Синий цвет в названиях объектов сакральной географии Беларуси
Народные названия природных объектов – это своеобразная летопись земли. Среди них встречаются и такие, где присутствует цветовой код. Цвета в названиях холмов, озер, камней и других объектов сакральной географии представляют собой важный компонент культурного контекста, который отражает мировосприятие определенной общности людей. В цветовой микротопонимике белорусов широко фигурируют белый и черный цвета. Встречаются красный, серый, зеленый, желтый и синий. В этой статье авторы сосредоточили внимание на природных объектах и населенных пунктах, в названиях которых встречается синий цвет.
Синий цвет имеет связь с потусторонним миром, со смертью, с местом пребывания нечистой силы, с мифологическими персонажами, как языческого, так и христианского происхождения, выступает как атрибут чужого пространства, как граница между «своим» и «чужим» миром [7: 640; 13: 31; 32:10; 61: 442]. В белорусских заговорах обычно в синем море находятся хтонические персонажи, и туда же отгоняют нечистую силу [46: 122–148].
Наряду с черным цветом, синий воспринимался как символ смерти и траура. Так, в белорусском Полесье при украшении свадебного стола запрещалось использовать ткань синего или черного цвета [7: 640–641]. Если в Столинском р-не Брестского Полесья в течение года кто-то из домашних умирал, то на Пасху яйца красили в синий цвет [45: 130]. Этнограф П. П. Демидович в конце XIX в. отмечал: «Белорус совершенно уверен, что душа утопленника обязательно должна некоторое время проплавать в виде синей утки» [16: 137].
В белорусском фольклоре синим цветом цветет папоротник на Купальские праздники [33: 207]. Цветок, который в России зовут Иван-да-Марья, а в Беларуси Брат-и-Сестрица или Братки также имеет символическое значение во время Купальских игрищ и означает сакральный брак между Огнем и Водой. У цветка два цвета, из которых желтый символизирует Огонь, а синий – Воду [30: 111–116].
Различные символические объяснения, связанные с цветом, имели место при гаданиях и в приметах. Так, в ночь перед Купальем девушки гадали на будущего мужа, клали себе под голову различные цветы. А утром вытаскивали их на ощупь из-под подушки. Синий цвет означал старого, белый – совсем молодого, красный – ровесника, желтый – больного [8: 474–476].
Следует обратить внимание и на названия «голубой». Такие названия являются синонимом синего цвета [1: 487].
Синие Камни
Многие исследователи полагают, что синие камни имеют связь с мифами о создании Вселенной. В этих мифах, как правило, всегда присутствует таинственный центральный камень, который называли не только Синим, а также Латырь или Алатырь. Синие культовые камни выступают и как объект поклонения предкам [2: 10–15], и как элемент многих лекарских заговоров [12]. Синее море в белорусских заговорах представляется первичной субстанцией, откуда все начинается и уходит после болезни или смерти. Там посреди моря находится мифический камень Алатырь, белого или синего цвета, иногда синий дуб, где локализуются те или иные представители потустороннего мира. Они, согласно сюжетам заговоров, помогают человеку избавиться от различных болезней и жизненных проблем. Иногда вместо одного синего камня, чтобы усилить лечебный эффект заговора, говорят про три камня. Так, в заговоре от “укуса ужа” говорится: “На сінім моры тры камяні сініх, на тых камянях тры паненкі сідзяць, залатым кіем махаюць, ужом жала замаўляюць. Ты, вуж, не кусай і вопухі не пускай, бо спалю і спяку, і попел садму. Гаспод Бог з помаччу” [24: 51, 60–61, 86, 92–96, 106, 112, 117, 121, 126, 131, 134, 143, 152, 164, 183, 193, 206].
На территории Беларуси авторами статьи собраны сведения про 11 Синих Камней. К сожалению, это очень фрагментарная информация, но, тем не менее, она представляет интерес. Судя по описаниям, обычно синие камни довольно больших размеров и являются чисто природными объектами. Причем, синие камни не обязательно синего цвета.
На своем месте, известном по более ранним описаниям, зафиксирован пока только один Синий Камень. Он находится в лесу около д. Докудово Крупского р-на Минской обл. Фото камня сделано и передано авторам краеведом А. П. Алехновичем (фото 1 и 2). Это гранит-рапакиви, на нем имеются две рукотворных лунки, что может свидетельствовать о его богатом историческом прошлом. По мнению местных жителей, камень получил такое название потому, что сам синего цвета. Но обычно цвет гранита-рапакиви красно-бурый или розовый, который придают ему кристаллы полевого шпата – основные составляющие этой породы. В то же время на поверхности валуна растет много лишайников сизого оттенка, которые, возможно, создают впечатление о синем цвете камня при определенных погодных условиях.
Один из синих камней упомянут в средневековых письменных источниках. Так, в документе за 1592 год о разграничении земель на северо-востоке от Витебска говорится: «...от того Зверохвья Микитина ручья у Лавный ручай, Лавным ручаем униз Усвячу, а Усвячою рекою у верх до Синего Каменя, который лежит у берези реки Усвячи…» [23: 455].
В 1890 год этот камень описал историк А. М. Сементовский и привел предание, согласно которому валун положен на месте обеда одного из польских королей [53: 101]. В 1898 году этнограф и археолог Е. Р. Романов писал, что камень лежит в лесу поместья Усвяты, на границе Усвятской и Будницкой волостей Велижского уезда Витебской губернии (между д. Сухие Ляды Усвятской волости и деревнями Дрозды и Шумилово Будницкой волости). Сам Е. Р. Романов камень не видел и описывал его по сведениям, полученным от своих корреспондентов. Он опубликовал и рисунок камня. Синий Камень имел невнятную четырехугольную форму. Длина его 9 четвертей (четверть – 54 см), или 4,86 м, ширина 5,5 четвертей, или 2,97 м. Высота 1 аршин (аршин – 71 см). По всей вертикальной плоскости шла надпись польскими буквами величиной в 4 вершка (вершок – 4,4 см) – рисунок 1. По рассказам местных старожилов, некогда камень был накрыт другим камнем такой же формы. Кладоискатели сбросили верхнюю часть, и ниже оказался камень, покрытый мхом [48: 189–191].
