Экспедиции в Столбцовский р-н
Столбцовский р-н уже привлекал наше внимание несколько лет назад в связи с поисками крупного метеорита в Хотовском сельсовете. Однако в этом году целью очередных двух поездок по району стал сбор быличек о сверхъестественном и осмотр нескольких интересующих нас объектов иного порядка.
Первая разведпоездка прошла 18 августа. Были посещены деревни Сула, Трилес, Нивы, Рубежевичи, Камейши и их окрестности. Основной задачей поездки была проверка камней, свезенных в «парк-музей» из д. Сула на наличие на них лунок. Таких камней в Беларуси известно на сегодняшний день чуть более 70. Уже несколько лет мы совместно с краеведами открываем новые лунковые камни (по несколько в год) и активно участвуем в разработке гипотез об их предназначении.
О том, что несколько крупных камней в Суле могли быть с рукотворными углублениями, в «Уфоком» сообщили сотрудники Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. К сожалению, эти данные не получили подтверждения – все осмотренные нами валуны не подпадали под эту категорию. Кроме концентрации валунов в Суле, где из них даже сложили «дольмены» и «кромлехи» для развлечения туристов, мы посетили и крупное скопление камней в пос. Рубежевичи. Как рассказали нам местные жители, какое-то время назад пришел «приказ» перевезти к местному костелу по одному крупному камню от большинства населенных пунктов района. Вполне вероятно, что среди перемещенных камней были и почитаемые в прошлом экземпляры, но неясно, озаботился ли кто-то фиксацией этих преданий для потомков...
Известно, что «суеверные пережитки» в районе пытались неоднократно искоренить еще в годы советской власти. Так, на одном из специально организованных вечеров под названием «Чудес на свете не бывает», прошедшем в Столбцовском р-не в начале 60-х годов, «с интересом слушали колхозники о «чудесах» обновления икон, «святой воды», о блуждающих огнях на могилах» [2]. Если и дали такие «вечера» результат, то совсем незначительный, ведь все эти и многие другие истории до сих пор может рассказать почти любой здешний житель, даже матерый атеист в прошлом.
Интересно, что несколько приходов Столбцовского р-на, затронутых обновлениями, упоминались в докладах уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви в начале 1950-х годов (Говезнянский и Старо-Сверженьский приходы) [1]. Однако эти населенные пункты находились на юге района (на границе с Несвижским, Копыльским и Узденским районами), а на севере района таких случаев, относящихся к волне 1946 – 1950-х годов, нами до этого отмечено не было. Забегая вперед скажем, что во второй поездке удалось выявить целый куст деревень (Великие Новики, Тоново и Русаки) в которых произошло до 10 случаев обновлений. Однако в разведпоездке 18 августа мы зафиксировали лишь один случай «чуда», но он оказался уникален по-своему. В 1978–1980 годах обновилась икона в д. Трилес Столбцовского р-на. Это сообщение информантов приоткрыло перед нами новую страницу вероятной волны начала 1980-х годов, о которой пока очень мало достоверных сведений. Кроме того, это свидетельствует о том, что эта возможная волна распространилась не только на Полесье и белорусско-литовском пограничье (так как было известно всего два таких эпизода за этот временной период), но и в центральных районах республики.
Хотелось бы остановиться на еще одном заинтересовавшем нас случае, произошедшем в начале 1980-х годов в д. Трилес. Очевидец единственный раз в жизни наблюдала «падение солнца» с яркой вспышкой, осветившей все вокруг: «Вы знаете что, я не могу объяснить, что это было, но такое как солнце упало пад акном. Так была ярка гарэла, но оно горело совершенно несколько минут, потом – опа – и исчезло». Интересно, что единственное место в стране, где нами фиксировалась информация о падении «второго солнца», находилось также в Столбцовском р-не, и в этом случае это было описание падения крупного метеорита. Однако датирована та история была концом XIX века.
Таким образом, после первой разведпоездки на нашу «карту сверхъестественного» были нанесены новые случаи обновления икон, огненных столбов на кладбищах, появления шаровой молнии, рассказы о необычных сновидениях, ясновидящих, «вспышках в небе» и т. п.
Вторая разведпоездка состоялась 26 августа, в ходе которой были посещены деревни Новики, Тоново, Русаки, Левковщина. Правда, изначальная программа поездки предусматривала несколько больший охват населенных пунктов, но имеющегося в распоряжении времени хватило только на часть из них. Объем, характер и тематика сведений, зафиксированных здесь, были впечатляющими и стоили того, чтобы уделить им больше внимания.
Основной темой данной поездки были архаические формы надгробных памятников, которые упоминались применительно к данной местности в одной польскоязычной публикации 1929 года, освещавшей собранные в 1910-1912 годах этнографические материалы. В частности, в ней упоминались отесанные колоды и сооружения типа «хатка» на могилах кладбищ в Русаках и Рубежевичах [3]. В рамках темы полесских нарубов упоминание о существовании схожей традиции вдали от основного ареала ее бытования и в местности с преобладающим католическим населением не могло не заинтересовать. Хоть уже в то время отмечалось угасание традиции и констатировался факт наличия искомых деревянных надгробных сооружений лишь на старых частях некрополей, некоторая надежда обнаружить хоть какие-то их остатки на кладбищах в сельской глубинке все же оставалась. Однако, эта надежда не оправдалась. Более того, опрошенные старожилы ничего не смогли вспомнить по этому поводу. Очевидно, традиция здесь окончательно угасла в межвоенный период.
