Свет и тени: расследование паранормальной активности в Борколабово
Есть на территории Беларуси место, о котором ходит очень много мистических историй, однако подробности их, увы, растворились по газетам в «доинтернетовскую» эпоху. Тогда «на призрака» еще ходили с амперметром (а кто-то и с осиновым колом), диктофоны были пленочными, а фото из поездок нужно было проявлять. Сейчас обо всех мистических событиях в местечке Борколабово Быховского района уже мало кто помнит, хотя о том, что здесь «что-то не так» знает почти любой местный житель. Для того чтобы восстановить хронологию событий и провести собственные независимые исследования, 13-14 февраля 2015 года команда поисковиков Уфокома в сотрудничестве с группой «НОЗП» (Москва), отправилась на Могилевщину. Объектов, которые могли представлять интерес для нас в Борколабово, два: Свято-вознесенский женский монастырь и церковь Казанской божьей матери.
Пятница, 13
Вознесенский монастырь был основан «в лето от сотворения света 7156» (1648 году) князем Б.В. Статкевичем. Став основателем монастыря, Статкевич подарил ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу, а также право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. Поначалу монастырь был подчинен Богоявленскому Кутеинскому монастырю (г. Орша), игумен которого, Иаиль Труцевич, получил задание обустроить новую обитель [14]. До 1772 года Борколабовский монастырь был приписан к епархии киевского митрополита и только на время иногда переходил в ведение могилевских архипастырей. В 1835 году, во время небывалого разлива Днепра, пришлось спасать здания от подтопления и послушниц перевели в Буйничский Свято-Духов монастырь. Как повествует одно из преданий, могилевский губернатор, узнав об этом, прислал полк солдат, которые перекрыли реку и огородили монастырскую территорию – так будто бы появилось находящееся в непосредственной близости от монастыря озеро Старик. Согласно официальной версии только к 1901 году все подтопленные здания были восстановлены, и монастырь получил самостоятельность. Сегодня эти события уже превратились в красивую сказку, как и вся история этой обители. Сказка закончилась в 1924 году, когда монастырь был закрыт, а к концу ХХ века от него не осталось даже руин [7]. Лишь в 2008 году было принято решение о возрождении Свято-Вознесенского женского монастыря [4].
Значительно позже основания монастыря, в 1904 году, священником Сас-Олешкевичем Василием Николаевичем (28 сентября 1937 года он был расстрелян за «антисоветскую агитацию») была возведена вместо деревянной каменная церковь в честь Казанской божьей матери. Одновременно рядом построили и здание церковно-приходской школы. В 30-е годы прошлого века церковь закрыли, а все помещения передали школе: внутри храма разместились учебные классы, учительская, библиотека и др. Согласно некоторым источникам, привидение здесь стали видеть после расстрела настоятеля (т.е. 1937 года) [23]. Хотелось бы особо подчеркнуть, что никакого подтверждения этим фактам ни в одном из достоверных источников мы не нашли и сомневаемся, что это соответствует действительности. В 1962 году, в связи с постройкой новой школы, в церкви остались лишь спортзал и историко-краеведческий музей. С конца 90-х годов верующие стали добиваться передачи здания церкви им, что и произошло в 2006 году, тогда же музей был закрыт [13].
В районе 2002-2003 годов появились слухи, которые передавались из уст в уста, что в церкви по ночам творится нечто неладное: то в спортзале зажжется сам собой свет, то на втором этаже в музее станут слышны какие-то непонятные шумы, то появится в окне какой-то черный силуэт. Корреспондент одной могилевской газеты объяснила это тем, что якобы в музее находятся рядом иконы и стенд с коммунистическими атрибутами [13], а иеромонах Иероним тем, что «в храме остается ангел, который духовно совершает служение».
День, когда мы прибыли в Борколабово – 13 февраля 2015 года пришёлся как раз на пятницу, и хотя легенда об этой дате была занесена к нам лишь недавно и ничего не значила для наших предков, однако, по всей вероятности, новый виток мистических событий начался здесь ровно 13 лет назад, в одну из «пятниц тринадцатого» 2002 года (в тот год они были в сентябре и декабре). Бывший сторож «Борколабовского учебно-педагогического комплекса детского сада – средней школы» Мария Ивановна, рассказала следующее: «Прибежала часов в десять вечера напарница моя, девчонка молодая. Вся такая перепуганная. Свет, говорит, в церкви загорелся, Мы туда пошли, но я внутрь не заходила. Страшно. Потом еще говорили, вроде пятница это была и 13-е число. Я еще подумала: всю жизнь прожила и никогда про такие совпадения даже не задумывалась» [24].
