Интерес к аномальным явлениям - конструктивный и негативный, исследовательский и обывательский - ныне достаточно велик. Впрочем, кажется, уже можно говорить, что он миновал свой пик. Об этом говорит, во-первых, то, что тема перестала, благодаря демократии, перестройке, гласности и плюрализму быть запретной. А незапретный плод, как известно, уже не столь сладок...
Во-вторых, есть заметное снижение интереса к лекциям "аномальной" тематики. Осенью 1989 года они собирали полные залы, аншлаг - дело невиданное для лекции. Сейчас - не то, увы. Есть интерес, есть. Но существенно слабеет.
Для того, чтобы спрогнозировать (только лодыри в наши дни не занимаются прогностикой), что будет дальше - вспомним, что было в прошлом. Оказывается, что в нашей стране интерес к аномальным явлениям был значителен в середине семидесятых годов, одновременно с увеличением внимания к экологии окружающей среды. А до этого - сразу после хрущевской "оттепели" - в конце пятидесятых - начале шестидесятых. Еще раньше (за границей) - в конце сороковых. Если экстраполировать тенденцию - получится, что уфологический интерес вновь возрастет в первые годы третьего тысячелетия (если, конечно, цивилизованное человечество доживет, если не самоуничтожится...).
Возникает вопрос: в чем причина такого "колебательного процесса"? Почему интерес к аномальным явлениям подчиняется "закону маятника"?
Причин, как водится, много. Но одной из наиболее существенных является причина, тесно связанная с особенностями познания аномальных явлений в наше время. Причина гносеологическая.
Если проанализировать, с помощью каких гипотез, моделей объяснялись и объясняются аномальные явления, то можно нарисовать целый их спектр. На одном из полюсов этого спектра мнений - трактовка аномальных явлений как мистификаций, фальсификаций, шарлатанства и т.п., а в лучшем случае - как добросовестного заблуждения. Честно говоря, все точки данного полюса спектра действительно имели и имеют место. Часть фотографий аномальных явлений оказываются снимками хирургической бестеневой люстры. Часть - фотографии всяких настоящих шариков хлеба на фоне настоящих же облаков. Либо наблюдения запуска космической техники - сугубо земных ракет с земных же космодромов. Наконец, за "неопознанные летающие объекты" принимают то метеорологический шар-зонд, то облако нетипичной формы, то "королеву НЛО" - Венеру.
На другом полюсе спектра - попытки объяснить аномальные явления как появление инопланетных и даже инозвездных космонавтов вместе с их летательными аппаратами. Либо как визит гостей из параллельного мира. Либо как представителей параллельной земной же цивилизации - подводной, подземной, наземной и проч. как в привычной вещественной форме, так и в форме специфического поля.
Итак, спектр гипотез налицо. Притом на уровне донаучном. Но возможности обыденного, донаучного уровня, к сожалению, весьма скромны. Сколь-нибудь существенных результатов можно добиться только привлекая науку - ученых, аппаратуру, серьезно изучая богатые аномальными явлениями места и зоны.
Наука же XX века аномальные явления "в упор не видит". Причина отнюдь не в зловредности конкретных ученых. Или, скажем, в тоталитаризме и засекреченности аномальной проблематики. Все проще. Нет для аномальных явлений даже самой захудалой "гносеологической ниши" на пышном древе науки. Поэтому наука просто-напросто игнорирует проблему аномальных явлений. Она их не изучает. И советская, и немецкая, и французская. Специалист по науковедению сказал бы, что аномальные явления не укладываются в парадигму современной науки. Подобные донаучные факты для стандартного ученого представляются выходящими за рамки признанных наукой XX века типов изменений, движений, пространственных и временных (темпоральных) форм. Поэтому ученые как носители определенной парадигмы проходят мимо аномальных явлений, мимо их исследователей-энтузиастов "из простого народа".
История эта старая. Ученые считают своим долгом подчеркнуть, что здоровый консерватизм - отличительная черта евроцентристской науки. Так, двести лет назад наука относила к чертовщине и мракобесию метеориты, а тех, кто наблюдал их падение - именовала шарлатанами, если не хуже. Сто лет назад наука отказалась рассматривать проекты вечных двигателей. И посейчас не рассматривает. По той же причине, что и метеориты: этого не может быть!
Ныне же "не может быть" аномальных явлений. Поэтому наука на них - ноль внимания.
Таким образом, энтузиасты изучения аномальных явлений, представители прессы, порой не без риска для своей репутации обнародующие аномальные факты и т.п. - оказываются в положении тех, кому фактически "перекрыт кислород". Приборов нет, денег на экспедиции нет, времени, кроме оторванного от отпуска и семьи - тоже нет. Хорошо, что хоть цензуры нет. Поэтому исследования силами энтузиастов доходят лишь до рамок сбора информации и ее "складирования". Потом достаточно быстро наступает пресыщение этой информацией. Оно не может не наступить. Ну, представьте, изо дня в день к вам поступают данные типа: "Прилетела откуда-то тарелка. Испустила два каких-то луча - один зеленый, другой красный. Потом куда-то улетела".
Рано или поздно надоедает собирать эту информацию. Рано или поздно надоедает слушателям лекций однообразный перечень наблюдений. Журналистам надоедает писать об одном и том же, и на одном и том же уровне. А читателям - читать.
Итак: наблюдения есть, а экспериментальных данных - ни глубоких, ни хоть каких-нибудь - нет. Гипотез - уйма, а серьезных теорий - нет. Потому что нечего обобщать. Уровень-то донаучный! Интерес падает. До некоторого минимума. Лет на пять - семь. Потом начинается новый подъем интереса к аномальным явлениям. Начинается новый, приблизительно такой же - 12-15-летний цикл активности уфологов.
Окончательный вывод: пока современная евроцентристская наука будет твердо стоять на устоях тех ценностей, которых она придерживается; пока наука будет пребывать в рамках современной парадигмы и т.п. - уфологам "ловить нечего".
Впрочем, давайте дождемся начала третьего тысячелетия. Авось, перестройка заменит господствующие еврочеловеческие ценности на подлинно общечеловеческие и восторжествует не только у нас, но и во всем мире. И вдруг в новых - рыночных - научных структурах, которые будут воздвигнуты на месте нынешних, да найдется место и для уфологии - не как для Золушки, а как для нормальной добропорядочной гостьи научного бала. В бальном платье при карете. И реальных видах на замок с принцем.
Владимир Уфимцeв
26.07.2013