачительного характера, уже действительно напрашивалась, ведь информационный вакуум закономерно стал порождать слухи. До сих пор, например, рассказывали «о выстрелах в стену», во что было сложно поверить. Однако, как стало известно, выстрелы были, но стрелял Нурлан, местный охотник, которого попросили изгнать невидимку порохом, так как «старики сказали, что джинны выстрелов и дыма боятся». И все же палил Нурлан не в стену в квартире, а по углам дома, но это не помогло, а лишь усилило интенсивность стуков…
Выводы
Самим нам на месте побывать не удалось, но по словам местных жителей, с которыми мы переговорили, дом этот щитовой, примерно 1970 года постройки, обложен красным кирпичом. Стоит он на солончаке, т. е. сильно засоленной почве, которая «плывет». Все перегородки в доме – также щитовые, то есть между ними максимум сантиметров 10–15. Это исключает версию о том, что в стене сидел какой-то человек, хоть даже и мальчик. Тем не менее, архитектор Евгений Спирин, полагает, что если эта перегородка, обложенная кирпичом, выходит на чердак, то «гипотетически, похожий удар можно наносить стоя на чердаке, если это перегородка из жердей, то примерно так это и будет звучать» [1]. Однако нет никакого подтверждения, что даже самый сильный такой удар (если его вообще возможно нанести на крыше или чердаке этого дома) может привести к таким последствиям. И, как было сказано выше, проверить это и не удастся, так как сами жильцы не заинтересованы в независимом исследовании рассматриваемого здесь случая. Кстати, вот еще один любопытный факт – журналист «Комсомольской правды», побывавшей на месте пишет о том, что «чердака в доме нет», а на фото, приведенном в том же материале, видно, что конструкция дома предполагает наличие чердака.
Обряды вызова «духов» на крещение, после которых якобы появляются «шумные духи» в литературе хорошо известны. Так, авторы этой статьи, несколько лет назад уже обращались к тематике «самовольных экзорцизмов» [2] и упоминали о случае, рассказанном информанткой из из д. Подлазье Ляховичского р-на Брестской обл. Со слов женщины, после гаданий на Шчодра (Шчодры вечар – вечер накануне Старого Нового года, т. е. 13 января по новому стилю), в одну из девушек вселился черт, после чего «сатана», стал ее «носить» (что именно тут имеется в виду, непонятно). Закончилось же все обрядом, который провел «проповедник со своими верующими». Причем, когда черт выходил, то «стоял страшный грохот стен и углов в доме» [3: 65].
Хотелось бы также обратить внимание, что полтергейст возник не совсем в произвольном месте, а в очаге достаточно сильной геополитической напряженности, спустя всего десять дней после основной фазы протестов в Казахстане, в ходе которых по официальным данным погибло 206 человек. Накануне же самих протестов в казахстанском городе Петропавловск также наблюдался острый полтергейст, сделавший ряд предсказаний о будущих протестах. Есть определенные сходства между этими двумя случаями, о которых мы напишем чуть позже на сайте проекта «Уфоком». Стоит отметить, что полтергейсты и раньше делали различные предсказания, например, в 1927 году в с. Волочек Дорогобужского уезда бывшей Смоленской губернии было зафиксировано явление, названное «стукалка», произошедшее в доме одного дьячка. В документах зафиксировано, что «стук был странный тем, што на вапросы дьячка ни атвичал, а на вапросы дьячихи атвичал». Потом, правда, «стукалка» стал отвечать и на вопросы дьячка, например, точно угадывал стуками, сколько кому лет [2].
История Дюрского полтергейста также удивительно напоминает знаменитую историю сестер Фокс. Кейт, Маргарет и Лия одни из первых в 1848 году догадались общаться стуками с прапрапрадедом нашего «барабашки» в своем доме в американском Гайдсвилле и тем самым сыграли ключевую роль в становлении спиритуализма. Три сестры общались с «духом торговца», который отвечал им громкими стуками из глубины стены [4]. Довольно много скептиков тогда посетило дом семьи Фокс, но «барабашка» проходил их проверки, точно называя возраст и различные даты жизней каждого из них. Для определения возможной фальсификации или розыгрыша местные жители даже создали специальную комиссию, а глава семейства Джон Д. Фокса периодически обыскивал дом в поисках шутника или рационального источника звука. Фермером Уильям Дьюслером впоследствии был разработан специальный «стуковой» алфавит и код, позволявший особыми стуками отвечать: «да» или «нет». В итоге удалось даже узнать имя «шумного духа» – Чарльз Б. Росма, который с его слов был убит и похоронен в подвале дома семьи Фокс. В подтверждение этих сообщений именно там, в подвале, в 1904 году были найдены неизвестные человеческие останки. Впоследствии все три сестры стали всемирно известными медиумами, однако спустя много лет после событий Гайдсвилле Кейт и Маргарет признались в интервью газете New York World, что инсценировали стуки в своем доме. Впрочем, уже через год, Маргарет Фокс выступила с отречением от своего признания.
Таким образом, случай в Дюрске напоминает события с сестрами Фокс в Гайдсвилле, только в миниатюре, если так можно выразится. Мы имеем девочку Раминку пубертатного возраста (по аналогии с возрастами Кейт и Маргарет Фокс), которая инициировала перестукивание с «духом умершего». Интерпретация немногочисленных эпизодов в ее доме (стуки, рычание, пропажа молока) также балансирует на грани фальсификации и сверхъестественной активности. Есть и попытки найти возможные рациональные объяснения аномальных эпизодов (падения снега на крыше, удары по стене с чердака), однако они «тонут» в оккультных и религиозных трактовках (духи умерших, джинны). Понятно, что это связано с недостатком объективной информации, а также отсутствием независимого исследования на месте. Более того, есть даже намеки на некий спиритический дар Раминки, который имели и сестры Фокс. Однако печально, что, как и в случае событий в Гайдсвилле, мы, вероятно, не сможем достоверно идентифицировать кем же или чем на самом деле был «шумный дух» в Дюрске.
Литература
1. Уриевский, А. Очень странные дела под Саратовом. После святочных гаданий школьница случайно вызвала полтергейста / А. Уриевский, Д. Васенина [Электронный документ] // Комсомольская правда. Саратов. – 2022. – 18 февраля. – Режим доступа: https://www.saratov.kp.ru/daily/27365/4547490/
2. Белова, О. В. «Дело… о поселившемся будто бы… в доме нечистом духе» (1816 г.) и подобные ему казусы: опыт эксплуатации суеверий / О. В. Белова // In Umbra: демонология как семиотическая система: альманах. – Вып. 9. – М., 2020. – С. 201–212.
3. Бутов, И. С. Архивные свидетельства о «самовольных экзорцизмах» в Российской империи в XIX – первой половине XX века / И. С. Бутов, Н. В. Томин // Религиоведение. – 2020. – №2. – С. 62–76.
4. Конан-Дойль, А. Происшествие в Гайдсвилле / А. Конан-Дойль // История Спиритизма. – М.: AUM, 1999. C. 122–136.