Путеводитель по известным белорусским дубам
В последнее время в Беларуси появился новый вид туризма: теперь к нам приезжают не только, чтобы пройтись «по святым местам», но и чтобы посмотреть на святые или исторические дубы. При этом систематизированной информации о таких дубах крайне мало. Известные специалисты по сакральной географии Людмила Дучиц и Ирина Климкович решили исправить этот пробел и в популярной форме рассказали читателям нашего сайта о наиболее знаменитых белорусских дубах.
Наши предки всегда почитали дуб. Согласно мифологическим представлениям, он обычно связывался с мужским божеством. В основном, с богом-громовержцем Перуном. Возле дубов и в дубовых рощах совершали различные религиозные обряды, приносили жертвы. Особенно почитали деревья, сожженные молнией: на их местах возводили капища, где горел «вечный» огонь из дубового дерева – «знич». «Живой» ритуальный огонь также добывали из дуба путем трения кусочков древесины. Особенно почитались дубы возле родников, валунов и при слиянии рек.
Дуб символизировал силу, крепость и мужское начало. В легендах, преданиях и сказках мифологические богатыри, огромные великаны – асилки пользуются в качестве оружия дубовыми булавами. Чтобы новорожденный мальчик был сильным, как дуб, его пуповину отрезали на дубовой доске или на топорище, – чтобы крепко держал топор и был ловким работником. Воду после купания новорожденного мальчика выливали под дуб. Впоследствии малышу объясняли его появление на свет так: «Ты на дубочку сидел». Поэтому жизнь ребенка зависела от жизненной силы, роста и развития посаженного дуба – на Полесье часто при рождении ребенка сажали в лесу молодой дубок. Но только не около дома, поскольку это считалось недопустимым. По поверьям, дерево тогда «выживало» из дома мужчин.
В белорусском фольклоре дуб символизирует Мировое Дерево. Он считается центром Космоса и Осью Мира, которая соединяет верхний и нижний миры – живых созданий и мертвых предков. Так, в славянских заговорах дуб растет на острове или высокой горе среди океана или моря и обозначает начало-начал всего света. В сказках главный герой по этому дереву залезает на небо. Рядом с дубом или прямо на нем обитают царь, царица, Бог, Богородица и святые.
Также под дубом находится вход в иной мир и там, согласно мифологическим представлениям, сидит противник бога Перуна – мифический Змей. Змей может прятаться от громовержца и в дупле, поэтому в дуб часто бьют перуны – молнии. Мотив змеи под дубом выступает в белорусских заговорах от укуса гадюки и ужа.
В старину было распространено верование в то, что душа умершего человека переходит в дерево. При этом души умерших, по поверьям, выбирали для своего перевоплощения в основном дубы. Поэтому умерших раньше старались хоронить в дубовых рощах. Когда в похоронном обряде стала применяться кремация умерших, на дубах ставили горшки с их пеплом. Жертвенный характер этих обрядов виден в детской поговорке-заговоре:
«Иди, иди, дощик,сварю тебе борщик
и в новеньком горшочку
поставлю на дубочку:
дуб варухнется,
горшочек разобьется».
Для изготовления выдолбленной колоды («дубовины»), служившей для погребения, а также для выделки гроба, крестов и надмогильных колод (нарубов) широко применялась древесина дуба. Даже сейчас в Беларуси на некоторых старых кладбищах можно найти колоды на могилах. Отсюда появились такие фольклорные метафоры, как «дать дуба», «одубеть» и т. п. Соотношение дуба и смерти можно увидеть в полесском поверье: будто, когда дуб, растущий у дома, станет пригодным для изготовления из него креста, тогда хозяина дома настигнет смерть.
Во многих местностях дуб считали царем деревьев, хозяином леса. Согласно поверьям и фольклорным текстам, на дубе обитал царь птиц – орел или птица Кук. Некоторые дубы и в наше время называют Царь-Дуб (д. Пожежин Малоритского р-на Брестской обл., Городище Докшицкого р-на и Тадулино Лепельского р-на Витебской обл., Слобода Лельчицкий р-н Гомельской обл. и др.). В лесу вблизи д. Малые Автюки Калинковичского р-на Гомельщины дубы носят имена Царь-Дуб и Царица-Дуб.
Есть такие названия деревьев, как Святой Дуб (д. Паромец Вилейского р-на Минской обл., Заозерье Октябрьского р-на Гомельской обл., Костевичи Волковысского р-нп Гродненской обл. и др.); Дуб-Волот (д. Рыминка Чаусского р-на Могилевской обл., д. Ситцы Докшицкого р-на Витебской обл. и др.).
В д. Миколка Узденского р-на Минской обл. еще на памяти старожилов рядом с небольшой деревянной церковью был старый Святой или Микольский (Никольский) Дуб. Согласно легенде, под дубом закопан «французский клад» из серебряных и золотых изделий. Еще считали, что в кроне дерева просматривается образ Иисуса Христа. Во время Второй мировой войны рядом с дубом поставили большой деревянный крест. В начале 1980-х годов во время грозы дуб упал, и с его вершины выпал стальной штык. Местные жители посадили на этом месте молодой дубок.
