Случай «Брата Доли»: исследование видимых полтергейстоподобных проявлений в Северном Уэльсе
Введение
Благодаря статьям в местных и национальных газетах, передачам по телевидению и радио, а также публикациям на нескольких сайтах, семья Гауэр (Gower) была хорошо известна еще до начала расследования. Поэтому я с их разрешения использую в статье настоящие имена.
11 октября 2000 года я получил первое электронное письмо от доктора Дэвида Гауэра, старшего научного преподавателя средней школы. Доктор Гауэр описывал происходящие в его доме явления, сделав акцент на появлении пятен, вырезанных рисунков и валлийских слов, как правило, религиозного характера, которые таинственным образом появлялись на стенах и камнях внутри и снаружи дома. Я впервые посетил дом 12 ноября 2000 года, чтобы посмотреть на явления и побеседовать о них с доктором Гауэром и его женой, художницей Розмари. В доме также проживает пятнадцатилетний приемный сын Джон-Пол, страдающий синдромом Дауна. Я впоследствии составил меморандум с изложением сроков и условий расследования, подписанный 13 декабря 2000 года мною и членами семьи Гауэров.
С 12 ноября 2000 года по 3 марта 2001 года я 14 раз посетил их дом, где провел в общей сложности 54 часа. В течение этого времени я также поддерживал с Гауэрами постоянный контакт по электронной почте. Известие, что явление должно прекратиться к 6 марта 2001 года, о чем я расскажу далее, привело к тому, что исследование было свернуто к намеченной дате. С тех пор было отмечено несколько эпизодов с появлениями пятен, вырезанных надписей и других явлений, хотя они были менее частыми, чем раньше, и отличались по своему содержанию. Я навестил Гауэров еще четырежды между 9 декабря 2001 года и 12 мая 2002 года для проверки сообщений вместе с членами семьи, изучения некоторых недавних явлений, а также для обсуждения возможностей дальнейшего исследования.
Предыстория расследования
Нижеследующая предыстория основана на интервью, беседах и электронной переписке с Дэвидом Гауэром, Розмари и их тремя дочерьми, а также газетных публикациях и статьях из интернета. Из-за состояния Джон-Пола у меня не было возможности расспросить его лично.
Первые необычные события произошли вскоре после того, как Гауэры в феврале 1997 года впервые въехали в этот дом. До переезда, начиная с мая 1995 года, семья жила в летнем доме по соседству.
7 марта 1997 года в передовице местной еженедельной газеты «Mold & Buckley Chronicle» сообщили, что редакция получила письмо от ирландской пары, Майкла и Концепты Дули (Dooley), путешествующей по Северному Уэльсу. В письме рассказывалось, что они шли по переулку рядом с домом Гауэров и остановились у ворот, чтобы полюбоваться видом. Затем они увидели то, что показалось им «явлением Богоматери» на возвышенной части близлежащего поля. Обоих охватило чувство благоговения, мира и спокойствия. Господин Дули утверждал в письме, что исцелилось его плохо двигающееся плечо, а у жены пропала катаракта. Розмари Гауэр дала интервью газете, и, как сообщается, вспомнила, что видела пару в переулке. По ее словам, им было по 50 с лишним или 60 с небольшим лет, и они казались взволнованными, но она ничего не могла сказать об их видении. В статье также приводится заявление Розмари: «Я считаю все это глупостью».
11 марта 1997 года Гауэры получили пересланное из Рексема письмо на трех страницах, адресованные «Даме с лабрадором» и подписанное «М. и К. Дули». Оно было датировано 9 марта, а вместо обратного адреса стояло просто «Лондон» – город, в котором авторы были в тот день проездом. В письме они подтвердили свое наблюдение и добавили: «Мы снова посетили поле за летним домом в понедельник, 3 марта, и, хотя мы не увидели Богоматерь, нас опять охватило чувство умиротворенности».
В марте 1997 года Розмари сняла на 35-миллиметровую пленку дом, сад, поле (где видели «явление») и находящийся у самых ворот сарай с жестяной крышей. Одна из фотографий, похоже, запечатлела большое лицо в дальнем окне сарая (рис. 1). 1 июня 1997 года эта фотография появилась в газете «Wales on Sunday» под заголовком «Лицо матери Иисуса?». В статье также сообщалось, что построенный примерно в 1959 году летний дом раньше назывался «Санта-Мария».
По словам Розмари, 17 мая 1997 года она также видела белую туманную фигуру, стоящую рядом с одной из дочерей, которая поднялась на возвышенную часть поля с подругой. Обе девушки прибежали вниз по склону и сказали, что почувствовали чье-то присутствие. Примерно в то же время началось паломничество людей, которые возлагали на том месте цветы и молились. 8 июня 1997 года «News of the World» опубликовала статью: «Дева Мария «исцеляет» больных туристов». В ноябре 1997 года материал о видениях и исцелениях появился в «The Paranormal Review» (Gower, 1997). В следующем году ряд других газет опубликовал статьи с описанием этих религиозных видений.
Летом 1997 и 1998 годов, по словам Розмари, их поле стало «маленьким Лурдом» (Лурд – французское местечко, известное явлениями Богоматери и чудесными исцелениями. – Прим. перев.) Из-за обилия посетителей Гауэры решили выделить небольшой участок земли перед воротами в качестве «священного места» (в соответствии с условиями посвященного грядущему тысячелетию проекта «Святая Земля», основанного принцем Филиппом и архиепископом Кентерберийским). Установленная около ворот табличка приветствовала тех, кто хотел бы здесь тихо помолиться или заняться медитацией.
Следующая серия явлений началась в августе 1997 года. Розмари сообщила, что, когда она на кухне убирала из вазы засохшие синие цветы, произошла странная трансформация. Положив цветы на пол, она вышла ненадолго на улицу, а когда вернулась, то увидела, что синие лепестки превратились в большую группу мертвых или умирающих мокрых ос. 31 января 1998 года, по словам Розмари, Джон-Пол увидел «Синюю Леди» недалеко от двери сарая. Меньше чем через неделю Розмари нашла небольшой камень в саду, содержащий бесцветные участки и выбоины, напоминающие Мать Терезу из Калькутты (католическая монахиня, занимающаяся служением бедным и больным, лауреат Нобелевской премии мира в 1979 году. – Прим. пер.). Розмари заявила, что Джон-Пол, посмотрев на узор, сразу узнал в нем «Синюю Леди», которую он видел несколько дней назад. 20 февраля 1998 года Розмари нашла еще один небольшой камень в форме гроба с отчетливой крестообразной впадиной (оба камня были осмотрены и сфотографированы мной, но с тех пор исчезли). 1 сентября 1998 года Розмари сообщила, что на подъездной дороге возле дома появилось нефтяное пятно, напоминающее самолет с тремя вертикальными линиями под носом и хвостом (рис. 2). На следующий день самолет авиакомпании SwissAir, рейс 111 из Нью-Йорка в Женеву, разбился близ Галифакса (Новая Шотландия). На его борту погибли все 229 человек.
В октябре 1998 года младшая дочь Гауэров, оставшаяся ночевать в доме, проснулась и увидела у изножья кровати фигуру молодого монаха. Сперва она испытала удивительное спокойствие при виде призрака, но все же это явление удивило ее до такой степени, что заставило соскочить с постели, закричать и включить свет в спальне. Через несколько дней Розмари увидела из окна кухни мимолетное видение в виде человека с капюшоном на голове. Ей показалось, что за забором шел монах. Но там никто не мог ходить, потому что сразу за забором начинался крутой обрыв высотой примерно 8 футов [2,4 метра], а внизу протекала река.
В октябре или ноябре 1998 года на одном из камней камина в гостиной появились темное пятно в виде креста высотой около 12 см. В январе 1999 года Дэвид, Розмари и Джон-Пол вернулись домой после поездки в Мидлендс. Они решили переставить мебель и на белой штукатурке у камина обнаружили коричневые пятна, составляющие слово «tangnefedd» около 60 см в длину (рис. 3). Предположив по окончанию «dd» в конце, что это валлийское слово, они вскоре обнаружили, что оно означает «мир» (в религиозном смысле).
В том же месяце на этой стене появились еще около 20 пятен в виде валлийских слов (как правило, религиозного характера), крестов, похожих на монаха фигур. По словам Розмари, которая все сфотографировала, иногда слова или рисунки, возникающие на снимках, не были видны невооруженным глазом. В апреле 1999 года пятно 30-сантиметровой высоты в форме монаха появилось на плоском камне стены в верхней части лестницы (рис. 4, слева). Два дня спустя валлийское слово «mynach» (монах) было найдено очень аккуратно вырезанным по центру того же камня (рис. 4, в центре). Этот красивый камень теперь обычно называют «Камнем Монаха».
Весной 1999 года Розмари перекрасила стены гостиной белой водоэмульсионной краской, сохранив оригинальную надпись «tangnefedd». Завершив покраску около 7 часов вечера, она заметила, что пятна вновь выступили на стенах, но теперь в виде других слов в разных местах. В мае 1999 года Дэвид, Розмари и Джон-Пол вернулись из поездки в г. Харрогейт и обнаружили, что слово «tangnefedd» исчезло, но на его месте оказалась та же надпись, вырезанная на штукатурке (рис. 3, снизу – обратите внимание на идентичные неровности поверхности на обоих снимках). За этим последовало появление других вырезанных на штукатурке изображений, включая кресты, контуры, похожие на монахов, и другие валлийские слова с религиозным подтекстом, такие как «gobaith» (надежда) и «cariad» (любовь). Как ни странно, краска в вырезанных словах и изображениях не была содрана и по-прежнему оставалась нетронутой в углублениях. Кроме того, члены семьи говорили, что рядом со словами никогда не находили пыли или обломков штукатурки. В течение следующих нескольких месяцев рисунки и пятна появлялись на стене гостиной и камине. С тех пор подобные пятна и вырезанные надписи стали возникать и в других помещениях дома, на внешних стенах, камнях в саду, на стволе падуба и даже снаружи собачьей будки.