Другая местная жительница, Светлана Николаевна, рассказала, что ее дочь Регина, которая какое-то время работала в церкви Казанской богоматери сторожем, также увидела в ней свечение: «Они в машине сидели: Регина, ее парень и моя младшая. Наташа первой заметила, что в церкви вдруг светло стало. Регина ей сначала даже не поверила. Потом всерьез перепугались, побежали к кому-то за ключами. Церковь открыли – внутри никого. Свет выключили, стали спускаться по лестнице вниз, и тут он опять загорелся. Снова выключили и бегом оттуда. Регина потом одна дежурить боялась» [24].
О других странностях в этой же церкви поведала и Лариса Крылова: «Эту дверь (заколоченную дверь в бывший спортзал – прим. автора) открывать даже страшно. Потому что рассказывают люди, что здесь когда-то убили священника с его женой. Вечером, обходя это здание, как я обычно делаю, поглядела в окно и увидела тень. Что это было, я не знаю, но видела отчетливо» [23].
На бывшее окно школьного музея указала и ученица шестого класса Ольга Василенко, якобы в нем горел свет и оно «ночью стучало».
В дальнейшем всё происходящее многократно разрослось в глазах местных жителей, особенно детей. Так, шестиклассник Леша Воронцов, рассказал местную полуправду-полустрашилку о монахе с собачьей головой: «Хлопцы рассказывали, из двери, что в спортзале досками забита, он будто бы выходил. А как свечки в окне в темноте горели и черные тени по потолку бегали, я сам видал. Честно! И еще плач слышался. Ну, оттуда, где люлька. Да не показалось мне! Что я не знаю, как маленькие дети плачут?». Пожалуй, из той же оперы и рассказы о некоем призрачном дворнике, метущем в темноте возле церкви. Будто бы однажды на ребят, что на школьном дворе курили, ругался даже: мол, чего «бычки» разбрасываете, а мне потом убирать? [24].
Фотокор «Могилевской правды» Ирина Савосина снимала для газеты эту церковь с разных точек. Позже, когда фотографии были отпечатаны, на всех были выявлены белые пятна. Задаваясь вопросом о природе артефакта, она пишет следующее: «Солнечный блик? Но ведь шел дождь!». Ну почему же блик? С гораздо большей долей вероятности можно предположить, что на объектив камеры попала капля дождя. Мы связались с И. Савосиной и попросили выслать несколько снимков, она согласилась, но в итоге так ничего и не отправила, что также подозрительно. Стоит отметить, что И. Савосина неоднократно публиковала в могилевских газетах «сенсационные» снимки, что также вызывает определенные подозрения.
В 2005 году в музее церкви побывала группа «Могилевские охотники за привидениями». В их арсенале были компасы, хронометры, фотоаппарат и рамки, а также специальный датчик, соединенный с терморезистором, который реагировал на изменение электрического потенциала человеческого тела (т.е. использовал оператора прибора как индикатор). Позже сами исследователи напишут следующее: «Все фотографии необычных явлений, которые мы снимали [в музее], были засвечены. Правда, во время совместного с телевизионщиками эксперимента удалось заснять на видео крохотное «облачко», выглянувшее из-за самовара в музее Борколабовской церкви» [15]. Известно, что возле самовара на бумажной табличке размещалась надпись, что он подарен в 1974 году Татьяной Туриной. Увы, специалистам Уфокома не довелось увидеть и проанализировать этот кадр, публиковался ли он хоть где-то, до сих пор неизвестно.
Только в 2006 году после передачи помещения церкви верующим, легенды потихоньку забылось. А затем и спортзал, и школьный музей были убраны из церкви. Позже завхоз Лариса Крылова рассказала о том, что сама не один раз ночевала на Купалье в музее, но ничего странного не замечала. В настоящее время церковь закрыта на реконструкцию.