В 1903 году об этом же камне писал витебский историк А. П. Сапунов. Исследователь добавил, что местность, где лежит Синий Камень, называется Королевская Лядина, а сам камень известен в народе под названием Витов Камень, а также Грабовик и Пушка. Размеры камня приведены такие же, как и в публикации Е. Р. Романова. Далее А. П. Сапунов сообщал, что камень был открыт в 1869 году при разграничении крестьянских наделов землемером В. Хрулевичем, который обратил внимание на то, что камень почти в середине имеет в окружности ровную горизонтальную линию, и заключил, что он распилен на две части. Когда сняли верхнюю часть, то на нижней обнаружили польскую надпись. Сапунов также привел предание, согласно которому здесь когда-то стояла армия князя Витовта и камень был распилен для обеда князя. Исследователь отмечал, что в письменных источниках 1591 года тут упоминалось урочище Княжий Стан. А. П. Сапунов согласился с Е. Р. Романовым, что камень мог служить межевым знаком [50: 50–51].
Согласно архивным материалам, обнаруженным вилейским краеведом А. П. Зайцевым, в 1599 году в окрестностях д. Ижа Вилейского р-на Минской обл. Синий Камень указывается как знак границы Ижской Пущи. Комсин или Гомсин Синий Камень упоминается около д. Нивки Мядельского р-на. По легенде, он связывается с медведицей и заколдованной речкой [22: 55].
Хранитель Виленского музея древностей Ф. В. Покровский в 1895 году в составленной им «Археологической карте Гродненской губернии» рассказывает о Синем Камне в Кокощинской лесной даче на территории бывшего Милькановицкого церковного православного прихода, в урочище Вымокли (ныне территория Слонимского р-на Гродненской обл.). По легенде, в этот камень одним из силачей пяткой на спор был вбит гвоздь. Спорщики стремились доказать, что каждый из них выполнит работу, непосильную для других. Второй богатырь должен был за одну ночь сделать на возвышенности озеро, а третий – вынюхать половину фунта табака за один прием. Кусочки, отбитые от камня, использовали в качестве талисмана [41: 35]. Экспедиция Этноисторического центра «Явар» пыталась отыскать камень, но пока безрезультатно.
В ряде списков населенных пунктов в разные времена указываются такие названия деревень, как Синий Камень. Так, на территории бывшей Кобылянской волости (Кобыльники – теперь г. п. Нарочь в Мядельском р-не Минской обл.) бывшей Виленской губернии называется местность Михайловщина, или Синий Камень [14: 280]. Лесная сторожка под названием Синий Камень существовала ранее на территории бывшей Казаковской волости Велижского уезда Витебской губ. [55: 53].
В 1993 году эколог А. М. Дорофеев записал от Д. В. Правилова – жителя Городокского р-на Витебской обл., что около д. Берёзно, точнее около бывшей деревни Локтево, находится Синий Камень [57]. Он до сих пор не найден. В 2017 году камень искала экспедиция «Уфокома» (№197), но безрезультатно.
Урочище Синий Камень в начале ХХ в. упоминается неподалеку от г. Гродно [59: 16]. Позже, наверное на этом самом месте, упоминается д. Синий Камень (территория Скидельского с/с Гродненского р-на Гродненской обл.). Во время Второй мировой войны она была сожжена, и после войны восстановлен только один дом [47: 221]. Сейчас там нет даже хутора. В ближайшем селе Бондари старожилы помнят, что где-то в лесу лежал Синий Камень, но в 2008 году уже никто конкретно не мог его показать. Только утверждали, что “раней была Літоўская дзяржава, і Сіні Камень быў з тых часоў” [4: № 87].
Сведения о двух Синих Камнях были собраны во время экспедиций Этноисторического центра «Явар».
Между д. Синие Горы и Большой Камень Смолевичского р-на Минской обл., по воспоминаниям старожилов, еще в 1930-е годы на холме лежал большой камень, на котором были углубления вроде выбитых тарелок. Интересно, что в 2005 году местные жители деревню Большой Камень называли между собой по-старому – Синий Камень [4: № 56].
Еще об одном Синем Камне удалось услышать в 2009 году в д. Старые Исаевичи Стародорожского р-на Минской обл. Местные девяностолетние старожилы вспоминали, что когда они были еще маленькими, то слышали, что молодежь из их деревни на праздник Святого Георгия (Юрья весеннего) ходила к Синему Камню в д. Минковичи. Там были гуляния, водили хороводы. Но сохранился ли тот камень до нашего времени, люди не знали [4: № 99]. Позже экспедиции Этнолингвистического центра «Явар» пытались отыскать этот камень, но пока безуспешно.
Таким образом, на территории Беларуси собраны сведения о 11 синих камнях. В трех случаях есть информация о поклонении таким камням (Минковичи, Большой Камень / Синий Камень, Кокощицы). В двух случаях Синий Камень выступает в качестве межевых знаков (Усвяты, Ижа) и в одном – связывается с медведицей и заколдованной речкой.