Нужно было подобрать имя для ответственного за эти явления, чтобы вкратце ссылаться на него в разговорах внутри семьи, кем бы он ни был. Из-за религиозного характера слов и образов, видений монаха, наблюдавшихся Розмари и дочерью, а также частого появления пятен и контуров в форме монаха, таковой был самым очевидным кандидатом на эту роль. Его назвали «Брат Адольф» (или «Брат Долли» для краткости). Это было имя, которое в детстве Розмари ежегодно видела в газете, в колонке некрологов «In Memoriam». Потом «послание» от монаха появилось написанным в блокноте и было подписано «Доли». Семья привыкла говорить о «Брате Доли», как если бы он реально присутствовал в доме, хотя Дэвид произносил его имя скорее в шутку.В августе 1999 года явления в доме Гауэров были исследованы журналистами уэльского телеканала HTV в одной из серий программы Weird Wales (название программы созвучно с названием американского журнала Weird Tales, публиковавшего произведения в жанрах мистики, саспенса, фэнтези и научной фантастики. – Прим. перев.). После этого история появилась на нескольких других телевизионных передачах и радиопрограммах, в том числе ITV («This Morning»), BBC TV («Kilroy») и дважды в передаче Джона Пила из серии «Home Truths» на BBC Radio 4.
С 14 по 22 октября 1999 года 14 различным людям из списка контактов электронной почты Дэвида Гауэра были разосланы 39 сообщений. Они содержали валлийские религиозные слова или строки, например, «mynach» или «tangnefeddcariadmynach» [слитно написанные слова «мирлюбовьмонах»]. Кроме тех, что были посланы в первый день, эти сообщения не сохранились в папке «Отправленные». Судя по времени отправления, некоторые из них написаны ночью. С тех пор в отправленных Гауэрами сообщениях иногда можно было обнаружить вкрапления валлийских слов, в том числе одно («tangnefedd») я получил в первом же электронном письме от доктора Гауэра. Другие странности с компьютером включали необъяснимое удаление файлов, частое появление валлийских религиозных слов и религиозных образов на мониторе или в распечатках документов. Иногда надпись была перевернута или распечатывалась боком.
В марте 2000 года Розмари снимала на 35-миллиметровую пленку состоящий из пятен крест, возникший на каменной кладке за окном гостиной. Когда фотографии отпечатали и просмотрели, оказалось, что на одном из кадров в доме был виден темный силуэт, чем-то напоминающий формой монаха (рис. 5). К тому же на снимке не было видно вазы, обычно стоящей на подоконнике.
Примерно в это же время Розмари сфотографировала деревянную скамью, стоящую над лестницей – семейную реликвию, которую несколько месяцев тому назад мать передала Розмари (саму скамью купили в Гернси примерно в 1952 году). В семье считалось, что она раньше стояла в монастыре, и ее всегда называли «скамья монаха». На фотографии проявился, по-видимому, аномальный белый контур фигуры в капюшоне и распятие на спинке скамьи (рис. 6).
Весной 2000 года еще один контур монаха, около 1,5 м в высоту, появился вырезанным на газоне, словно выкопанный лопатой. На газоне также вырезали слово «mynach» буквами около 30 см высотой. В июле 2000 года в верхней части «Камня Монаха» было аккуратно вырезано слово «iachâd» (исцеление). Две недели спустя в нижней части камня появилось очень аккуратно вырезанное слово «ffydd» (вера) (рис. 4, справа).
В сентябре 2000 года Розмари сняла на 35-мм пленку одну из своих картин, сделанных на компьютере. Она висела на стене кухни под декоративным зеркалом. На снимке оказались бросающиеся в глаза очертания безликой белой фигуры, по-видимому, отразившейся в зеркале (рис. 7, слева).
Вдобавок к вышеупомянутым явлениям, включая видения, пятна, рисунки, артефакты на фотографиях и связанные с компьютером аномалии, Гауэры также описывали:
- Шумы – в том числе шаги по лестнице и звуки открывающихся задвижек, хлопки и грохот, плач ребенка на кухне и нечеткие голоса.
- Запахи – особенно ладана и свечного воска.
- Необъяснимые воздействия – ощущение давления на изножье кровати, как будто кто-то уселся на нее (это чувствовали Розмари и ее дочь).
- Изменения температуры – внезапное необъяснимое снижение температуры в гостиной.
- Лужи воды – необъяснимые лужи, появляющиеся на полу дома, а также на стульях и кровати.
- Странное поведение животных – кот часто бегал по дому, как будто кто-то за ним гнался.
- Перемещение предметов – личные вещи, такие, как очки и тапочки, вначале пропадали без вести, а потом находились в необычных местах по всему дому.
- Другие граффити – посетители дома обнаружили валлийские слова, выгравированные на их личных вещах (например, на кошельке, сумочке и ноутбуке).
- Электрические и телефонные аномалии – часы показывали неверное время или замедляли ход, лампы мерцали или вспыхивали при выключении. Случалось, что из дома кто-то звонил и молчал в трубку, и это часто записывалось на автоответчиках абонентов.
Исследование
Дом
Дом Гауэров находится в очень привлекательной тихой сельской местности, в нескольких милях от рыночного города Молд в графстве Флинтшир. Дом был расширен и перестроен на современный лад для проживания. В нем до сих пор сохранились некоторые камни из старой кладки. Гостиная расположена в самой старой части дома. Потолок в ней снабжен балками, имеется большой переделанный каменный камин. О предыдущих хозяевах мало что известно, хотя Гауэры считают, что раньше здание могло быть домом шахтера. На встроенном в фасад камне выбита дата «1610», но, вероятно, это уже современная деталь. Снаружи находятся гараж и мастерская. Через сад рядом с домом протекает река Терриг (Terrig), узкая и с быстрым течением. Принадлежащее Гауэрам поле на крутом склоне площадью около 2,5 акра [около 1 гектара], где наблюдали видения, находится дальше по переулку, непосредственно не прилегая к дому. Сразу за воротами на поле стоит большой сарай, крытый жестью, где запечатлели лицо в окне. По соседству расположены четыре жилых дома, принадлежащие другим людям.
Гауэры
Семья Гауэров не валлийцы и не владеют валлийским. Дэвид родился в 1947 году и был воспитан в графстве Мидлсекс. Его родители были истово верующими баптистами, но он больше не считает себя верующим. Он имеет степень бакалавра по химии и богословию, магистра и доктора наук по преподаванию химии, а также имеет звание мастера делового управления в сфере образования (я лично проверил все его дипломы). Он описывает свое отношение к явлениям, как научное и скептическое, находя сам случай интересным и интригующим. Дэвид сперва подозревал, что выросшие дети разыгрывали его, но теперь склоняется к отрицанию такой возможности. Он признает, что был свидетелем странных звуков в доме (например, шагов, плача младенца и неясных голосов), но никогда не видел каких бы то ни было видений. Его работа такова, что он, как правило, отсутствует дома в течение большей части дня.
Розмари родилась в 1950 году. Она рассказала, что ее семья испытывала похожие на полтергейст явления в доме на острове Гернси еще до ее рождения, в детстве и после того, как она уехала из дома. Когда ей было около восьми лет, Розмари и две младшие сестры прозвали полтергейст «Келли». «Келли» крал вещи, стучал и грохотал. Однажды он даже разбил зеркало. Розмари сообщает, что боялась этих явлений, в отличие от происходящих сейчас, которые кажутся ей безобидными или благоприятными. Семья Розмари была строгими пятидесятниками. Она впервые увидела Дэвида, когда ей было 15 лет, благодаря дружбе семей. Сейчас Розмари больше не связана с какой-либо религией. Розмари, как правило, проводит в доме большую часть дня, сама обучая Джон-Пола. С января 2000 года Розмари обнаружила у себя удивительный талант к рисованию на компьютере и поэзии. Она устраивает выставки картин и регулярно продает работы, пользующиеся спросом. Розмари связывает внезапный расцвет художественного дара с явлениями «Брата Доли» и поэтому использует псевдоним «Y Mynach» [«Монах»] для своего арт-бизнеса. Розмари описывает свое отношение к явлениям как «заинтересованность» и считает, что в доме происходит нечто очень странное. Она приписывает «Брату Доли» человеческие качества и индивидуальность, утверждая, что «видела» его мимолетно, но отчетливо пять раз, в том числе один раз – в углу кухни, когда беседовала со мной. С момента попадания в кадр «лица» в окне сарая, Розмари стала часто «добивать» катушки с пленкой, снимая внутри и снаружи дома.У Гауэров три дочери (родились в 1970, 1974 и 1976 годах) и два приемных сына (один родился в 1973 году и Джон-Пол родился в 1985 году). Дочери и старший сын ушли из дома между 1989 и 1997 годами. Дочери постоянно навещают родителей, а старший сын сделал всего несколько визитов после ухода в 1994 году. Я вкратце побеседовал со всеми тремя дочерьми. Они заинтересованы и заинтригованы этими явлениями, утверждая, что слышали шаги в доме. Они также подтвердили описанную ранее встречу с призрачным видением.
Джон-Пола усыновили в 1986 году, когда ему было 13 месяцев. У него довольно тяжелая форма синдрома Дауна. Он может читать, копировать слова и с посторонней помощью использовать компьютер для написания писем. Это тихий и спокойный молодой человек, который, кажется, относится к «Брату Доли» как к какому-то повседневному явлению. Когда его спрашивали, где «Брат Доли», Джон-Пол, как правило, утверждал, что видит живущего в углу его спальни монаха (дочь именно там впервые увидела призрак молодого монаха). Мне сказали, что он иногда рассказывает о настроении «Брата Доли» и может быть вполне убедительным при описании его деятельности, хотя и не отличается хорошим воображением. Джон-Пол обычно держался в стороне во время моих визитов, по-видимому, плохо понимая или не интересуясь расследованием. Он сам себя развлекает, просматривая видео или играя в Nintendo. Иногда он остается один дома в течение часа или двух.
