Международное движение "Космопоиск" в Беларуси

 
экстренное реагирование →
 

ГлавнаяПромо-материалыЗдоровье, красота, гигиена → Да чихать я на вас хотел!

Да чихать я на вас хотел!

 

 
Чихайте на здоровье!
Чихайте на здоровье!

Новый год на Кипре встречают, чихая. Греки-киприоты, особенно жители правоверной хранительницы народных обычаев, традиций и поверий - деревни, считают, что, чихнув при встрече с Дедом Морозом (на благодатном острове о морозах не ведают), он проживет очередные 365 или 366 дней счастливо. Причем киприот убежден: чем больше он чихает, тем счастливее будет в предстоящем году.

Впрочем, у различных народов по-разному толкуют это непроизвольное физиологическое действие: одни считают, что при нем душа человека входит и выходит из тела, другие полагают, что злые духи забираются в ослабевшего человека, овладевают ими и мучат болезнями. Так что не везде следует, не раздумывая, выпаливать привычное для нас: "Будьте здоровы".

"...В это мгновение чихнул Телемах, и так сильно, что в целом доме как гром раздалось; засмеявшись, Евмею, поспешно кликнув его, Пенелопа крылатое бросила слово: "Добрый Евмей, приведи ты сюда чужеземца немедля; слово мое зачихнул Телемах; я теперь несомненно знаю, что злые мои женихи неизбежно погибнут все". Эти строки из "Одиссеи" напоминают, что и у нас, и у них, древних, была и есть одна и та же счастливая примета.

Достаточно вспомнить чихание воина и клич прославления богов, пронесшийся по рядам войск, что Ксенофонт назвал добрым предзнаменованием. Однажды Аристотель обронил, что народ считает чихание божественным, а греческая эпиграмма с улыбкой изображает человека с длинным носом, который, когда чихал, не мог сказать: "Спаси, Зевес", потому что шум от чихания был слишком далек, чтобы он мог слышать его. Петроний Арбитр упоминал об обычае говорить чихнувшему "Сальве" ("Будь здоров"). Нелишне вспомнить о вопросе, который задавал Плиний: "Почему приветствуем мы чихание?" Он же заметил по этому поводу, что даже римский император Тиберий, самый мрачный, нелюдимый и злонравный из людей, тем не менее, страдавший от душевных терзаний и мучений, требовал соблюдения этого обычая.

В библейские и античные эпохи, а также в период средневековья чихание рассматривали и как признак большой личной опасности или грядущей беды. Видимо, это связывалось с тем, что люди особенно часто чихали в разгар вспышки чумы в Афинах или моровой язвы в Риме при папе Григории, а окружающие расценивали это как первый симптом грядущей смерти: тот, кто чихал, тот вскоре испускал последнее дыханье. Римляне видели в спонтанном извержении слизи вследствие раздражения нервов в носу дурное предзнаменование, персы - опасное присутствие злых духов. Практичнее древние евреи полагали, что чихающий человек близок к кончине: его душа вот-вот улетит из тела. Это подтверждалось библейским рассказом, согласно которому Бог, создавая тело человека из праха земного, "вдунул в лице его дыхание жизни, и стал душею живою".

Никто не отрицал, что с чиханием выдыхалось определенное количество воздуха. А если воздух - субстанция души, и такая внушительная часть его покинула столь внезапно тело, то понятно, что люди боялись лишиться основы жизни и страшились приближения смерти. Кроме того, другие идеи усилили это поверье. Утверждали, что после сотворения мира Бог предписал, что каждый человек может чихнуть только раз - и в это мгновение душа его расстанется с плотью. В еврейской легенде Иаков молится о том, чтобы душа не покидала тела человека, когда тот чихает. В некоторых источниках утверждается, что Иаков скончался после первого чихания. Неудивительно, поэтому, что люди издавна привыкли реагировать на чихание с боязнью и дурным предчувствием, от души желая чихнувшему, чтобы Бог помог ему и благословил его на дальнейшую жизнь.

Говорят, будто папа Григорий ввел в обиход доброе пожелание чихнувшему: "Бог, благослови вас". Как полагали, моровая язва в Риме была вызвана заражением воздуха. Верили, что чихнувший "тотчас испустит дух". И папа, прозванный Великим, приказал произносить в форме специальной молитвы вышеупомянутые слова. В ирландском фольклоре есть легенда о брате и сестре, которые жили в Эрине в период черной чумы. Заметив, что жертв бедствия перед смертью поражал приступ чихания, они, начиная чихать, повторяли: "Боже, помоги нам" - и единственные в своем районе остались живы.

