Почему раз в четыре года последний зимний месяц становится на день длиннее? Наверное, этот вопрос, если и возникает, то не чаще, чем раз в четыре года.
Ответ на него достаточно прост: согласно григорианскому календарю год, то есть промежуток времени, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца, насчитывает ровно 365 дней, но на самом деле нашей планете требуется на это чуть больше времени - 365 дней с четвертью. Таким образом, за 4 года из этих "четвертушек" и набегает целый дополнительный день. Если не предпринять, так сказать, необходимых мер предосторожности, то постепенно, за столетия эти набегающие дни приведут к тому, что на календаре будет весна, а на дворе - середина лета, а то и осень. Причем в истории такие календарные несуразицы уже встречались.
Чтобы избежать подобных казусов, один умный человек, живший при Юлии Цезаре, астроном Созигенес, когда расхождение между тем, что говорил календарь, и тем, что происходило в природе, стало просто вопиющим, предложил сначала добавить в 46-м году до Рождества Христова 67 уже потерянных дней, а затем раз в четыре года прибавлять лишние сутки. В 45-м году до нашей эры предложение было принято. Новый календарь получил название юлианского. Вот только император так и не стал свидетелем того, как появится лишний день - в 44-м году он пал от руки убийцы-республиканца. Фактически с тех пор человечество и начало пользоваться понятием "високосный год".
Однако и юлианский календарь не был безупречным. Правда, ошибка составляла только 11 минут и 4 секунды. Очередная поправка была внесена в 1582 году Папой римским Григорием XI, повелевшим выкинуть в октябре лишние 10 дней и считать, что после четвертого октября наступило сразу пятнадцатое. Кроме того, в новом календаре - григорианском - високосный год считался действительно таковым и получал лишний день. В результате всех усовершенствований погрешность календаря стала такой, что полные неучтенные сутки набегут лишь к 20.000 году.
Что же касается непосредственно самого дня 29 февраля, получившего, видимо, за свой не совсем устойчивый характер в английском языке наименование "прыгающего", то с ним связано достаточно много необычного. Так, в частности, где-то до середины 17-го столетия он считался как бы незаконным - купцы в этот день старались не вести никаких дел, а по заключенным 29 февраля сделкам суды не принимали к рассмотрении иски.
Не раз возникал и вопрос, почему столь необычный день не стал каким-нибудь праздником. Похоже, исправить ситуацию решил некий Питер Моррис после того как оформил визу в италию и путешествовал по Апеннинскому полуострову с семьей. Питер предложил отмечать 29 февраля Международный день мелкой сошки, те есть тех, кто, по его словам, трудятся не покладая рук, но в отличие от начальников и секретарш редко привлекают внимание публики. Вплоть до 1996 года начинание особого отклика не имело. Однако после того, как новый "международный день" попал в Календарь событий Чейза на 1996 год, на Морриса обрушился шквал звонков от желающих отмечать такой праздник. Оценивая произведенный эффект, Моррис смог произнести только одно: "Сам не представляю, что и заварил".
18.07.2012