С этой церковью связано еще два события, о которых, возможно, стоит здесь упомянуть. Анна Петровна Кулешова рассказала о том, что там, где раньше был спортзал, вверху с четырех сторон большие росписи были. «Со святыми какие-то картины, на иконы похожие. Чем их только забелить ни пытались – и мелом, и известью, все равно проступали. Пока потолок фанерой не заделали». А в 2008 году во время проведения ремонтно-восстановительных работ, был найден сосновый крест, высотой 1,2 м, который очень хорошо сохранился. Высказывалось даже мнение, что он был заложен в основание церкви при ее строительстве [13, 24].
Углубляясь в историю
Об основании Борколабово сообщает создававшаяся здесь же «Баркулабовская летопись»: «милости пана Баркулаба Ивановича Корсака, ротмистра и старосту дисенского на лесе глухом, на кгрунте лесном, на врочищу, прозываемом Брус, закликавши на волю и давши слободы год дванадцать людем прихожим, за волею божиею и за благословенством людей духовных заложил замок именем своим Баркулабов року 1564» [19]. Замок Баркулаба Корсака или Баркулабовский замок строили одновременно с поселением на месте, которое сейчас известно как Панская гора. Отмечается, что возвышенность, где возводили оборонительное сооружение, раньше было городищем [13]. По данным энциклопедии «Археология и нумизматика Беларуси», в местечке выявлено также городище и селище раннего железного века и эпохи Киевской Руси в урочище Городок [7]. Как показывают наши предыдущие исследования, в частности изучение истории привидения Гольшанского монастыря, именно городища могут являться изначальным «прибежищем» призрака, откуда он потом перебирается и на иные объекты (замки, монастыри и даже мельницы) [8]. Непосредственных свидетельств того времени, которые можно трактовать как наблюдения привидений, в Борколабово не сохранилось, однако имеются записи о чудесах иного рода.
Недалеко от городища, за Монастырским хутором, в месте, которое называлось раньше просто Батрак, расположена так называемая Святая Криница. С ней связано появление иконы Святителя Николая. Вот как описано это событие в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1906 год: «По рассказам насельниц Борколабовской обители, икона эта явилась на дереве и обретена была пастухами. Явление ея сопровождалось знамениями и чудесами. В память об этом событии устроена у ключа на месте срубленного дерева часовня и установлен крестный ход сюда» [12]. Крестный ход к Святой Кринице организуется и поныне, 9 мая (22 мая по н.с.) на Подниколье (в народе говорят «на Мiколку» или «на Нiколеньку») сюда стекаются семьи со всех близлежащих деревень.
Что же это за «знамения» и «чудеса»? Уже в наше время объявилась женщина (Галина, завуч одной из школ Быховского района), которая стала утверждать – ей тоже явилось видение. В 2008-2009 году, в то время, как здесь началась постройка храма, она вместе со своей подругой наблюдала в небе над монастырем образ Божьей Матери Казанской. Рассказывают, что от неожиданности они упали и «долго лежали в траве, приходя в себя». Они позже рассказали, что если бы вместе не увидели одно и то же, то никогда бы не поверили.
Есть также история и о русалке, которая обитает в близлежащем озере с неполиткорректным названием Жидовка. «Заселено» оно было после того, как молодая дочка кузнеца от неразделенной любви сиганула в воду. Ее избранником был еврей Юрась, которого родители хотели женить его на богатой невесте той же национальности, что и их сын. А вот девушка как раз не соответствовала ни одному из этих двух требований. Это и сподвигло ее на суицид [13].
Или вот самое известное предание, попавшее в Баркулабовскую летопись. Во время войны России с Речью Посполитой в 1659 году ехал князь Пожарский из похода через Борколабово. Он вез с собой икону Пресвятой Богородицы «из Польши». Когда же проезжал он через ворота Борколабовского монастыря, то повозка, в которой находился образ, внезапно остановилась и кони, несмотря на все усилия, не смогли сдвинуться с места. Увидев это, князь рассудил, что икона сама решила, где ей дальше находиться, и подарил ее игуменье Фотинии Киркоровне. Поначалу образ хотели поместить в центре Вознесенской церкви (здесь историки все еще расходятся во мнении, некоторые из них считают, что в храме Иоанна Предтечи), но «икона чудесным образом сама собой переместилась к правой стене храма». Решили, что там ей и быть.