Дули
Данные от Майкла и Концепты Дули в настоящее время ограничиваются свидетельством Розмари, которая утверждает, что встречалась с ними в переулке в конце февраля 1997 года, а также информацией из двух писем, отправленных ими в местную газету и «Даме с лабрадором». К сожалению, в письмах не было обратного адреса, хотя в газете «Mold & Buckley Chronicle» утверждалось, что они живут в деревне недалеко от Дублина. Никаких дальнейших контактов с ними установить не удалось, и мои попытки идентифицировать их по телефонному справочнику Дублина не увенчались успехом. Конечно, Дули могли переехать или использовать псевдоним в письмах (отсутствие обратного адреса указывает, что они не хотят, чтобы с ними связывались). Не исключена также возможность, что письма являются мистификацией, совершенной ими самими или кем-то, кто хотел выдать себя за них.
Пятна и рисунки
Во время своих визитов я изучил также физические проявления феномена. Для этого 13, 14 и 19 декабря 2000 года и 7 и 14 января 2001 года я картографировал все пятна и рисунки, сделав записи об их местонахождении и приблизительных размерах. Для идентификации и пометки каждого пятна были использованы специальные стикеры. Я сфотографировал большинство пятен и вырезанных рисунков, используя пленку Kodak Gold 800 в 35-мм зеркальной камере Canon EOS 1000F и объектив Canon Zoom Lens EF 35-105 mm 1:4.5-5.6. Также были сделаны слепки нескольких вырезанных изображений для сохранения и более точного учета их размеров, формы и деталей поверхности. Потребовалось два дня (13 и 14 декабря), чтобы зафиксировать все проявившиеся к тому времени явления. 19 декабря, 7 и 14 января 2001 года были зарисованы пятна и рисунки, возникшие со времени предыдущих визитов, а также выявленные за мебелью, которую раньше не двигали из-за подготовки к Рождеству и рождественских украшений.
Всего во время этих визитов было каталогизировано 234 пятна, вырезанных изображения и других деталей. Кроме того, существует много проявлений феномена, которые не были включены в исследование, потому что они были слишком слабыми, чтобы однозначно их идентифицировать, или потому, что они, возможно, являлись природными артефактами. В таблице 1 систематизированы явления, зафиксированные в ходе расследования. Чтобы дать представление о характере и масштабе этих явлений, на рис. 8 показан вид камина по состоянию на 14 декабря 2000 года (он никогда не используется Гауэрами). Небольшие прямоугольники на рис. 8 – стикеры, идентифицирующие пятна и рисунки.
Табл. 1. Всего зафиксированных явлений с 13 декабря 2000 по 14 января 2001 года.
Тип |
Кол-во |
Место (этаж) |
Кол-во |
Поверхность |
Кол-во |
Пятна |
148 |
Гостиная всего (1) |
134 |
Штукатурка |
109 |
Вырезано |
57 |
Гостиная камин |
69 |
Камень |
99 |
Пятна+вырезано |
11 |
Кухня (1) |
49 |
Дерево |
15 |
Вырезано+выжжено |
4 |
Кабинет (1) |
7 |
Кирпич |
4 |
Выпуклость |
4 |
Туалет (1) |
1 |
Другое |
7 |
Другое |
7 |
Лестницы |
12 |
Содержимое |
|
Зафиксировано |
|
Лестн. площадка (2) |
4 |
Слова |
77 |
13 декабря 2000 года |
72 |
Ванная (2) |
4 |
«Монах» |
52 |
14 декабря 2000 года |
70 |
Спальная 1 (2) |
3 |
Крест |
50 |
19 декабря 2000 года |
32 |
Спальная 2 (2) |
0 |
«Улыбающееся лицо» |
10 |
7 января 2001 года |
38 |
Спальная 3 (2) |
0 |
Монах с крестом |
6 |
14 января 2001 года |
22 |
Спальная 4 (2) |
0 |
Символ «Христос» |
8 |
Всего |
234 |
Снаружи |
20 |
Другое |
32 |
Большинство пятен и вырезанных рисунков появились в старой (изначальной) части дома, особенно в гостиной и на стене возле лестницы (которая некогда была внешней стеной). На втором этаже их было найдено немного. По-видимому, существуют особые «горячие точки» в доме, особенно камин, участок непосредственно под лестницей, и стена рядом с кухонной дверью, которая ведет во внутренний двор.
Пятна на штукатурке, как правило, кофейного цвета, хотя пять пятен, которые появились в Новый 2001 год, были бледно-голубыми. Пятна на каменной кладке обычно были бледно-коричневыми или рыжими, хотя некоторые были почти черные. Пятна на дереве чаще всего были серебристо-серыми. Размер пятен варьировал от крошечного креста 1 х 1 см до двух больших изображений «монаха» (33 х 70 см и 30 х 81 см), слова «hirymaros» (долготерпение), размеры которого составляли 98 х 13 см (все измерения – ширина х высота). Из больших фигур можно также выделить изображение монаха (48 х 108 см) на другой стене. Это изображение оказалось необычно тем, что было неясно, являлось ли оно пятном или тенью, создаваемой неровностями на поверхности стены. Пятна были обнаружены на разных местах и высоте (включая два на ковре). Одно из них, как мне рассказали, появилось на дымоходе камина, к которому не так просто добраться. После сделанного мной, буквально на ходу, комментария – мол, довольно странно, что явление почти не появляется в труднодоступных местах, пятна вскоре начали возникать за батареями отопления и позже были обнаружены за тяжелой мебелью.
Семья сообщила, что внешний вид пятен часто изменяется с течением времени. Пятна могут бледнеть или становиться ярче, могут изменяться в цвете или размере, или могут исчезнуть вовсе. Новые пятна могли быть внезапно обнаружены там, где, казалось, их только что не было. Я могу подтвердить очевидное потемнение, осветление и полное исчезновение пятен как на штукатурке, так и каменных поверхностях. Следует отметить, однако, что изменения в освещении внутри дома часто могут приводить к иллюзии изменения цвета у пятен. Новые пятна также появлялись в ходе моего исследования, в том числе одно, бросающееся в глаза, в форме монаха появилось на камине утром 14 декабря 2001 года. Фотографии подтверждают, что накануне вечером его еще там не было.
Поверхностный осмотр пятен показал, что они выглядят нанесенными каким-то веществом, глубоко впитавшимся в штукатурку, камень, кирпич или дерево, а не являются пленкой на поверхности. Пятна не стираются и не смываются; сообщалось, что они проступали и после побелки. В ходе предварительного расследования химический состав вещества, образующего пятна, установлен не был, и с тех пор большинство из них исчезло. В последующие месяцы возникло несколько новых пятен. Планируется провести их детальный химический анализ, а также выявить состав нескольких оставшихся изначальных пятен для последующего отчета.
«Резьба» на штукатурке состоит из углублений, как правило, около 2 мм в глубину и около 5 мм (или меньше) в ширину. Некоторые рисунки были довольно грубыми, но другие были тщательно выгравированы. Они различались по размеру от маленького креста 2 х 3 см до большого выцарапанного слова «tangnefedd» 62 х 10 см (рис. 3, внизу) и были расположены, как и пятна, на стенах на различной высоте. Во всех случаях внутри углублений сохранялась краска или штукатурка. Чтобы проверить, насколько легко было бы сделать такие рисунки на штукатурке, я экспериментировал в своем доме (старый валлийский коттедж, в котором тоже есть оштукатуренные каменные стены). Мои эксперименты показали, что штукатурка удивительно хорошо подходила для «работы», и я был в состоянии легко и быстро делать аккуратные рисунки с помощью шила или небольшой отвертки.
Вопрос, как сохранилась краска в процарапанных участках, имеет решающее значение, так как может показать, поддельные они или подлинные. В большинстве случаев, хотя не было никаких очевидных признаков повторной окраски (например, краска внутри и вокруг резьбы не казались новыми), удалось все же обнаружить некоторые признаки различия в текстуре вокруг некоторых изображений. Например, зона вокруг процарапанной поверхности часто была более гладкой. В некоторых случаях было очевидно, что мазки кистью у вырезанных изображений отличались по направлению и тонкости от тех, что были на окружающей их поверхности. Такой пример показан на рис. 9.
Несколько вырезанных рисунков «побледнели» во время моего расследования (например, стали менее глубокими) – эти метаморфозы, возможно, произошли и с монахом на рис. 9. Я впервые заметил это после очередного отпущенного мной как бы вскользь комментария, что исчезновение выцарапанных рисунков было бы более эффектным, чем исчезновение пятен. В одном случае ранее очень четкое вырезанное изображение монаха исчезло (даже следов его не удалось найти) во время моего визита 14-го января 2001 года, но позже оно вновь появилось, хотя и менее отчетливо, чем раньше. Там не было никаких очевидных признаков того, что изображение замазали. Тем не менее, во время моей последней поездки (12 мая 2002 года) я нашел доказательства очень грубой попытки закрасить изображение на рис. 9. В этот же день был обнаружен еще один свежий рисунок на штукатурке в кухне. Возле него стоял слабый, но ощутимый запах краски, что и было подтверждено членами семьи.
Другой тип «гравировки» на штукатурке был выполнен линиями, немного выступающими над окружающей поверхностью. Первое из этих изображений, в форме монаха, я заметил 14 декабря 2000 года (снова после комментария, что выступающая поверхность послужит лучшим доказательном подлинности рисунков, чем резьба). Этот «монах» был полностью образован небольшими выступами на штукатурке. 14 января 2001 года еще шесть таких изображений появились в гостиной. В отличие от первого, однако, все эти новые изображения казались выполненными с использованием какой-то принесенной штукатурки или другого похожего материала. Все они выглядели грубо и неубедительно.