Скорее всего, почитание таких камней имеет глубокие корни, о чем свидетельствуют гуляния молодежи возле камня на Святого Георгия (Юрья – бел.) (д. Минковичи) и наличие легенды о соревновании силачей около камня (д. Кокощицы). Во времена средневековья в большинстве мест древнейшие культы были забыты, а камни стали выполнять функции межевых знаков.
Интерес представляет еще один камень около д. Именин на территории бывшего Кобринского уезда Гродненской губернии (теперь на территории Брестской обл.). Он находится на высокой горе в сосновом лесу. По преданию, как-то путешественник лег спать вблизи камня и не успел заснуть, как услышал грозный приказ отойти от камня. И так трижды. Человек не послушался, и невидимая сила отбросила его на 50 шагов от камня. Тогда ночлежник увидел на камне вперемежку то синий, то красный огонь. На другой день у камня нашли три серебряные монеты [33: 358]. У белорусов существует поверье, что заклятые сокровища (деньги) ночью горят огнем разного цвета: серебро – синим или голубым, золото – красным цветом [6: 105].
Синие камни есть и на других территориях Восточной Европы. Самым знаменитым является Синий Камень на берегу Плещеева озера около г. Переславль-Залесский в Верхнем Поволжье России (фото 3). Его длина 2,9–3 м, ширина 2,6 м и высота 0,6 м. Этот камень упоминается в летописях XVI в. Некогда возле него справляли обряды, посвященные встрече весны, при этом камень украшали цветами, лентами, вокруг него водили хороводы [9: 134–139]. Про этот камень имеется ряд публикаций [18: 27–36; 19: 103].
Информацию про 16 синих камней Ярославского края (Верхнее Поволжье, Россия) обобщила финская исследовательница Арья Альквист. Она пришла к выводу, что обожествление синих камней достигло больших масштабов именно в Ярославском крае [2: 7–32]. Изучая синие камни, некоторые исследователи отмечали, что около них «чудило» и что такие камни часто имели привязку к дорогам [36: 375].
М. В. Шорин на территории Новгородской обл. выделил 7 синих камней и подчеркнул, что все они имеют «какую-то силу». Около некоторых таких камней танцевали на Купалье. Например, возле Синего Камня в д. Вороново люди мерились силой. Участвовало по 6 мужчин от каждой деревни. Побеждала команда, которая поднимала камень выше всех [63: 224–225].
Ряд синих камней есть на территории Латвии. Например, про Муянский Синий Камень в районе г. Валмиера записана легенда о парнях-близнецах. Они были влюблены в одну девушку и в борьбе за нее у камня убили друг друга [66: 50–51]. В Резекненском крае Латвии (на востоке страны) про Синий Камень записана легенда, что на нем высыпались «синяки», по-другому – пьяницы. В народе происхождение названия Синий Камень объясняют от слова «синяк»; также известно, что пьяница в фольклорных сюжетах – это персонаж, связанный с иным миром [64: 50]. Надо отметить, что в некоторых районах Беларуси синцом называли представителя демонического мира – черта [34; 345].
Как видно из всего вышеизложенного материала, легенды о синих камнях идентичны легендам о других сакральных валунах.
Синие Озера
Озер с названием «Синее» и созвучных с ним на территории Беларуси учтено не менее 15 [43]. В письменных источниках XVI в. возле Полоцка упоминается озеро Синьша [38: 13]. Есть также названия Синяя Лужа, Синец, Синёв, Синиченко и др. Многие из таких озер в плане имеют почти правильную круглую форму. Некоторые синие озера овеяны легендами. К примеру, про озеро Синее, которое считается бездонным и находится среди болота вблизи д. Поганцы (Погонцы), неподалеку от пос. Паричи Светлогорского р-на Гомельской обл., еще в конце XIX в. рассказывали про затонувшую здесь православную деревянную церковь и о том, что озеро закляла ведьма, которая жила в нем. Еще говорили про князя Вита или Вице-короля (Витовта), о том, что он проходил неподалеку от д. Поганцы через лесные урочища Корыта, Дубище и Брод во время Шведской войны. Урочище Брод стали называть Виттым Бродом [15: 179].
Согласно публикации в историко-документальной хронике «Память. Светлогорский р-н», озеро Синее имеет и дублетное название – Дикое (фото 4). В книге приведено еще одно предание, согласно которому на берегу некогда стоял замок, где жила злобная княжна Езерская. Немало королевичей и князей добивались ее руки, и никому не удавалось на коне подскочить до высокого окна и схватить с руки княжны кольцо. Женихи падали в воду и погибали. Люди прокляли княжну, и замок провалился в озеро. Рассказывают, что днем Езерская находится на дне, собирает ядовитые растения, которыми можно погубить живые существа. Если в полночь запоют петухи, то княжна выходит из воды и через чащу идет на поляну, где ее встречает змеиный царь Леший [42: 680–681].
Официально озеро называется Синим, но местные жители называют его еще и Мертвым. Хотя люди не помнят случаев, чтобы в этом озере кто-то утонул [17: № 147]. Также рассказывают, что здесь провалилась деревня вместе с церковью и якобы под водой можно увидеть крест от храма. Согласно другим версиям, озеро появилось в древние времена на месте кладбища или там, где стоял огромный камень [4: № 103].
Около бывшего местечка Костюковичи (ныне центр Костюковичского р-на Могилевской обл.) есть озеро Синее, или Святое. По легенде, там провалилась деревня [28: 705].