Однако, по мнению некоторых религиозных исследователей, в истории есть ряд несоответствий, например, в указанный период не велось особых боевых действий, а шло как раз перемирие, к тому же упомянутый в полном тексте обретения святыни польский король Владислав IV к тому времени был мертв без малого как 11 лет. Более того, сам князь Семен Романович Пожарский был убит в июне 1659 года, а днем прибытия образа считается 24 июля по н.с.. Правда, имя князя в летописи не упомянуто, но других полководцев с такой фамилией разыскать пока не удалось. Изучавшие икону искусствоведы, считают, что она была создана на границе 16-17 веков где-то неподалеку от Слуцка. Можно предположить, что икону сюда доставил один из многочисленных отрядов воев (воинов ополчения в средневековой Руси) или же ее купил и привез в Борколабово один из местных магнатов [4, 5].
Совершенно случайно при подготовке этого материала мы наткнулись в «Могилевских епархиальных ведомостях» (№11 за 1906 год) на запись о том, что «чудо явления запечатлено в отдельных картинах Борколабовской иконы Богоматери, с надписями об этом событии». Что это за «отдельные картины» и сохранились ли они до наших дней, пока загадка. По всей видимости, эти «картины» затерялись в лихолетье XX века.
Икона эта в дальнейшем прославилась неоднократными случаями исцелений. К ней стали стекаться не только православные, но и униаты и католики. Чудеса случались и во время Северной войны, и Отечественной войны 1812 года, и в Великую Отечественную войну. Существует даже довольно подробный перечень этих событий [5, 25]. В настоящее время Икона Борколабовской Божьей матери размещается в храме святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна на территории Свято-вознесенского женского монастыря. Но с некоторых пор в этом храме и его окрестностях стали происходить не только исцеления, – его стали навещать… призраки.
Призраки бывших монашек
Утром 13 февраля наша команда поисковиков в составе 4 человек, прибыла на территорию монастыря для проведения здесь исследовательских мероприятий. Можно смело назвать здешнего призрака кочующим: поначалу он проявлял свой норов в Казанской церкви, после чего переместился в храм Иоанна Предтечи, был замечен на территории женского монастыря, говорят, что видели его и местные рыбаки, которые от неожиданности даже побросали удочки (правда, нами эта информация не подтверждена) [17]. Выбор же нашей группы пал на монастырь, из-за того, что последние свидетельства приходили именно отсюда, к тому же Казанская церковь сейчас закрыта на время проведения ремонта.
Администрация монастыря любезно позволила нам провести в храме весь комплекс исследовательских мероприятий, правда только днем, так как на ночь в женском монастыре, нашу, преимущественно мужскую группу, здесь оставить не разрешили. Это не позволило нам установить специально привезенную для этих целей систему видеонаблюдения. Но, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом (и своей системой видеонаблюдения) не ходят. Поэтому пока начнем с описания происходящих здесь явлений.
Примерно в 2010-2011 годах две монахини увидели, как со второго этажа спускались (по другим данным – поднимались) какие-то тени в образе монашек. Тогда две сестры охраняли этот храм, ночевали на хорах. Среди ночи внезапно поднялись и увидели, как кто-то идет по лестнице. Заметив фигуры в черном, женщины сильно перепугались, в то же время решились спросить у них кто они и что тут забыли. Как только произнесли первые слова – призраки растворились в воздухе [17].
Был еще один инцидент, когда матушка Эмилия около полутора лет назад шла по территории монастыря, то среди бела дня увидела в проеме корпуса силуэт монахини в традиционных одеяниях. Было видно, что она не из числа здешних и женщина подумала, что вероятно кто-то приехал на экскурсию. Матушка Эмилия направилась к ней, дальше приводим непосредственный рассказ очевидицы: «Вижу, поворачивается боком. Я вижу у нее ленточки. И входит в дверь. А там у нас дверь – если в нее войдешь, то другого выхода там уже нет. Я спокойно подхожу ко входу так как знаю, что она оттуда не выйдет. Заглядываю внутрь – а там никого нет…».
Сама матушка Эмилия считает, что может видеть то, что не замечают другие и до 28 лет «обладала неким даром». И когда начались «видения», они казались настолько реальным, что она даже просыпалась от ужаса [3]. Например, в 26 лет она стала свидетельницей следующего события (наяву), которому мы не нашли каких-либо аналогов: «Видела, как по небу медленно летел тигр, выставив лапы вперед. На нем сидел босой мужчина в рубашке и серых брюках. Он не шевелился. Я тогда была еще была маленькая и хотела убежать, но у меня возник голос, который приказал стоять на месте. Тигр пролетел все небо и скрылся за горизонтом…».