Вырезанные фигуры или слова на камне различались по размеру от «смайлика» (2 х 2 см) до даты «1778» (23 х 4 см). Они, как правило, находились в легко доступных местах на такой высоте, на которой было бы относительно комфортно работать человеку. Многие из них были довольно грубо выполнены и выглядели, словно нацарапанные неким острым инструментом. Несколько граффити (например, «1778» и «лицо» на камне камина) казались частично образованными из природных неровностей.
Наиболее интересные и значимые рисунки – несомненно, те, что образовались на «Камне Монаха» наверху лестницы (рис. 4), которые, похоже, были выполнены со значительным мастерством и точностью. Здесь края слов были прямыми, четкими и рисунки исполнены при помощи углублений с плоским дном глубиной около 1 мм. Они не выглядят новыми, хотя видна разница в окраске, которая соответствует порядку, в котором они появились. Более ранняя надпись «mynach» была темнее, чем «iachâd» (которая появилась второй), а самая светлая из них – «fydd» (возникшая последней). «Камень Монаха» сам по себе очень необычен. Его вырезанная и окрашенная поверхность, в отличие от других камней, почти полностью плоская и кажется покрытой тонким слоем другого, твердого и более темного камня. Семья была особенно заинтригована этим камнем, который стал частой темой для разговоров. Розмари регулярно его протирает.
Изображения, вырезанные на дереве, были грубо выполнены и выглядели так, как будто их сделали с помощью стамески, ножа, ножниц или других подходящих для этого предметов. Они различались по размеру от крошечного креста, размером 0,4 х 0,3 см, который мог бы быть нарисован простым карандашом, до «монаха» 8 х 18 см, вырезанного на стволе падуба. Они, как правило, находились в доступных для человека местах на удобной для работы высоте. Один или два рисунка казались совсем свежими, хотя другие выглядели довольно старыми. Некоторые из них были покрыты лаком внутри. В четырех случаях изображения на деревьях выглядели так, будто их создали при помощи пирографии, соответствующий инструмент (электровыжигатель) имеется в семье.
Вырезанные изображения на газоне – другая весьма необычная особенность этого случая. Два из них появились раньше моего визита. 14 декабря 2000 года я обнаружил три новых на возвышенной части газона. Опавшие листья, покрывавшие их, свидетельствовали, что они могли находиться там некоторое время. Первым был оголенный участок газона, углубленный на несколько сантиметров, по форме напоминающий «монаха» (прибл. 66 х 100 см). Другое изображение было в форме креста с четкими краями (ок. 89 х 140 см). Наконец, был также слой торфа толщиной около 4 см, в форме еще одного «монаха» (прибл. 54 х 100 см). В двух последних случаях, судя по внешнему виду рисунков, было похоже, что слой почвы в этих местах тщательно вырезали лопатой и куда-то унесли.
Слова и цифры
Слова и цифры, зафиксированные во время исследования, приведены в таблице 2. Другие слова, которые возникали с января 1998 года, систематизированы в таблице 3 (о них сообщили Гауэры на сайтах, в интервью и по электронной почте, их можно было различить на более ранних фотографиях, сделанных Розмари, или они были замечены мною в процессе исследования).
Табл. 2. Слова, появившиеся по состоянию на 14 января 2001 года.
Слово на валлийском |
Перевод |
Количество появлений |
angel |
ангел |
3 |
cariad |
любовь |
1 |
cerdd |
стихотворение, музыка |
1 |
ci |
собака |
1 |
croeso |
добро пожаловать |
8 |
daioni |
доброта |
2 |
dedwyddwch |
счастье |
1 |
dysgu |
учеба |
1 |
ffydd |
вера |
2 |
gobaith |
надежда |
1 |
goleuni |
свет |
1 |
gorffwys |
отдых, покой |
1 |
gweddi |
молитва |
4 |
gwyn |
благословление |
1 |
hirymaros |
долготерпение |
1 |
iachâd |
исцеление |
4 |
Jane |
Джейн |
1 |
Jones |
Джонс |
2 |
llanwenydd1 |
радость |
1 |
llun |
образ, форма |
1 |
maddeuant |
прощение |
1 |
Mari |
Мэри |
2 |
MCDXVI2 |
1416 |
2 |
mynach |
монах |
18 |
Nadolig |
Рождество |
1 |
perthyn |
Принадлежать |
1 |
St Teresa |
Св. Тереза |
1 |
tangnefedd |
мир |
5 |
teulu |
Семья |
5 |
Treffynnon |
г. Холиуэлл |
1 |
ysbryd |
Дух, привидение |
2 |
15, 1778, 20003 |
15, 1778, 2000 |
3 |
Примечания к таблице:
1. Слово написано с орфографической ошибкой (правильно – llawenydd).2. Дата «MCDXVI» необычна тем, что буквы C и D появились в ней в зеркальном отображении. Остальные четыре буквы были написано стандартно. Если смотреть в зеркало, она читается как IVXDCM.
3. Надпись «2000» возникла незадолго до нового, 2000 года.
Табл. 3. Все слова, появившиеся с января 1998 по май 2002 года.
Слово |
Перевод |
Amwythig |
Шрусбери (город в Англии) |
anabl |
калека |
аrogidarthu1 |
каждения |
bendith |
благословление |
cannwyll |
свеча |
edifar |
извините |
ffyddiondeb2 |
верность |
golau |
свет |
gwyddonydd |
ученый |
gwynfa |
рай |
Karol W3 |
Кароль Войтыла (?) |
magwraeth |
воспитание |
mynachlog |
монастырь |
paderau |
молитвы |
pererindod |
паломничество |
plentyn |
ребенок |
rhinwedd |
добродетель |
Sanct Mari |
Святая Мэри |
Tom |
Том |
Примечания к таблице:
1. Слово написано с орфографической ошибкой (правильно – arogldarthu).2. Слово написано с орфографической ошибкой (правильно – ffyddlondeb).
3. Семья интерпретирует это как указание на Папу Иоанна Павла II (Кароля Войтылу).
В ряде случаев слова появлялись как бы в ответ на текущие события. Например, число «2000», как сообщается, появилось незадолго до празднования «миллениума» (нового, 2000, года), «Nadolig» (Рождество) незадолго до Рождества, «gwyddonydd» (ученый) в ходе визита друга-ученого, и «ci» (собака) через день после смерти хозяйской собаки.
Нарисованные и вырезанные слова были написаны в простой, но очень характерной и последовательной манере, которая использовалась даже, как мне сказали, для слова «mynach», появившегося на газоне. Буква «n», например, напоминает шляпу ведьмы. Буквы всегда не связанные. Все слова (за исключением «Jane», «Jones», «St Teresa», и «Karol») встречаются в валлийском словаре «Collins Gem Welsh Dictionary», приобретенном семьей после первого появления валлийских надписей. Тем не менее слово «tangnefedd», которое появилось первым, имеется в словаре только при его переводе с английского языка («peace – мир»). В словаре нет примеров высказываний или других синтаксических конструкций. В случаях, когда валлийские слова появлялись в электронных письмах, они были, как правило, связаны вместе явно случайным образом.
Бросающиеся в глаза орфографические ошибки представляют особый интерес (эти ошибки были подтверждены доктором Бранвеном Джарвисом, деканом кафедры валлийского языка из Университета Уэльса в Бангоре при личном общении). В двух случаях, «arogidarthu» (рис. 10) и «ffyddiondeb», буква "l" была неправильно заменена буквой "i". Из-за четкой разницы в произношении это не та ошибка, которую может сделать говорящий на валлийском человек. Следует отметить, что шрифт, используемый в словаре «Collins Gem Welsh Dictionary» для буквы «i» и «l», легко может спутать близорукий человек, к тому же не знакомый с языком.
Еще одной ключевой ошибкой является «llanwenydd». Это не валлийское слово. Однако «llawenydd» означает «радость», что, похоже, и задумывалось писавшим. Учитывая частоту валлийских топонимов, начинающихся с «llan» («церковь» или «село»), весьма вероятно, что человек, знающий об этом, но в целом не знакомый с валлийским, мог ошибочно прочитать слово из словаря. Населенного пункта Llanwenydd в Уэльсе нет.
Имена «Джейн», «Джонс», цифра «15», и дата «1778», найденные около камина, совпадают со словами на надгробной плите, прислоненной к передней стене дома. Ее происхождение неизвестно, но плита, как свидетельствуют снимки агентов по недвижимости, находилась на том же месте еще до заселения в дом семьи Гауэр. На ней написано: «Джейн Джонс / возраст 15 / 1778».
Дата MCDXVI (1416), возникшая в ходе моего расследования, представляет особый интерес при рассмотрении вместе с некоторыми из оригинальных слов-пятен, сфотографированных Розмари. Одна фотография содержит стрелку между словами «Amwthig» (Шрусбери) и «Treffynnon» (Холиуэлл). Под ними находится слово «pererindod» (паломничество). Это, как кажется, относится к паломничеству, связанному с культом Святой Уинифреды (St Winifred), особенно популярного в XII–XV веках, хотя паломничество к источнику Св. Уинифреды в Холиуэлле продолжается и по сей день. По преданию, в VII веке Уинифреда (Gwenfrewi) была обезглавлена принцем Карадоком за то, что воспротивилась попытке ее изнасиловать. Уинифреда воскресла благодаря молитвам своего дяди, Св. Беуно, в то время как Карадок был поражен смертельной болезнью. В том месте в Холиуэлле, где упала голова Уинифреды, начал бить источник.