Около д. Гринки Свислочского р-на Гродненщины в 1969 году студент Гродненского государственного университета М. М. Акудович записал легенду от местного жителя М. И. Кичкайлы (1886 г. р.) про Синее Озеро. В ней говорится, что на месте озера раньше стоял замок. Его владелец граф решил отдать свою дочь замуж за старого князя. Девушка же полюбила молодого конюха. Когда был назначен день обручения с князем, то молодые договорились сбежать. Об этом знала только служанка, и она раскрыла тайну графине. Как только беглецы выехали из замка, мать девушки прокляла их. В полночь замок провалился, и на его месте образовалось озеро. Говорят, как только наступает полночь, на озеро прилетают два черных лебедя и плавают по кругу. Но друг к другу они не могут приблизиться, так как действует проклятие матери [33: 396, 519].
В озере под названием Синее около д. Морино Ивьевского р-на Гродненской обл. также, по преданию, провалился замок. Рассказывают, что в этой местности когда-то жили в любви и согласии князь с молодой женой. Но княгиня умерла от тяжелой болезни. Замок затонул в слезах князя, и среди леса появилось озеро Синее [5: 51].
Много легенд об озере Синьша, которое находится вблизи д. Ножницы Россонского р-на Витебской обл. (фото 5). Рядом расположен холм под названием Рогнедин Курган, где якобы похоронен князь Рогволод и его дочка Рогнеда. В ХХ в. в окрестных местах возникли уже и современные предания. Рассказывают, что где-то на берегу находится база неопознанных летающих объектов, что здесь есть подземные кладбища викингов, которые превращаются в зомби и по ночам бродят по берегу озера. Озеро Синьша входит в состав республиканского ландшафтного заказника «Синьша» и включено в список самых чистых озер Беларуси [25: 610–611].
Озеро Синее (Синяя Гряда) около д. Теребель в Пуховичском р-не Минской обл. носит еще названия Мертвое или Ведьмино и уже почти полностью заросло. Оно располагается в районе урочища Волчий Остров и относится к бассейну р. Свислочь (правый приток Березины). Рядом раньше были озера Круглое и Долгое. Все они соединялись между собой. Сейчас вокруг озер торфоразработки.
Согласно одному из преданий, в этом озере затоплены богатства российского князя, которые он вез в подарок из самого Ростова посланнику литовского князя в благодарность за какие-то торговые соглашения. В дополнение ко всему, ростовский князь должен был посвататься к литовской княжне. Встреча должна была состояться в Минске. Она будто и состоялась, но что-то пошло не так, и российский князь был вынужден возвращаться в Ростов, так и не передав дары литовскому князю. По дороге князь и его дружина наткнулись на засаду грабителей. Часть людей вместе с князем осталась отбиваться от воров, а остальным своим дружинникам князь приказал спрятать обоз с ценностями в недрах Ведьминого озера. Дальнейшая судьба князя неизвестна, а двадцать телег с серебром и золотом так и не вернулись в Ростов. Говорят, что они до сих пор спрятаны на дне озера [39]. Местные жители название Синего Озера никак не объясняют, а лишь рассказывают, что за Синим озером в болоте «упал самолет с казной партии» [4: № 164].
Озеро Синее Море находится в Рогачевском р-не Гомельской обл., примерно в 11 км к северу от Рогачева и 1,3 км к югу от хутора Синее Море, и принадлежит к бассейну р. Днепр [25: 610–611].
Можно предположить, что озер с названиями «синее» и созвучными ему гораздо больше и многие такие названия не попали на карты.
Стоит здесь упомянуть и «Голубые озера». Так, голубыми называют Болдукскую группу озер в Белорусском Поозерье, на территории Мядельского р-на Минской обл. и Поставского р-на Витебской обл. Вероятно, такое название появилось из-за красивых озер Болдук, Глубля, Глубелька и еще 10 озер (фото 6). Как говорит предание, они образовались во время ссоры и соревнования хозяев тех водоемов, которые пытались выкопать свои озера как можно более глубже и красивее. А чтобы озера приобрели голубой цвет, соперники крошили и сыпали ночью на дно известь. И теперь вода озера Глубли имеет насыщенный голубой цвет. От озерного цвета воды пошло и название ландшафтного заказника – Балдуцкая группа озер стала называться «Голубыми озерами» [58].
Кроме синих озер есть и синие реки. Так, в Верхнедвинском р-не Витебщины в 3,5 км к северо-западу от Освейского озера течет река Синюха (Зилупе).
Еще одна Река Синяя является притоком Свислочи, она впадает в Березину Днепровскую и в основном протекает по территории Осиповичского р-на Могилевской обл. Сейчас Река Синяя называется Синька. Левый приток Синьки, который сейчас пересох, раньше назывался Красный Ручей. А один из истоков реки находится где-то на южном берегу Гремячего Озера (другое название Черное Озеро), которое находится в Пуховичском р-не на границе с Осиповичским [29].
Много гидронимов с основой «синий» встречается на территориях соседних стран, например, в бассейне реки Оки [54].
Синие криницы-колодцы
Из водных «синих» объектов известно 4 источника. Один из них находится в 0,3 км на юго-восток от д. Клины (бывшее название – Слобода Синяя) Славгородского р-на Могилевской обл. и представляет собой небольшое озерко диаметром около 10 м. Отсюда вытекает река Голуба, впадающая в Сож. По исследованиям специалистов, в местной воде обнаружено высокое содержание ионов серебра. Источник является памятником нематериального культурного наследия. Он имеет разные названия – Синий Колодец, Синяя Криница, Голубая Криница и др. [20: 84; 31: 5] (фото 7 и 8).
Существует много легенд, связанных с источником. В легенде, записанной еще в середине XIX в. фрейлиной Императорского двора О. Шишкиной, говорится, что к красавице посватались два брата. Старший был богатым здоровяком, неуклюжий и глупый, а младший – умный и красивый. Девушка полюбила младшего, но боялась рассердить старшего. Она предложила парням бросить по камню и обещала выйти за того, чей камень упадет дальше. Старший брат кинул камень так, что тот упал за 7 верст, и вокруг него обрушилась земля. Красавица, чтобы избавиться от ненавистного брака, бросилась в овраг и, пока не умерла, так горько плакала, что от ее слез образовался источник [62: 131–132].