Зулусы на Юге Африки убеждены, что добрые или злые духи умерших парят над людьми, делают им добро или навлекают зло, являются во сне, входят в спящих, вызывают у них болезни. Чихая, зулус приговаривает: "Я получил благословение. Идхлози (дух предков) теперь со мной. Он пришел ко мне. Мне надо поскорее славить его, потому что это он заставляет меня чихать!" И он славит души предков, моля их о скоте, женах, содействии в делах. Чихание есть признак того, что больной выздоровеет. Он благодарит за приветствие: "Я приобрел благополучие, которого мне недоставало. Пусть ваша благосклонность не оставляет меня!"

Чихание напоминает зулусу, что он должен немедленно позвать Итонго - духа предков его народа. Именно Итонго побуждает человека чихать, чтобы тот не забывал, что дух - с ним. Если же заболевший не чихает, то зулусы хмурятся, не скрывают тревоги за его судьбу. Навещающие больного спрашивают, чихал ли он. Если - нет, то вздыхают, жалея его: "Болезнь тяжела!" Чихающему ребенку говорят: "Расти большой!" Это первый показатель здоровья. По уверениям зулусов, чихание подсказывает человеку, что Итонго вошел в него и пребывает с ним. Гадатели и знахари (колдуны - тоже) стараются почаще чихать, так как, по их убеждению, это указывает на присутствие духов; они прославляют незримых благодетелей, поминая "Макози" ("Господа").

У живущих по соседству коса при чихании призывали своего божественного предка Утиксо, а после обращения в христианство они стали говорить: "Спаситель, воззри на меня!" или: "Создатель неба и земли!"

У индусов чихнувшему говорят: "Живи!", а тот отвечает: "С вами!" Чих - дурное предзнаменование, и туги (почитатели богини Кали, ей приносились человеческие жертвы) тут же отправлялись ловить людей для кровавых жертвоприношений, отпуская одновременно на волю всех ранее захваченных на дороге путников.

Кельты полагали, что чихающего человека могут похитить феи, если только их чары не встретят отпор в каком-нибудь восклицании вроде "Бог, благослови Вас!" Евреи при чихании автоматически говорят: "Доброй жизни!", мусульмане возглашают: "Аллах Велик - хвала Аллаху!", а присутствующие вторят теми же словами. В средневековой Англии желали: "Будьте здоровы" для предупреждения болезни, которая могла случиться от чихания. В 1100 году в Англии было сочинено такое стихотворение: "Раз чихнувши, люди полагают, что им будет худо, если вы не скажете им тотчас: "На здоровье!"

В Новой Зеландии при чихании ребенка произносилось заклятие для предупреждения зла. У самоанцев присутствующие говорили: "Будь жив!" На островах Тонга чихание во время приготовлений в дорогу означало самое дурное предзнаменование. Когда у индейцев, живших во Флориде, чихал вождь Гуачойа, они разводили руками, складывали их и произносили: "Солнце да хранит, защитит и спасет тебя, даст тебе счастье", а также говорили другие приветствия.

Английский врач Томас Броун, прославившийся трудами против ходячих суеверий относительно строения и функционирования человеческого организма, поведал любопытную быль об обычаях в древнем королевстве Мономотапа (ныне Зимбабве). Когда там чихал король, то восклицания благословения, передаваясь из уст в уста, облетали весь город. То же происходило, когда монарх пил и кашлял. Позднее, в Гвинее XVIII века, присутствующие становились перед чихнувшим вождем на колени, целовали землю и всячески благословляли его.

Один из пунктов "Правил вежливости" (1685 г.), которые регулировали поведение людей в Англии, гласил: "Если его милости (лорду) случится чихнуть, вы не должны во весь голос кричать: "Бог да благословит вас, сэр", но, сняв шляпу, учтиво поклониться ему и сказать это обращение про себя". Однако заметим, никогда не знаешь, что шепчет подданный или подчиненный про себя, даже если льстиво, подобстрастнейше улыбается. Подобные нормы оставались в кодексе английских добрых манер у высших и низших сословий еще в начале XIX века. Известен, например, рассказ, когда во время концерта вдруг чихнул скрипач, а жена прервала его вдохновенную игру громким "Будь здоров!"

В одном из французских источников я прочитал более свежий пример из буден одной из южноамериканских диктатур. В маленькой стране после очередного переворота новый правитель произносил речь, как вдруг в толпе кто-то чихнул.

- Кто чихнул? - заорал диктатор.

И так как никто не ответил, стража расстреляла стоявших в первом ряду.

- Кто чихнул? - еще громче выкрикнул лидер.

И опять в ответ на гробовое молчание солдаты отстреляли всех во втором, потом в третьем ряду... И вот тогда сморщенный старичок поднял палец и дрожа выдавил:

- Чихнул я.

- А! Дружище! - осклабился диктатор. - Дорогой сеньор, будьте здоровы!

Так что учтивость и забота о здоровье ближнего прежде всего - и на всех материках...