Уинифреда ушла в монахини и провела остаток жизни в монастыре в Гвитерине (Gwytherin), что в соседнем графстве Дербишир. После ее смерти около 680 года Гвитерин и Холиуэлл стали известными объектами паломничества. В 1138 году останки Св. Уинифреды перенесли из Гвитерина в бенедиктинский монастырь в Шрусбери, так что теперь паломничества стали проводиться в Холиуэлл и Шрусбери. Культ Св. Уинифреды разрастался, и в 1415 году праздник в ее честь сделали большим торжеством в Англии и Уэльсе. В следующем, 1416 году, король Генрих V предпринял пешее 45-мильное [72,4 км] паломничество из Шрусбери в Холиуэлл, чтобы выразить благодарность за победу [над французами] при Аженкуре в 1415 году. Его маршрут, вполне вероятно, проходил через приход, где сейчас стоит дом Гауэров. Стоит отметить, что Эллис Питерс использовал передачу костей Св. Уинифреды в Шрусбери для сюжета первого романа серии о «сыщике» брате Кадфаэле – «Страсти по мощам» (1977). Дэвид большой поклонник книг и сериалов о Кадфаэле. Розмари говорит, что она не читала этих книг, но смотрела сериал. То, что лабрадора Гауэров назвали «Кадфаэль», возможно, тоже имеет какое-то значение.
Аномалии на фотографиях
Я изучил отпечатки одиннадцати фотографий с аномальными «фотоартефактами», сделанных Розмари с марта 1997 по март 2001 года. Все они, как сообщается, были сделаны на пленку Kodak Gold 400 или 800 при помощи aвтоматической компактной 35-мм камеры Konica Z-up 70 Super с объективом 35-70 мм и апертурой 5.2-9.8. Розмари сообщила, что, как правило, использует просроченную пленку, которую получает бесплатно от друга. Пленку она обычно сдает на проявку в Молде в супермаркете Tesco Store.
Первый снимок в порядке появления – это фотография лица в окне сарая (рис. 1). Она была сделана в марте 1997 года вместе с большим количеством других снимков нового имущества семьи. Розмари утверждает, что в тот момент не наблюдала ничего необычного, и в этом случае выбор сюжета для фото может показаться довольно странным. На фотографии видно лицо, возможно, с каким-то головным убором, почти полностью заполняющее окно в задней части крытого жестью сарая. Это окно обычно обращено к листве дерева прямо за сараем. Во время моих визитов окно было довольно сильно покрыто паутиной. Оконное стекло вставлено в раму и имеет размер около 50 х 75 см. Размеры «лица», следовательно, примерно в два раза больше обычного человеческого лица. Глаза заметно асимметричны. Я попросил оригинальный негатив фотографии для сканирования, но, к сожалению, Розмари не смогла найти его.
Снимок «Скамьи Монаха» с монахом и крестом (рис. 6) был сделан примерно в марте 2000 года. На нем видны белая голова и туловище фигуры в капюшоне и большой белый крест на спинке. Другие белые пятна слева и справа от скамьи выглядят как блики вспышки, видимые из-за лака, покрывающего скамью. Я также попросил оригинальный негатив этой фотографии, но он не был обнаружен.
Снимок монаха в окне гостиной № 1 (рис. 5) сделан примерно в мае 2000 года. На снимке виден темный контур за окном гостиной, форма которого может быть интерпретирована как закутанная фигура человека обычного роста в капюшоне. Большая керамическая ваза, которая обычно стоит в дальнем левом углу окна (если смотреть снаружи), отсутствует на фотографии. К сожалению, исходный негатив снова недоступен.
Снимок монаха в зеркале (рис. 7) был сделан в сентябре или октябре 2000 года. Розмари говорит, что сфотографировала сделанную ей на компьютере картину, которую повесила под зеркалом. Она не собиралась снимать само зеркало, поэтому на снимке его верхняя часть отрезана. Однако тут возникает вопрос: почему фотография сделана в вертикальной, а не в горизонтальной ориентации? На снимке видны голова и туловище отражающейся в зеркале белой закутанной фигуры. Возможно, ее голова одета в капюшон, хотя изображение можно интерпретировать и как волосы. Некоторые люди видят на снимке девушку, а не монаха, особенно когда рассматривают негатив.
Из всех фотографических аномалий это самая яркая, самая выдающаяся и, как мне сперва казалось, самая трудная для подделки. Поэтому я выбрал данный снимок для тщательного изучения. Зеркало в рамке размером 50 х 60 см состояло из одного листа стекла 43 х 53 см, удерживаемого сзади листом оргалита. Задняя поверхность стекла посеребрена и украшена рисунком в стиле модерн (Art Noveau). На оригинальном отпечатке фотографии (рис. 7, слева) белая фигура «монаха» как бы исчезает за декоративным рисунком. Это может указывать, что фигура была в комнате, отражаясь в зеркале, а не нарисована или намазана на поверхности стекла. Чтобы более тщательно изучить фотографию, я одолжил оригинальный негатив и отсканировал его с разрешением 2700 dpi (точек на дюйм) без дополнительной обработки, используя пленочный сканер Nikon Coolscan III (рис. 7, справа). Скан выявил, что в некоторых местах (на голове, плече и в нижней части) контур белой фигуры появляется перед декоративным рисунком. Это означает, что изображение нарисовали на поверхности зеркала. Эксперименты с зеркалом показали, что такой образ можно подделать, нарисовав веществом наподобие белого лака или крема от загара. Так как другие явления «Брата Доли» включают надписи и пятна на поверхности, это не является убедительным доказательством подделки, но снимок необходимо считать крайне подозрительным.
Я поделился данными соображениями с Дэвидом и Розмари 14 января 2001 года. Розмари потом обнаружила еще один снимок без всяких аномалий, на котором запечатлена ее картина под зеркалом. Она теперь считает, что делала именно этот снимок и больше не уверена, что сама фотографировала «монаха в зеркале». Зеркало, по их словам, разбилось, сорвавшись со стены в ноябре 2001 года.
Снимки зеркала с аморфными образами (не приводятся). В ноябре 2000 г. Розмари сделала еще четыре фотографии зеркала, на которых обнаружили аморфные белые образы, похожие по виду и текстуре на «монаха в зеркале». Розмари заявила, что на одной фотографии смогла различить кажущееся странно знакомым лицо. Опять же для двух фотографий из этой серии имеются доказательства, что образы намазаны на поверхности зеркала.
Снимок монаха в окне гостиной № 2 (не приводится) также был сделан Розмари в ноябре 2000 года. На еще одной фотографии окна гостиной видны темные контуры фигуры, весьма похожей на ту, что появилась на ранее сделанном снимке (т. е. рис. 5). Керамическая ваза на этом снимке тоже отсутствует. Оригинальный негатив найден не был.
Снимок Джон-Пола со светом (рис. 11). В феврале 2001 года Розмари сделала фотографию Джон-Пола, сидящего в кресле перед камином в гостиной. Она заявила, что во время съемки слева полыхнула яркая вспышка. На снимке виден яркий белый участок, затуманивающий левую часть изображения. Джон-Пол и кресло, в котором он сидел (но не остальная комната) также освещены ярким белым светом. Сам Джон-Пол выглядит скорее испуганным. Судя по направлению отброшенных его одеждой теней, свет кажется падающим справа от фотографа. В той стороне находится окно гостиной, выходящее на подъездную дорогу.
Снимок тумана в гостиной (рис. 12). Розмари рассказала, что сделала снимок в марте 2001 года, примерно во время объявленного ухода «Брата Доли» (об этом будет рассказано далее). Его проявили лишь 7 июня 2001 г. Когда она показала фотографию Джон-Полу, тот сказал, что это уходит «Брат Доли».
Снимок, по-видимому, сделанный со вспышкой, запечатлел заслоняющую камин в гостиной большую аморфную зону чего-то похожего на поднимающийся к потолку клубящийся белый туман или пар. Я изучил и отсканировал оригинальный негатив, не содержащий сам по себе ничего подозрительного. Однако может иметь значение то, что между двумя сделанными в выходной день фотографиями без аномалий и снимком «тумана» находятся три пустых кадра (№ 5а на негативной пленке).
Попытка видеозаписи явлений
Из-за частоты, с которой во время моего исследования возникали новые пятна и вырезанные изображения, была предпринята попытка зафиксировать их появление на видеопленке. Я установил маленькую видеокамеру, направленную на покрытую штукатуркой и окрашенную в белый цвет стену кухни возле задней двери (главного входа в дом). Это место я выбрал из-за удобного положения, незаметности и возможности следить за входящими и выходящими из дома людьми. Кроме того, стена была одной из «горячих точек», где регулярно появлялись следы, особенно вырезанные изображения. Разрешения камеры и записи было недостаточно, чтобы показать слабое пятно или небольшую резьбу на стене. Однако если бы пятно или вырезанное изображение появилось во время записи, я надеялся, что пленка могла доказать, находился ли кто-то у стены, чтобы подделать явление, или нет.
Камера представляла собой не маркированное устройство видеонаблюдения с инфракрасной подсветкой и черно-белой записью. Использовалась матрица видеозахвата SONY CCD на 1/3 дюйма и 290000 рабочих пикселей при светочувствительности 0,1 лк. Камера дала хорошие результаты при нормальном дневном и искусственном освещении, а инфракрасная съемка – приемлемое изображение ночью при выключенном освещении. Видеомагнитофон Toshiba KV-6200E производил запись в течение семи дней (168 часов) через заранее намеченные интервалы на стандартную трехчасовую видеокассету VHS. Кадры записывались примерно через каждые 2,25 сек. К сожалению, установка не имела запасной батареи для продолжения записи в случае сбоя питания, хотя запись автоматически продолжалась при возобновлении подачи электричества. Видеомагнитофон и камера были установлены техниками на верху шкафа, под самым потолком с аккуратно проложенной вдоль стены проводкой к ближайшей розетке на другой стороне кухни. Точное время записанных событий выводилось на кадр при записи. На наблюдаемой стене также висели большие часы с двумя стрелками, предоставляя полезное подтверждение правильности времени.
Запись была начата 25 января 2001 года в 14.40 и продолжалась до 10.35 утра 1 марта 2001 года. За это время записано пять кассет. Я лично сменил все пять кассет, рассчитывая так, чтобы делать данную процедуру в удобное время в пределах расчетной семидневки во избежание повторной записи поверх уже сделанной.