По вечерам в большом пустынном дворе нынешняя настоятельница схиигуменья Антония (Полуянова), часто слышала отчетливые шаги за спиной. Кажется, кто-то неторопливо шел за ней по тропинке. Она не оборачивалась, так как знала наверняка: сзади никого нет [17]. А утром, когда монахини пели в храме, то матушке Ольге слышались какие-то посторонние голоса и «как бы неземные» песнопения. Пытались разобрать слова, но не получилось. Характерно, что эти голоса полностью копировали слова песни, но произносились как бы другим, более грубым голосом. Видимо все дело в очень необычных акустических особенностях храма. Кстати, похожий случай мы уже расследовали в Бернардинском монастыре г. Бреста. Там тоже несколько очевидцев сообщали о женском монашеском пении, правда, в закрытом монастыре. Как мы тогда установили, ближайший действующий монастырь, где совершаются песнопения, отстоит от Бернардинского на 200 м и уже на расстоянии пятнадцати метров от него никаких голосов не слышно [6]. В том случае акустика точно была не при чем, можно только предположить, что есть некие специальные сообщающиеся вентиляционные отдушины или даже подземные ходы, которые и разносили голоса.
Стоит также упомянуть, что по соседству с жилыми постройками монастыря находится и настоящее царство мертвых – под землей расположены усыпальницы прежних настоятельниц и послушниц. Некоторые из них могут принадлежать роду Соломерецких (князь Соломерецкий был женат на дочери Баркулаба Корсака), другие – меценатам, жертвовавшим на развитие местечка, но большинство захоронений вообще не вскрывались и не датировались [2].
Неподалеку обнаруживались и массовые захоронения, присыпанные известкой. Вероятно это жертвы одной из эпидемий «моровой язвы» (одно из названий чумы), которые свирепствовали на территории Беларуси несколько сот лет назад.
Исследования
С целью выявления возможных отклонений от фоновых значений электромагнитного, электростатического и радиационного полей, а также поиска инфразвуковых и температурных колебаний в храме и на территории монастыря, нами был использован комплекс научно-исследовательской аппаратуры, в частности: измерители EMR-20 (частотный диапазон 100 кГц–3 ГГц), анализатор ME 3951A (5 Гц–400 кГц, погрешность ±2%), детектор ЭМИ ITNS-D201 (частотные диапазоны 50Гц-1,5 ГГц и 1,5 ГГц-10 ГГц, погрешность ±30%), BE-метр-АТ-002 (частотный диапазон 5 Гц–2000 Гц погрешность ±20%), дозиметр (на основе счетчика сбм-20, погрешность ±30 %), индикатор «Импульс» (частотный диапазон 20–2000 Гц, погрешность ±15 %), инфракрасный пирометр ADA TemPro 300 (точность ±1,5 °С), а также инфразвуковой детектор МАК-14и (рабочие частоты 5–20 Гц, диапазон измерений 40–100 дБ) и другое оборудование. Все измерения проводились в 3–4 кратной повторности (с интервалом в 5 минут), а радиометрия – в 10-кратной.
Проведенные измерения в храме Иоанна Предтечи (именно в нем наблюдались призраки монахинь, слышались голоса и песнопения) показали наличие среднего уровня ЭМП. Мощность магнитного потока оказалась равна 40,2–68,7 нТл (анализатор ME 3951А), что лишь немного превышает общий фон в 40 нТл. В то же время в одном из углов было зафиксировано максимальное значение мощности магнитного потока – 85,5–86,2 нТл. Интересно отметить, что именно в этом углу расположена иконы преподобных святых Сергея Радонежского и Серафима Саровского, которая, по словам монахинь, около года назад стала мироточить. В свою очередь, задействованный возле иконы индикатор «Импульс» показал уровень ЭМП – 23,2–25,6 нТл (что также выше фоновых значений, составляющих согласно ему – 16,2–19,2 нТл). Также, можно считать странным и тот факт, что EMR-20, который на всей остальной территории не фиксировал существенного превышения электрического поля, рядом с этой иконой показал 0,42–0,45 В/м (фоновые значения – 0,16–0,19 В/м). Скрытой проводки, которая могла бы привести к локальному превышению ЭМП, в этой части храма нами обнаружено не было.
