Так что же такое время? В мифологии на этот вопрос дается такой ответ: время - это причина изменений, происходящих в нашем мире, причина неизбежной гибели всего живого. Только боги бессмертны, а потому неподвластны времени.
Древнегреческие философы особенно остро спорили о настоящем. В одну и ту же реку можно войти только один раз, утверждал Гераклит. Нет, спорил с ним Кратил, в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз - каждое мгновение немедленно становится прошлым.
Да, боги бессмертны, рассуждал величайший ученый античности Аристотель. Но не только боги - бытие идей тоже не подвластно времени, они принадлежат вечности.
А все, что находится в подлунном материальном мире, подвержено изменениям, находится в движении. И время есть численная мера этого движения. Оно представляет собой единство прошлого, будущего и настоящего. Иными словами, того, чего уже нет и чего еще нет с тем, что существует только в данный краткий миг.
Не правда ли, логическая противоречивость этого определения бросается в глаза? Этот парадокс получил название апория Аристотеля (апория, по-гречески, как раз и означает непреодолимое логическое противоречие).
Потребовалось семь столетий, чтобы сделать шаг к отысканию ответа на загадку, поставленную Аристотелем. Этот шаг сделал Блаженный Августин. Он объявил время внутренней характеристикой души. Существует только настоящее, окруженное небытием, писал Августин. Прошлое - лишь иллюзия нашей памяти, которая позволяет разглядывать предметы позади нас, но не глазами. Вселенная как реальность каждый миг вспыхивает перед нами и гибнет.
С первого взгляда может показаться, что Блаженный Августин не только не разрешил вопроса о тайне бытия и времени, но еще больше запутал его. Однако средневековый мир принял его толкование, и этот мистический взгляд на время как на иллюзию господствовал почти четырнадцать веков. Быть может, средневековые философы увидели в этом какое-то освобождение от тяжкого рабства времени - tempus edax rerum, всепоглощающего времени, как это звучало на латыни.
Только Ньютону удалось порвать с этой традицией. Но сделал он это дорогой ценой. Ему пришлось ввести абсолютное пространство и время. Вернувшись к первоначальному аристотелеву определению времени как меры движения, Ньютон утверждал, что его ход равномерен и синхронен во всех точках пространства и ни от чего не зависит. Часы по Ньютону идут совершенно одинаково во всех уголках необъятной Вселенной, начиная с того самого мгновения, как их запустил Создатель.
Уже современники великого естествоиспытателя выпустили в его теорию немало критических стрел. Вот что писал, например, Лейбниц: "Ньютон и его последователи имеют забавное мнение о деле Божьем. Согласно им, Бог имеет нужду время от времени заводить свои часы, иначе они остановятся. Он не сообразил снабдить их вечным двигателем. Эта Божья машина к тому же, по их мнению, так несовершенна, что Бог вынужден ее время от времени особым актом смазывать и даже исправлять, как часовщик, считающийся тем худшим мастером, чем чаще он прибегает к исправлению часов".
Но дело было сделано. Ньютон раскрепостил мысль. Первыми за дело взялись философы.
И. Кант объявил время субъективной формой, необходимой для существования и познания объективного мира. Время, уточнил А. Шопенгауэр, - это форма мышления, воли. Нет, не согласился с ним К. Маркс, время есть форма существования материи.
Философы продолжали спорить и в XX веке. Б. Рассел: время - это "поток, в который входят вещи из лежащего во вне мира, а не беспощадный тиран, пожирающий все существующее". А. Бергсон: сущность мира - непрерывная длительность. М. Хайдеггер: сущность наличного Бытия - конечная временность. Н.А. Бердяев: "время есть какой-то внутренний период, какая-то внутренняя эпоха самой вечности". При всем уважении к трудам этих крупных мыслителей нелегко сказать, что им удалось добавить ясности в осмысление проблемы времени.
Но одновременно снова заговорили физики, и тут открылись вещи, поистине удивительные. После работ Эйнштейна и Минковского стало ясно, что наша Вселенная - это четырехмерный мир пространства - времени, все четыре координаты которого тесно связаны между собой. Создание квантовой механики позволило еще более углубить представления о тех связях, которые существуют во Вселенной: оказалось, что в мире элементарных частиц время и энергия взаимодействуют между собой. Когда И. Пригожиным была создана термодинамика необратимых процессов, выяснилось еще одно немаловажное обстоятельство: удалось показать, что во многих реальных процессах имеется внутреннее время, которое отличается от "внешнего" тем, что его настоящее обладает продолжительностью, т.е. характеризуется некоторым промежутком времени, отделяющим прошлое от будущего. Тем самым наконец была разрешена апория Аристотеля.