В легенде, записанной этнографом Е. Р. Романовым в конце XIX в., рассказывается о сватании Степана и Марка к Екатерине. Чтобы легче было отказать нелюбимому Марку, девушка устроила между молодыми людьми состязание: метание огромных камней. И сказала, кто дальше бросит камень, то за того и пойдет замуж. Любимому Степану достался камень величиной со стол, а его сопернику – размером с печь. Бросили юноши камни и пошли смотреть, чей где оказался. Но вышло так, что камень Степана упал ближе, чем Марка. Тогда Екатерина ступила на Степанов камень и сказала: «Чем достаться нелюбимому, пойду лучше людям водой служить!» – бросилась с камня и разлилась водой.
Во втором, также очень архаичном предании, говорится, что однажды лесник Шепит увидел у источника русалку, которая расчесывала длинные волосы. Лесник хотел украсть одежду русалки и схватить ее саму. Но, когда он подкрадывался к ней, то хрустнула ветка. Русалка повернула голову и сказала: «А, Шепит, будет в твой род потопа!» И исчезла. В этот же год дочь лесника утопилась в Соже [49: 173–174].
Три синих колодца находятся на территории Ветковского р-на Гомельской обл. Один из них около д. Казацкие Болсуны. О нем говорили, что когда-то «в Беларуси было море. Потом море ушло, а его остатки существуют в виде источника» [11: 95].
Синий Колодец есть около д. Новое Залядье и Летяхи. Он находится на границе Ветковского р-на Гомельской обл. и Красногорского р-на Брянской обл. России. Около источников проходят церковные службы на Маковей, на Яблочный Спас и на Десятуху (в десятую пятницу после Пасхи) [35: 24–27]. Культовый источник получил свое название из-за необычного синего цвета воды (фото 9). Местные жители рассказывают, что вода источника содержит большое количество серебра. В 1921 году местный храм сгорел, но его не стали восстанавливать, потому что в те времена проводилась жесткая антирелигиозная пропаганда. Тогда верующие местом церковной службы выбрали Синий Колодец. По большим церковным праздникам здесь собиралось много народу. Сюда приезжали из соседних деревень, в том числе и из Казацких Болсунов, Залядья, Будища. В наши дни источнику продолжают поклоняться. Особенно много людей здесь собирается на Яблочный Спас. Сегодня над источником возведен сруб без крыши, а рядом установлены деревянные кресты с иконами [27].
В Брянской обл. России неподалеку от Новозыбкова, в месте отселения Чернобыльской зоны, есть деревня Синий Колодец.
Синие горы
Пока на территории нашего государства зафиксировано две горы под названием Синяя и одна под названием Синец. Одна из синих гор очень велика и находится около одноименной деревни в Воложинском р-не Минской обл. Про гору записано шесть преданий. Рассказывают, что на горе когда-то стоял замок и провалился под землю; на горе раньше был источник; гору назвали Синей потому, что она дымилась и др. [21: 25] (фото 10). Возможно, что действительно в языческие времена здесь пылал негасимый святой огонь. Стоит вспомнить слова из волочебной песни, записанной этнографом А. Е. Богдановичем в конце XIX в. в д. Погорелое Игуменского уезда Минской губ.:
А на тых горах ды ляжаць брусься,Ды ляжаць брусься цесовые;
А на том брусьсі, ды стояць стоўбы,
Ды стояць стоўбы маляваные.
А на тых стоўбах ды вісяць котлы,
Ды вісяць котлы отліваные,
А по-под котламі ды горяць агні,
А гараць агні ясненькіе,
Да ідуць дымкі сіненькіе,
Там сідзяць дзедкі старенкіе... [10: 27–28].
Есть предание, согласно которому такое название горы произошло от того, что весной на ней много синих цветов. Еще говорят, что в этом месте провалился костел, была какая-то святыня. В деревне также рассказывали, будто на самой вершине горы находилась “кругавина”, в середине которой было отверстие. Дети, набрав камешки, бросали их туда. Камешки летели долго-долго и отзывались звонким эхом [4: № 79].
Есть еще Синяя Гора возле д. Волпа Волковысского р-на Гродненской обл. В народе считается, что название происходит от песка синеватого цвета на ее вершине [3: 285]. Около д. Жельцы Полоцкого р-на Витебской обл. находится Гора Синец, а рядом два озера – Синец и Синчек [25: 610–611]. Деревня Синие Горы (Синегоры) есть в Смолевичском р-не Минской обл.
Около местечка Старобин бывшего Слуцкого уезда Минской губернии, в архивных источниках 1882 года, упоминается курганный могильник под названием Синие Горки (ныне г. п. Старобин на территории Солигорского р-на Минской обл.). По легенде, через эту местность проходил какой-то военачальник или князь по имени Синюк и столкнулся здесь с незнакомцами. После битвы появились курганы, которые и прозвали от имени завоевателя – Синими Горками [51: 2].
Что касается соседних стран, то, например, вторая по высоте в д. Черниговка Запорожской обл. Украины (фото 11) 307-метровая Синяя Гора (другое название Такмак-Могила) является останцами гранитов. Приазовского кристаллического массива. Свое название гора получила от голубой дымки над ней, которая окутывает гору даже в хорошую летнюю погоду. Возле горы некогда существовал святой источник под названием Чумацкий (здесь проходил Чумацкий Шлях), а рядом лежал огромный камень со следом Божьей Матери и козьего копытца. Источник и камень были уничтожены во время буровых работ, когда здесь начали добывать гранит [60].