Тем не менее, по другим направлениям повезло гораздо больше. Как уже упоминалось выше, здесь были записаны новые сообщения-воспоминания об обновлениях икон в этой местности. Помимо сопутствующего фольклорно-этнографического материала, касающегося народных традиций и обрядов, можно отметить предание о большом камне-валуне, который в давние времена (как рассказывали деды-прадеды) в одну ночь неожиданно появился у дороги возле хуторов д. Тоново. Говорят, наверное, «черт принес». Легенды о камнях, которые переносил черт, но не успел сделать это до утра (или до пения петухов) и был вынужден бросить, известны на территории Беларуси. Здесь, очевидно, мы имеем дело с одной из них, но конкретно данное предание представляет отдельный интерес в связи с расположенной неподалеку хотовской астроблемой. К сожалению, камень не сохранился до наших дней, он куда-то исчез предположительно в советский период.
Не обошлось и без историй уфологического характера. Один из опрошенных информантов поделился своей довольно нестандартной загадочной историей, которую довольно сложно классифицировать (что-то промежуточное между близкими контактами 3-го рода и bedroom visitors). Произошла она примерно в 1988 году с 50-летней на тот момент женщиной. Ночью перед сном внутри спальни над ее кроватью материализовалась часть «летающей тарелки», внутри которой были видны два бородатых человека. В состоянии страха и потрясения всю оставшуюся ночь женщина провела, накрывшись с головой одеялом, боясь из-под него выглянуть. Спустя три-четыре дня также ночью возле ее кровати появилась женская фигура, которую информант отождествил с Божьей Матерью (такая же, как на иконке), произнесшая слова: «Не бойся, все будет хорошо». Очевидно, что здесь нет оснований рассуждать о реальности описанных событий. Скорее всего, этот случай можно отнести к визионерскому опыту на уфологическо-религиозную тему. Но от этого он не становится менее интересным.
Наибольшее впечатление произвело относительно свежее чрезвычайное происшествие с участием шаровой молнии в д. Русаки. О том, что шаровая молния сожгла там дом, нам сообщили еще в д. Тоново. На месте нам удалось разыскать не только пострадавшее строение, но и информантов, охотно поделившимися всеми подробностями случившегося несчастья. Произошло это 16 июля сего года, ближе к полуночи, во время начинавшейся грозы. В тот вечер очевидец из соседней деревни Левковщина, которого нам также удалось разыскать и опросить, увидел в направлении означенного дома зависшее в ночном небе «второе солнце», оранжевый шар, а потом все полыхнуло... Пожар был страшный, начавшийся после этого сильный ливень не смог побороть огонь. Взорвавшиеся позже газовые баллоны усугубили ситуацию. Благо, что на тот момент в доме уже никто не жил. Прибывший пожарный расчет с пожаром справился, но от дома осталась лишь сильно обгоревшая коробка. Что интересно, появление шаровой молнии здесь отмечается не впервые. Всего, вместе с данным событием, наши информанты припомнили четыре случая.
Ну и напоследок хотелось бы упомянуть про зафиксированную нами историю про «ходячих покойников». Историю относительно свежую и связанную с конкретными людьми, чьи могилы нам удалось отыскать на местном кладбище и чьи дети до сих пор живут в Минске. Связана она с несчастной судьбой некой Ванды, которая пристрастилась к алкоголю и в свои 66 лет решила покончить жизнь самоубийством, бросившись в один из деревенских колодцев. После этого ее муж сильно изменился, стал нелюдим, много болел и спустя несколько месяцев отправился на тот свет вслед за женой. Практически вся деревня при этом знала, что покойница-Ванда после своей смерти продолжала «ходить» в свой дом к мужу. Насколько эта часть истории правдива, вероятно, можно узнать только от их детей, которые, по словам сельчан, якобы также рассказывали о «хождениях» своей покойной матери. Нам лишь удалось точно датировать эти события, имевшие место в конце 2004-го – начале 2005-го годов.
Обе поездки в Столбцовский район показали, что в этих местах все еще можно собирать интересный фольклорно-этнографический материал и фиксировать интересные случаи по теме малоизученных и аномальных явлений, а некоторые, казалось бы, сугубо мифологические мотивы даже становятся реалиями наших дней.
Литература
- ЗГАБ. Ф. 477. Оп. 1. Д. 10. Л. 1–2.
- Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков / Акад. наук БССР, Ин-т философии и права. – Минск: Наука и техника, 1965. – 194 c.
- Sawicki, L. Notatki krajoznawcze z terenu obecnej Nowogródczyzny / L. Sawicki // Ziemia. – 1929. – № 21. – S. 370–375.