Кассета 1 (14.40, 25 января – 17.06, 5 февраля 2001 года). Не была заменена в семидневный срок из-за того, что Розмари заболела гриппом. Пленка автоматически перемоталась назад и начало было перезаписано. Никаких изменений на стене не замечено.
Кассета 2 (17.07, 5 февраля – 15.16, 10 февраля 2001 года). Заменена в субботу, 10 февраля. В тот день дом посетила кинокомпания, чтобы записать сюжет для документального фильма о паранормальных исследованиях в Великобритании. Прибыв в 11.00, я заметил, что на стене появился маленький вырезанный крест (1,5 x 2 cм). Розмари сказала, что около 18.00 в среду, 7 февраля, было отключение электричества и что в полдень того же дня лампы мигали, но не погасли. Дэвид подтвердил, что отключение электричества произошло вскоре после того, как он приехал домой. Отключение продолжалось, по их словам, не более двух минут. Таким образом, была надежда, что небольшой перерыв в нетронутой больше ничем записи сможет подтвердить услышанное. Более того, две минуты кажутся недостаточным временем, чтобы кто-то мог бы сделать новое вырезанное изображение и закрасить его. Однако при изучении второй кассеты оказалось, что перерыв в записи за 7 февраля длится с 16.20 до 18.05, то есть 1 час 45 минут (часы в видеомагнитофоне имеют собственную резервную батарейку, и время было подтверждено настенными часами в кадре). Понятно, что времени хватило бы для создания изображения. Простейшее объяснение гласит, что запись была остановлена или поставлена на паузу в 16.20. Также может иметь значение то, что когда запись возобновилась в 18.05, направление объектива камеры слегка сдвинулось, указывая на механическое воздействие на оборудование (хотя камера не находилась в прямой физической связи с видеомагнитофоном).
Кассета 3 (15.17, 10 февраля – 18.21, 15 февраля 2001 года). Хотя на стене за время записи кассеты ничего не изменилось, в субботу, 11 февраля, произошли два перерыва. Перерыв в 6 минут произошел между 16.58 и 17.05, затем последовал более длинный перерыв в 35 минут между 17.11 и 17.46. Ни о каких отключениях электричества не сообщалось.
Кассета 4 (18.22, 15 февраля – 11.01, 22 февраля 2001 года). Эта кассета – первая, записанная с начала до конца без перерывов. За время записи дом пустовал в течение трех дней. Никаких изменений на стене не произошло.
Кассета 5 (11.02, 22 февраля – 10.35, 1 марта 2001 года). Предполагалось, что эта кассета будет последней попыткой фиксации явлений. В понедельник, 26 февраля, Розмари сообщила по электронной почте, что на снимаемой стене появились некие коричневатые пятна. 1 марта, в четверг, кассету извлекли, и оборудование было демонтировано техниками. На стене нашли два намазанных круглых коричневых «пятна», каждое около 10 см в диаметре. Пятна, однако, с виду заметно отличались от предыдущих и выглядели, словно поверхность стены кто-то измазал какой-то коричневой субстанцией. В отличие от прочих пятен, Розмари смогла их частично удалить, протерев стену тряпкой.
Когда кассету просмотрели, на ней обнаружилась полная запись без перерывов. Тщательный просмотр выявил несколько случаев в течение недели, когда Джон-Пол делал у стены некие телодвижения рядом с местом, где появились пятна. Необычное поведение впервые было замечено в четверг 22 февраля в 12.33. В 14.24 того же дня Джон-Пол махал руками на стену в течение 10 секунд. На следующее утро, в 08.08, Джон-Пола увидели жестикулирующим и машущим руками в течение 45 секунд. За выходные не произошло ничего необычного, но 26 февраля, в понедельник, увидели, как одетый в куртку с капюшоном Джон-Пол в 10.02 махал на стену, держа нечто похожее на палочку или карандаш. За 2,5 минуты Джон-Пол семь раз подходил к стене и отходил от нее. В четверг, 27 февраля, в 09.07 он снова появился у стены одетым в куртку с капюшоном и жестикулировал в районе одного из новых пятен в течение 45 сек. В среду 28 февраля его снова увидели непродолжительное время жестикулирующим у стены в 09.05, 10.04, 10.33, 10.53 и 13.30 (в последних четырех случаях он опять был одет в куртку с капюшоном). Наконец, в четверг, 1 марта, в 10.01 он снова делал свои жесты у стены в течение 45 секунд, причем на этот раз опять держал в руках палочку или карандаш. Из этих 11 случаев, когда Джон-Пола видели жестикулирующим у стены, 6 произошли менее чем через 10 минут после того, как Розмари видели выходящей из задней двери, и, скорее всего, Джон-Пол оставался один дома. Во всех случаях, кроме одного, когда ее сын одевал куртку, запись показывала, что Розмари в это время не было дома.
Просмотр первых четырех кассет не выявил никакого необычного поведения Джон-Пола у наблюдаемой стены, при этом он ни разу не носил куртку с капюшоном. Розмари рассказала, что куртка появилась в доме три месяца тому назад. Никто не знает, откуда куртка взялась и кому принадлежит.
Мой опыт с «Братом Доли»
Во время первого визита (12 ноября 2000 года) оказалось, что у меня пропал оставленный на кухне кейс с камерой. Его нашли на полу за креслом в гостиной. Дэвид, Розмари и Джон-Пол были тогда в доме. Все они отрицали, что переносили кейс.
24 ноября 2000 года, когда возникла некоторая неопределенность относительно того, будет ли продолжено расследование, я получил электронное письмо. Оно было отправлено с аккаунта Розмари под названием «mynach», используемого для деловой переписки. В нем содержались слова «mynach dim dim dim» («монах нет нет нет»). Розмари сказала, что несколько других адресатов сообщили в те дни о получении подобных писем.
14 декабря 2000 года я получил еще одно письмо с электронной почты «mynach», в котором содержались слова «tangnefedd tangnefedd mynach» («мир мир монах»). По-видимому, его отправили в 11.47 утра, когда я наблюдал за явлениями в доме Гауэров. Розмари и Джон-Пол были тогда в доме, хотя всегда возможно, что электронное письмо отправили с удаленного компьютера.
В тот же день меня провели в главную спальню, чтобы переписать там пятна. Открыв дверь в спальню, мы с Розмари были сразу же поражены невыносимым, тяжелым запахом, видимо, церковного ладана. Розмари бросилась открывать окно, пытаясь очистить воздух. Примерно в 17.15, когда я готовился покинуть дом, оказалось, что рулон выполненных натиранием копий рисунков пропал с кухонного стола, где я его оставил. Быстрый осмотр не помог его найти. Я нашел рулон двумя визитами позже, 7 января 2001 года, когда готовился покинуть дом. Он был надет на мерную рейку, ранее оставленную мною в кабинете. 14 декабря в доме присутствовали Розмари и Джон-Пол, Дэвид также присутствовал 7 января.
В субботу 10 февраля 2001 года около 16.50 я собирал вещи, чтобы уехать. Вскоре после того, как уехала съемочная группа, я обнаружил, что в мой оставленный на кухне кейс для камеры засунули шерстяную шапку. Она оказалась принадлежащей Джон-Полу. Понятно, что в тот день ее мог подсунуть любой, включая кого-то из четырех членов съемочной группы.
Последний необычный случай, о котором я могу сообщить, был связан с фотографированием пятен на кухонной стене. На ней обычно находилось декоративное зеркало, но мы сняли его ради съемки. На фотографии видно очень яркое необычное пятно в форме монаха размером примерно 22 х 36 см, и я не припомню, чтобы видел его в то время (рис. 13, вверху справа). В отличие от других менее заметных пятен на стене, оно не помечено стикером. Пятно не было видно невооруженным глазом, когда стену позднее осмотрели, и ни Дэвид, ни Розмари не могли вспомнить, что когда-либо видели его.
Прощай, «Брат Доли»
В понедельник, 26 февраля 2001 года, я получил электронное письмо от Розмари. Она поведала, что Джон-Пол ей сказал: «Брат Доли» уходит в счастливое, приветливое место, потому что ему (Джон-Полу) исполняется 16 лет, и он станет слишком старым. В другом ее письме от 1 марта 2001 года сообщалось, что, отвечая на некоторые наводящие вопросы, Джон-Пол сказал: он помогает «Брату Доли», используя коричневое «секретное зелье», чтобы сделать пятна, и специальную черную палочку для резьбы. Джон-Пол также сказал, что снимки были «другой пленкой», хотя смысл этих слов остался непонятным.
В субботу, 3 марта 2001 года, семья Гауэров собралась, чтобы отпраздновать предстоящий день рождения Джон-Пола. На семейном собрании (которое я посетил), сестры уговорили его показать жесты, которые он делал у находящейся под наблюдением стены. Джон-Пол сделал жест, похожий на знак креста, но с двумя горизонтальными движениями: одно сверху и одно снизу. Когда его попросили нарисовать знак на листе бумаги, он нарисовал нечто похожее на заглавную букву «I», опять же с горизонтальными чертами сверху и снизу.
В электронном письме за понедельник, 5 марта 2001 года Розмари сообщила, что вырезанное на находившейся под наблюдением стене «gwyn» (благословление) теперь дописано и читается как «gwynfa» (рай). В письме, пришедшем позднее в тот же день, она добавила, что на этой стене появилось новое пятно в виде креста и что в доме было много стуков и ударов. «Может быть, – размышляла она, – это последний привет от «Брата Доли!».