Синяя Гора (Зилайскас) находится в Латвии около г. Валмиера. Синие горы есть в Архангельской обл. и в ряде других мест [52: 612–614].
Интересная Синяя Гора (официальное название Гора-Городище) находится около пос. Алексеева-Городищенского Ростовской обл. Ее высота 100 м, а протяженность 1,5 км. Это каменистое образование, полое внутри и покрытое редкой растительностью (фото 12). Гору в окрестностях считают аномальной из-за нагромождения на ней непривычных по форме каменных блоков и их мегалитических размеров. По преданию, камни на горе «растут», а иногда появляются новые. Еще одно предание утверждает, что около подошвы горы некогда размещалось озеро, на берегах которого жили воинственные люди (здесь находили много стрел и пуль). Третье предание говорит о некогда существующим здесь городе под названием Город Гора, где каменный купол охранял помещения, расположенные внутри. Также будто бы в горе была огромная пещера, а в ней – глубокое озеро. В пещеру и город вели шахты, их в советские времена взорвали. И сейчас никто не может попасть внутрь, где якобы хранятся несметные сокровища [44].
Из микротопонимов, в которых упоминается синий цвет, следует упомянуть еще Синий Лес возле д. Добавичи Ивьевского р-на Гродненской обл. [3: 285] и около д. Королева вблизи Витебска [40: 36]. На территории Беларуси есть много названий различных урочищ и населенных пунктов с основой «синий» (Синск, Синтия, Синякова, Синяки, Синин, Синянка, Синча, Синец, Синазерье, Синичин и др.) Особенно это очевидно по старым спискам [14; 55; 56; 59; 65].
Как видно из приведенного материала, объяснение происхождения названий с основой «синий» неоднозначное. Названия населенных пунктов с такой основой могут быть вторичного происхождения – от фамилий людей, от названий природных объектов или даже от цвета воды (или наличия в ней ионов серебра) или грунта. Также можно предположить, что это вторичное происхождение названий – позднейшее явление в культурном пространстве Беларуси. Потому что значительная часть природных объектов с такими названиями сохранила отголоски сакральности и, скорее всего, очень древнее происхождение. Это можно проследить по легендам, где сюжеты связываются с соревнованиями-противоборствами легендарных героев (Синий Колодец в Славгородском р-не Могилевщины, Синий Камень около Кокощиц в Слонимском р-не Гродненщины, Синие Горки в Солигорском р-не, Голубая группа Балдукских озер), также, где говорится о храме или деревне, провалившихся сквозь землю, и образовавшемся на их месте озере (д. Морино Ивьевского р-на Гродненской обл., г. п. Костюковичи Костюковичского р-на Могилевской обл., д. Погонцы Светлогорского р-на Гомельской обл. и др.) – рисунок 2.
К тому же, реликты поклонения таким природным объектам сохранились до последнего времени. В 1930-е годы на Святого Георгия (Юрья) молодежь собиралась на танцы к Синему Камню около д. Минковичи Стародорожского р-на Минской обл. В настоящее время происходят моления на Синих источниках, их чествование на юго-востоке Беларуси.
Литература
1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова; под ред. Л. А. Чешко. – М.: Русский язык, 1986. – 600 с.
2. Альквист, А. Синие камни, каменные бабы / А. Альквист // Jornal de la sociėtė finno-ougrienre. – 1995. – № 86. – C. 7–32.
3. Анамастычны слоўнік Гродзеншчыны / В. М. Ламака [і інш]; пад рэд. П. У. Сцяцко. – Гродна: ГрДУ, 2005. – Ч. 1: Мікратапонімы. – 347 с.
4. Архіў Этна-гістарычнага цэнтра “Явар”. Справы № 54 (2005), 56 (2005), 79 (2007), 87 (2008), 99 (2009), 103 (2010), 164 (2018).
5. Беларускі фальклор Гродзеншчыны: народны эпас, замовы, варажба. Гродна: ГрДУ, 2007. – 207 с.
6. Беларускія народныя прыкметы і павер’і / Уклад., прадм., пер. і паказ. У. Васілевіч. – Мінск: Маст. літ., 1999. – Кн. 3: Зямная дарога ў вырай. – 653 с.
7. Белова, О. В. Синий цвет / О. В. Белова // Славянские древности. Этнолингвистический словарь; под общ. ред. Н. И. Толстого. – М.: Международные отношения, 2009. – Т. 4. – С. 640–641.
8. Белова, О. В. Цвет / О. В. Белова // Славянские древности. Этнолингвистический словарь; под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения. 2012. – Т. 5. – С. 474–476.
9. Бердников, В. Синий камень Плещеева озера / В. Бердников // Наука и жизнь. – 1985. – № 1. – С. 134–139.
10. Богданович, А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Этнографический очерк / А. Е. Богданович – Гродно: Гродненская Губернская типография, 1895. – 186 с.
11. Бруевич, Н. И. Радимичи: мировоззрение наших предков: материал комплексного исследования. – [Б/м]: Издательские решения, 2016. – 532 c.
12. Вяргеенка, С. На моры-акіяне, на востраве Буяне... (лекавыя замовы Гомельшчыны) / С. Вяргеенка. – Гомель: УА ГДУ імя Ф. Скарыны, 2009. – 215 с.
13. Гапоненка, І. Беларуская каляровая тапанімія (на фоне сусвета) / І. Гапоненка // Роднае слова. –2018. – № 5. – С. 30–33.
14. Гошкевич, И. И. Виленская губерния. Полный список населенных мест со статистическими данными о каждом поселении / И. И. Гошкевич. – Вильна: Губернская тип., 1905. – 341 с.