В исторических документах можно встретить такие названия дубов: Асилок, Перунов Дуб, Добрый Дуб, Трехгранный Дуб, Королев Дуб. Еще в начале XX века один из старых дубов вблизи г. Ошмяны называли Девайтис, что в переводе с литовского означает «Божество». Девайтисом в те же времена называли и дуб, который и сегодня существует в д. Грушево в Кобринском р-не Брестчины. Есть информация и о былых священных дубравах. Вблизи г. Турова это Княжая Дубрава, возле г. Василевичи Речицкого р-на – Золотая Дубрава, возле поселка Первомайский в Шчучинском р-не Гродненщины – Королевская Дубрава.
Во все времена верили в лечебные свойства дубов. Кору дуба прикладывали к больному месту. Больного раздевали, протягивали через дупло и одевали в новую, или просто в другую, чистую, одежду. До наших дней во многих местах сохранилась традиция вешать на ветви почитаемых деревьев рушники и ленты, а возле дерева оставлять кусочки хлеба. Жертвы клали и в дупло. В середине XIX века в глухом лесу на берегу реки Пони на территории бывшего Борисовского уезда в дупле старого дуба крестьяне нашли два небольших языческих идола – один из серебра, а другой бронзовый. Немногим позже на горе вблизи д. Лукьяновка Добрушского р-на Гомельщины под старым дубовым пнём выявили слиток серебра весом в 2 кг.
В некоторых регионах Беларуси к священным дубам приходили на Радуницу, жертвовали дереву определенные поминальные блюда, а на его ветвях развешивали белые льняные рушники. Еще в начале XX века в Минске на берегу Свислочи (рядом со стадионом «Динамо») сохранялось поклонное место, где рос дуб Волот и лежал камень Дед. На ветви дерева тут тоже вешали рушники. Желуди этого дуба считались оберегами от болезней.
Когда-то большой популярностью пользовался дуб в урочище Якубовка вблизи д. Церковище Ушачского р-на Витебщины. Из-под него вытекала криница. По поверьям, вода из нее помогала от глазных болезней. Люди промывали глаза, набирали воду с собой, а в дупло дуба клали плату за лечение. В 1923 году красноармейцы сожгли народную святыню. Но люди почти до конца XX века ходили на это место и плату за целебную воду клали на обгоревший пень. Еще не так давно монеты клали и к подножью дуба, который рос на берегу реки Мяделки возле костела в г. Поставы Витебской области.
Вера в силу дуба была очень сильна. Во второй половине XIX века на Полесье был широко известен Евгеньин Дуб, который рос на кургане при впадении реки Ствиги в Припять. По преданию, в этом кургане была похоронена княгиня Евгения. Считалось, что пока растет дуб, то не будет эпидемии на скотину. В послевоенные 1940-е годы в д. Держинск (былая Радиловичи) Лельчицкого района Гомельщины не только посторонний человек, но и местный житель, прежде чем войти в деревню, должен был поклониться Святому дубу и преподнести ему дары.
В д. Пожежин Малоритского района Брестчины еще и сегодня живут люди, которых в 1950-е годы венчал Царь-Дуб. Когда свадебный кортеж ехал в церковь, то обязательно в лесу останавливались возле дуба, и сват говорил: «Батюхна, патриарх наш! Царь лесов наших! Благослови молодых на жизнь хорошую и долгую, такую, которую сам прожил». Молодые кланялись дубу, а за ними и все участники свадьбы. После этого на поляне начинали танцевать и петь. По воспоминаниям местных старожилов, иногда даже и не доезжали до церкви, а после обряда у дуба ехали к застолью.
Дубы всегда считались неприкосновенными. Верили, что кто стучит топором по дубу, то тот этим убивает сам себя. В XIX веке возле д. Абельковичи на территории бывшего Слонимского уезда четыре дуба считались заколдованными. Существовало поверье, что если кто срубит дуб, или даже возьмет его ветки, оторванные ветром, то случится несчастье: падет конь, корова или овечка. Арендатор имения не поверил в это и срубил два дерева. У него сразу же погиб весь скот. Два оставшихся дуба стали почитать ещё больше и окропляли их святой водой.
В лесу возле д. Радюки Новогрудского р-на Гродненщины и сейчас стоит Святой Дуб, на котором прикреплена икона, а из-под дерева вытекает родник. Сейчас он почти иссяк, так как завален камнями, которыми укрепляли дорогу. Считалось, что эта родниковая вода помогает от глазных болезней. Старожилы вспоминают, что в середине 1950-х годов участок леса со Святым Дубом был выделен для вырубки. Никто не соглашался спилить дуб. Но потом один человек стал пилить, но неизвестная сила остановила его. Через некоторое время этот мужчина был наказан. На стройке он упал и остался инвалидом.