В прошлом люди также верили, что чихание прочищает мозг, освежает мышление. В XVII веке Европой даже завладела страсть к чиханию. В благородном обществе считалось манерой хорошего тона чихать. Чем больше кто-то чихал, тем весомее доказывал свою принадлежность к привилегированному классу. Вспомним Карабаса Барабаса. "Когда доктор кукольных наук начинал чихать, то уже не мог остановиться и чихал пятьдесят, а иногда и сто раз подряд. От такого необыкновенного чихания он обессилевал и становился добрее". Не потому ли Пьеро посоветовал Буратино заговорить с Карабасом Барабасом между чиханиями? Столь же удобный момент отлавливали разбирающиеся в психологии подданные, чтобы добиться милости от королей или царей.

Одно время все уважающие себя аристократы или те, кто претендовал на благородство, носили с собой табакерки, в которых были табак или смесь из вызывающих раздражение в носоглотке трав. В XVIII веке Россию тоже охватила мода на табакерки. Суворов, никогда не куривший, "любил нюхать очень часто рульный табак (прим. автора: кстати, в отличие от генералиссимуса, гоголевский персонаж Манилов полагал, что "курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак"). Табакерку в будничные дни он имел золотую, а в праздники осыпанную бриллиантами; таких у него было несколько, все подарки царственных особ; он не любил также, чтобы нюхали его табак. Исключение было только для князя Г.С. Волконского, с которым QH был в большой дружбе".

Автор этого свидетельства М.И. Пыляев рассказывает, как один московский барин, садясь играть в карты, "клал подле себя табакерку, на крышке которой находилась небольшая миниатюра артистической кисти Пето, с изображением анакреонтической сцены. Партнеры любовались этой миниатюрой, брали в руки табакерку и рассматривали вблизи. Когда же начиналась игра, владелец выдвигал табакерку к себе, брал из нее щепотку табака и в это время незаметно трогал скрытую пружину, отчего на место миниатюры являлось небольшое выпуклое зеркало, с помощью которого он, сдавая карты и держа их над табакеркой, видел их все, благодаря отражению в зеркале". Об изысканности табакерок можно судить и по сказке В.Ф. Одоевского.

Самопроизвольное, "планируемое" чихание сделалось чертой аристократической жизни, подобно спекуляции или преступности в сегодняшней России. Если вы были способны по желанию или по требованию чихнуть, то вами восхищались как достойным сыном своей среды. Чихание стало полной глубокомыслия, скрытых намерений частью разговора или светской беседы. Великие мира сего чихали в определенные моменты, как бы выражая неодобрение в отношении чего-то сказанного собеседником или показывая отсутствие интереса к теме дискуссии. Посредством чихания назойливому человеку давали понять, что он "наводит скуку". У девушки в самый критический миг пылкого признания неугодного ей кавалера вырывалось оглушительное "апчхи-и-и-и..." Именно на этой основе родилось известное во всем мире выражение "чихал я на вас", "чихал я на ваше мнение".

Зная все это, можно психологически объяснить горькую участь Ивана Дмитрича Червякова из рассказа "Смерть чиновника". Во время представления "Корневильских колоколов" скромный чиновник чихнул на генерала Бризжалова, служащего по другому ведомству, но все равно большого начальника. "Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо. ...Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал: что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел", думает Иван Дмитрич. И в своем мнении еще более укрепляется после совета жены, хотя народная мудрость учит: "Послушай жену, но поступи по-своему". Русская пословица "А чхать мне на него!" не произносится, но витает в воздухе.

Вообще чихательный рефлекс вызывает практически любое вещество чаще всего находящееся в мелкодисперсной форме (пыльца растений, трава, пыль, элитная парфюмерия москва и т. д.). После в мозг поступает сигнал, что от данного вещества следует избавиться и человек начинает глубоко вдыхать воздух, а потом происходит резкий и мощный выдох через нос.

А вообще у русских отношение к чиханию весьма сложное и разностороннее. С одной стороны, крепок обычай: "Чихнувшему здравствуй" ("Будьте здоровы!"), а, с другой, в народе снисходительно цедят: "На всякое чихание не наздравствуешься". Когда во время делового разговора кто-то у нас чихает, то собеседники тут же добавляют: "К слову чихнуть - правда!" Есть и такие приметы: "когда трудно больной чихнет, будет жив", "чихнуть в понедельник - корысть на неделе". Если приснится чихание, то надо ждать неприятных новостей, а если во сне увидишь табакерку, то жди удачу в делах. А нюхать табак во сне - к скуке. В то же время наш доверчивый, много раз обманутый русский народ сыздавна предупреждает: "В чох, да в жох, да в чет не больно верь!"

Владимир КОРОЧАНЦЕВ

29.08.2012 

 

© 2005-2024 УфоКом, ufocom@tut.by. Перепечатка, цитирование и тиражирование возможно только при условии обязательной прямой ссылки (гиперссылки) на сайт www.ufo-com.net. УфоКом не несет ответственности за содержание рекламных объявлений.

Яндекс.Метрика
1735248330.37