А потом последовал всплеск идей, от которых буквально может закружиться голова, но которые тем не менее физически вполне обоснованы. Вот только некоторые из них. С. Хоукинг: когда расширение Вселенной сменится сжатием, возможен поворот стрелы времени. Р. Фейнман: позитрон - это электрон, движущийся в обратном направлении по шкале времени. К. Гедель: возможно замыкание мировых линий времени. Е. Раушер: быть может, структура Вселенной соответствует не четырех-, а восьмимерному пространству-времени. Если это так, то легко объяснить случаи предвидения. И наконец К. Торн и И.Д. Новиков: существует принципиальная возможность Машины Времени для полетов в прошлое и будущее...
Что из этого идейного богатства войдет в нашу жизнь как реальность, пока неизвестно. Как всегда, решающее слово будет принадлежать эксперименту. И все же как тут не вспомнить знаменитой тирады Гамлета:
Гораций, много в мире есть того,
Что вашей философии не снилось.
Это Шекспир в переводе Пастернака. А вот и сам Пастернак:
Мгновенье длится этот миг.
Но он и вечность бы затмил.
Удивительно верное наблюдение, сделанное поэтом! Вот что по поводу этого поразительного свойства субъективного времени писал великий русский ученый В.И. Вернадский: "Процессы в живом веществе идут резко по-иному, чем в косной материи, если их рассматривать в аспекте времени. В этом - одна из своеобразных отличительных черт биосферы".
Поистине, с приближением к нашим дням наблюдается самый настоящий всплеск идей по проблеме времени. И как это всегда происходит в таких случаях, наряду с идеями, лежащими в русле ортодоксального научного поиска, возникают смелые гипотезы, не принятые пока научной общественностью или подвергнутые серьезной критике.
Первый из таких примеров - так называемая причинная механика Н.А. Козырева. Нам кажется, что время течет, подобно тому, как проносится пейзаж за окном быстро мчащегося поезда. По Козыреву, все происходит наоборот: время - это субстанция, которая заполняет пространство, движущееся сквозь нее. В реальности течет не время, а движется гиперплоскость одномоментных событий. Из этой картины следует ряд следствий, которые можно проверить в простых экспериментах: в механических процессах возникают дополнительные малые силы, меняется форма вращающихся тел, например, планет, время может служить источником энергии и др.
В модели физического вакуума, недавно предложенной Ю. Чугаевским, он рассматривается как кристаллоподобная среда, возбуждение которой описывается нелинейным уравнением для некоторого обобщенного поля - протополя. Решение этого уравнения показывает принципиальную возможность передачи информации со сверхсветовыми скоростями, возникновение таких явлений, как психокинез и т.п. В рамках этой модели по-новому разрешается также основная философская антиномия о первичности материи или духа: обе субстанции просто соответствуют двум разным классам решений основного уравнения. Как пространство, так и время нашего мира многомерны, считает Ю.А. Фомин. По мнению И.П. Шмелева, мир представляет собой своеобразную динамическую фазовую голограмму, в которой "будущее" и "прошлое" существуют синхронно и могут быть "прочитаны", причем при мгновенной передаче этой информации в любую часть Вселенной.
Нет сомнений, эти и подобные им идеи, которые позволяют по-новому осветить проблему времени, безумны - в том смысле, который имел в виду Нильс Бор, подразумевая решительный разрыв с существующей научной парадигмой. Но, осторожно добавлял знаменитый физик, весь вопрос в том, достаточно ли они безумны, чтобы быть правильными.
Итак, что же такое время? Три тысячи лет напряженного поиска так и не дали окончательного ответа на этот вопрос. Очевидно, это одна из тех загадок мироздания, к раскрытию которых можно идти, снимая один покров тайны за другим, но тут же обнаруживая за ними новые, почти невозможные. Может быть стоит купить Мазда 3 и переоборудовать ее как в фильме «Назад в будущее» в машину времени, а после отправиться в далекие времена, где уже наверняка этот вопрос решен?
Леонид ЛЕСКОВ
27.01.2013