В религиозных и эзотерических реальностях по самому их смыслу происходят сверхъестественные, трансцендентальные события, которые человек не может наблюдать в обычной жизни, но которые для эзотерического сознания абсолютно реальны. Бог, Нирвана, Духовный мир, Реальность (Кришнамурти), Луч творения (Гурджиева) - все подобные реальности непосредственны, реальны для религиозного человека или эзотерика. Как можно удостовериться в их истинности? Никак. Будда на подобные вопросы не отвечал и правильно делал. Эзотерическая или религиозная реальность нельзя ввести, показать, дать почувствовать другому. Она есть или ее нет. Это фундаментальный факт, из него нужно исходить. И все же кое-что об эзотерической реальности можно сказать. Можно предположить, что она является внутренней высшей реальностью сознания религиозной и эзотерической личности (как у Будды, Шри Ауробиндо, Штейнера, Кришнамурти и некоторых других). Когда мы говорим "внутренняя", то хотим подчеркнуть только один момент: несовпадение эзотерической реальности с самым бытием, которое есть вещь в себе; как таковому, сознанию бытие никогда не дано (а лишь в той или иной объективации, обусловленности).
В эзотерическом мире, описанном Карлосом Кастанедой в "Доне Хуане", сам Кастанеда вначале думает, что представший перед ним мир вызван "нарушенным восприятием" подобно тому, как мираж в пустыне вызван лучами, идущими от облаков. Но похоже, что для его учителя, Дон Хуана реально то, что есть в его сознании, что он видит и чувствует. Для него, вероятно, нет нашего деления на объективную реальность и субъективные представления. Реально все то, в чем человек живет, что он сознает (кстати, анимистическое сознание устроено точно так же). В то же время ясно, что тело человека, летящего как птица в эзотерическом мире, лежит неподвижно на земле. Это видит сам Карлос Кастанеда, наблюдая за другими учениками, и убеждается в этом по их рассказам о самом себе, когда летал он. Но может быть летает не физическое тело, а, скажем, астральное или что-то еще? Кроме того, в третьем и четвертом томе и Дон Хуан, и его друг маг Дон Хенаро, и даже в конце концов сам Карлос Кастанеда наяву делают вещи, действительно невозможные для обычных людей - прыгают на деревья, скалы и в пропасти, видят сквозь обычный мир эзотерический и т. п.
Что же собой представляет эзотерическая реальность, в чем ее смысл? Одним из ответов может быть таким: Карлос Кастанеда и Дон Хуан "летят в самих себя", то есть мир, который они наблюдают, абсолютно реален для их сознания (а для других может не существовать вообще). Второй вопрос: предположим, что мир, который наблюдает Карлос Кастанеда, есть на самом деле, что на самом деле существуют олли, Мескалито, волшебная сила и дух, ведьма Каталина, волшебный олень или койот. Сложность, однако, в том, что удостовериться в истинности или ложности этого мира невозможно никаким способом. Или человек входит в эзотерический мир, и тогда он для него безусловно есть, или не входит, тогда он не может сказать ничего. Эзотерический мир не эфир, с ним нельзя провести решающий эксперимент, по поводу него нет теории, да и непонятно, в каком пространстве он локализуется.
Но если это так, то получается, что нет одной реальности и нет одной истины. Реальностей столько, сколько разных форм жизни, разных форм духа. Впрочем, вероятно, нужно различать две действительности. Одна - общая для всех (ее можно назвать "социальной"), обусловленная экономикой, производством, социальными системами, то есть реальным взаимодействием людей, их взаимозависимостью друг от друга и от условий жизни на земле. Другая (назовем ее "витальной") - для каждого своя, обусловленная его индивидуальной культурой, его опытом жизни, его формой бытия. Хотя каждый человек принадлежит какой-либо культуре и социальной системе (является гражданином определенной страны, пользуется национальным языком, зарабатывает на жизнь в каком-либо учреждении), все люди живут по-разному по отношению к тем, кто находится в одной с ними системе: одни тяжко трудятся всю жизнь, другие считают труд наказанием; одни стремятся достигнуть просветления, а другие коснеют в своих грехах; одни ищут и изменяются, другие боятся любого изменения; некоторые считают себя бессмертными, а остальные боятся умереть; один человек полон энергии, оптимистичен, а другой просто погибает при любых ничтожных обстоятельствах; одному хотелось бы опоры и поддержки, а другой рвется жить сам по себе и сам с собой и т. д. и т. п.
К идее многих реальностей приходили разные мыслители как ученые, так и эзотерики. Всего один пример - творчество Даниила Андреева, автора знаменитой эзотерической книги "Роза Мира". "Путешествуя" по эзотерическим мирам, Андреев познакомился с их устройством. Все миры устроены довольно сложно, но однообразно. В них есть слои с разным числом временных и пространственных координат. Все они поляризуются на две группы: в одной властвуют демоны, в другой - светлые Провиденциальные силы. Наш физический слой в терминологии "Розы Мира" носит название Энроф.
Возвращаясь к началу статьи, хотелось бы сказать, что многие проблемы с пониманием современной информации, касающейся необычных явлений, возникают по двум причинам. Во-первых, из-за неразличения реальных фактов и их эзотерической интерпретации (одно дело влияние в ближайшем контакте одних людей на других, иное - объяснение этого или биополем, или передачей через медиума космической планетарной энергии, или мистическим воздействием, или как-то еще). Во-вторых, объяснение необычных явлений в одной реальности, понимаемой вообщем-то как физическая. Признание МНОЖЕСТВА НЕСОВПАДАЮЩИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ и МНОЖЕСТВА РЕАЛЬНОСТЕЙ, на наш взгляд, - более правильный и человеческий подход.
По материалам www.rlsnet.ru
Вадим Розим
11.03.2013