В целом же, ни на балконе на уровне второго этажа (на хорах), ни в самом храме, не было отмечено каких-либо существенных превышений уровней электромагнитного или электрического полей.
Радиационный фон составил 22,8-25 мкР/ч, что для сильно пострадавшей от аварии на ЧАЭС Быховской области довольно невысокие значения. По данным ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды», территория района относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, загрязненность цезием-137 практически всей территории района не превышает 5 Ки/км2. Утверждается, что только небольшой участок, территория храма, остался совсем чистым, несмотря на существенное загрязнение окрестных земель [17]. В соседнем, Краснопольском районе, мы, например, зафиксировали в лесу 30 мкР/ч (этот лес не относился к загрязненной территории). Поэтому сложно трактовать радиационную обстановку в монастыре как «необычную»: вся территория района состоит из пятен с высокой и низкой радиоактивностью.
Согласно данным проведенной нами термометрии, фон в храме оказался равен 16,8-18,1 ˚С. Каких-либо необъяснимых колебаний температуры, в том числе и рядом с иконами, нами не отмечено.
Отдельно хотелось бы остановиться на измерении уровня инфразвука в храме. Нами было выявлено присутствие инфразвуковых колебаний в районе от 60 до 70 Дб (согласно СанПиН РБ это чуть выше максимально допустимых пороговых значений на частотах 8 и 16 Гц для помещений общественных зданий) [20]. Похожие уровни инфразвука нами выявлялись ранее в Грабовской школе, однако если архитектура обследованного нами летом 2014 года учебного заведения не предрасполагала к таким высоким показателям, то конструкция церквей, в свою очередь, всячески благоприятствует к таковым. Задумка у проектировщиков тут могла быть вполне утилитарная: кратковременное пребывание в храме и воздействие на человека инфразвука могло способствовать особым состояниям сознания, возникновению божественных голосов и видений.
По мнению профессора Ричарда Вайсмана, психолога из Университета графства Хартфордшир, таинственный трепет, охватывающий многих прихожан в церкви, может быть также реакцией на работу органных труб, генерирующих инфразвук (как правило ниже 20 Гц). Чтобы проверить воздействие на слушателей сверхнизких нот, ученые сконструировали «инфразвуковую пушку» семиметровой длины и установили ее в одном из концертных залов южного района Лондона. «Пушка» работала на частоте примерно 17 Гц с громкостью 6-8 децибел. Результаты свидетельствуют, что странные ощущения возрастали на 22 % при прослушивании самых низких нот. Сара Ангисс, инженер и композитор, принявшая участие в проекте, говорит, что исполнители органной музыки начали «подмешивать» инфразвук в свою игру еще 500 лет назад, а потому к нему успело пристраститься не одно поколение слушателей [16].
Конструкция практически всех православных храмов делает их весьма специфическими в акустическом плане. Архитектор Андрей Анисимов, который проектировал храм Покрова Богородицы в поселке Шахунья Нижегородской области, ссылается на мнение специалистов-акустиков, которые установили, что «пропорции всех древних храмов – низких, разлапистых, высоких, стройных, крестово-купольных, однокупольных, любых – идеальны, и акустика в них великолепная» [21].
Может быть необычная реверберация в церквях (она может достигать семи секунд) также имеет и некий психологический эффект: благодаря эху создается впечатление большого воздушного пространства – микрокосма со своими звуковыми законами, отграниченного от внешнего мира и объединяющего молящихся. Кроме стен, большое влияние на распространение звука в храме оказывает сам купол. Благодаря своей форме он способен собирать рассеянные в зале звуковые волны, концентрировать их и отражать вниз. В некоторых храмах купол даже создает впечатление, что пение хора изливается на прихожан сверху вниз, как бы из горнего мира [26].
С целью проверки этих предположений, нами были дополнительно замерены уровни инфразвука в двух православных храмах Москвы: Вознесенском и Елоховском. Результаты замеров приведены в таблице 1, для сравнения приведены значения из сборника официальных документов по коммунальной гигиене (Республиканские санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы) [22].
Таблица 1. Уровни инфразвука в нескольких православных храмах (по данным измерений инфразвуковым детектором МАК-14и).
