Найдутся, видимо, такие, кто сведет всю эту тему до интрижки инкуба, действия которого сродни проделкам "шумного духа". Но для этого у нас нет оснований, принимая во внимание свидетельства о несвойственном для средневековых демонов в мужском обличье галантном поведении. Да и что тут говорить об инкубах, "золотых дождях" из греческой мифологии, когда выдумщики таких историй у нас, в России давно выведены на чистую воду. Кто они? Императрица Екатерина II считала, что в ее "золотой век" ради спасения собственной репутации некоторые женщины говорили мужьям, что волшебством попорчены, точно так же, "как в древние времена беременные девки клепали на Марса, Геркулеса и прочих".
Но все-таки, если серьезно, стоит ли к полтергейсту примешивать любовь? И есть ли критерии, согласно которым они могут стоять на одной доске?
Думается, антиномия - постоянный спутник аномальных явлений - здесь налицо. Именно так: любовь - она круглая и одновременно квадратная, она и черная, и одновременно белая. И кто сказал, что загадка любви разрешена? Ведь ясно, что это - не слияние двух клеток, не инстинкт продолжения рода, не фрейдовское преследование самки самцом с целью совокупления, не химическая реакция, не гравитация, не масса других биологических и физических предположений и выводов. Но как она возникает? До сих пор этот толстый вопросительный знак мучит мир. И не стоит ли взглянуть на любовь еще сквозь призму аномальных явлений? Почему бы любовью не назвать слияние, к примеру, двух лептонных информационно-энергетических двойников в тонком мире перед тем, как стрела Амура пронзит два влюбленных сердца, лишь потом включается чисто человеческий опыт пристального отбора партнера по самым различным критериям. Может быть, действительно эта любовь зарождается в том тонком мире, который обладает совершенно удивительными свойствами, проявляемыми "шумным духом"?
Конечно, пока не существует сверхчувствительной аппаратуры, которая в состоянии регистрировать первородные "лептонные свадьбы" наших невидимых чувств. Любовь - самое сильное из всех человеческих чувств, которому подвластны и воображение с могуществом подчинять, и внутренняя энергия, и само бренное тело с его когерентным излучением, способным создавать движущиеся образы - голограммы, которые можно принять за привидения. Любовь заставляет узнать Все о транспорте в Праге с единственной целью – ублажить любимую. И если человек способен мысленно материализовать свои мысли, идеи и намерения, он наверняка большего добьется в этой области, если научится подпитывать себя неограниченно мощным потенциалом - энергией любви. А вдруг именно такая энергия потребуется человеку, чтобы стать бессмертным. Недаром сказано в Священном Писании: "Любовь сильнее даже смерти". И не сгустки ли этой энергии ведут по жизни гумилевских пассионариев, своей деятельностью иллюстрирующих "органическую способность к сверхнапряжению"?
И что действительно потрясает, так это, то, что казалось бы обычные фильмы решают не "узкие" аномальные вопросы, а философские, морально-этические, психологические, социальные проблемы, от которых во многом зависит жизнеспособность общества. Из таких лент (к примеру, "Полтергейст" и др.) наибольшее впечатление своим профессиональным соединением с большим тактом и чувством меры широких знаний аномальной проблематики с художественным вымыслом на меня произвела картина режиссера Дж. Цукера по сценарию Б. Дж. Рубина "Привидение". Такие сверхъестественные способности и действия "потусторонних" сил, как феномен предзнания, выделение духовного двойника, вызывание духов умерших, полтергейст и некоторые другие здесь пронизаны и соединены любовью, т. е. представлены как производное души человеческой. Этот фильм "раскручен" из эпизода с фотографией, упавшей в момент, когда приятель погибшего пытается поцеловать его невесту. Как оказался на полу снимок? Его сбил духовный двойник ушедшего в мир иной. Сценарист восстанавливает все то, что было до этого момента и после.
Сэма Уита, служащего фирмы (его играет звезда американского экрана Патрик Суэйзи) и художницу Молли Дженсен (актриса Деми Мур) связывает любовь. Не будем останавливаться на трактовке всех аномалий в фильме. Обратимся сразу к полтергейсту. К этому времени в картине, заметим, действует уже не сам Сэм, который трагически погибает, а его духовный двойник.
Какова механика полтергейста? Из ниже приводимого диалога она станет ясна?
- Ну, что ты делаешь? - обращается дух подземки к стоящему на коленках "Сэму", который пальцем пытается сдвинуть бутылочную пробку. - Ну, что ты, черт возьми, делаешь? Пытаешься сдвинуть пальцем, не получится, не сдвинешь, ты же мертвый!.. Теперь у тебя все это в мозгу, в голове, в мыслях. Загвоздка в том, что ты считаешь, что до сих пор существуешь, ты думаешь, что ты одет в одежду, что ты стоишь на карачках на полу? Чушь собачья! У тебя больше нет никакого тела, сынок, все теперь у тебя здесь, в мыслях! Если хочешь что-либо сделать, то двигай мыслями! Ты должен сосредоточиться, понял?
- Нужно собрать воедино все свои чувства, весь свой гнев, всю свою любовь, всю ненависть, и запихнуть это вот сюда вниз, в глубину живота, а потом выбросить, чтобы взорвалось все, как атомный реактор...
После нескольких упражнений Сэм сдвинул пробку, потом зафутболил банку из-под кока-колы... Одним словом, он научился тому, что называется, "самопроизвольным" передвижением предметов, ради того, чтобы отвести угрозу, нависшую над жизнью Молли. Он собрал в душе всю любовь к ней и сделал то, ради чего задержался в нашем мире, перед тем как слиться с белым лучом.
Таким лирическим образом в этом фильме была дана разгадка природе "шумного духа". Если для физиков и химиков версия прозвучала неубедительно, зато в художественном плане все выдержано безупречно. Фильм пронизан любовью, он о том, что мир един, и все мы с нашими чувствами, мыслями и сверхъестественными странностями связаны между собой и судьбой...
P.S. Современная история с упавшим снимком, оэкраненная Дж. Цукером, - одна из первых, которая разительным образом отличается от свидетельств подобного рода, известных уже 100, 200 или 300 лет. Наверное, их должно быть больше.
Сергей Кондаков
30.07.2013