Во многих местах считалось, что достаточно преклониться перед дубом, немного постоять возле него и сказать: «Дуб! Дубочек! Дай мне силы!». Чтобы спина была крепкой, существовал обычай при первом громе или при виде первой весенней птицы тереться спиной о дуб. А чтобы спина не болела во время жатвы – затыкали за пояс дубовую ветку. Также возле дубов загадывали желания. Сегодня в д. Чаша Клецкого района Минской области считают, что от их дуба можно зарядиться положительной энергией. Для этого надо босым постоять возле дерева.
На некоторых дубах, согласно легендам, чудесным образом появлялись иконы. Так, иконы Божьей Матери будто бы объявились на ныне существующих дубах вблизи д. Озеры Гродненского р-на, д. Костевичи Волковысского р-на Гродненщины. В д. Свядское (теперь пос. Комсомольский в Речицком р-не Гомельской обл.) объявилась икона святого пророка Ильи. Сначала на этом месте построили часовню, а в 1826 году церковь. Между деревнями Серковицы и Неклюдово на территории современного Толочинского р-на Витебщины объявилась икона святых Бориса и Глеба. Подобные легенды можно услышать даже и про те дубы, которых уже нет (Горная Мозырского р-на, Упиревичи Борисовского р-на).
Многие дубы связываются с историческими персонажами – государственными деятелями, полководцами, поэтами и другими знаменитостями. Есть упоминания про князя Витовта. Так, один из документов XVII века называет Витовтов Дуб у д. Прудины Бешенковичского р-на Витебщины. Витолев Дуб упоминает и архивный источник начала ХХ века возле д. Мелешковичи Мозырского р-на Гомельской обл. Дуб Ягайлы есть в Беловежской Пуще (на территории Польши), Дуб Ивана Грозного в д. Грозово Копыльского р-на Минской обл. (в настоящее время упал). Не менее пяти старых дубов связывают с французским императором Наполеоном (дд. Бешенковичи, Глубокое, Опса Браславского р-на Витебской обл.; Костевичи Волковысского р-на Гродненской обл.; Лынтупы Поставского р-на Витебской обл). Обычно в предании говорится, что Наполеон сидел (отдыхал) под дубом. В Опсе же он, по легенде, привязывал к дереву коня.
В Ситцах Докшицкого р-на Витебской обл. под дубом отдыхал Т. Костюшко, а на Брестчине в Кобринском р-не в д. Дивин дуб связывают с русским военачальником А. Суворовым, который подавил восстание под предводительством Т. Костюшки. В д. Полядки Червенского р-на Минщины и в наше время рассказывают, что под дубом выступал революционер Л. Троцкий. Под дубом, который когда-то рос в Минске на Троицкой горе, отдыхали короли Речи Посполитой, а в 1919 году будто бы и Юзеф Пилсудский – государственный и военный деятель Польши.
Ряд дубов называют именем белорусского поэта Адама Мицкевича. Дубы Адама Мицкевича были в Щорсах Новогрудского и в Воронче Кореличского р-на Гродненской обл. Сегодня Дубы Мицкевича сохранились в д. Бобры Лидского на Гродненщине и в д. Кожан-Городок Лунинецкого р-на на Брестчине. В д. Колбы Пинского р-на Брестской обл. растет Дуб Александра Блока.
Ряд дубов носит имена простых людей. Так, возле д. Касаево Белыничского р-на Могилевской обл. есть Прокопов Дуб, возле д. Кошелево в Буда-Кошелевском р-не Гомельской обл. – Андрианов Дуб, возле д. Столпня Речицого р-на той же области – Дуб Минтус, в д. Люсино Ганцевичского р-на на Брестчине – Телешев Дуб, возле д. Козлы Несвижского р-на Минской обл. – Якубов Дуб.
Еще об известных дубах
1. Дуб возрастом 400 лет находится в 0,3 км на восток от д. Чаша Клецкого р-на Минской области, в лесу. Он дает здоровье и исполняет разные желания. Если кто хочет иметь много детей, то надо босиком постоять возле дерева. Если девушка хочет быстрее выйти замуж, то должна прикоснуться к коре дуба и в течение года он выдаст ее замуж. Многие молодые люди именно возле этого дуба стараются сделать девушке предложение.
2. Дуб в 15 км от г. Лепеля в Витебской области, который является памятником природы республиканского значения, зовут его Царь-Дуб. Его высота 26 м и возраст около 400 лет. Дуб считается символом продолжения рода и плодовитости. Когда-то владельцы имения (Реуты) с рождением каждого нового члена семьи сажали дуб. Так образовалась Тадулинская дубрава. Раньше у дуба молились Богу, а если у кого случалась беда, то сразу же шли к дубу просить помощи.
3. Обручальный (Заручальный) дуб в Лошицком парке на южной окраине Минска. Он находится на крутом берегу при впадении реки Лошицы в реку Свислочь. Согласно легенде, князь Друцкий в 1580 году в честь обручения своей дочери посадил три дуба: один, чтобы молодые любили друг друга; второй, чтобы были здоровыми они и их потомки, а третий, чтобы во всем сопутствовал успех. До наших дней сохранился один дуб, который якобы обладает магической силой. Он дает людям любовь, здоровье и вдохновляет на творчество. Для этого к дубу надо подойти босиком и поклониться до самой земли.
Фото авторов.