Во вторник, 6 марта 2001 года, Джон-Полу исполнилось 16 лет. Розмари написала, что Джон-Пол ей сказал: «Брат Доли» ушел и больше не вернется. В электронном письме в пятницу, 23 марта 2001 года она сообщила, что около 09.20 наблюдала привидение – беременную девочку лет двенадцати на последнем сроке, которая гладила кошку во внутреннем дворике. Девочка была одета в синий плащ и «легкое платье». 29 апреля 2001 года Розмари сообщила в письме, что многие пятна постепенно исчезли и что в доме мало что происходило, кроме постоянно открывающейся двери и сладкого запаха внутри и вокруг него.
Несмотря на провозглашенный уход «Брата Доли», в течение следующих нескольких месяцев семья продолжала сообщать о шумах (грохоте, ударах) и слабых звуках, которые казались человеческими голосами. На стенах внутри и снаружи дома возникло несколько надписей, внешне похожих на появлявшиеся ранее валлийские слова, но теперь это было одно и то же имя – «Jane» («Джейн»), написанное другим почерком. Гауэры сообщили, что это имя начало без спроса вторгаться в некоторые электронные письма и распечатки документов, а также оказалось вырезанным на газоне. «Джейн» также обнаружили вырезанным на стволе падуба и на стене в гостиной.
13 апреля 2002 года было обнаружено слово «Том», вырезанное на падубе. В тот же день на внешней стене и на камине нашли несколько слов «Том», новый крест и рисунок короны. Розмари сообщила, что несколькими неделями ранее Джон-Пол видел мальчика с длинными волосами, сидящего на его кровати и читающего книгу про Джеймса Бонда. Примерно через неделю Розмари рассказала, что шла по подъездной дороге и видела юношу со светлыми волосами до плеч, машущего ей через окно кабинета. В то время в доме были только Дэвид и Джон-Пол.
На основании событий, о которых сообщалось после 6 марта 2001 года, может показаться, что видения и физические явления продолжаются, хотя и с меньшей интенсивностью, чем ранее. Форма физических явлений (например, пятна, вырезанные фигуры) по существу остается той же самой, хотя их содержание больше не отличается явной религиозностью. Я намереваюсь продолжать расследование, поскольку все эти явления заслуживают дальнейшего изучения. Однако прошло больше года с тех пор, как в последний раз явственно проявлялся «монах», и, возможно, пришло время сделать вывод, что личность «Брата Доли» действительно покинула дом Гауэров.
Обсуждение
Это сложный и многогранный случай. Многие явно психокинетические явления типичны для полтергейста, включая движения и исчезновения предметов, стуки, подражательные шумы, электрические помехи и лужи воды (см., напр., Bender, 1982; Gauld & Cornell, 1979; Owen, 1964; Roll, 1976, 1977). Так же типично «игривое» и разрушительное поведение явлений, включая трудности, возникающие при попытке их зафиксировать на месте. Кроме того, у семьи имеются черты, часто встречающиеся в случаях полтергейста (напр., Roll, 1976, 1977; Teguis & Flynn, 1983). К ним относятся присутствие ребенка или подростка (Джон-Пол) и предшествующие семейные разногласия (например, переезд и уход из семейного дома четырех из пяти детей). Строгое религиозное воспитание в семье также довольно типично для случаев полтергейста (Teguis & Flynn, 1983). Хотя оно было в детстве Дэвида и Розмари, похоже, это не относится к их собственной семье. Может иметь значение и тот факт, что семья Розмари, когда она была ребенком, пережила полтергейст.
Другие его аспекты более необычны. Пятна, особенно вырезанные рисунки и слова, редко встречаются в случаях домов с привидениями и полтергейста, хотя есть и хорошо известные прецеденты. Возможно, самую четкую параллель можно провести, сравнивая их с противоречивыми надписями «Марианны» на стенах и бумаге в истории дома священника в Борли (например, Banks, 1996; O'Neil, 2002). Можно также предположить сходство этого случая с испанскими «лицами Бельмеза» (напр., Tort & Ruiz-Noguez, 1993), хотя изображения в том случае были гораздо более живописными и натуралистичными. Как и пятна в данном деле, «лица Бельмеза» не реагировали на попытки удаления с использованием моющих средств или соскабливания. Сообщалось, что эти «лица» точно так же появляются, изменяются и в конечном итоге необъяснимым образом исчезают.
Другой отличительной чертой данного случая являются размах, частота, продолжительность и разнообразие явлений. Хотя явления в домах с привидениями могут длиться в течение десятилетий или столетий, проявления полтергейста обычно длятся всего несколько месяцев, хотя были зарегистрированы случаи, охватывающие несколько лет (Roll, 1976, 1977). Первой явной активностью, похожей на полтергейст, в данном случае было появление пятен в виде креста на камине в октябре или ноябре 1998 года. На момент написания, более трех лет спустя, оттуда продолжают поступать сообщения об аналогичных явлениях.
Данный случай также характерен отсутствием бросания предметов или их движений на глазах у очевидцев – двух наиболее распространенных черт активности полтергейста (Roll, 1976, 1977). С другой стороны, запахи, изменения температуры и видения обычно более характерны для привидений, чем для полтергейста (Owen, 1964; Roll, 1976, 1977). Возможно, самая необычная черта этого случая – очевидная доброкачественность явлений. Проявления полтергейста обычно раздражают, неприятны, очень разрушительны или травматичны, часто косвенным образом выражая эмоциональное напряжение внутри семьи (например, Roll, 1976, 1977; Teguis & Flynn, 1983). Хотя «присутствие брата Доли», несомненно, по-разному влияло на состояние семьи, его влияние как бы дало им чувство общего интереса и сплоченности. Доброкачественная природа этих явлений самым очевидным образом выражена в четко и последовательно религиозном языке и образах в виде пятен и резьбы, хотя сообщалось, что привидения тоже могут придавать ощущение мира и спокойствия. Конечно, можно спорить о том, стоит ли рассматривать видение Девы Марии и исцеления, якобы пережитые Дули, как нечто связанное с другими явлениями. Мое собственное мнение, однако, заключается в том, что между ними есть достаточно сходства, чтобы предположить какую-то связь.
Хотя некоторые явления можно объяснить как естественные артефакты, ошибки восприятия, внушаемость свидетелей или причуды памяти, из свидетельств появления пятен, резьбы и аномальных фотографий видно, что в доме Гауэров происходило что-то очень необычное. Вопрос в том, указывают ли эти необычные явления на подлинный случай паранормальной активности или же, напротив, являются обманом. Мы также должны допускать возможность, что дело может представлять сложную смесь из настоящих и поддельных явлений (см. Roll, 1976, 1977).
Если мы рассмотрим доказательства физических явлений (например, пятна, резьба, фотографии, исчезновения предметов, электронные письма), становится ясно, что все они могут быть подделаны. Пропажу предметов и электронные письма подделать сравнительно легко. Хотя мы не знаем химический состав пятен на гипсе и камне, их, возможно, нетрудно подделать, хотя их исчезновение, может быть, требовало бы более тонкого знания химии. У Дэвида есть научные степени по химии, и он с готовностью признается, что это делает его вероятным подозреваемым.
Я до сих пор озадачен заметным пятном в форме «монаха», которое появилось на сделанной мною фотографии (рис. 13). Его, похоже, не было в момент съемки и пятно не наблюдалось впоследствии. Конечно, возможно, что моя память несовершенна или на стене было слабое пятно, проигнорированное во время обследования, которое по какой-то причине особенно выделилось на фотографии. С другой стороны, Розмари несколько раз сообщала о подобных фотографических эффектах. То, что я могу представить независимое подтверждение ее слов, возможно, является важным.
Большую часть резьбы по штукатурке, камню и дереву можно легко выполнить при наличии некоторой тщательности и времени. Тем не менее очень точно выполненная резьба в виде слов на «Камне Монаха», похоже, была делом умелого мастера. Перекрашивание резьбы на штукатурке было бы трудно сделать убедительно и необнаружимо, так же как очевидное исчезновение и заполнение некоторых рисунков. С другой стороны, некоторые рисунки на штукатурке, похоже, демонстрируют очень грубые попытки заделки и перекраски.
Существует ряд доказательств, что некоторые проявления были мистификацией. Возможно, наиболее очевидные из них – явные орфографические ошибки, по-видимому, допущенные не говорящим по-валлийски человеком, возможно, с плохим зрением, имеющим доступ к англо-валлийскому словарю. Далее, фотография «монаха в зеркале» довольно ясно указывает на то, что изображение было намалевано на самом зеркале.
Скептики также укажут на ряд других слабостей или подозрительных особенностей этого случая, которые могут свидетельствовать об обмане:
- Якобы валлийский монах, который может писать валлийские слова, но не может составить предложение на родном языке.
- Очевидные попытки отреагировать на намеки, допущенные исследователем (например, про пятна в недоступных местах, исчезновение резьбы и выпуклую резьбу).
- «Удобное» отключение электричества во время видеонаблюдения.
- Объявление об уходе «брата Доли», которое произошло через шесть недель после того, как я поделился своими опасениями по поводу фотографии «монаха в зеркале».
- Невозможность разыскать негативы других важных фотографических аномалий после этой беседы.
- Невозможность подтвердить существование супругов Дули.
Если некоторые или все явления – мистификация, кажется очевидным, что виновниками должны быть Дэвид, либо Розмари, либо они оба (возможно, в сговоре с другими людьми). Из-за количества проводимого дома времени у Розмари, похоже, была лучшая возможность затеять обман. Многие явления произошли непосредственно с Розмари (например, видения и фотографические аномалии). Невозможно представить, чтобы Джон-Пол имел возможность совершить такой изощренный обман без посторонней помощи, а другие дети имели мало возможностей сыграть что-то большее, чем второстепенную роль в любой из мистификаций. С другой стороны, в некоторых случаях новые пятна и резные изображения появлялись после семейных поездок вдали от дома. Возможно, в это время кто-то другой мог получить доступ к дому.