Название храма |
Уровни инфразвука (дБ), в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, в диапазоне 5-20 Гц |
Предельно допустимые уровни инфразвука, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц |
|
8 |
16 |
||
Иоанно-Предтеченская церковь (Борколабово, Быховский район) |
60-70 |
65 |
60 |
Вознесенская церковь (Москва) |
40-60 |
||
Елоховская церковь (Москва) |
40-60 |
||
Жилые помещения |
30-40 |
Результаты замеров свидетельствуют о том, что во всех обследованных нами церквях наблюдается уровень звукового давления, несколько превышающий фоновые показатели в обычных жилых помещениях. При этом наиболее высокие значения инфразвука отмечены в Храме Иоанна Предтечи (Борколабово).
Вспышка активности?
Казалось бы, находящаяся в некотором отдалении от монастыря Казанская церковь, уже несколько лет как перестала быть источником каких-либо упоминаний о связанных с ней паранормальных эпизодах. Однако совершенно случайно мы вышли на человека, который участвует в работах по ее реконструкции. Всего за несколько дней до нашего приезда один из рабочих (Виталий), находясь вечером на дежурстве в подсобке, услышал мощные удары в дверь. Он сразу выскочил на улицу, но там было совершенно пусто. Никогда ранее подобного не наблюдалось. Мы обследовали подсобку на предмет возможных аномалий ЭМП с помощью измерителя EMR-20, однако никаких отклонений не зафиксировали. Что это были за удары, можно только догадываться…
Заключение
В результате проведенного обследования нами не было обнаружено каких-либо существенных неоднородностей в структуре поля. Странным представляется разве что повышенные значения мощности магнитного потока и напряжённости электрического поля рядом с иконой Сергея Радонежского и Серафима Саровского. Однако зафиксированные уровни не превышают допустимые санитарные нормы. Эта икона обозначена служительницами монастыря как мироточащая. В то же время сама жидкость с мироточащей иконы нами не исследовалась, как не исследовалась она и специальными церковными комиссиями. Нами уже ранее фиксировались электромагнитные аномалии возле обновившейся иконы Николая Чудотворца в д. Ольгомель Столинского района, поэтому на эти факты стоит обратить внимание, но увязывать их с наблюдениями черных теней в храме крайне затруднительно. Никаких, даже небольших отклонений в структуре изучаемых нами полей возле Иконы Борколабовской Божьей Матери, считающейся чудотворной местночтимой святыней, нами выявлено не было.
Также мы установили, что благодаря особенностям конструкции Иоанно-Предтеченской церкви ей характерны довольно высокие показатели инфразвука, лежащие на уровне предельно допустимых значений или незначительно превышающие их. Благодаря этим особенностям храма вероятно можно объяснить чувство чужого присутствия и акустические галлюцинации, возникающие у некоторых монахинь.
Например, в опыте, проведённом Кристофером Френчем с коллегами, была сконструирована специальная камера для испытуемых, на которых воздействовал инфразвук (на частотах 15, 17, 19, 21, 23 и 25 Гц). При этом из 79 человек, только 6,3 % сообщили об отсутствии каких-либо ощущений, а около 70% рассказали о трех или более ощущениях. Среди них: 63 участника (79,7%) почувствовали головокружение или что-то странное, 39 (49,4%) сообщили о том, что как будто они сами кружатся, 29 (36,7%) рассказали об ощущении покалывания, 26 (32,9%) чувствовали, что они были где-то в другом месте, 20 (25,3%) слышали тикающий звук, 18 (22,8%) ощущали себя отдельными от тел, а 18 (22,8%) – чье-то присутствие. При этом было установлено, что ни один участник не был способен воспринимать инфразвук на уровне ниже 75 дБ [27].
Собранная информация свидетельствует в пользу того, что корни возможных аномальных эпизодов уходят к моменту основания монастыря и на протяжении долгих лет периодически проявляются на глазах у особенно восприимчивых или экзальтированных людей. Как мы уже отмечали ранее, влияние «контекстных факторов» и веры в необычное играет роль в определении того, будет ли восприниматься конкретное место как посещаемое привидением или нет.