15. Губина, В. В. Предания старины глубокой (легенды о белорусских храмах) / В. В. Губина // Исторический поиск Беларуси. – Мінск: Экономпресс, 2006. – С. 175–181.
16. Демидович, П. П. Из области верований и сказаний белорусов / П. П. Демидович // Этнографическое обозрение. – 1896. – № 2–3. – С. 107–145.
17. Дралюк, В. Оживление «мёртвой воды» / В. Дралюк // Советская Белоруссия. – 2005. – № 147. – С. 6.
18. Дубов, И. В. Культовый «Синий камень» из Клещина / И. В. Дубов // Язычество восточных славян: сб. науч. трудов / Гос. музей этнографии народов СССР [Редкол.: И. В. Дубов (отв. ред) и др.]. – Л.: ГМЭ, 1990. – С. 27–36.
19. Дубов, И. В. Культовый «Синий камень» из Клещина / И. В. Дубов // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: материалы темат. научн. конф. (СПб., 14–17 ноября, 2000 г.). – СПб.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 2000. – С. 100–106.
20. Жывая спадчына Беларусі. Інвентар нематэрыяльнай культурнай спадчыны Беларусі: каталог. – Мінск: Інбелкульт, 2014. – 163 с.
21. Зайкоўскі, Э. Помнікі роднага краю / Э. Зайкоўскі // Працоўная слава (Валожын). – 1982. – № 25. – С. 4.
22. Зайцев, А. Камни – знаки границ на Вилейщине / А. Зайцев // Запісы Таварыства аматараў беларускай гісторыі імя Вацлава Ластоўскага. – Рыга: Інстытут беларускай гісторыі і культуры, 2015. – Вып. V. – С. 52–57.
23. Замена имений Дречих – Лук и Верховья, принадлежавших князю Друцкому-Соколинскому, на имение Соколинское, принадлежавшее Льву Сапеге, с ограничением того и другого. 1592 г. // Акты, издаваемые Виленской археографическою комиссиею. – Вильна, 1874. – Т. 7. – С. 451–458.
24. Замовы / уклад., сістэм. тэкстаў, уступ. арт. i камент. Г. А. Барташэвіч; рэдкал.: А. С. Фядосік (гал. рэд.) i інш. – Мінск: Навука i тэхніка, 1992. – 597 с.
25. Иванов-Смоленский, В. Г. Все озера Беларуси: cправочник / В. Г. Иванов-Смоленский; фото: С. М. Плыткевич. – Минск: РНФТУР Принт, 2013. – 752 с.
26. Иванова, А. А. Микротопонимия Мозырского Полесья: монография / А. А. Иванова. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2007. – 220 с.
27. Источник «Синий колодец», село Летяхи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svyato.info/8131-rodnik-svyatoy-istochnik-siniy-kolodec.html. – Дата доступа: 14.05.2012.
28. Кисловский, А. Местечко Костюковичи Климовицкого уезда / А. Кисловский // Описание рукописей ученого архива Императорского Русского географического общества; сост. Д. К. Зеленин. – Петроград: Типография А. А. Орлова, 1915. – Вып. 2. – С. 702–705.
29. Клеванец, Ю. В. Топонимы с мистическим смыслом / Ю. В. Клеванец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.knigi-x.ru/23istoriya/632346-1-yuv-klevanec-osipovichi-voronenko-osipovichi-toponimi-misticheskim-smislom-osipovichskom-rayone-iz-knigi-stranici.php. – Дата доступа: 07.02.2018.
30. Клімковіч, І. Травіца Брат-Сястрыца / І. Клімковіч // Маладосць. – 2012. – № 7. – С. 111–116.
31. Клімковіч, І. Цуд на крыніцы / І. Клімковіч // Літаратура і мастацтва. – 2005. – № 39. – С. 5.
32. Криничная, Н. А. На Синем камне: мифологические рассказы и поверья о духе – “хозяине воды” / Н. А. Криничная. – Петрозаводск: КНЦ РАН, 1994. – 58 с.
33. Легенды і паданні / Склад. М. Я. Грынблат, А. І. Гурскі; рэдкалегія В. К. Бандарчык і інш.; рэд. тома А. С. Фядосік. – Мінск: Навука і тэхніка, 1983. – 542 с.
34. Лемцюгова, В. П. Тапонімы распавядаюць: навукова-папулярныя эцюды / В. П. Лемцюгова. – Мінск: “Литература и искусство”, 2008. – 413 с.
35. Лопатин, Г. И. Почитаемые источники в Ветковском районе Гомельской области / Г. И. Лопатин // Живая старина. – 2015. – № 3 (87). – С. 24–27.
36. Муллонен, И. И., Топонимы как маркеры культурного ландшафта Заонежья / Т. И. Муллонен, Е. В. Лялля // Сельская Русь в IX–XIV веках. – М.: Наука, 2008. – С. 373–379.
37. Народная міфалогія Гомельшчыны: фальклорна-этнаграфічны зборнік. – Мінск: ЛМФ “Нёман”, 2003. – 319 с.
38. Оглобин, Н. Н. Объяснительная записка к карте Полоцкого повета во 2-ой половине XVI-го века / Н. Н. Оглобин // Сборник археологического института; под ред. Н. В. Калачева. – СПб: Тип. Правительствующего сената, 1880. – Кн. 3–4. – Отд. 2. – С. 3–75.
39. Озера вблизи Правдинска и разливы озера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravdinsky.info/ozera-pravdinsk-razlivy-ozera/. – Дата доступа: 15.02.2018.
40. Пивовар, Н. В. Туристско-краеведческие походы и экскурсии в окрестностях Витебска / Н. В. Пивовар. – Витебск, 2002. – 116 с.