Принимая во внимание диапазон сообщаемых явлений, обманщик должен, по крайней мере в общих чертах, знать типичные проявления полтергейста, хотя выяснить их нетрудно. У Розмари был собственный опыт полтергейста в детстве. Из-за этого Розмари и Дэвид давно интересовались полтергейстом и связанными с ним явлениями. Оба они также были член-корреспондентами Общества психических исследований (SPR).
Вопрос о возможном мотиве для мистификации является актуальным. Похоже, что семья в настоящее время не зарабатывает существенных денег на этом деле, хотя вполне возможно, что в будущем можно ожидать финансовой эксплуатации (например, книги или фильма). Это правда, что художественный бизнес Розмари может извлечь выгоду из ее связи с феноменом «Брата Доли». Однако творчество Розмари началось в январе 2000 года, почти через три года после того, как произошли первые явления (видения Девы Марии). Другая очевидная возможность состоит в том, что семья наслаждается интересом, вызванным этим делом, особенно среди средств массовой информации и в интернете. В частности, можно сказать, что Розмари «пропагандировала» его самыми разными способами – по радио и телевидению, в газетных интервью и на нескольких веб-сайтах (например, Gower, 2000 и другие, цитируемые в списке литературы). Я недостаточно хорошо знаю их и семью в целом, чтобы предположить, могут ли тут быть другие, более сложные, психологические мотивы для обмана. Возможно, самым простым объяснением может быть то, что явления просто представляют собой хобби для обманщика или выражением творческого веселья, а дополнительной наградой является радость одурачивать других людей.
Против аргумента, что это обман, совершаемый одним человеком, есть свидетельства других членов семьи, подтверждающих, что в доме часто слышны странные звуки и что пятна и резные изображения часто появляются при, казалось бы, невозможных условиях. Также есть явления типа привидений, о которых сообщают дочери (опыт Джон-Пола, конечно, очень трудно оценить). Это может указывать либо на общесемейный заговор, либо на то, что, по крайней мере, некоторые из явлений могут быть подлинными (то есть не сфабрикованными, хотя и не обязательно паранормальными). С другой стороны, это может указывать на то, что другие члены семьи просто отреагировали на то, что явления были представлены им как работа «Брата Доли», и поэтому были настроены на то, чтобы соответственно воспринимать и интерпретировать события в доме.
Если речь идет о подлинной активности типа полтергейста, возникает вопрос о том, кто может быть фокальным лицом или катализатором (Bender, 1982; Owen, 1964; Roll, 1976, 1977). Джон-Пол может показаться очевидным кандидатом, особенно учитывая его возраст, поведение и сделанные им заявления в последние дни перед уходом «Брата Доли». Но, как уже упоминалось, он, похоже, не понимает эти явления, не проявляет реального интереса к ним, и, как правило, не принимает в них непосредственного участия. Напротив, Розмари, кажется, является центральной фигурой во многих зарегистрированных событиях. Поэтому возможно, что она может быть фокальным лицом и обладает некоторым скрытым психокинетическим потенциалом. В этом контексте может быть показательным собственный опыт полтергейста в детстве Розмари.
Третья возможность заключается в том, что это смешанный случай, в котором имеется ядро подлинных, но относительно низкоуровневых паранормальных явлений (например, шумов, видений и, возможно, некоторых пятен), которые были подделаны или «усовершенствованы» людьми. Такое «усовершенствование» или «подражательный обман» (Cox, 1961), возможно, возникающий при диссоциативных расстройствах личности, уже был предложен в качестве особенности, которую следует учитывать в исследованиях полтергейста (напр. Bender, 1982; Roll, 1976, 1977). Расследование, исходящее из этого предположения, становится особенно трудным, потому что подозрение или обнаружение некоторых поддельных деталей не сразу делает недействительными все другие аспекты, хотя и неизбежно бросает тень на общую репутацию случая. Проблематичной задачей исследователя становится тщательное изучение каждого явления в отдельности в попытке установить или устранить различные возможности для мошенничества.
Странные явления, которые произошли и продолжают происходить в доме Гауэра, остаются весьма неоднозначными. Читатель может, конечно, захотеть сделать собственные выводы из свидетельств, изложенных в статье. По моему мнению, на данном этапе невозможно быть уверенным в статусе этого интересного случая.
Благодарности
Я хотел бы выразить особую благодарность Дэвиду и Розмари Гауэр за их приглашение провести расследование, за их постоянную открытость и сотрудничество, а также за самое щедрое гостеприимство во время моих визитов. Я также благодарю их семью за готовность обсудить со мной это дело. Кит Николсон, Майк Кавана и Стив Лоулер из Университета Джона Мура представили неоценимые технические советы и помощь. Д-р Бранвен Джарвис из Университета Уэльса в Бангоре дал самую полезную консультацию о валлийском языке. Три анонимных рецензента и д-р Зофия Уивер дали мне полезные и подробные предложения насчет улучшения содержания и стиля статьи.
Литература
Banks, I. (1996). The Enigma of Borley Rectory. London: Foulsham.
Bender, H. (1982). «Poltergeists». In I. Grattan-Guinness, Psychical Research: A Guide to Its History, Principles & Practices. Wellingborough, Northamptonshire: Aquarian Press, 123–133.
Brother Adolphus and his ghostly graffiti (n.d.). Retrieved May 13, 2002, from http://www.bbc.co.uk/so/weird/believe/doli1.shtml
Cox, W.E. (1961). Introductory comparative analysis of some poltergeist cases. JASPR, 55, 47–72.
Gauld, A. & Cornell, A.D. (1979). Poltergeists. London: Routledge & Kegan Paul.
Gower, R-M. J. (1997). Marian visions and cures in a Welsh field. The Paranormal Review, 4, 11.
Gower, R-M. (2000). The Gowers and Brother Doli. Retrieved May 13, 2002, from http://www.moldweb.co.uk/monk.htm
O'Neil, V. (2002). Borley Rectory – 'the most haunted house in England'. Retrieved May 13, 2002, from http://www.borleyrectory.com/
Owen, A.R.G. (1964). Can We Explain the Poltergeist? New York: Garrett.
Peters, E. (1977). A Morbid Taste for Bones. London: MacMillan.
Roll, W.G. (1976). The Poltergeist. Metuchen, NJ.: Scarecrow Press.
Roll, W.G. (1977). «Poltergeists». In B. B. Wolman (ed.), Handbook of Parapsychology. New York: Van Nostrand Reinhold, 382–413.
Teguis, A. & Flynn, C. P. (1983). Dealing with demons: psychosocial dynamics of paranormal occurrences. Journal of Humanistic Psychology, 23 (4), 59–75.
The Gowers' ghost. (n.d.). Retrieved May 13, 2002, from http://www.bbc.co.uk/radio4/hometruths/brotheradolphus.shtml
The graffiti ghost of Treuddyn. (n.d.). Retrieved May 13, 2002, from http://www.bbc.co.uk/wales/northeast/guides/weird/ghosts/ghostmonk.shtml
The Welsh monk story (n.d.). Retrieved May 13, 2002, from http://nationalghosthunters.com/april.html
Tort, C. J. & Ruiz-Noguez, L. (1993). Are the faces of Bélmez permanent paranormal objects? JSPR, 59, 161–171.
Опубликовано: Daniels M. The «Brother Doli» case: Investigation of apparent poltergeist-type manifestations in North Wales // Journal of the Society for Psychical Research. 2002. Vol. 66. № 3 (869). P. 193–221.
Перевод Михаила Герштейна и Ильи Бутова
Экспертное мнение канд. техн. наук, зав. сектором по изучению полтергейста Н. Томина. Автор исследования Майкл Дэниэлс, в заключении статьи верно подмечает, что случай полтергейста «Брата Доли» является «сложным и многогранным». Обилие необычных происшествий с активными (и даже навязчивыми) проявлениями коммуникации феномена, которые часто балансируют на уровне фальсификации, во многом роднит его с другим «сложным и противоречивым» случаем полтергейста Джокера. Существует гипотеза, что онтогенез вспышки «шумного духа» определяется его непонятным симбиозом с индивидуальностью фокального лица. В случае с «Братом Доли» мы имеем, по сути, добродушного «барабашку», что, вероятно, связано с психическим миром приемного сына Джон-Пола, страдающего серьезными хроническим заболеванием – синдромом Дауна. Он, с большой вероятностью, и является здесь фокальным лицом. Однако по мнению известного исследователя Д. С. Рого, фокальность при полтергейсте часто является социальным аспектом, т.е. каждый член семьи (в той или иной степени) способен влиять на характер проявлений феномена. Это во многом подтверждается явным и неприкрытым религиозным контекстом случая «Брата Доли», что соотносится со строгим религиозным воспитанием Дэвида и Розмари. При этом очевиден типичный фарс полтергейста, старающегося, не всегда умело, имитировать активность некоего духа монаха, с последующими подыгрыванием, как ответ на различные сигналы и со стороны членов семьи, и самого исследователя Майкла Дэниэлса. Все действия феномена: слащавые религиозные сообщения, проявляющиеся везде образы монаха и тому подобный контекст, пытаются убедить окружающих, что в доме поселился добродушный призрак «божьего человека». Как показывают множественные исследования, это лишь одна из форм «мягкой» тактики «убаюкивающего», патологического психического воздействия на членов семьи, в противовес более типичным агрессивным действиям. «Доли», вероятно, использует все текущие и подавленные конфликты психического мира членов семьи. Например, навязываемый образ «призрака монаха» обращается и играет на забытом религиозном прошлом Дэвида и Розмари, которые действительно забыли, что согласно христианству, умершие не могут приходить в наш мир в виде призраков, а все призраки – есть, по сути, бесы. Либо же то, что предвестником начала полтергейстных событий в доме стало якобы явления Пресвятой Богородицы, неподалеку от дома Дэвида Гауэра. Автор статьи достаточно обстоятельно анализирует различные аспекты исследования случая «Брата Доли» и, во многом, критически подходит к объяснению произошедших событий. Это, несомненно, повышает научный вес проведенного исследования. |