Вероятнее также, что само место постройки было выбрано не случайно и уже тогда было отмечено «чудесами» и «знамениями», а у самих призрачных фигур и полтергейстоподобных эпизодов стаж весьма впечатляющий и идет не на десятилетия, а на века. Вот только сейчас любая паранормальная активность здесь практически угасла.
Литература
1. Археалогія і нумізматыка Беларусі: Мн.: Беларус. Энцыкл. ім.П. Броўкі, 1993. 702 c.
2. Бествицкий Ю. Монастырские тайны Барколабова // Рэспублика. 9 января 2011 г.
3. Бизюк Т. «Господь меня остановил, чтобы исцелить онкологию» // Сельская газета. 2014. 8 февраля. С. 29.
4. Болотов А., Вайтусенок В. Барколабовская обитель. Возрождение Свято-Вознесенского женского монастыря Бобруйской Епархии в деревне Барколабово. Бобруйск: Приход кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца города Бобруйска, 2009. 26 с.
5. Борисенко О. Барколабовская икона Божией Матери // Врата небесные. 2012. №6. С. 37-38.
6. Бородаченков Д. Тайна Бернардинского монастыря // Уфоком [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3860-taina-bernardinskogo-monastirya.html. 15.07.2004.
7. Борколабовский Вознесенский монастырь // Древо. Открытая православная энциклопедия. http://drevo-info.ru/articles/17352.html
8. Бутов И. С. Гольшанское привидение: разбор по косточкам // Уфоком [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-6797-golsanskoe-prividenie-razbor-po-kostochkam.html. 01.10.2013.
9. Бутов И.С. От заката до рассвета: привидение Грабовской школы // Уфоком [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-7515-prividenie-grabovskoi-shkoly.html 31.08.2014.
10. Бутов И. Разведпоездка в д. Ольгомель // Уфоком [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-4513-razvedpoezdka-v-olgomen.html 19.11.2010.
11. Гісторыка-археалагічнае вывучэнне Свята-Іаана-Прадцечанскай царквы Свята-Узнясенскага жаночага манастыра ў вёсцы Баркалабава ў 2008 годзе / І. А. Марзалюк // Религия и общество-4. С. 47-49.
12. Жудро Ф. Борколабовский свято-вознесенский женский монастырь // Могилевские епархиальные ведомости. №12. 15 июня 1906.
13. Куляшоў В.Ф. Таямницы i паданнi Баркалабаўскага краю. Залахвенне, 2013. 62 с.
14. Марзалюк I.А. Гісторыка-археалагічнае вывучэнне Свята-Іаана-Прадцечанскай царквы Свята-Узнясенскага жаночага манастыра ў вёсцы Баркалабава ў 2008 годзе / І. А. Марзалюк // Религия и общество-4. С. 47-49.
15. Матвеев В. Игры разума // Республика. №199 (3889). 22 октября 2005.
16. Машинская С. Всевышний в трубе // Известия. 12 сентября 2003.
17. Менделева И. Загадки старого монастыря // Беларусь сегодня. 13 марта 2013 г.
18. Могилевские Губернские Ведомости. 1847. №28.
19. Полное собрание русских летописей. Т. 32. М., 1975. С. 174-192.
20. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 декабря 2013 г. №121.
21. Редько И. Как устроен храм: акустика и место для хора // Нескучный сад. №6 (41). 2009.
22. Сборник официальных документов по коммунальной гигиене / Министерство здравоохранения Республики Беларусь (Республиканские санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы). Минск: РЦГЭиОЗ МЗ РБ, 2005.
23. Теория невероятности. Привидения // ОРТ (Москва). 04 июня 2005.
24. Таинственный свет // Могилевская правда. 13 февраля 2004. С. 13.
25. Хмелевская И. Свет на куполах // Днепровская неделя [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.mogpravda.by/ru/issues/?art_id=2311. Дата доступа: 17.03.15.
26. Юсупова Е. Звук в храме // Живая вода. №3, 2012.
27. Christopher C. Frencha, Usman Haqueb, Rosie Bunton-Stasyshyna and Rob Davisa. The «Haunt» project: An attempt to build a «haunted» room by manipulating complex electromagnetic fields and infrasound // cortex 45 (2009) 619–629.
Выражаем благодарность игуменьям Свято-вознесенского женского монастыря за всестороннюю помощь в проведении наших исследований, а также археологу Людмиле Владимировне Дучиц за ценные консультации в ходе подготовке этого материала.