41. Покровский, Ф. В. Археологическая карта Гродненской губернии. / Ф. В. Покровский. – Вильна: Тип. А. Г. Сыркина, 1895. – 165 с.
42. Прач, С. Н. Таямнічае возера / С. Н. Прач // Памяць. Светлагорскі р-н (гісторыка-дакументальная хроніка). – Мінск: Беларусь, 2003. – Кн. 2. – С. 680–681.
43. Природа Беларуси: энциклопедия; редколлегия Т. В. Белова и др. – Мінск: Беларус. энцыклапед., 2010. – Т. 2: Климат и вода. – 503 с.
44. Путешествие в аномальную зону «Синяя Гора» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helionews.ru/22316-puteshestvie-v-anomalnuu-zonu-sinyaya-gora.html. – Дата доступа: 10.01.2018.
45. Пятрэнка, Н. Святкаванне Вялікадня ў вёсках Вялікі Малешаў і Альгомель Столінскага района Брэсцкай вобласці / Н. Пятрэнка // Фалькларыстычныя даследаванні. Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі. Зб. навуковых артыкулаў; пад навук. рэд. Р. М. Кавалёвай. – Мінск: Права і эканоміка, 2004. – Вып. 11. – С. 128–132.
46. Раденкович, Л. Символика цвета в славянских заговорах / Л. Раденкович // Славянский и балканский фальклор: реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы: сб. статей; отв. ред. Н. Толстой. – М.: Наука, 1989. – С. 122–148.
47. Рапановіч, Я. Н. Слоўнік назваў населеных пунктаў Гродзенскай вобласці / Рэд. П. П. Шуба. – Мінск: Навука і тэхніка, 1982. – 319 с.
48. Романов, Е. Р. Материалы по исторической топографии Витебской губернии. Уезд Велижский / Е. Р. Романов. – Могилев, 1898. – 248 с.
49. Романов, Е. Р. Белорусский сборник / Е. Р. Романов. – Витебск: Тип. Г. А. Малкина, 1891. – Вып. 4: Сказки космогонические и культурные. – 220 с.
50. Сапунов, А. П. Памятники времен древних и новейших в Витебской губернии / А. П. Сапунов. – Витебск: Типо-Литография бр. Г. и П. Подземских, 1903. – 96 с.
51. Сведения о памятниках старины // Сведения о старинных памятниках на землях землевладельцев и крестьян-собственников, расположенных в районе Старобинской волости Слуцкого уезда Минской губернии. Нацыянальны гістарычны архіў Беларусі. – Фонд 295. – Вып. 1. – Спр. 3823 б. – Л. 2.
52. Семенов-Тян-Шанский, П. П. Географическо-статистический словарь Российской империи / П. П. Семенов-Тян-Шанский. – СПб.: Тип. В. Безобразова, 1873. – Т. 4. – 867 с.
53. Сементовский, А. М. Белорусские древности: сведения о памятниках старины. – СПб.: Тип. Н. Стефанова, 1890. – Т. 1. – 136 с.
54. Смолицкая, Г. П. Гидронимия бассейна Оки (список рек и озер) / Г. П. Смолицкая. – М.: Наука, 1976. – 403 с.
55. Список населенных мест Витебской губернии. – Витебск: Губернская типография, 1906. – 450 с.
56. Список населенных мест Могилевский губернии. – Могилев. Губернская типография, 1910. – 250 с.
57. Справаздача аб навукова-даследчай працы “Культавыя камяні Беларусі”. Праект № Г 19-028 (кіраўнік праекта к. геагр. н. А. К. Карабанаў ад 18.12.1992 г.). – Мінск, 1995. – Т. 2. Базісная картатэка культавых валуноў. – Л. «Бярэзна».
58. У абдымкі да зялёнавалосай русалкі, альбо 5 колераў беларускіх азёраў. [Электронны рэсурс]. – Рэжым доступа: http://budzma.by/news/u-abdymki-da-zyalyonavalosay-rusalki-albo-5-kolyeraw-byelaruskikh-azyoraw.html. – Дата доступу: 15.09.2016.
59. Указатель населенным местам Гродненской губернии, с относящимися к ним необходимыми сведениями. – Гродна: Губернская типография, 1905. – 180 с.
60. Шака, В. Легенды Синей Горы / В. Шака [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zurnalist.io.ua/s1197928/legendy_siney_gory. – Дата доступа: 10.05.2015.
61. Швед, І. Сіні / І. Швед, Л. Дучыц // Міфалогія беларусаў. Энцыклапедычны слоўнік. – Мінск: Беларусь, 2011. – С. 442–443.
62. Шишкина, О. Заметки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 г. / О. Шишкина. – СПб.: Тип. 2-го отд. соб. е. и. в. канцелярии, 1848. – Ч. 1. – 303 с.
63. Шорин, М. В. Культовые камни Приильменья (по материалам Новгородской области) / М. В. Шорин // Археологический вестник. – 1998. – № 5. – С. 216–227.
64. Якубенока, Л. То ли камень, то ли дом – несколько сюжетов преданий балтов и славян, связанных с объектами ландшафта / Л. Якубенока // Таинственная Беларусь-II. Материалы конференции (г. Минск, 16 января 2016 г.). – Минск: Регистр, 2016. – С. 44–66.
65. Ярмолович, В. С. Список населенных мест Минской губернии / В. С. Ярмолович. – Минск: Изд. Минского губернского статистического комитета, 1909. – 231 с.
66. Urtans, J. Pēdakmeni, robežakmeni, muldakmeni / J. Urtans. – Riga. “Avots”, 1990. – 93 lpp.
Доклад был прочитан 2 февраля 2019 года на конференции «Таинственная Беларусь».