Культовые камни на территории Ивьевского района
Первые сведения о культовых камнях на территории Ивьевщины представлены в исторических источниках XIX века. В научной работе «Археологическая карта Виленской губернии» (издание 1893 года) известного российского археолога Ф. В. Покровского упоминается о лекарственном камне возле деревни Ременики (Трабский сельский совет). Местные жители использовали камень в качестве порошка, чтобы избавиться от бешенства [4: 92].
Интересная легенда существует о камне, который находится возле деревни Гуденяты (Бакштовский сельский совет), в урочище Баранишки на берегу реки Чапуньки – правого притока Западной Березины. Этот камень местные жители называют Барашков камень. Длина его около 5 м, ширина 4 м и высота 0,7 м. Жители окрестных деревень рассказывали, что когда-то шведские солдаты на камне жарили баранов. После принятия пищи многие ослепли, бродили вокруг камня, заходили в болото и там погибали [3: 33].
Эта легенда перекликается еще с одной историей периода Северной войны 1700–1721 годов на территории Ивьевского района. В 1705 году, когда шведские войска вступили в Юратишки, в здании местной церкви они поставили своих лошадей. За надругательство над святыней лошади, а затем и солдаты, ослепли [3: 78].
Есть сведения о камнях со старинными надписями и высеченными на них знаками. Большинство из камней ранее были памятниками на кладбищах, но с течением времени некоторые кладбища стали заброшенными. Было известно о расположении таких камней у самого г. Ивье, на трабских и харитоновских полях (Трабский сельский совет) [3: 33].
За деревней Кричники (Эйгердовский сельский совет), на перекрестке дорог, есть небольшой каменный столбик с выбитым на нем крестом. По словам местных жителей, столбик был установлен на месте бывшего деревянного креста, уничтоженного в 1970-е годы прошлого века, когда шла борьба с религией. Один из местных жителей поставил на этом месте каменный столбик, выбив на нем крестик.
Особого внимания заслуживают камни-следовики. Это валуны с выемками, напоминающими след человека или животного. Такие камни известны во всем мире. Больше всего их в Восточной Европе, особенно на территории, близкой к Балтийскому морю. Культ следовиков имеет давнюю традицию и сочетается как с языческими, так и с христианскими верованиями [1: 31–43].
На территории Ивьевского района на сегодняшний день известно о четырех таких камнях.
Один из них ранее находился около корчмы в д. Расальщина, вблизи деревни Трабы. На камне люди показывали якобы отпечаток левой человеческой ноги в чулке. На следке был высечен четырехконечный крест. По представлениям, это след дьявола-обжоры. Дьявол оставил след, убегая от пророка Ильи, изгоняющего его с земли [4: 92].
Второй камень находился около кладбища бывшей д. Кракшли (Трабский сельский совет). На нем было углубление в виде человеческой ступни и отпечаток раздвоенного копыта [4: 92].
На сегодняшний день местонахождение двух этих объектов неизвестно.
Сведения о третьем камне-следовике относятся к восьмидесятым годам двадцатого века. К сожалению, точная информация о нем отсутствует. Единственное, что известно – это то, что камень находился возле д. Некраши (Липнишковский сельский совет) [2: 58; 3: 33].
Сведения еще об одном камне-следовике были получены только в 2015 году. Сам камень находится у деревни Ковшары (Эйгердовский сельский совет). Информация о нем была получена от местных жителей – Войницкой Марии Адамовны (1956 года рождения) и Тиханович Анны Казимировны (1977 года рождения), которые указали местонахождение камня и рассказали о поверье, согласно которому на этот камень ступала сама Дева Мария. Местные жители так и называют этот камень Камнем Девы Марии.
Произведенные нами полевые исследования дали следующую информацию. Сам камень находится на расстоянии около 400 м на восток от деревни. Объект имеет следующие размеры: длина 3,5 м, ширина – 1,0–1,1 м, высота – 0,3–0,2 м. На верхней части камня имеется углубление в виде оттиска стопы человеческой ноги, длина которого 0,2 м.
Надо отметить, что такие отпечатки бывают как одиночные, так и парные. Люди обычно объясняют это тем, что в первом случае святые ходили по нашей земле и одной ногой наступали на валуны, во втором – становились обеими, когда спускались с небес или присаживались отдохнуть [1].
Житель д. Ковшары Иван Иосифович Лавыш, 1935 г. р., рассказал нам легенду, связанную с этим камнем. Во время Северной войны шведские солдаты спрятали недалеко от камня небольшой ящик с золотом, надеясь позже за ним вернуться. Но, видимо, тот, кто скрывал это сокровище, погиб, так и не возвратившись на это место. Сам камень был как бы ориентиром для поиска. Золото потом искали, но так и не нашли.
В 1970-е годы во время проведения мелиорации камень был сдвинут на другое место, где сейчас и лежит. После того как это произошло, на камне начал расти мох, чего раньше никогда не было.
Неподалеку от этого камня находится еще один. По своему внешнему виду он похож на своеобразное кресло. По словам Ивана Иосифовича, ранее этот камень лежал напротив камня с отпечатком ноги. В детстве они приходили на это место, садились на один из камней и вытягивали ногу, прикладывая стопу к «следку» на втором камне. Такое вот было у них развлечение.
Таким образом, нами был выявлен новый камень-следовик возле деревни Ковшары (Эйгердовский сельский совет). Установлено, что сведениями о данном объекте владеют только местные жители. В других источниках информация о том, что здесь находится культовый камень, отсутствует.
Представления, связанные с камнями-следовиками, по всей вероятности, имеют отношение к христианским традициям. В одном случае – это отождествление углубления на камне со следом дьявола (камень у д. Расальщина), во втором – с Девой Марией (камень у д. Ковшары).
Литература
- Культавыя і гістарычныя валуны Беларусі / А. К. Карабанаў [і інш.]; Нац. акад. навук Беларусі, Інстытут прыродакарыстання. – Мінск: Беларус. навука, 2011. – 235 с.
- Дучыц, Л. Паданні пра старадаўнія помнікі Іўеўшчыны // З гісторыі вякоў і пакаленняў Іўеўскага краю: матэрыялы навукова-практычнай краязнаўчай канферэнцыі. – Гродна: ГрДУ, 1999. – С. 57–59.
- Памяць. Іўеўскі раен: гісторыка-дакументальная хроніка. – Мінск: Белта, 2002. – 510 с.
- Покровский, Ф. Археологическая карта Виленской губернии / Ф. Покровский. – Вильна: Типография А. Г. Сыркина, 1893. – XVIII, 164 с.
Об авторе: Андрей Викторович Волчок (г. Ивье, Гродненская область), учитель истории государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Лелюкинский детский сад-средняя школа», краевед.
Доклад был прочитан 14 марта 2020 года на конференции «Таинственная Беларусь VI»